Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Как правильнее воздевать руки, при возгласе «Горе имеим сердца» — поднимать ли обе руки, или же указывать правой рукой в сторону св. Даров?




 

При возгласе «Горе имеим сердца» священнику следует вознести «горе» не только руки, но и очи, вкупе и мысль (Ц. В-к 1897 г. №45).

 

Церковное установление о непреклонении колен во время богослужения в дни св. Пасхи относится ли только к светлой седмице, или простирается до дня Вознесения Господня? Если простирается, то должно ли рассматривать как важное отступление, подлежащее отмене, установившийся в учебном заведении порядок, которому следует и стоящее во главе заведения лицо, подавая собою пример учащимся, — порядок преклонять колена в важнейшие моменты литургии и во время важнейших песнопений утрени, как «Хвалите имя Господне»… и «Великое славословие»? Нарушается ли этим церковное благочиние? Если 20-м прав. I всел. собора установлено не преклонять колен во всю Пятидесятницу, то как согласовать с этим коленопреклоненное чтение молитв в день св. Пятидесятницы?

 

20 прав. I вселенск. соб. запрещает коленопреклонение в воскресные дни и во дни св. Пятидесятницы; то же запрещение повторяет и VI вселен. соб.; многие отцы и писатели первых 5 веков (Иустин мучен., Тертуллиан, Петр Александрийский, Василий Велик., блаж. Иероним, Амвросий Медиоланский, Епифаний Кипрский, блаж. Августин) ссылаются на эти именно постановления соборов, при чем Василий Великий говорит, что стояния во время молитвы в эти дни означает наше «совоскресение Христу», и что воскресный день есть образ будущего века. В Русской Церкви эти правила подтверждены на большом московском соборе. Не отменены они и в настоящее время. Но не надо забывать, что Церковь, установляя то или другое правило относительно внешнего богослужебного порядка, никогда не посягала на нравственную свободу верующих и не стесняла их в выражении чувств, составляющих плод религиозно-нравственного их личного воодушевления и стремления к духовному совершенству, к которому собственно и сводится вся вообще дисциплина церковная. Поэтому, каждый христианин может, без противоречия духу церковных правил, свободно выражать свое молитвенное настроение коленопреклонением во всякое время и при всяком богослужении, раз к этому побуждает его внутреннее чувство. И только в этом случае это не будет нарушением церковного правила. Но если, например, начальник учебного заведения отдает приказание, или требует, чтобы все учащиеся в известные моменты богослужения преклоняли колена, даже в те дни, когда уставом этого не положено, — это уже будет прямое нарушение церковной дисциплины, введением «смущения» среди молящихся. Правило соборное говорит о непреклонении колен в «день Господень», т. е. в каждый воскресный день и «во дни Пятидесятницы», каковые дни, по церковному исчислению, оканчиваются вечерней в 50-й день, т. е. в Троицын день, когда и читаются «коленопреклоненные» молитвы, так что в этом коленопреклонении никакого противоречия выше приведенным правилам церковным видеть нельзя (см. «Христ. Чтение» 1890 г., 11 и 12, и стат. Кычигина, «Странник» 1899 г.). (Ц. В-к 1902 г. №24).



 

Правильно ли поступают некоторые иереи, благословляя рукою св. дискос и св. Потир при возгласе: «приимите, ядите»… и «пийте от нея вси»…?

 

В служебнике не говорится о благословении, а только о показании рукою на дискосе и потир при этих возгласах (Ц. В-к 1897 г. №28).

 

Во время возглашения священником: «Твоя от Твоих…» диакон возносит дискос с хлебом и потир с вином так: дискос берет правой рукой, а потир левой, складывая руки крестоообразно, правую руку поверх левой. Иные же кладут для этого левую руку на правую поверх левой. Иные же кладут для этого левую руку на правую. Иные диаконы только поднимают дискос и потир, а иные при возношении делают крест дискосом и потиром. Когда священник служит без диакона, должен ли он возносить крестообразно сложенными руками дискос и потир?

 

Замечания служебников относительно образа поднятия диаконом дискоса и потира не отличаются особенною ясностью; в одних говорится, что диакон при этом слагает руки крестообразно, в других (архиер. чиновн.), — что протодиакон поднимает мало св. дискос и св. потир, при чем о крестообразном сложении рук не упоминается. Первого рода практика принимается повсюду; но если служебник не определяет того, какую руку нужно полагать сверху и какую внизу, то это означает, что здесь мы имеем дело с предметом безразличным.

Если некоторые диаконы делают при этом дискосом и потиром крест, то приступают без достаточных оснований, — хотя евхаристия совершается во имя голгофской крестной жертвы, но служебник не предписывает этого действия, и потому что осенение крестом выходит из пределов полномочия диакона. При единичном служении священника без диакона, также нужно поднимать в указанное время дискос и потир: поднятие есть действие более выразительное и более соответствующее важности разсматривоемого момента, чем простое указание рукам (Ц. В-к 1887 г. стр. 95–96).

 

Какое основание имеется к возношению, при возгласе: «в первых помяни, Господи»… за божественной литургией, имени своего епархиального архиерея?

 

Возношение имени его за богослужением, по указанию Собора двукратного, совершается «по церковному преданию», при чем собор (прав. 13, 14 и 15) грозит священнику, не поминающему своего епископа в священных молитвах за литургией, извершением и лишением всякие священнические чести; епископу, не поминающему митрополита — низложением, а митрополиту, не поминающему в божественном тайнодействии имени патриарха — совершенным отчуждением всякого священства. Поэтому в древнейших списках литургии Златоустовой показано, чтобы в молитве о живых пред освятившеюся жертвою возносилось имя местного архиерея; тоже указание находим в архиерейском чиновнике и в изданном Святейшим Синодом «Кратком изложении литургии св. Иоанна Златоуста для мирян» СПб. 1876 года. Викарный же епископ поминается лишь в церквах того уезда, именем которого он титулуется и при том — после имени епархиального архиерея (Ц. В-к 1899 г. №6).

 

Необходимо ли поминать епархиального архиерея в возгласе: «в первых помяни, Господи» и т. д., и может ли священник подлежать какой-либо ответственности за опущение этого поминовения в указываемом месте, если он руководился служебником киевского издания, где этого поминовения не указывается?

 

В знак своей зависимости от епископа и уважения к нему, пресвитер обязан при совершении богослужения возносить имя своего епископа (двукратн. собор. прав. 13). Согласно с этим правилом пресвитер, при совершении литургии, неоднократно молится о местном своем епископе, как-то: на проскомидии, на ектениях, великом входе и по освящении Даров. В древнейших списках литургии Златоустовой показано, чтобы в молитве о живых, пред освятившеюся жертвою, возносилось имя местного архиерея. И по существующему чину литургии Златоустовой, изложенному в архиерейском чиновнике, требуется, чтобы при служении литургии архиереем старший из пресвитеров, сослужащих ему, возносил имя его пред освятившеюся жертвою. Это требование следует признать обязательным и для того случая, когда литургия служится одним священником. На ту же необходимость поминовения местного архиерея непосредственно за Святейшим Синодом указывает и изданное синодальною типографиею «Краткое изложение литургии св. Иоанна Златоустого для мирян» (изд. 1876 г.). В виду указываемого в вопросе обстоятельства (руководство Служебником киевского издания) едва ли есть возможность говорить о виновности священника; но и во всяком случае ему нужно скорее разъяснение, чем какое-либо взыскание (Ц. В-к 1900 г. №30).

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...