Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






На каком основании не совершается литургия в пятницу пред Богоявлением, если этот праздник служится в воскресенье или в понедельник?




 

Основание этому заключается в следующем историческом обстоятельстве. В первые три века по Рождестве Христовом, когда гонения со стороны язычников стесняли свободу богослужения, в некоторых местах востока, при том важнейших — (в Иерусалиме, Антиохии, Александрии и друг.), праздник Богоявления или Крещения Господня совершался в один день с праздником Рождества Христова, под общим наименованием Феофании или Богоявления в более обширном смысле слова[3]). Перед праздником же Рождества Христова (и в настоящее время) в пятницу, при указанных в вопросе условиях, литургии не бывает, так как эта пятница по существу выходит последним настоящим постным днем перед праздником; правда, что и в следующие затем дни субботы или воскресенья пред Рождеством Христовым пост продолжается, но он в означенные дни значительно ослабляется или, как прямо говорится в уставе: «аще случится навечерие Рождества Христова в субботу или неделю, пост не бывает». Тогда, в силу того же устава (вместо «варения с елеем», полагаемого в пищу в остальные седмичные дни накануне Рождества Христова, только после литургии по захождении солнца), полагается съедать после литургии, совершаемой в обычное время (а не вечером) «по уломку хлеба со вкушением и вина мало»: а после вечерни (говорится);и входим в трапезу, и ядим совершенно». А так как в Церкви Православной с совершеннейшим постом вообще принято устранять по возможности всякую торжественность богослужения (Сравн. 48 пр. Лаод. соб. Нов. Скрижаль, изд. 1891 г. ч. 2, гл. 10), то в такой день, как последняя пятница перед Рожд. Христовым, и положено совершать царские часы без литургии, как и в Великий Пяток к чему могло послужить и название праздника Рождества Христова «Пасхою», тридневным праздником (см. Месяцеслов при Часослове под 25 янв.). — Со временем, когда оба праздника разделились, и один из них начали праздновать 25 декабря, а другой 6 января, стали заботиться, чтобы на тот и другой праздник службы были, по крайней мере, одинаковые. А при таких условиях все то, что было положено на Рождество Христово, постарались перенести и на Богоявление Господне[4]). Таким образом должно было явиться правило о перенесении царских часов пред Богоявлением на пятницу, если праздник этот придется в воскресенье или в понедельник, при чем и литургия в этот день не бывает, как и пред Рождеством Христовым, хотя в эту пятницу (пред Богоявлением), поста не бывает никакого, и монашествующие, по Уставу ядят «сыр и яйца», а миряне разрешают «мясная» (Руков. для с. паст. 1885 г., №1).

 

Должно ли совершать литургию в пяток пред Рождеством и пред Крещением, если на него переносятся царские часы по случаю навечерия этих праздников в субботу или воскресенье?



 

По уставу, как видно из предшествующего ответа, литургия в эти дни не полагается, а только царские часы. Впрочем, в древней Руси литургия в эти дни совершалась. Царские часы совершались с разделением на две половины и за второю половиною их отправлялась литургия. Первая половина часов заканчивалась обычным отпустом после молитвы третьего часа «Владыко Боже, Отче Вседержителю». Во время совершения второй половины часов священник приготовлялся к совершению литургии. После молитвы «Всесвятая Троице» растворялись царские врата и совершался малый отпуст, какой делался обычно пред литургией. За малым отпустом после второй половины часов, начало литургии возвещалось звоном понамарей. Литургия затем совершалась обычно (Р.д.С.П. 1885 г. №3).

 

Какое водоосвящение должно совершать в навечерие Богоявления Господня и в самый праздник?

 

Накануне праздника Крещения Господня обыкновенно совершается «последование великого освящения святых богоявлений» (Месячн. Мин. 5 янв.) в храме, а в самый праздник бывает исхождение на реки и источники, где и совершается освящение воды. По смыслу определения Большого Москов. собора 1666–1667 г. это «последование великого освящения святых богоявлений» должно быть совершаемо не только в навечерие Богоявления — во храме, а и в самый праздник — на реке, куда для этой именно цели и установлен торжественный крестный ход (Р.д.С.П. 1894 г. №1).

 

Должен ли священник в полном облачении или только в епитрахили и фелони совершать великое освящение воды в день навечери Богоявления Господня, равно как и в самый праздник Крещения Господня?

 

В Типиконе сказано, что настоятель облачается во все одежды при великом освящении в день повечерия Богоявления Господня, хотя бы оно совершалось после литургии, по заамвонной молитве (Типик. пал. 6 жив) или после вечерни. В актах Стоклавого собора встречаем такое постановление: «Воду святили бы в навечерие Богоявления, а на иердани на Богоявление, и на происхождение честного креста во всем священническом сану сполна» (Стогл. гл. 14, стр. 101). (Р.д.С.П. 1886 г. №29).

 

Можно ли в навечерие Богоявления, совершив «великое освящение воды» в храме, совершить таковое и в молитвенном доме в отдаленной части прихода?

 

При неимении, правил, которые бы запрещали подобное повторение водоосвящения, действие священника в данном случае следует признать обнаружением с его стороны особой заботливости о своих прихожанах, не имевших возможности присутствовать при водоосвящении в храме. (Ц. В-к 1893 г. №16).

 

Обязательно ли 6 января совершать крестный ход на реку или можно совершать водоосвящение в церкви?

 

Там, где есть река, источник или даже колодезь, по принятому в православной церкви обычаю, обязательно. (Типикон — последов. службы Богоявления). (Ц. В-к 1893 г. №24).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...