Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как причащаются св. Таин запрещенные священнослужители?

 

На этот вопрос приснопамятный святитель Московский Филарет дает такой ответ: «поелику запрещены, то священнодействовать не могут. А поелику не лишены священства, то, по удостоению духовного отца, могут быть приобщены св. Таин служащим священником во св. алтаре и у престола, с одеянием на литургию приобщения в рясу и тех, которым ряса кроме сего запрещена» (Душ. чт. 1873 г. №8).

 

Где должно причащать св. Таин стихарного псаломщика — на амвоне, или в алтаре на левой стороне св. Престола?

 

Симеон Солунский так описывает причащение мирян (в гл. 79): «прежде других всегда причащаются иподиаконы, находящиеся при всяком священнодействии, потому что они, хотя следуют за диаконами, но неприлично им причащаться в алтаре, потому что не в алтаре и посвящаются; потом причащаются чтецы и монахи и затем миряне. В алтаре кроме архиереев, пресвитеров и диаконов никто не причащается: потому что только эти три чина рукополагаются внутри алтаря, а прочие — вне алтаря» (см. Нов. Скриж. стр. 221). (Ц. В-к 1895 г. №38).

 

Следует ли священнику, после причастна, подавая потир диакону, целовать оный, а равно должен ли священник, принимая потир в последний раз для показания предстоящему народу со словами: «Всегда, ныне и присно и во веки веков», целовать оный?

 

Применительно к указаниям архиерейского служебника, священнику следует в обоих этих случаях целовать св. потир (Р.д.С.П. 1885 г. №17).

 

Можно ли двум священникам, соборне совершающим литургию, приобщать говеющих из двух потиров, когда причастников бывает очень много?

 

В случае значительного числа исповедавшихся и желающих причаститься св. Таин было бы более благопристойно и целесообразно не соборне служить литургию двум священникам, а одному — раннюю, а другому — позднюю, и таким образом часть говеющих причастить за ранней и часть — за поздней литургией, а если двум священникам приходится соборне служить литургию для значительного числа говеющих, то следует им попеременно причащать говеющих из одного потира и при таком способе, неоскорбляющем чувства благоговения к святыне, дело причащения значительно ускорится, так как ни тот, ни другой священник не будут утомлены непрерывным и продолжительным причащением говеющих (Р.д.С.П. 1888 г. т. 1. Стр. 413).

 

Как должен быть облачен — в полное ли облачение, или только в фелонь и епитрахиль священник, не служащий литургию, а лишь помогающий причащать мирян служащему?

 

Хотя многие при этом надевают только фелонь и епитрахиль, но казалось бы более приличным и соответственным важности совершаемого ими действия облачаться в полное облачение (Ц. В-к 1899 г. №12)

 

Можно ли, при большом количестве причастников, иметь особый столик для постановки на оном св. чаши во время причащения?

 

По нужде допускаются для этого как особые возвышенные подставки, так и колонны; но при этом необходимо, во-первых, чтобы те и другие были покрыты пеленою, а во-вторых, чтобы священник не ставил на них, без поддержки рукою, св. чашу, а лишь опирал оную, держа в руке; иначе народ своим напором может повалить такую подставку, а с нею вместе и св. чашу (Ц. В-к 1898 г. №14).

 

Можно ли в случае громадного числа причастников и малого потира подбавлять соединения в потир во время причащения, как это делается по местам?

 

Нельзя. «Учительное Известие» прямо говорит, что в случае недостатка в потире св. Крови священник должен приказать не причастившимся «пождать до утрия», а не позволять себе под страхом извержения подливать в сосуд (Ц. В-к 1893 г. №23).

 

При крайнем утомлении священника, может ли диакон причащать говеющих?

 

В диаконской ставленнической грамоте сказано: «вящше сего ничтоже творили дерзати иереем подобающих: ниже проскомисати, ниже прежде иереев причащатися Тела и Крове Христовы и иных святынь касатися, ниже самому себе самого или иного кого причастити когда» (Р.д.С.П. 1887 г. №20).

 

Позволительно ли подливать во св. Таины неосвященного вина?

 

В «Учительном Известии» на тот случай, если недостает частиц Тела Христова, или Божественной Крови, вследствие большого числа причащающихся, дается такое наставление: «если недостанет частиц Тела Христова, то можно всыпать в чашу хранимыя в кивоте для больных Божественные Тайны (но отнюдь не частицы Преосв. Богородицы, девяти чинов ангельских и другия); если же недостанет Божественной Крови, то повелевается отложить причащение говевших до следующего дня, но отнюдь не приливать в чашу вина, под опасением смертного греха и казни извержения.

 

Когда следует приобщать новокрещенных младенцев в первый раз?

 

Вопрос предоставляется решению церковной практики и местного обычая. Недопускающие новокрещенных младенцев до 40 дней основываются на том, что младенцы до этого времени не воцерковлены, а приобщающие их тотчас по крещении могут находить опору в догматическом разсуждении о новокрещенном и миропомазанном младенце, как действительном члене Церкви (Р.д.С.П. 1863 г. т. 3. Стр. 400).

 

До каких лет следует приобщать детей только Крови Христовой, и какие слова произносить, когда дети приобщаются только Крови?

 

Разрешение первого вопроса предоставляется наблюдательности и опытности священника, который и должен определить, когда дитя может быть приобщено под обоими видами. На второй вопрос ответ такой: нужно произносить слова: «Тела и Крови», потому что в чаше Тело и Крови Христовы бывают уже соединены и как бы срастворены (Р.д.С.П. 1867 г. ч. 3. Стр. 667).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...