Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часто III. Семо этапов исследования с помощью интервьюВрезка 14.1 Проведение исследования с мыслью о финальном отчете 1. Выбор темы. Чем раньше и чем яснее исследователь сможет представить себе конечный результат своего исследования — историю, которую он хотел бы рассказать, — тем легче будет писать отчет. 2. Планирование. В качестве основы методических разделов будущего отчета ведите постоянные записи процедур планирования. При планировании исследования представляйте себе окончательную форму опубликованных интервью, включая этические условия получения от респондента информированного согласия с учетом возможности дальнейшего опубликования рассказов интервьюируемого. Этический идеал требует, чтобы исследователь способствовал улучшению жизненной ситуации человека. С этой точки зрения сообщение результатов общественности (как научной, так и широкому читателю) приобретает первостепенное значение. 3. Собственно интервью. Идеальное интервью можно передавать читателю в той форме, в которой оно пребывает после выключения диктофона. 4. Расшифровка. Во время расшифровки стоит держать в голове, что интервью, подлежащие публикации, должны быть читабельны, при этом нужно помнить и о защите конфиденциальности респондента. 5. Анализ. При нарративном анализе процессы анализа интервью и написания отчета сливаются и воплощаются в историю, которую нужно рассказать читателю. При других формах анализа также следует помнить о представлении результатов, и анализ интервью тоже встраивается в описание результатов. 6. Верификация. Если валидизацию понимать как коммуникацию и действие, то, как написан отчет об исследовании, становится ключевым вопросом. 7. Написание отчета. Если с самого начала исследования работать на составление финального отчета, то должно получиться читабельное, методологически обоснованное, интересное изложение результатов. может произвести гораздо большее впечатление общение лицом к лииУ. возможно, сопровождающееся несколькими страницами отчета об основных итогах исследования. Что касается маркетинговых исследований, было установлено, что ме неджеры низшего звена часто желают получить множество количестве Глава 14. Работа над отчетом ___ ных данных, чтобы обосновать свои решения и, таким образом, получить алиби на случай, если дела пойдут плохо. Менеджеры высшего уровня ответственные за будущее компании, чаще предпочитают качественные методы с новыми творческими интерпретациями: «Те, кто действительно хочет извлечь из работы пользу, решить конкретные вопросы, больше склонны учитывать качественные исследования, тогда как те, кто занят поисками алиби, выбирают количественные» (Osiatinsky, 1976. Р. 58). Близость исследовательских интервью к обычной жизни с ее живыми описаниями и захватывающими повествованиями делает отчеты об интервью потенциально интересными для широкой публики. В некоторых случаях это может привести к конфликту между требованиями научной общественности и широкой публики, между представлением результатов в научной документально обоснованной и контролируемой форме и иллюстративным, развлекательным подходом. Эту дилемму — представлять ли захватывающие рассказы или формальное обоснование метода и результатов — можно проиллюстрировать отчетами, составленными для совершенно разных мест: для художественной галереи и для суда. В искусстве самое важное — конечный продукт (картина, скульптура), а не методы и процесс достижения этого результата. Техника рисования может быть интересна коллегам-художникам и искусствоведам, но сама по себе она не может быть причиной того, что на произведение искусства обращают серьезное внимание. Картина несет послание, она убеждает своей экспрессией и стилем. В литературе содержание и форма шекспировских драм до сих пор волнует нас, хотя очень мало известно о прообразах героев драмы или о приемах письма, которые использовал Шекспир. Напротив, в отчете для суда, составленном психологом на основании интервью о случае насилия над детьми, стиль и ораторские приемы не имеют принципиального значения. Предполагается, что будет интенсивный перекрестный допрос со стороны обвинения и защиты, и они будут стараться отыскать слабые места в интервью и интерпретациях. Все процедуры проведения интервью будут очень пристально изучаться, и будут предприняты попытки поставить под сомнение надежность свидетелей, форму опроса (например, влияние наводящих вопросов) и логику сделанных ин-Терпретаций. В идеале, отчет об интервью должен отвечать требованиям как художественной выразительности, так и перекрестной проверки в зале суда. Преж-* чем обратиться к возможным способам улучшить отчет об интервью в с°ответствии с научным критерием точности и художественным критери-м изящества, рассмотрим некоторые этические вопросы, связанные с пуб-лйкацией интервью. Часть 111. Семь этапов исследований с помощью интервью Гпава 14. Работа над отчетом Этика написания отчета Публикация исследовательского отчета поднимает нравственные проблемы, связанные с тем, какой эффект он может произвести. Психологические исследования в идеале должны одновременно давать научные знания и улучшать условия жизни человека (см. главу 6). Для этого нужно, чтобы форма передачи результатов одновременно была научной и читабельной для тех, кто, возможно, будет использовать эти знания. Публикация данных должна соответствовать этическим принципам информированного согласия, конфиденциальности и учета возможных последствий. Информированное согласие. Как уже обсуждалось ранее, необходимо еще перед интервью позаботиться о том, чтобы совершенно недвусмысленно обсудить с респондентом дальнейшее использование и возможную публикацию его интервью, причем лучше всего составить об этом письменное соглашение (глава 6, «Этические принципы»; глава 8, «Этика интервьюирования»). Конфиденциальность. Чтобы защитить частную жизнь собеседника, при публикации результатов используются псевдонимы и иногда изменяются приметы респондента. Для этого требуется изменить формальные признаки, не производя принципиальных изменений смысла. Следует отметить, что маскировка респондентов не лишена некоторого риска. Примером маскировки, вводящей в заблуждение, может служить исследовательское интервью по поводу адаптации эмигрантов к датской культуре. По совету консультанта (это был я) студентка изменила не только имена, но и национальности эмигрантов, которых интервьюировала и чьи интервью потом цитировала в дипломной работе. Рецензент отметил существенный недостаток понимания в дипломном анализе социальной и психологической ситуации эмигрантов из Чили. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что «чилийские» эмигранты на самом деле были из Польши. Студентка, сама будучи из эмигрантов, не учла, что в 1970-е годы польские эмигранты в Дании были, как правило, ярыми антикоммунистами, а чилийские — столь же ярыми социалистами или коммунистами. Изменение имен и национальности существенно повлияло на смысл соди альной ситуации и идентичности респондентов, причем настолько, чт некоторые интерпретации оказались просто бессмысленными. Пример п казывает, что спрятать информацию, принципиально не искажая ее смь ла, — это проблема, решение которой требует хорошего знания исслеДУ мого явления. Проблемам охраны частной жизни респондента на стадии написания отчета в качественном исследовании специально посвящена работа Ч. Глес-на и Э. Пешкина (Glesne, Peshkin, 1992), которые упоминают несколько широко известных (в общественных науках) исследований, в которых, несмотря на использование псевдонимов и тому подобного, репортеры, а также другие люди, смогли вычислить реальных действующих лиц. Гораздо легче решать вопросы конфиденциальности с теми респондентами, которые не хотят сохранять анонимность: они настолько заинтересованы в проекте, что хотят отвечать за свои высказывания под собственными именами. Учет последствий. Исследователю бывает весьма сложно учесть последствия отчета об интервью. Стоит упомянуть одно из неожиданных последствий исследования об оценках. Учитель французского, который получил копию главы с результатами его интервью, позвонил мне и попросил не использовать его высказывания в моей книге. В старших классах французский язык — предмет непопулярный среди очень многих учеников. Учитель очень остро это осознавал и красочно рассказывал, как он использует оценки, чтобы заставить школьников учить французский. Его высказывания прекрасно иллюстрировали использование оценок в качестве инструмента мотивации и были бы очень понятны читателям. Однако ко времени опубликования книги в Дании развернулась широкая дискуссия о целесообразности сохранения французского языка как предмета в старшей школе. Теперь учитель испугался, что его описание использования оценок как стимула для учеников учить непопулярный французский может быть использовано в публичных дебатах как аргумент за исключение французского языка из списка школьных предметов. Отрицательные последствия не затрагивали напрямую самого учителя, но касались его профессии, то есть имиджа французского языка как школьного предмета. Я согласился с его просьбой и заменил в его высказываниях «французский» на «английский» — в результате они потеряли часть своей выразительности. Конечно, не все решения об изменении отчета из-за предполагаемых последствий принимаются так просто. Глесн и Пешкин ставят вопрос в общем: «Какие обязательства берет на себя исследователь по отношению к участникам исследования, публикуя результаты? Если анализ исследователя отличается от того, что думает по этому поводу респондент, то что нужно публиковать: одно мнение, оба или ни одного? Даже если сам респондент склонен соглашаться с нелестными характеристиками некоторых аспектов сообщества, к которому он принадлежит, то должен ли исследователь делать эту информацию публичной?» (Glesne, Peshkin, 1992). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |