Главная передача служит для увеличения, подводимого к ней крутящего момента и передачи его через дифференциал на полуоси. Главные передачи представляют собой зубчатые редукторы. Главная передача состоит из зубчатых колес со спиральными зубьями. В такой передаче крутящий момент передается от карданной передачи на ведущую шестерню, а от неё - на ведомое колесо, которое через специальный механизм (дифференциал) и полуоси передает вращение на ведущие колеса автомобиля. При контрольном осмотре перед, выездом из парка проверяется отсутствие подтекания масла из картеров мостов, а при осмотре в пути, кроме того, проверяется на ощупь нагрев редукторов мостов. Во время движения следует обращать внимание на бесшумность их работы. При ежедневном обслуживании производится очистка мостов от грязи, пыли, снега, а также их мойка. При ТО-1 проверяют крепление фланцев полуосей, прочищают сапуны и вентиляционное трубки, проверяют и при необходимости поводят до нормы уровень масла в картерах мостов и в корпусах поворотных кулаков. При ТО-2 производят подтяжку болтов крепления редукторов мостов и заменяют смазку (там, где подошли сроки). На автомобилях КамАЗ-4350 и Урал-4320 масло меняют через ТО-2.
Правила пользования салидоло-нагнетательными и маслораздаточным баком.
Смазочное оборудование в зависимости от механизма привода бывает электрического, пневматического или механического типов. Оборудование предназначено для подачи жидких смазочных материалов (моторных и трансмиссионных). Электромеханический солидолонагнетатель служит для механизированной смазки подшипников машин смазкой через пресс-масленки. Перед пуском солидолонагнетателя в работу в картер механизма передачи заливают маловязкое масло. Бункер заполняют солидолом вручную лопаткой. При низкой температуре окружающего воздуха и при нагнетании чрезмерно густой смазки бункер заполняют не менее, чем на половину емкости. Иначе смазка зависает на стенках бункера, шнеке и рыхлителе и не попадает в насос. В холодное время солидолонагнетатели можно использовать только в отапливаемом закрытом помещении, так как смазка застывает в раздаточном рукаве, бункере и не подается к пистолету. Чтобы исключить возможность попадания воздуха в систему, не допускают расход солидола из бункера ниже верхнего торца шнека. Регулярно нужно промывать фильтр солидолонагнетателя в керосине. При заправке свежим солидолом следят за чистотой смазки и не допускают попадания в бункер песка, бумаги, волокон ткани, щепок и т.д.
Маслораздаточный бак предназначен для заправки маслом картеров автомобилей. Основными его узлами являются емкость для масла, насос (ручной или с пневматическим приводом), раздаточный рукав с краном. Для заполнения картера автомобиля маслом наконечник шлангамаслораздаточного бака вставляют в наливное отверстие картера, включают кран, и под действием насоса масло поступает в картер.
3. Меры по противопожарной безопасности, правила тушения пожара на транспортном средстве.Чтобы предупредить возникновение пожаров, надо соблюдать следующие правила:
нельзя курить и разводить огонь около мест заправки, пользоваться отрытым огнем при проверке наличия топлива в бочках и баках, отвертывать пробки у металлических бочек из-под бензина ударами металлических предметов;
масло и топливо, попавшие на поверхность автомобиля, надо удалять ветошью, а промасленную ветошь складывать в металлические ящики с крышками;
необходимо периодически осматривать состояние электропроводки и электрооборудования, так как электрическая искра может быть причиной пожара. Если воспламенится электрическая проводка из-за короткого замыкания, то нужно немедленно выключить потребители тока или разъединить электропроводку, а потом тушить огонь обычными способами;
запрещается в холодное время года подогревать двигатель открытым пламенем;
в случае воспламенения нефтепродуктов пламя тушат огнетушителем, засыпают землей или песком, прикрывают брезентом, войлоком. Запрещается тушить загоревшиеся нефтепродукты водой, так как они всплывают на поверхность и, окруженные свежим воздухом, горят еще сильнее;
при эксплуатации газобаллонных автомобилей следует помнить, что сжиженные газы обладают повышенными по сравнению с жидкими топливами пожаро- и взрывоопасными свойствами.
4.Порядок выполнения норматива № 10-В (провести ЕТО).
Билет 20
1. Назначение, устройство и работа системы охлаждения автомобиля.Система охлаждения служит для отвода теплоты от нагретых деталей и поддержания нормального температурного режима работающего двигателя, что достигается искусственным охлаждением с помощью жидкости (жидкостное охлаждение). Для нормальной работы двигателя температура охлаждающей жидкости должна быть 80... 95 °С. Жидкостная система охлаждения включает в себя жидкостный насоси вентилятор, радиатор, рубашки охлаждения, выполненные в блоке цилиндров и в головке,а также вспомогательные устройства (термостат, соединительные шланги, краники ислива, термометр). Во время работы двигателя принудительная циркуляция воды в системе охлаждения создается центробежным жидкостным насосом, который забирает воду из нижнего бака радиатора и нагнетает ее под давлением в водяную рубашку, где она охлаждает стенки цилиндров. Далее вода направляется через отверстия и каналы в водяную рубашку головки цилиндров. В холодном двигателе вода направляется термостатом из водяной рубашки к жидкостному насосу (по малому кругу), минуя радиатор, а в прогретом — в верхний бак радиатора(по большому кругу). Термостаты предназначены для ускорения прогрева холодного двигателя и автоматического регулирования температуры охлаждающей жидкости. Термостаты размещены в коробке, закрепленной на переднем торце правого ряда цилиндров. В зависимости от теплового состояния двигателя циркуляция жидкости в системе происходит по большому или малому кругу. При нормальном тепловом режиме работы двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по большому кругу. При этом клапан термостата открыт, и жидкость через патрубок подаётся к верхнему бачку радиатора, откуда по трубкам радиатора она поступает в нижний бачек. Жидкость, проходящая через радиатор, охлаждается воздухом, подаваемым под напором вентилятором, и потоком воздуха, возникающего при движении автомобиля и регулируемым при помощи жалюзи. Охлажденная жидкость через нижний патрубок радиатора подается снова к насосу и далее в рубашку охлаждения блока и головки цилиндров. При пуске и работе непрогретого двигателя, когда температура охлаждающей жидкости ниже 72°С, ее циркуляция происходит по малому кругу. В этом случае жидкость не поступает в радиатор, так как клапан термостата закрыт, а проходит по рубашке блока и головкам цилиндров и через перепускной канал, снова поступает к насосу, обеспечивая тем самым быстрый прогрев холодного двигателя. По мере повышения температуры охлаждающей жидкости клапан термостата открывается, и она начинает циркулировать по большому кругу.
На изучаемых двигателях применяют закрытую систему охлаждения, которая характеризуется тем, что радиатор герметически закрыт, только при повышенном или пониженном давлении открывается паровоздушный клапан, смонтированный в пробке радиатора. В закрытой системе охлаждения уменьшается потеря жидкости в процессе испарения.
|