Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Наиболее важные показатели уровня развития

Координационных способностей человека

Многообразие видов двигательных координационных способ­ностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются:

1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или ка­кой-то комбинации (чем короче время, тем выше координацион­ные способности);

2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией (умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи за короткое время, считается хорошим показателем координационных способностей);

3) координационная сложность выполняемых двигательных за­даний (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве за­даний-тестов рекомендуется применять упражнения с асиммет­ричным согласованием движений руками, ногами, головой, ту­ловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в дви­гательном опыте человека;

4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, простран­ственным);

5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия;

6) стабильность выполнения сложного в координационном от­ношении двигательного задания (по конечному результату и ста­бильности отдельных характеристик движения). Например, координационные способности можно оценить по показателям целевой точности (количеству попа­даний при бросках мяча в корзину в баскетболе; различных пред­метов в мишень и т.п.) [87].

Наиболее распространёнными контрольными упражнениями для определения уровня координационных способностей являются: челночный бег; метание мяча в цель, упражнения на удержание равновесия и др.

 

Ход занятия:

№ п/п Содержание учебного материала Время, мин. Организационно-методические указания
1. Подготовительная часть – 5 мин.
  Организационный момент Построение, рапорт, взаимное приветствие, проверка наличия студентов
Объявление цели занятия и порядок проведения Объявить, что должен знать, уметь и какими навыками владеть студент по данной теме
2. Основная часть – 80 мин.
  1. Ловкость как физическое качество человека Презентация. Дискуссия. Ответить на вопросы студентов. Опрос группы по теме: 4-5 вопросов
2. Эффективные и доступные средства развития ловкости. 2.1. Проведение преподавателем подвижных игр, направленных на развитие физического качества ловкость. 2.2. Проверка домашнего задания: проведение подвижных игр студентами Добиться активной помощи при проведении подвижных игр, со стороны обучаемых. Выявить самого ловкого обучающегося в группе и самую ловкую команду. Отметить наиболее активного помощника преподавателя, оценить его действия
3. Наиболее важные показатели уровня развития координационных способностей человека. 3.1. Проведение контрольных упражнений (тестов) для определения уровня развития координационных способностей у занимающихся: 1) челночный бег 40 сек. (расстояние: 1 волейбольная площадка = 18 м.); 2) соревнования по «Дартсу» (упрощённый вариант игры)     Групповой метод организации. Проведение: игровой метод. Выявить самого ловкого обучающегося в группе и отметить команду, показавшую лучший результат
3. Заключительная часть – 5 мин.
  Разбор действий обучаемых при выполнении методических заданий Дать оценку действиям студентов. Ответить на вопросы студентов по теме. Задание к следующему МПЗ: Подготовить каждому студенту по две подвижные игры, направленные на развитие скоростных способностей
           

Контрольные вопросы:

1. Дать определение физическому качеству ловкость.

2. Какие способности человека составляют основу физического качества лов­кость?

3. Какой возрастной период наиболее благоприятный для развития двигательной координации и способности легко усваивать новые двигательные действия?

4. Назовите средства и методы воспитания ловкости.

5. Какие методические приёмы используют для развития координационных способностей человека?

6. Назовите 2-3 подвижные игры, которые направлены на развитие физического качества ловкость.

7. По каким показателям можно судить об уровне развития координационных способностей у человека?

Быстрота. Методы воспитания и контроля уровня развития

Цель занятия:

Формирование у обучающихся общекультурных компетенций (ОК-5) –готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, (ОК-7) – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; общепедагогической компетенции (ОПК-1) – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности.

1. Знать: средства и методы воспитания быстроты; упражнения-тесты позволяющие осуществлять контроль уровня развития скоростных способностей.

2. Уметь: самостоятельно подбирать индивидуальные средства и методы направленные на развитие и совершенствование скоростных способностей; осуществлять контроль уровня развития быстроты.

3. Владеть навыками проведения самостоятельного занятия направленного на развитие быстроты.

План занятия:

1. Быстрота и формы её проявления.

2. Средства и методы воспитания быстроты.

3. Методика контроля уровня развития скоростных способностей.

4. Ход занятия.

 

Быстрота и формы её проявления

Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции [74].

Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты [68]. К элементарным формам проявления быстроты относятся: латентное (скрытое) время двигательной реакции, скорость одиночного движения, время реагирования на сигнал, максимальный темп движений [34; 68; 74; 82; 87]. Каждый из перечисленных показателей проявления быстроты у каждого человека развит в разной степени, например, можно обладать быстрой реакцией (например, старт), но иметь низкую скоростную выносливость (умение долго удерживать достигнутую максимальную скорость) и наоборот.

В комплексных формах быстрота чаще всего проявляется в спортивной деятельности, где нужна скорость двигательного действия (мгновенная реакция на внезапно изменившуюся ситуацию), кратковременность умственной операции (оперативное принятие решения) в сочетании с другими качествами (техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми ка­чествами и др.).

Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные [87]. К простым двигательным реакциям относится ответ определённым движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (выстрел стартового пистолета, прекращение двигательного действия во время спортивной игры по свистку судьи). Сложные двигательные реакции довольно часто встречаются в ациклических видах спорта, когда из не­скольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации [82; 87].

Быстрота зависит от следующих факторов: лабильности – скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках; подвижности нервных процессов – скорости смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот; соотношения быстрых (физических) и медленных (тонических) мышечных волокон в скелетных мышцах [54; 68].

Многие исследования свидетельствуют, что физическое качество быстрота, т.е. скоростные способности у каждого человека существенно зависят «от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью» [87, с. 95].

Наиболее благоприятным периодом развития быстроты считается возраст от 7 до 11 лет. С 11 до 14-15 лет темп роста различных показателей быстроты снижается и наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений [87].

Скоростные способности трудно поддаются развитию. Однако если целенаправленно тренироваться, то можно достичь существенных результатов.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...