Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 7. УПРАВЛЕНческое прогнозирование
Функция управленческого прогнозирования ориентирована на предвидение будущего, на выработку научно обоснованных прогнозов, каждый из которых может стать управленческим решением. Управленческие прогнозы разрабатываются на основе информации, полученной в ходе реализации функции анализа.
Управленческий прогноз: понятие, задачи, функции И принципы осуществления
Прогнозирование – это процесс формирования прогнозов на основе анализа тенденций и перспектив развития объекта и процессов. Прогноз – это вероятностное суждение о состоянии объекта в определенный момент времени в будущем и (или) об альтернативных путях достижения этого состояния[56]. Прогнозный фон – совокупность внешних по отношению к объекту прогнозирования условий существенных для решения задачи прогнозирования. По своей роли в управлении, по своеобразию содержания, по наличию особых форм и методов реализации прогнозирование очень специфично, играет важную самостоятельную роль в управлении. Прогнозирование максимально значимо и развертывается наиболее интенсивно при определении целей организации и в особенности при переходе от цели к этапу разработки планов деятельности организации. Тем самым оно выполняет роль связующего звена, своеобразного «мостка» между функциями анализа, решения и планирования. К основным задачам прогнозирования относятся[57]: • разработка прогноза рыночной потребности в каждом конкретном виде потребительной стоимости в соответствии с результатами маркетинговых исследований; • выявление основных экономических, социальных и научно-технических тенденций, оказывающих влияние на потребность в тех или иных видах полезного эффекта; • выбор показателей, оказывающих существенное влияние на величину полезного эффекта прогнозируемой продукции в условиях рынка; • выбор метода прогнозирования и периода упреждения прогноза; • прогнозирование показателей качества новой продукции во времени с учетом влияющих на них факторов; • прогноз организационно-технического уровня производства по стадиям жизненного цикла продукции; • оптимизация прогнозных показателей качества по критерию максимального полезного эффекта при минимальных совокупных затратах за жизненный цикл продукции; • обоснование экономической целесообразности разработки новой или повышения качества и эффективности выпускаемой продукции исходя из наличных ресурсов и приоритетов. Управленческое прогнозирование в системе менеджмента выполняет три основные функции: • ориентирующая (выборочный подход собираемой информации и определение реальных оптимальных направлений деятельности управленческой структуры); • нормативная (предохранение управленческой структуры от возможного субъективизма при помощи ограничительных норм, показателей, стандартов и т. д.); • предупредительная (выявление возможных отклонений в жизнедеятельности организации, причин этих отклонений и предложение путей по их возможному погашению). Принципы управленческого прогнозирования: • вариативность (разработка под каждую возможную задачу своего варианта прогноза); • непрерывность (необходимость непрерывной корректировки прогнозов по мере конденсации релевантной информации); • верификация (подтверждение истинности прогнозов опытным путем); • рентабельность (экономический эффект от использования прогноза должен превышать затраты на его разработку); • согласованность (для создания реальных прогностических моделей необходимо согласование различных типов прогнозов) и др. Основные этапы разработки прогнозов: 1 этап – разработка цели и задач прогнозирования, выбор способов и средств осуществления, обозначение путей; 2 этап – построение базовой и альтернативных моделей прогнозируемого объекта; 3 этап – сбор данных прогнозного фона; 4 этап – построение динамических рядов показателей для отслеживания продвижения объекта к намеченной модели; 5 этап – оценка достоверности и точности прогнозов; 6 этап – выработка практических рекомендаций. Основным объектом прогнозирования является внешняя среда организации, чем и обусловливается существование данной функции. Необходимость адаптации к меняющейся внешней среде требует своевременного прогнозирования этих изменений.
Типы управленческих прогнозов
Основания типологизации управленческих прогнозов (рис. 7.1): • по объекту прогнозирования выделяются: ○ экономические прогнозы (используются для предсказания общего состояния экономики или состояния конкретной организации); ○ технологические прогнозы (предсказание разработки новых технологий будущего, сроков разработки, экономических последствий внедрения); ○ сбытовые прогнозы (предсказание всего спектра проблем, возникающих в связи с реализацией производимой продукции); ○ социальные прогнозы (предсказание изменений в социальных установках людей и состояния общества в целом); ○ конкурентные прогнозы (предсказание возможных изменений стратегии и тактики конкурентов) и др.; • по времени упреждения выделяются: ○ оперативные; ○ краткосрочные; ○ среднесрочные; ○ долгосрочные прогнозы (сроки вырабатываются в зависимости от стратегических целей организаций);
Рис. 7.1. Типы управленческих прогнозов • по охвату явлений выделяются: ○ частные; ○ комплексные; • по соотношению с различными формами управления выделяются: ○ целевые прогнозы (ориентированы на максимальную оптимальность); ○ плановые прогнозы (ориентированы на наиболее целесообразные ограничители и прогноз возможных последствий от их учета); ○ программные (ориентированы на выявление основных тактических этапов и сроков их достижения); ○ проектные (ориентированы на выбор из многообразия наиболее перспективного) прогнозы. Наибольшее распространение получила классификация прогнозов по цели, которая позволяет выделять: • поисковые прогнозы (предсказание состояния системы или процесса в будущем, основанное на тенденциях настоящего развития), • нормативные прогнозы (предсказание состояния системы или процесса в будущем, основанное на неизменных нормативах). Конечным продуктом управленческого прогнозирования являются плановые предположения (вся совокупность условий, факторов, обстоятельств, в которых будут реализовываться планы организации), которые ориентированы на внешнюю и внутреннюю среду. Структура среды достаточно обширна и сложна (рис. 7.2)[58], что в конечном итоге влияет на структуру плановых предположений.
Рис. 7.2. Структура внешней и внутренней среды организации Плановые предположения – это результат прогнозирования, его конечный продукт. Структура плановых предположений включает: • локальные; • глобальные; • детерминистские; • стохастические; • синтетические; • качественные; • количественные; • полуконтролируемые; • неконтролируемые; • контролируемые; • первичные; • вторичные; • краткосрочные; • среднесрочные; • долгосрочные; • о результатах; • о состоянии среды и др. (рис. 7.3).
Рис. 7.3. Структура плановых предположений |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |