Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Можно ли проскомисать неслужащему священнику?




 

Вопрос это с точки зрения правил церковных должен быть решаем только отрицательно; на практике же допускаются исключения, иногда по прямой необходимости: например, при большом количестве поданных для вынутия просфор (Ц. В-к 1898 г. №5. Ср. Р. д. П. 1888 г. №6).

 

Может ли неслужащий священник помогать служащему вынимать частицы из просфор, подаваемых прихожанами на проскомидии?

 

«Пусть неслужащий иерей или диакон, стоя у жертвенника, прочитывают помянники, произносят имена тех лиц, за которых должны быть вынуты частицы, а служащий иерей, говоря только «помяни Господи», сам вынимает частицы. И при таком содействии служащему священнику со стороны неслужащего иерея или диакона, вынимание частиц из просфор служащим иереем будет облегчено и значительно ускорено» (Р.д.С.П. 1887 г. №6).

 

Правильно ли поступают священники и на каком основании, когда на проскомидии, произнося слова тропаря: «Искупил ны еси от клятвы законныя», целуют дискос, «честною кровию» — край потира, «на кресте пригвоздився» — на блюдце с изображением креста, «копием прободся» — копие, «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — другое блюдце с изображением лика Божией Матери?

 

У нас почти повсеместно по неписанному правилу, а только из благоговения к евхаристическим сосудам и вещам священники целуют дискос, потир и звездицу, когда, приступив к жертвеннику, приготовляют эти сосуды и вещи к предстоящему священнодействию — расставляют их на жертвеннике (Р.д.С.П. 1889 г. №15).

 

В день архистратига Михаила, архангела Гавриила и прочих бесплотных сил следует ли в честь сих бесплотных сил вынимать восьмую частицу из девятичной просфоры?

 

Проскомидия есть воспоминание Голгофской жертвы ради нашего спасения, и плоды этой и плоды этой искупительной жертвы не могут простираться на ангелов, потому и не должны быть частицы на св. дискосе за бесплотных сил (Р.д.С.П. 1887 г. №33).

 

Можно ли, в случае крайней необходимости, отслужить литургию на четырех просфорах, вынимая частицы за живых и умерших из одной и той же просфоры?

 

Можно — даже и при меньшем количестве просфор, как это разъясняется в известном Практическом руководстве прот. Хойнацкого, где собраны всевозможные случаи подобной необходимости (Ц. В-к 1900 г. №26).

 

Можно ли проскомидию начать в конце утрени, напр. при чтении 1-го часа, для того, чтобы ради холода в церкви кончить службу поскорее?

 

Этим ускорением, притом незначительным, нарушается обычный порядок, так как ускоряющий, очевидно, приступит к совершению литургии без входного и без надлежащего полного облачения (Ц. В-к 1897 г. №22).



 

Допустимо ли с точки зрения церковного устава поминовение живых и усопших за проскомидией, при вынутии частиц из приносимых прихожанами просфор, общими словами поминовения «помяни, Господи, принесших и их же ради принесоша» (из молитвы предложения на проскомидии)?

 

Внимательное рассмотрение чинопоследования проскомидии покажет вопрошающему, что приводимая им формула общего поминовения должна существовать и существует рядом с поименным поминовением живых и усопших. Поэтому устранять это последнее из проскомидии ни в каком случае не допустимо и свидетельствовало бы лишь о лености священника в молитвах за своих пасомых (Ц. В-к 1901 г. №32).

 

В чине литургии часто употребляется слово предложение; например: «таже отшедше в предложение умывают руки, глаголюще: умыю в неповинных руце» и т. д.; «и тако отходят в предложение. Таже поклонения три пред предложением сотворше, глаголют кийждо: Боже, очисти мя»… Как понимать предложение в первом случае, и в каком месте собственно следует умывать руки?

 

Слово предложение означает «жертвенник» и в этом смысле оно должно быть везде понимаемо, где употребляется в нашем служебнике, исключая того места, где говорится: «таже отшедше в предложение умывают руце». Здесь словом «предложение» неточно переведено стоящее в греческом служебнике слово, означающее собственно горно, место, где разводят огонь, жаровня, у нас обыкновенно котелок с углями. Значит, по указанию служебника, священнослужители умывают руки в том месте, где находится горно, устроявшееся в той алтарной части, где находится предложение или жертвенник, как это мы и ныне видим в Киево-Софийском соборе и в Великой церкви Киево-Печерской Лавры (Р.д.С.П. 1888 г. №12).

 

На чем основывается обычай предлагать за проскомидией 6-ть просфор (из 6-й священник вынимает частицу за себя)?

 

Это основывается, вероятно, на указании некоторых старинных наших служебников (приблизительно — с митрополита Киприана), в которых 6-я просфора назначалась для вынутия частицы за царя. В настоящее же время, когда по обычаю, принятому нашею Церковью, установлено служить на пяти просфорах, при чем частицы за царя и служащего священника вынимаются из одной и той же просфоры, назначаемой для вынутия частицы за живых, т. е. из 4-й, предложение 6-й просфоры представляется лишенным всякого основания (см. подробнее у Никольского, Пособие к изучению устава, 1894 г. стр. 375, прим.). (Ц. В-к 1900 г. №29).

 

Какие слова произносит священнику на проскомидии, когда диакон испрашивает у него благословления на влитие в потир вина, соединенного с водою, говоря: благослови, владыко, святое соединение?

 

В служебнике не указано, чтобы священник произносил какие-нибудь слова, а потому священник не должен произносить ни «благословен Бог наш всегда, ныне и присно»… ни «Во имя Отца, и Сына, и святого Духа» или другие какие-либо слова, ограничиваясь одним благословением вина, соединенного с водою, каким действием освящается соединение и выражается диакону дозволение влить вино с водою в потир (Р.д.С.П. 1885 г. т. 3, стр. 401).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...