Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема 1. Теоретико-методологические основания в реализации профилактических и коррекционно-развитивающих мероприятий
Вопросы для обсуждения: 1. Профилактические и коррекционно-развивающие технологии в образовательном процессе. 2. Специфика реализации программ в условиях инклюзивного образования. 3. Адресная работа с различными контингентами учащихся. 4. Стратегия индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики и ее проектирование. Список литературы: а) основная литература
Иванова А. Е., Кравец О. Ю.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с. Кыласова Л.Е. , Докутович В.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 68 с.
б) дополнительная литература 1. Антропов Ю.Ф, Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей и подростков. – М.: Из-во Института Психотерапии, Из-во НГМА, 2000. – 320 с. 2. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. – М.: Из-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с. 3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с. 4. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. 5. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Психология семьи: Сборник статей. – М.: ООО «Вопросы психологии». – 2002. – С. 45-54 6. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 7. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с. 8. Носова, Е.А. Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. Педагогическое образование родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с. 9. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с. 10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с. 11. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: ВЛАДОС., 2001. – 368 с. 12. Шаграева О.А., Корнеева Т.В и др. Психология семейных отношений: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. 13. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.
Тема 2. Специфика психического и личностного развития разных категорий дошкольников и их учет в профилактической и коррекционно-развивающей работе Вопросы для обсуждения: 1. Специфики развития одаренного ребенка. 2. Специфика развития социально-уязвимых детей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей-мигрантов, сирот. 3. Категория детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Дети с девиантным поведением и зависимостью. 4. Индивидуальные учебные планы для разных категорий детей и их сопровождение. 5. Психологические рекомендации – их суть, цели и задачи. 6. Взаимодействие смежных специалистов по вопросам развития способностей детей. Список литературы: а) основная литература
Иванова А. Е., Кравец О. Ю.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с. Кыласова Л.Е. , Докутович В.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 68 с.
б) дополнительная литература 1. Антропов Ю.Ф, Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей и подростков. – М.: Из-во Института Психотерапии, Из-во НГМА, 2000. – 320 с. 2. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. – М.: Из-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с. 3. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. 4. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с. 5. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Психология семьи: Сборник статей. – М.: ООО «Вопросы психологии». – 2002. – С. 45-54 6. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с. 7. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 336 с. 8. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с. 9. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с. 10.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с. Шаграева О.А., Корнеева Т.В и др. Психология семейных отношений: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины
Образовательные технологии
8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[148] Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение игровых технологий – имитирующих реальные процессы проектирования и реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ. Однако не менее важно выстроить серьезную теоретическую, методологическую и методическую базу для такого рода профессиональной деятельности. В качестве этой базы выступают базовые знания по общей, детской, социальной, педагогической психологии. Опыт, накопленный в отечественной и зарубежной психологии. На занятиях целесообразно обсуждать место и роль педагогического знания в этом процессе, а также специфику тех отношений, которые складываются между педагогическим и психологическим знанием в образовательном процессе. Важно оставить место в ряду заданий для самостоятельной работы для творческих заданий, содержание которых будет определяться спецификой усвоения пройденного материала. И тем насколько качественно он усвоен. 9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[149] Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы. Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой. Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях – в ходе выполнения самостоятельной работы. Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета. Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период. 10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[150] Тестирование– это процесс, в ходе которого студент отвечает на поставленные вопросы. К каждому вопросу предлагаются варианты ответов, из перечня которых следует выбрать нужный ответ. Портфолио– совокупность всех выполненных и оформленных должным образом заданий, полученных студентом для самостоятельной работы. В данном случае имеется в виду проекты, которые должны будут подготовить студенты в процессе самостоятельной работы. Их презентация и обсуждение будут осуществлять на занятии. Имитационная игра– процесс воссоздания реальной ситуации взаимодействия педагога/психолога с родителями педагогами или ребенком по разрешению проблемных ситуаций, в процессе чего студент имеет возможность получить дополнительный опыт и отработать необходимые умения и навыки. Индивидуальные творческие здания– обращение к произведениям художественной литературы, для поиска в них художественного описания ситуаций и проблем, решаемых в процессе изучения учебной дисциплины. Имитационные задачи –решение проблем, о которых заявляют сами студенты, проблем, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения соответствующих трудовых действий в процессе обучения. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:
а) основная литература
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |