Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Часто III. Семь этапов исследования с помощью интервьюСОДЕРЖАНИЕ Нынешние исследования с помощью интервью часто начинаются без теоретического осмысления темы исследования и даже без обзора литературы по вопросу. Одно из определений науки гласит, что наука есть систематическое продуцирование новых знаний (глава 4, «Научный статус интервью»). Как исследователю, так и читателю очень трудно определить, являются ли знания, полученные в ходе интервью, новыми, а следовательно, и определить научное значение исследования, если никак не представлены уже существующие знания по теме исследования. Теоретическая наивность, объединяющая многие прикладные проекты исследований с помощью интервью, не обязательно присуща качественным исследованиям. Вклад 3. Фрейда и других психотерапевтов в теорию свидетельствует о высоком потенциале теории, основанной на качественном интервью. Значительная часть любого проекта интервьюирования должна быть проработана прежде, чем включится магнитофон, записывающий первую беседу. На этом этапе строится концепция и теоретическое понимание исследуемого феномена, создается база для пополнения и интеграции знаний. Понимание содержания темы исследования — «Что?» — затем будет влиять на «Как?», на множество решений, которые нужно принимать относительно методов. Знание феномена необходимо, чтобы иметь возможность ставить значимые вопросы, касаются ли они сущности красоты, истины или блага, как в сократическом диалоге, тактики гроссмейстера в чемпионате или течений рок-музыки в интервью с подростками. Близкое знакомство с содержанием исследования достигается не только знакомством с литературой и теорией. Немного повращавшись в среде, где будет проводиться интервью, можно вникнуть в особенности конкретного языка, в повседневные проблемы, в распределение власти и таким образом обрести ощущение того, о чем будут говорить интервьюируемые. Для антропологических исследований это особенно важно — знание иной культуры необходимо для постановки вопросов. Одна из причин проведения полевых исследований состоит в необходимости проверить, насколько абстрактны самые конкретные из ваших концепций и вопросов, придуманных дома, в библиотеке. Когда я впервые приехал в Бразилию, то проехал 2000 миль на север центральной части страны и остановился в маленьком городке, так как слышал, что там до сих пор живут индейцы. Помню ощущение невероятного возбуждения: я бросился на улинУ> метался по городу до тех пор, пока не нашел эту группу индейцев, подошел Глава 5. Выбор темы и планирование... прямо к ним — и не знал, что сказать. Я хотел спросить: «У вас есть система половин? (специальный тип родственных отношений)». И это было бессмысленно. Фактически, чтобы найти способ задать вопрос о том, есть ли у этих людей система половин, понадобилось четыре месяца (см. Lave, Kvale, 1995. P. 221). Влияние теоретической концепции содержания на выбор методов можно продемонстрировать на примере воображаемого интервью с учеником относительно смысла насмешек. Разные теории будут приводить к тому, что акценты будут расставлены по-разному — на таких феноменах, как чувства, опыт, поведение, — а также будет рассматриваться разное время — прошлое, настоящее или будущее. Скажем, школьный психолог интервьюирует ученика, на которого жалуется учитель, — он постоянно дразнит других и таким образом нарушает работу класса. Интервью может проходить в роджерианской клиент-центрированной манере, в психоаналитической фрейдистской, в подходе модификации поведения Скиннера. В роджерианском подходе вопросы будут касаться того, что переживает и чувствует ученик, когда дразнит других; будут также предприняты попытки через вопросы детализировать и дифференцировать смысл этих переживаний, чтобы помочь ученику выразить свои чувства. Во фрейдистском подходе вопросы будут направлены на межличностную эмоциональную динамику ученика и его семейную ситуацию. С этой точки зрения будут адекватными вопросы, проясняющие, связаны ли между собой насмешки в школе и похожие эпизоды в семье и в соперничестве с братьями и сестрами. При скиннеровском подходе важной будет информация о том, что усиливает данное поведение; то есть, что случается после того, как он Дразнит других. Реакции других на поведение существенно усиливают социальное научение, и вопросы будут направлены на то, чтобы выяснить реакцию других учеников и учителя на насмешки, короче: «Каковы непосредственные последствия насмешек?». Задавая в ходе интервью разные вопросы, можно получить информацию, необходимую для интерпретации смысла насмешек в контексте разных теорий. Три подхода, упрощенно представленные здесь, будут фокусироваться соответственно на актуальных чувствах и переживаниях, на Истории семьи и эмоциональной динамике, на будущих поведенческих следствиях. Эти теоретические подходы освещают разные аспекты значения насмешек. Если теория не вводится вплоть до стадии анализа (то есть ^подключается» уже после проведения интервью), то можно упустить информацию, соответствующую теоретической интерпретации. Часть III. Семо этапов исследований с помощью интервью Цель Выбор темы исследовательского интервью предполагает также и прояснение цели исследования — вопрос «зачем?». Мы обсудим некоторые общие цели исследований. Реализация различных целей иллюстрируется конкретными примерами планирования. Интервью может быть направлено на обобщенное знакомство с проблемой либо на проверку гипотез. Ознакомительное интервью отличается открытостью и очень малой структурированностью. В этом случае интервьюер берет проблему, область, которую следует очертить, или комплекс проблем, нуждающихся в исследовании (как в интервью по поводу опыта научения, представленном А. Джорджи). Интервьюер следует за ответами исследуемого, ищет новую информацию по теме или новый угол зрения. Интервью по проверке гипотез более структурированно. Оно может принимать форму сравнения интервью разных групп (например, проверить гипотезу о том, что мальчики больше конкурируют за оценки, воспринимают оценки как конкуренцию). При исследовании групповых различий лучше всего стандартизировать словесные формулировки и последовательность вопросов, чтобы группы можно было сравнивать. Проверка гипотез может реализовываться и в единичном интервью, если вопросы интервью направлены, к примеру, на проверку гипотезы о структурном сходстве учения ради оценок и работы ради денег. Основная цель интервью может быть как эмпирической, так и теоретической. Скажем, исследование планируется для сбора эмпирической информации о влиянии оценок, или исследование планируется для проверки реализации теории или для создания на основе наблюдений и интервью эмпирически обоснованной теории — такой, как, например, развернутый теоретический подход Б. Глазера и Э. Страусса (Glaser, Strauss, 1967). Существует гораздо больше форм специфического использования интервью. Интервью часто используются для изучения случаев. Цель при этом может состоять в сборе информации о конкретном человеке или организации или в использовании данного случая для иллюстрации более общего феномена. Интервью может служить еще и вспомогательным методом в комплексе с другими методами. В исследованиях со включенным наблюдением и в этнографических исследованиях более или менее неформальное интервью является важным источником информации. При создании опросников для очерчивания основных аспектов проблемы и проверки пунктов опросника могут быть использованы пилотажные интервью. В постэкспериментальных интервью исследуемых спрашивают о том, как они поняли замысел эксперимента. Интервью могут быть использованы и как вспомо- ГлоВа 5. Выбор темы и планирование... гательный материал для других исследований. Для теоретического анализа оценок можно было бы взять интервью об оценках у учеников и учителей, прослушать записи — это дало бы возможность создать теорию. В этом случае интервью само по себе не является предметом методологического анализа, но служит вспомогательным материалом для теоретической работы и для иллюстраций обсуждаемого явления. Планирование За первым этапом выбора темы исследовательского интервью (этап прояснения его содержания и цели) следует второй этап — планирование, предполагающий общее планирование и подготовку методических процедур, направленных на получение искомых знаний. Процедуры планирования на последующих этапах интервьюирования — этапах расшифровки, анализа, верификации и написания отчета — подробно рассматриваются в следующих главах. В этом разделе я обращаю внимание на временное измерение всего процесса проведения интервью — от момента выбора темы до написания финального отчета. Кроме того, обсуждаю некоторые общие аспекты планирования, такие как тип интервью, количество интервьюируемых, доступные для исследования ресурсы, а также проекты, где не стоит использовать интервью. ВРЕМЕННОЕ ИЗМЕРЕНИЕ Временное измерение исследовательского проекта нужно держать в голове с момента первичного выбора темы и до момента написания окончательного отчета, принимая во внимание взаимозависимость всех семи этапов. Финальный отчет должен быть предусмотрен с самого начала, а некоторые задачи анализа и верификации стоит выполнять заранее, на более ранних стадиях проекта. Следует также учитывать последствия того, что сам интервьюер в процессе интервьюирования становится мудрее. Общее видение. Ключевой момент — выработка общего видения исследования еще до начала интервьюирования. Когда мы используем более Стандартизованные методы (такие как эксперимент, опросник или тест), сама структура инструментария подразумевает заранее выбранный способ проведения исследования. Методологические альтернативы в этом случае встроены в сам инструментарий, например, в виде альтернативных ответов опросника, компьютерной программы статистической обработки и пред- |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |