Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Базисные потребности общества и человека
• мягкая регламентация, так как процесс самоуправления не может быть жестко регламентированным законодательными актами и положениями организации, самоуправление основано на субъективизме активного персонала, а в случае жесткой регламентации самоуправление вырождается в обычное управление с потерей ряда активизирующих потребностей и интересов; • руководящая роль представительных органов; • выбор основного, первоочередного звена, главного направления деятельности; • совместные согласованные действия (предполагает согласованную ответственность каждого должностного лица за порученное дело); • демократический централизм: ° обязательность решений вышестоящих органов для нижестоящих (нарушение или вульгарное представление хотя бы одного из направлений трансформации цели может привести к проявлению субъективизма в руководстве или узковедомственного, местнического подхода к решению поставленных задач); ° централизация постановки и формулировки стратегических целей в рамках конституционной законности; ° сочетание коллегиальности с индивидуальной ответст-венностью; ° соблюдение гибкости внутриорганизационной и внеорганизационной политики, обеспечивающей неукоснительное исполнение согласованного плана действий; ° единоначалие; ° концентрация усилий на слабых звеньях и критических путях достижения целей в процессе управления; ° организационное построение административного аппарата и производственного конвейера; ° широкое участие рядовых сотрудников в процессах управления, проявление местного почина, инициативы, творческого поиска разнообразных путей, приемов и средств достижения намечаемых целей. Централизм в организации и управлении воздействует на структуру взаимосвязанных административных органов и оргподразделений, обеспечивая при их формировании или реорганизации единство в основном и существенном, не исключая развития творческой местной инициативы в поисках целесообразных организационно-технических форм их построения. Соотношение централизации и самостоятельности мест корректируется при этом так, чтобы общеорганизационные вопросы решались в административных органах с обязательным учетом мнения оргподразделений и рядовых сотрудников, а вопросы локального значения – на местах в рамках компетенции оргподразделений и ограничений административных органов. Соблюдение принципа демократического централизма исключает, с одной стороны, «насаждение» шаблонной организационной структуры и системы делегирования полномочий сверху, а с другой – сепаратизм и местнический подход к их формированию в конкретных условиях. Самым важным условием успешного функционирования системы самоуправления в организации является самостоятельность оргподразделений и рядовых сотрудников, которая предполагает ответственность за свои действия и выражает высший уровень зрелости работника. Способность к максимальному вкладу в дела организации зависит от добровольного и раскованного проявления инициативы. Под инициативными работниками следует понимать тех, кто умеет творчески подходить к делу (находчиво и оперативно использовать обстоятельства, выбрать наилучший способ достижения цели), способен самостоятельно находить выход из сложившейся ситуации, а также давать встречные предложения, направленные на улучшение работы[30]. Наиболее полное проявление самостоятельности и инициативы может произойти лишь вследствие делегирования подчиненным задач или деятельности вместе с полномочиями из сферы действий руководителя, а также при широком вовлечении подчиненных в процесс принятия решений (партиципативное управление), что стимулирует активную вовлеченность в реализацию принятых решений. С целью более полного использования интеллектуального потенциала и личного вклада каждого сотрудника в достижение общих целей организации менеджеры должны учитывать и использовать правила стимулирования инициативы подчиненных: • принятие на себя личной ответственности за создание организационного климата, где бы поощрялись нововведения с тем, чтобы активность сотрудников проявлялась при условии личной уверенности и заинтересованности руководителя в стимулировании инициативы; • постоянно искать новые формы организации труда, стремясь максимизировать творческое взаимодействие между сотрудниками; • четкая, понятная и наглядная формулировка вопросов и проблем, требующих решения, на вверенном участке; • научить своих подчиненных большей восприимчивости к новым идеям и передовому опыту; • изучать и учитывать индивидуальные особенности своих подчиненных, искать, поддерживать и стимулировать способные к творчеству личности; • поручение своим сотрудникам такой работы, выполнение которой вызвало бы в них чувство профессионального и личного удовлетворения; • поручение своим сотрудникам такой работы, выполнение которой потребует от них чуть больше профессионализма, чем тот, который они уже успели проявить; • изначально формулировать проблему широко, чтобы дать возможность максимальному полету фантазии своих сотрудников; • позаботиться о том, чтобы подчиненные имели доступ к необходимым ресурсам, информации, экспертному мнению, которые им могут потребоваться при творческом решении проблемы; • приучать себя и других не отвергать идею сразу, а искать в ней рациональное зерно; • всегда давать понять, что если идея не принята или не разрабатывается, это не значит, что она окончательно пропала; • заслужить репутацию умного и изобретательного человека, а не просто формального начальника; • создавать условия для немедленного воплощения инициативы, идей, предложений в конкретные дела; • поощрять и развивать инициативу подчиненных, сделать стимулирование творческой инициативы важнейшей частью всей работы. Развитие инициативы и самостоятельности подчиненных позволяет обеспечить безусловное выполнение стоящих перед коллективом задач и показателей работы и достичь профессионального и личного удовлетворения работников за счет повышения творческой содержательности труда. Именно этим можно объяснить стремление менеджеров к предпринимательскому управлению. По существу, предприниматель никому не подчинен, над ним нет вышестоящих начальников, он сам управляет своим делом и сотрудниками на свой «страх и риск». Естественно, он подотчетен специальным органам государства, осуществляющим надзор и контроль. С точки зрения предпринимателя, такое управление в большей степени есть самоуправление. Такая тенденция заставляет руководителей организаций допускать бутлегерство,т. е. разрешать, подталкивать, провоцировать и поддерживать у сотрудников стремление часть рабочего времени использовать для реализации своих «предпринимательских» интересов. Значение самоуправления повышается по мере и по степени погружения организации в рыночные взаимоотношения – бюджетные организации в наименьшей степени нуждаются в системе самоуправления, субъекты хозяйствования и коммерческие фирмы в наибольшей степени нуждаются в системе самоуправления, так как они должны сами «думать» по более широкому кругу вопросов своей деятельности, выбирать в зависимости от конкретных условий ее приоритетные направления и сами принимать решения по организации коммерческой, предпринимательской, производственно-хозяй-ственной деятельности, не ожидая «подсказок» или прямых указаний «сверху», со стороны вышестоящих и/или центральных органов государственного управления. В условиях хозяйственной независимости сопротивление административных органов созданию системы самоуправления приведет только к одному – банкротству фирмы. Виды самоуправления[31]: • индивидуальное самоуправление – это управление собой, способность именно к такому самоуправлению детерминирует возможность быть как неформальным лидером, так и профессиональным управляющим, так как кто не может управлять собой, тот не сможет управлять и другими; • групповое самоуправление: ° кооперационное самоуправление – может быть достигнуто на основе внутренней дисциплины, консенсуса и консолидации, к которым члены коллектива приходят самостоятельно или под влиянием лидера; ° конфронтационное самоуправление – когда управление не учитывает интересы и особенности самоуправляемой подсистемы, согласованность не достигается, то самоуправление может противостоять управлению; • профессиональное самоуправление – возникает вследствие иерархичности и реализуется администрацией; • общественное самоуправление – возникает вследствие демократичности, осуществляется общественными органами и/или организациями: ° общественное самоуправление,реализуемое трудовыми коллективами государственных предприятий, объединений и организаций, действующими в управлении на общественных началах; ° общественное самоуправление,реализуемое инициативными группами граждан по месту жительства; ° общественное самоуправление,реализуемое учредителями и членами всякого рода инициативных образований общественных организаций, ассоциаций, творческих союзов, фондов и т. п.; • политическое самоуправление – реализуетсяполитической организацией; • экономическое самоуправление – реализуетсякоммерческой организацией; • непосредственное самоуправление – субъект самостоятельно принимает решение, обязательное для исполнения им самим; • представительное самоуправление – принятие решения опосредуется через действия других лиц, физических и/или юридических, представляющих интересы полномочного субъекта, делегировавшего им определенные права и ответственность – выборные органы, как административные (старосты, начальники, члены, правлений и др.), так и общественные (делегаты, члены наблюдательных советов, участники конференций, собраний представителей, депутаты и т. п.), образованные хотя бы для разового представительства. Вопросы для самопроверки
1. Дайте развернутое определение понятия «самоуправление». 2. Охарактеризуйте отличительные признаки наличия самоуправления в организации. 3. Назовите условия создания системы самоуправления. 4. Охарактеризуйте концептуальную модель самоуправления. 5. Охарактеризуйте принципы самоуправления. 6. Назовите и охарактеризуйте правила стимулирования инициативы подчиненных. 7. Назовите и охарактеризуйте виды самоуправления.
Список литературы
1. Баранников, А. Ф. Теория организации: учебник / А. Ф. Баранников. – М., 2004. 2. Виханский, О. С. Менеджмент: учебник / О. С. Виханский, А. И. Наумов. – М., 2002. 3. Калигин, Н. А. Принципы организационного управления / Н. А. Калигин. – М., 2003. 4. Латфуллин, Г. Р. Теория организации / Г. Р. Латфуллин, А. В. Райченко. – СПб., 2003. 5. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. 6. Смирнов, Э. А. Основы теории организации: учебное пособие / Э. А. Смирнов. – М., 2003. 7. Смирнов, Э. А. Теория организации: учебное пособие / Э. А. Смирнов. – М., 2000. 8. Управление современной компанией: учебник / под ред. Б. Мильнера и Ф. Лиса. – М., 2001.
Тема 5. Управленческий цикл
Управленческий цикл (управленческий процесс) представляет собой совокупность основных функций менеджмента, которые выполняются в определенной последовательности с момента конкретизации проблемы до момента ее разрешения.
Функция управления
Под функцией управления, являющейся результатом вертикального и горизонтального разделения труда в организации, традиционно понимается направление или вид управленческой деятельности, харак-теризующийся обособленным комплексом задач (рис. 5.1) и осуществляемый специальными приемами и способами[32]. Таким образом, процесс управления является общей суммой всех функций управления. Выполнение функций управления требует определенных затрат времени и сил, в результате которых управляемый объект приводится в заданное или желаемое состояние. Логичное чередование и связывание управленческих действий обеспечивает достижение поставленных целей путем преобразования ресурсов в продукцию или услуги[33]. Среди основных характеристик функций управления можно выделить следующие: • четко выраженное содержание (набор действий в рамках функции); • однородность содержания работ, выполняемых в рамках одной функции управления; • целевая направленность этих работ; • обособленный комплекс выполняемых задач;
Рис. 5.1. Задачи и направления действий функции управления
• стандартизированность в применении к решению различных управленческих проблем; • предсказуемость результата при реализации функции; • повторяемость; • строгая последовательность выполнения; • разработанный механизм осуществления (логическую последовательность осуществляемых в рамках функции действий); • определенная структура, в рамках которой завершается ее организационное обособление; • звено связи конкретной функции с другими функциями. Функции управления имеют универсальный характер, т. е. применимы к любому объекту управления. Они всегда применяются комплексно и по всему спектру управленческого действия. В этой связи неправомочно говорить о большей или меньшей важности тех или иных функций управления: в тот или иной момент времени, при тех или иных обстоятельствах различные функции управления могут приобретать доминирующий характер. Между функциями управления нет жестких, однозначных границ. Один и тот же вид управленческой деятельности может обнаруживать признаки двух или даже нескольких функций управления, их тесное взаимопереплетение. Вместе с тем, во многих практических случаях понимание функций управления как некоторых «технологических переделов» управленческой деятельности чрезвычайно важно, поскольку владение каждой из функций требует формирования достаточно определенных профессиональных качеств руководителя. Выделение функций управления имеет большое значение: во-первых, функции управления организацией, их распределение по исполнителям определяют структуру и штаты, закрепляют вертикальное разделение труда, в конечном итоге любое воздействие на управляемую систему может быть реализовано только через функции управления; во-вторых, выделение функций управления помогает совершенствованию управленческого процесса, обобщению и передаче управленческого опыта; в-третьих, изучение функций управления дает понимание сущности управленческой деятельности. Концепция процесса управления включает множество разнообразных аспектов действий и операций. В то же время управление организацией не может быть пассивным и адаптивным – напротив, оно подразумевает активные действия, направленные на достижение требуемых результатов. Всю совокупность аспектов, действий и операций процесса управления можно представить в виде общей схемы, которая показывает не только этапы процесса управления, но и их взаимоотношения, направление действия и последовательность операций и процедур воздействия (рис. 5.2)[34].
Рис. 5.2 В определении количества, содержания и взаимозависимости функций возможно выделить множество подходов. Остановимся на характеристике ряда из них.
Управленческий цикл А. Файоля
Первый подход. Очень широкое распространение получила модификация подхода А. Файоля[35], который выделил пять функций управления: «управлять, означает предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать»[36] (рис. 5.3).
Рис. 5.3. Взаимосвязь функций управления по А. Файолю
Согласно данному подходу, четыре первичные функции управления[37] (планирование, организация, мотивация и контроль) объединены связующими процессами коммуникации и принятия решения. Взаимосвязь между функциями управления на рис. 5.3 представлена схемой, показывающей содержание любого процесса управления вне зависимости от особенностей (размера, сферы деятельности, организационной структуры, формы собственности и т. д.) той или иной организации. Для выполнения всех управленческих действий в центре находится функция координации, обеспечивающая согласование и взаимодействие всех остальных функций. Стрелки на схеме показывают, что движение от стадии планирования к контролю возможно лишь путем выполнения работ, связанных с организацией процесса управления и с мотивированием управленческой деятельности всех участников организации. Это означает, что процесс управления состоит из строго последовательного движения четырех стадий: планирования, организации, мотивации и контроля. Однако, учитывая, что функции управления представляют собой относительно самостоятельные, специализированные и обособленные виды управленческой деятельности, то стрелки между этими функциями не означают направление управленческого воздействия, а лишь последовательность выполнения работ, поэтому их можно убрать, оставляя стрелки управленческого воздействия (рис. 5.4)[38].
Рис. 5.4. Функция координации в процессе управления
Координация выступает как центральная функция процесса управления, обеспечивающая его бесперебойность и непрерывность. Главная задача координации – достижение согласованности в деятельности всех звеньев управления организацией путем установления рациональности связей (коммуникаций) между ними. Согласно Файолю, координировать – это значит согласовать все операции на предприятии таким образом, чтобы обеспечить его функционирование и успех; и это значит учитывать в отношении каждой операции – технической, коммерческой, финансовой и так далее – те обязательства и следствия, которые она влечет за собой для всех других операций предприятия. Для выполнения этой функции используются процедуры принятия управленческих решений, так как с помощью этих процедур устанавливается взаимодействие между подсистемами системы управления организацией, осуществляется использование и маневрирование ресурсами, четко определяются обязательства и ответственность всех звеньев и участников организации, обеспечивается единство и согласование всех стадий процесса управления (планирования, организации, активизации и контроля), а также действий руководителей на всех уровнях иерархической структуры организации (рис. 5.5).
Рис. 5.5. Интегрированная схема процесса управления организацией |
|||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |