Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






А ТАКЖЕ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ВОДОЕМОВ, ВХОДЯЩИХ В СИСТЕМУ ЕГО ВОДОСБОРА




 

Магомедов Т.Т.

Россия, г. Улан-Удэ

 

В 1996 году в результате многолетних дискуссий ЮНЕСКО по ходатайству Правительства Российской Федерации включило озеро Байкал в список Участков Мирового природного наследия. Этим государство взяло на себя обязательство сохранить уникальную экосистему озера Байкал перед мировым сообществом.

Принятие в 1999 году федерального закона «Об охране озера Байкал», являющегося до настоящего времени единственным региональным природоохранным законом федерального уровня, нацеленным на охрану конкретно взятого природного объекта, было направлено на регламентацию особенностей хозяйственной деятельности в бассейне озера Байкал, ограничении определенных видов деятельности, способных привести к загрязнению ценнейшего озера планеты.

Вместе с тем, до настоящего времени отсутствие ряда законов и подзаконных актов не позволяет в полной мере осуществлять надлежащую охрану озера Байкал, исходя из специфики и уникальности природного объекта.

Так, до настоящего времени не определен правовой статус населенных пунктов, расположенных в Центральной экологической зоне, градостроительные требования к их застройке.

30 августа 2001 г. Постановлением Правительства Российской Федерации № 643 утвержден перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне озера Байкал. 27 ноября 2006 г. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 27 ноября 2006 г. № 1641-р определены границы Центральной экологической зоны Байкала.

Вместе с тем, до настоящего времени не определены особенности природопользования в буферной зоне озера Байкал, включающей в себя основную часть водозабора озера. В результате выдачи договоров на куплю-продажу и аренду лесных насаждений в водоохранных зонах, а также в истоках ручьев, ключей, рек, составляющих водозабор озера Байкал, происходит деградация данных водоемов, нарушение баланса поступающей воды в экосистеме озера.

Отмечается необходимость детального регламентирования вопросов недропользования, лесопользования в водоохранных зонах рек, входящих в водозабор озера Байкал и находящихся вне пределов Центральной экологической зоны. Особое внимание необходимо уделить вопросу законодательного регулирования вопросов недропользования в Монголии.

Актуальной является проблема трансграничного загрязнения р. Селенги, являющейся основным притоком озера Байкал со стороны республики Монголии, на территории которой повсеместно производится добыча золота, сопряженная с интенсивными загрязнением водоема. Значительная часть загрязняющих веществ поступает в озеро Байкал со стороны Забайкальского края через реки Чикой и Хилок, являющихся основными притоками Селенги. Определенный вклад в загрязнение озера вносят предприятия Иркутской области.



Так, в водоохранной зоне р. Селенга активно осуществляется незаконная добыча золота с использованием активной ртути. Попадание ртути в бассейн озера Байкал может повлечь возникновение ряда экологических катастроф, в том числе на территории Российской Федерации. Принимаемые меры по запрету использования ртути при добыче золота со стороны Министерства природных ресурсов и экологии МНР носят декларативный характер, так как не подкреплены реальным механизмом контроля за исполнением указанного запрета. В Монголии отсутствуют органы контроля, осуществляющие полномочия в сфере экологии, в частности, на трансграничных водных объектах (р. Селенга, р. Кяхтинка и др.)

С момента издания федерального закона и до настоящего времени не определены границы водоохранной зоны Байкала. Отсутствие соответствующего Постановления Правительства РФ влечет возникновение ряда правовых коллизий при решении вопроса о законности возведения зданий и сооружений на побережье озера, осуществлении хозяйственной деятельности.

Значительную обеспокоенность представляет вопрос разработки месторождений в водоохранных зонах рек, входящих в водозабор озера Байкал и находящихся вне пределов Центральной экологической зоны, то есть в буферной зоне. Не определен правовой статус данной зоны и соответствующие ограничения природопользования.

В перечень видов деятельности, запрещенных в Центральной экологической зоне озера Байкал, включено размещение рекреационных объектов, временных палаточных городков, туристских стоянок и транзитного транспорта за пределами рекреационных территорий, предусмотренных комплексной схемой охраны и использования природных ресурсов Байкальской природной территории.

В настоящее время согласованы Положения о рекреационных местностях местного значения «Лемасово», «Байкальский Прибой - Култушная» Кабанского района, «Баргузинское побережье Байкала» Баргузинского района, «озеро Щучье» Селенгинского района, «Северобайкальская» Северобайкальского района.

Вместе с тем, в настоящее время создана и реально функционирует лишь одна рекреационная местность - «Озеро Щучье». В связи с непринятием органами местного самоуправления мер по реализации нормативно-правовых актов Правительства республики, Министерством природных ресурсов РБ инициирован вопрос о переводе местностей «Байкальский прибой-Култушная» и «Лемасово» на региональный уровень с подчинением их ГУ «Бурприрода».

Отсутствие регулирования туризма на побережье Байкала ежегодно влечет образование множества несанкционированных свалок, нарушения санитарно-эпидемиологических правил и правил пожарной безопасности, совершение преступлений против имущества и личности.

До настоящего времени субъектом не принят закон, регулирующий вопросы экологического образования. В республике отсутствуют информационные программы, направленные на пропаганду значимости Байкала и необходимости охраны уникального природного объекта.

Таким образом, законодательного регулирования требует проведение мониторинга исследований водных объектов на границах указанных субъектов Российской Федерации.

До настоящего времени отсутствует законодательное разграничение полномочий между Правительством Российской Федерации, субъектами Российской Федерации на Байкальской природной территории и органами местного самоуправления.

Кроме того, статья 24 Федерального закона предусматривает административную ответственность за нарушения требований закона. Вместе с тем, Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях ответственность за нарушения ФЗ «Об охране озера Байкал» не предусмотрена.

Имеющиеся пробелы в законодательстве не позволяют в полной мере добиться достижения цели закона – особой охраны участка мирового наследия и повышения эффективности в работе контролирующих и правоохранительных органов.

Прокуратурой республики Генеральному прокурору РФ направлена информация о наличии проблем нормативного регулирования исполнения ФЗ «Об охране озера Байкал» на федеральном уровне. Генеральной прокуратурой данная информация принята к сведению, письмо о наличии существенных пробелов в законодательстве и необходимости их устранения направлено Министру природных ресурсов Российской Федерации.

На Байкальской природной территории отсутствует единый орган государственного управления, полномочный рассматривать вопросы организации охраны озера Байкал на межрегиональном уровне.

Изложенное свидетельствует о необходимости совершенствования нормативно-правового регулирования охраны озера Байкал, активизации органов контроля и надзора, необходимости осуществления проверок соблюдения природоохранного законодательства через призму охраны озера Байкал. Возникающие проблемы необходимо решать комплексно, при взаимодействии всех участников экологических правоотношений.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08; просмотров: 478

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...