Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 23. эффективность управленческойДеятельности
§ 1. Эффективность: основные понятия, подходы, методы определения, типы
Эффективность (результативность) является отношением резуль-тата (эффекта) и затрат. Это классический метод определения обобщающего показателя экономической эффективности управленческого труда. Эффект может оказаться положительным, если результат приближается к идеальному состоянию, удовлетворяет целевую функцию и соответствует системе ограничений. Но он может оказаться и отрицательным, если не удается выбранными средствами достичь цели или удается, но невозможно при этом соблюсти систему ограничений. Эффективность управления – это относительная характеристика результативности деятельности конкретной управляющей системы, отражающаяся в различных показателях как объекта управления, так и собственно управленческой деятельности (субъекта управления), имеющих как количественные, так и качественные характеристики. Основными понятиями эффективности управления являются[78]: • эффективность труда работников аппарата управления; • эффективность процесса управления (функций, коммуникаций, выработки и реализации управленческого решения); • эффективность системы управления (с учетом иерархии управления); • эффективность механизма управления (структурно-функциональ-ного, финансового, производственного, маркетингового и др.). Динамика критерия эффективности ориентирована на получение максимального результата при минимальных затратах. Основные составляющие (затраты и результаты) имеют организационно-управленческую специфику, что может менять формулировку соотношения. Организационно-управленческие затраты не всегда возможно достаточно строго выделить, необходима экспертно-аналитическая оценка производительности, управляемости, ритмичности, трудовой и личностной удовлетворенности, корпоративной культуры и проч. Затраты делятся на явные и опосредованные и обладают важнейшей организационной характеристикой – все они связаны с использованием внутриорганизационных кадровых ресурсов. Организационно-управлен-ческие затраты – это активизация и максимальное использование творческого потенциала сотрудников. Организационно-управленческие результаты не всегда заключаются в прибыли, могут выражаться в опосредованной форме, носить экономический, социальный, политический, психологический и иной характер. Результат труда управленца есть степень приближения (достижения) к общеорганизационной цели (вторым важным моментом является оценка и сравнение различных траекторий движения к цели). При применении целевого подхода следует учитывать следующее: ° достижение цели не является легко измеримым, если организации не производят осязаемой продукции; ° организации предпринимают попытки достижения нескольких целей, а достижение одной из них зачастую препятствует или затрудняет выполнение других задач; ° само существование общего набора «официальных» целей, на достижение которых направлены усилия всех сотрудников, является спорным. Мера достижения системы целей может быть оценена по показателям и параметрам, которые представлены в табл. 23.1[79]. Таблица 23.1
Поскольку прямая оценка результатов труда в управлении ограничена, используется косвенная оценка, включающая определение удельного вклада работников в итоговые показатели деятельности аппарата управления, реализуемые в конечных результатах деятельности управляемого объекта. Соотношение результативности управления Ру и удельных управленческих затрат Уз дает показатель для сравнительной оценки эффективности управления Эу: . Модификацией является метод определения показателя эффективности коллективного управленческого труда: , где В – объем конечной продукции, руб.; Зпл – затраты на оплату работников, руб.; Фоб – текущие затраты на оборотные фонды, руб.; Фос – стоимость основных промышленно-производственных фон- дов, руб.; Е – коэффициент эффективности производственных фондов (может использоваться нормативный). Измерить результативность труда управленческих работников возможно также опосредованно, через параметры состояния производства, что предполагает формирование системы показателей в зависимости от индивидуальных условий организации. Различают три вида эффективности (рис. 23.1)[80]: • индивидуальная эффективность – базовый уровень, который отражает степень и качество выполнения задач конкретными служащими или членами организации, так как подлежащие выполнению задачи являются частью рабочего процесса или должностных обязанностей в организации; менеджеры традиционно оценивают индивидуальную эффективность с помощью оценочных показателей, которые являются основой для увеличения заработной платы, продвижения по службе и других стимулов, действующих в организации; • групповая эффективность – члены организаций редко работают в одиночку, в изоляции от остальных ее участников, но в некоторых случаях групповая эффективность представляет собой простую сумму вкладов всех членов группы, а в других случаях эффективность представляет собой нечто большее, чем сумма отдельных вкладов, проявляется синергетический эффект; • организационная эффективность– факт достижения организационных целей меньшим числом работников или за меньшее время, она включает в себя индивидуальную и групповую эффективность, но за счет синергетических эффектов превышает их сумму.
Рис. 23.1. Три вида эффективности
В управленческой теории различают еще несколько видов эффективности (они рассмотрены нами в теме «Управленческие решения»)[81]: • экономическая эффективность – соотношение стоимости прибавочного продукта, полученного в результате реализации конкретного решения, и затрат на его разработку и реализацию; • социальная эффективность – факт достижения социальных целей для большего количества человек и общества за более короткое время меньшим числом работников, с меньшими финансовыми затратами; • технологическая эффективность – факт достижения определенных результатов (отраслевого, национального или мирового технологического уровня производства), запланированных в бизнес-плане, за более короткое время или с меньшими финансовыми затратами; • психологическая эффективность – факт достижения психо-логических целей для большего числа работников или населения за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами; • правовая эффективность – степень достижения правовых целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами; • экологическая эффективность – факт достижения экологических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами; • этическая эффективность – факт достижения нравственных целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами; • политическая эффективность – факт достижения политических целей организации и персонала за более короткое время, меньшим числом работников или с меньшими финансовыми затратами. В любом случае главная задача системы управления состоит в обеспечении активного воздействия на управляемый объект с целью улучшения его показателей. Различные свойства и параметры деятель-ности субъекта и объекта управления часто не согласуются между собой, находятся в диалектическом противоречии, в связи с чем существует проблема определения обобщающего показателя, который явился бы измерителем эффективности управления. Однако характеристики систем управления и условия, в которых они работают, настолько различны, что целесообразно применение разных критериев эффективности для различных систем. Исходя из основных положений общего менеджмента, в качестве методологических подходов при оценке эффективности можно принять следующие пять направлений[82]: • логико-управленческое, ориентированное на рационализацию, целесообразность и оптимальность действий; • статистическо-математическое – поиск и подтверждение закономерностей на основе разнообразных расчетов и углубленного анализа; • финансово-экономическое – экономическое и финансовое обоснование затрат и показателей деятельности; • социально-психологическое – создание и учет социально-психологических условий труда, личностно-коллективных признаков и факторов труда, взаимоотношений и социально-психологического климата; • специфико-производственное – отражает производственно-целевые особенности деятельности управляемой системы. Формула эффективного руководства (предложена академиком В. А. Трапезниковым) состоит из четырех звеньев, отражающих требования к руководителю: «знает» – «может» – «хочет» – «успевает»[83]. Оценка эффективности управления во многом затруднена из-за специфических особенностей управленческого труда, но содержание и процесс управленческой деятельности находятся в непосредственной зависимости от требований к руководителю: • компетентность – руководитель, в дополнение к волевыми качествами (твердость, энергия, настойчивость, гибкость), профессионально знает, чтодолжен делать и какделать; • достоинство и высшая ответственность во всех делах –руководитель должен проявлять эти качества как по отношению к себе, так и ко всем, с кем он ежедневно взаимодействует: с поставщиками, потребителями, коллегами; • чувство нового и умение рисковать –умение идти впереди того, что делается сегодня, всегда искать новые возможности, прислушиваются к их зову, готовность и способность использовать их; • чувствительность и подвижность –чувствовать возникающие нужды, время, события – это значит уважать мнения других, постоянно стремиться к саморазвитию и быть готовым к изменениям; • высокая работоспособность, постоянное стремление быть лучшим и делать все наилучшим образом и проч. Весьма популярен среди менеджеров комплексный подход к организации эффективной деятельности, который разработан в 1644 г. легендарным самураем в истории Японии Миямото Мусаши, и представляет собой девять правил искусства борьбы на мечах (кендо)[84]: 1. Никогда не имей коварных мыслей. 2. Неустанно тренируйся следовать выбранному пути. 3. Освой навыки и развивай умения. 4. Ежедневно расширяй знания в разных областях. 5. Учись различать во всем выгоду и убыток. 6. Развивай в себе способность видеть все «насквозь» с первого взгляда. 7. Старайся познать суть того, что скрыто от глаза. 8. Не ослабляй внимания даже по отношению к мелочам. 9. Не трать время на бесполезные занятия. Показателен американский стандарт критериев оценки профессиональных, психофизиологических и личностных качеств управленческого работника[85]: ° уровень общего образования, определяющий степень функцио-нальной грамотности человека (навыки чтения, письма, счета, включая владение арифметическими действиями с простыми числами, дробями), а также уровень понимания (понятливости), необходимые для освоения сравнительно несложных профессий (работ); ° профессиональная подготовка как формальная, так и полученная благодаря опыту и самообразованию, но в любом случае отражающаяся в знаниях, умениях, навыках, достаточных для выполнения на среднем уровне различных профессиональных функций; ° умственные и физические способности, отвечающие специфике профессии и позитивно влияющие на результаты обучения и труда, планирование и развитие карьеры; ° типы и черты темперамента – в оптимальном варианте сильная, уравновешенная, подвижная нервная система – как благоприятный фактор овладения работником навыками и искусством управления (менеджмента), выполнения сложных, точных, ответственных, опасных, монотонных работ, а также ускоренной его адаптации к изменениям производственной и социальной среды, перемене профессии, работы; ° профессиональные интересы (предпочтения, склонности), проявляющиеся в адекватных видах деятельности и активизирующие их; ° состояние здоровья, в первую очередь органов и систем, вовлеченных в данную профессиональную деятельность, с точки зрения их соответствия требованиям профессии. Перечисленные выше показатели, характеризующие работника, оцениваются по степени значимости, сложности и сопоставляются с профессиональными функциями, видами работ при профотборе персонала. В то же время они могут быть использованы и для классификации профессий по медицинским и психологическим критериям. Принципы эффективности: • многоуровневая субординация критерия; • соизмеримость и сопоставимость показателей; • учет социально-экономических условий, воспроизводственных пропорций и органического строения капитала; • выбор эталона, нормали, нормализованного режима функцио-нирования или состояния организации; • учет фактора времени, риска и неопределенности и др. |
||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |