Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Священник, при сослужении с диаконом, должен ли часть Тела Христова прежде всего преподать диакону, а потом уже для себя, или же — наоборот?




 

По 18-му прав. 1-го всел. собора, священнослужители должны причащаться св. Тайн в порядке иерархическом (прежде всего епископы, потом пресвитеры и наконец диаконы) и притом низшие должны принимать св. Дары от высших. Этот порядок узаконенный оо. собора, вполне соблюдается в нашей Церкви при архиерейском служении: архиерей прежде всего себе преподает часть св. Агнца, потом архимандритам и иереям; в таком же порядке все они причащаются и Крови Христовой (см. чинов. архиерейск.). Но от этого порядка почему-то допущено некоторое отступление при совершении литургии иереем; по указанию служебника священник, сослужащий с диаконом, должен прежде всего преподать часть Тела Христова диакону, а потом уже себе, хотя приобщится Крови Христовой должен прежде сам и потом уже преподать ее диакону. Во всяком случае иерей сам не в праве отступать от того порядка, какой указан в служебнике относительно причащения священнослужителей при иерейском служении (Р.д.С.П. 1887.).

 

Какой порядок причащения священнослужителей при соборном служении?

 

Причащение должно совершаться так. По произнесении слов: «теплота веры» и проч. Священнослужители читают: «ослаби, остави», творят все вместе земной поклон (а если воскресный день, или Святки, или между Пасхой и Троицей,

или Преображение, или Воздвижение, то поясной), потом, кланяются на все стороны, говоря: «простите ми, отцы святия и братие» и пр.; затем старший творит второй поклон, говоря «се прихожу к бессмертному Царю и Богу моему», целует престол и левой рукой кладет на свою правую длань причастие; в это время второй священник (и все, стоящие рядом с ним) обходит по горнему месту вокруг престола и подходя к дискосу с левой стороны престола с таким же поклоном берет частицу, целуется с предстоятелем в плечо со словами: «Христос посреде нас» и «и есть и будет», снова возвращается по горнему месту туда, где стоял раньше; и там накланясь читает: «верую Господи и исповедую». Пропустив его пред собою (а не заставляя его обходить позади себя), подходит к дискосу третий священник и с теми же действиями обходит по горнему месту, становится подле второго и читает причастную молитву, подле него становится четвертый священник, затем пятый и т. д. Когда старший священник, дочитав молитву, причастится св. Тела, то раздает его диаконам; старший диакон подходит и целуя престол, подающую причастие руку и плечо священника, принимает частицу с словами: «и есть и будет», и становится подле младшего священника; далее подле первого диакона становится с причастием второй, третий и т. д. Раздав диаконам Св. Тело, старший священник причащается от св. чаши и отходит к жертвеннику. Теперь прочие священники подходят к чаше уже не с левой, а с правой стороны престола один за другим по порядку их стояния, а младший, причастившись сам, причащает диаконов.



 

Что должно говорить при троекратном причащении священнослужителей: «Святый Боже, Святый крепкий»… или «Во имя Отца, и Сына, и святаго Духа»?

 

В служебнике не полагается каких-либо слов, которые бы нужно было произносить при троекратном причащении священнослужителей… В практике священнослужителей этот вопрос решается различно… В «чине причащения св. Таин благочестивейшего, Богом венчанного и помазанного Государя Императора», составленном митроп. московским Филаретом, говорится, что в то время, как Государь Император касается десницею св. чаши, приклоняет ее к устам своим и вкушает пресв. Крови трижды, архиерей от себя говорит: «во имя Отца, и Сына, и св. Духа»… (Р.д.С.П. 1886 г. №42).

 

Можно ли священнослужащему, по причащении св. Таин, но до потребления оставшихся св. Даров на жертвеннике, пить теплоту и закусывать антидором, в виду того, что на «Буди имя Господне» отправляют молебны, поются акафисты и пр.?

 

Причастившись св. Таин, священник не должен ни пить теплоту, ни закусывать антидором, если служить без диакона, или с диаконом, но не причащающимся, а делать это только тогда, когда потребит оставшиеся Дары на жертвеннике, как это и делается. Точно также должен поступать священник и на литургии преждеосвященной. Частные же молебны, акафисты и прочия требоисправления должны быть отправляемы уже по окончании литургии и следовательно по потреблении оставшихся св. Даров на жертвеннике (Р.д.С.П. 1886 г. №42).

 

Следует ли поддерживать существующий в некоторых церквах обычай ставить пред царскими вратами, во время пения причастного стиха, зажженную свечу?

 

Вместо свечи в подсвечнике, в тех церквах, где над царскими вратами, пред Деисусом, есть подсвечник на блоке, спускается в это время и последний. В обычае этом, кроме выражения высокого почтения к совершающимся в это время в алтаре и к имеющим появиться затем народу св. Тайнам нет ничего такого, что заставляло бы сомневаться в его допустимости, или думать о необходимости устранения (Ц. В-к 1902 г. №17).

 

Как причащаться диакону?

 

О.о. 1-го всел. собора определили, чтобы диаконы «принимали преподаваемую им епископом или пресвитером евхаристию по порядку после пресвитеров» (пр. 18). В становленнической диаконской грамоте также запрещено диаконам «дерзати прежде иереев причащатися Тела и Крови Христовой». В служебнике изложен очень вразумительно и самый порядок причащения, а именно: первее всего диакон «приемлет св. хлеб от священника и отходит сзади св. трапезы, приклонив главу, и молится, яко священник». Последний берет с словами «преподается мне»… едину частицу хлеба и молится, глаголя: «верую, Господи», тоже «вечери Твоея»… По окончании молитвы причащаются в руках держимого со страхом и всяким утверждением». Потом причащаются из св. Потира, сначала священник, а за ним диакон, из рук священника. У некоторых, однако, возникают следующие недоуменные вопросы: если диакон не должен причащаться прежде священника, то должен ли он, взявши от священника св. хлеб, следить за тем, чтобы не вкусить св. хлеба раньше священника? Если должен, то не помешает ли ему в самоуглублении, в такую важную минуту, это наблюдение за священником? Отвечаем: диакон должен, взявши св. хлеб, читать про себя молитвы, всецело погрузившись в их смысл, не следя в это время за тем, что делает священник. Окончивши молитвы, он может, без вреда «самоуглубленью», посмотреть, потреблен ли священником св. хлеб. Если потреблен, — пусть и он потребит свой; не потреблен, пусть, исполняя в точности закон, подождет (Ц. В-к 1895 г. №26).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...