Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Наиболее важные показатели уровня развитияКоординационных способностей человека Многообразие видов двигательных координационных способностей не позволяет оценивать уровень их развития по одному унифицированному критерию. Поэтому в физическом воспитании и спорте используют различные показатели, наиболее важными из которых являются: 1) время, затрачиваемое на освоение нового движения или какой-то комбинации (чем короче время, тем выше координационные способности); 2) время, необходимое для «перестройки» своей двигательной деятельности в соответствии с изменившейся ситуацией (умение выбрать наиболее оптимальный план успешного решения двигательной задачи за короткое время, считается хорошим показателем координационных способностей); 3) координационная сложность выполняемых двигательных заданий (действий) или их комплексы (комбинации). В качестве заданий-тестов рекомендуется применять упражнения с асимметричным согласованием движений руками, ногами, головой, туловищем, как наиболее сложные и реже встречающиеся в двигательном опыте человека; 4) точность выполнения двигательных действий по основным характеристикам техники (динамическим, временным, пространственным); 5) сохранение устойчивости при нарушении равновесия; 6) стабильность выполнения сложного в координационном отношении двигательного задания (по конечному результату и стабильности отдельных характеристик движения). Например, координационные способности можно оценить по показателям целевой точности (количеству попаданий при бросках мяча в корзину в баскетболе; различных предметов в мишень и т.п.) [87]. Наиболее распространёнными контрольными упражнениями для определения уровня координационных способностей являются: челночный бег; метание мяча в цель, упражнения на удержание равновесия и др.
Ход занятия:
Контрольные вопросы: 1. Дать определение физическому качеству ловкость. 2. Какие способности человека составляют основу физического качества ловкость? 3. Какой возрастной период наиболее благоприятный для развития двигательной координации и способности легко усваивать новые двигательные действия? 4. Назовите средства и методы воспитания ловкости. 5. Какие методические приёмы используют для развития координационных способностей человека? 6. Назовите 2-3 подвижные игры, которые направлены на развитие физического качества ловкость. 7. По каким показателям можно судить об уровне развития координационных способностей у человека? Быстрота. Методы воспитания и контроля уровня развития Цель занятия: Формирование у обучающихся общекультурных компетенций (ОК-5) –готов использовать методы физического воспитания и самовоспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, (ОК-7) – готов к взаимодействию с коллегами, к работе в коллективе; общепедагогической компетенции (ОПК-1) – осознает социальную значимость своей будущей профессии, обладает мотивацией к осуществлению профессиональной деятельности. 1. Знать: средства и методы воспитания быстроты; упражнения-тесты позволяющие осуществлять контроль уровня развития скоростных способностей. 2. Уметь: самостоятельно подбирать индивидуальные средства и методы направленные на развитие и совершенствование скоростных способностей; осуществлять контроль уровня развития быстроты. 3. Владеть навыками проведения самостоятельного занятия направленного на развитие быстроты. План занятия: 1. Быстрота и формы её проявления. 2. Средства и методы воспитания быстроты. 3. Методика контроля уровня развития скоростных способностей. 4. Ход занятия.
Быстрота и формы её проявления Под быстротой понимают комплекс функциональных свойств человека, непосредственно и по преимуществу определяющих скоростные характеристики движений, а также время двигательной реакции [74]. Различают комплексные и элементарные формы проявления быстроты [68]. К элементарным формам проявления быстроты относятся: латентное (скрытое) время двигательной реакции, скорость одиночного движения, время реагирования на сигнал, максимальный темп движений [34; 68; 74; 82; 87]. Каждый из перечисленных показателей проявления быстроты у каждого человека развит в разной степени, например, можно обладать быстрой реакцией (например, старт), но иметь низкую скоростную выносливость (умение долго удерживать достигнутую максимальную скорость) и наоборот. В комплексных формах быстрота чаще всего проявляется в спортивной деятельности, где нужна скорость двигательного действия (мгновенная реакция на внезапно изменившуюся ситуацию), кратковременность умственной операции (оперативное принятие решения) в сочетании с другими качествами (техникой владения действием, координационными способностями, мотивацией, волевыми качествами и др.). Все двигательные реакции, совершаемые человеком, делятся на две группы: простые и сложные [87]. К простым двигательным реакциям относится ответ определённым движением на заранее известный, но внезапно появляющийся сигнал (выстрел стартового пистолета, прекращение двигательного действия во время спортивной игры по свистку судьи). Сложные двигательные реакции довольно часто встречаются в ациклических видах спорта, когда из нескольких возможных действий требуется мгновенно выбрать одно, адекватное данной ситуации [82; 87]. Быстрота зависит от следующих факторов: лабильности – скорости протекания возбуждения в нервных и мышечных клетках; подвижности нервных процессов – скорости смены в коре больших полушарий возбуждения торможением и наоборот; соотношения быстрых (физических) и медленных (тонических) мышечных волокон в скелетных мышцах [54; 68]. Многие исследования свидетельствуют, что физическое качество быстрота, т.е. скоростные способности у каждого человека существенно зависят «от факторов генотипа. По данным научных исследований, быстрота простой реакции примерно на 60-88% определяется наследственностью» [87, с. 95]. Наиболее благоприятным периодом развития быстроты считается возраст от 7 до 11 лет. С 11 до 14-15 лет темп роста различных показателей быстроты снижается и наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной частоты движений [87]. Скоростные способности трудно поддаются развитию. Однако если целенаправленно тренироваться, то можно достичь существенных результатов.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |