Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 1. Теоретико-методологические основания в реализации профилактических и коррекционно-развитивающих мероприятий

 

Вопросы для обсуждения:

1. Профилактические и коррекционно-развивающие технологии в образовательном процессе.

2. Специфика реализации программ в условиях инклюзивного образования.

3. Адресная работа с различными контингентами учащихся.

4. Стратегия индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики и ее проектирование.

Список литературы:

а) основная литература

  1. Долгонюк Е.В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детсво-Пресс, 2013. – 144 с.

Иванова А. Е., Кравец О. Ю.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

Кыласова Л.Е. , Докутович В.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 68 с.

  1. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида. – М.: Владос, 2014. – 224 с.
  2. Шаграева О.А. Основы консультативной психологии. – М.: Академия, 2011. – 272 с.

 

б) дополнительная литература

1. Антропов Ю.Ф, Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей и подростков. – М.: Из-во Института Психотерапии, Из-во НГМА, 2000. – 320 с.

2. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. – М.: Из-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с.

3. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 416 с.

4. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

5. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Психология семьи: Сборник статей. – М.: ООО «Вопросы психологии». – 2002. – С. 45-54

6. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

7. Николс М., Шварц Р. Семейная терапия. Концепции и методы. – М.: Изд-во Эксмо, 2004. – 960 с.

8. Носова, Е.А. Швецова Т.Ю. Семья и детский сад. Педагогическое образование родителей. – СПб.: Детство-Пресс, 2009. – 80 с.

9. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

10. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

11. Шаграева О.А. Детская психология: Теоретический и практический курс. – М.: ВЛАДОС., 2001. – 368 с.

12. Шаграева О.А., Корнеева Т.В и др. Психология семейных отношений: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

13. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия. – СПб.: Речь, 2003. – 336 с.

 

Тема 2. Специфика психического и личностного развития разных категорий дошкольников и их учет в профилактической и коррекционно-развивающей работе

Вопросы для обсуждения:

1. Специфики развития одаренного ребенка.

2. Специфика развития социально-уязвимых детей, детей, попавших в трудные жизненные ситуации, детей-мигрантов, сирот.

3. Категория детей с особыми образовательными потребностями и ограниченными возможностями здоровья. Дети с девиантным поведением и зависимостью.

4. Индивидуальные учебные планы для разных категорий детей и их сопровождение.

5. Психологические рекомендации – их суть, цели и задачи.

6. Взаимодействие смежных специалистов по вопросам развития способностей детей.

Список литературы:

а) основная литература

  1. Долгонюк Е.В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детсво-Пресс, 2013. – 144 с.

Иванова А. Е., Кравец О. Ю.Коррекционно-развивающая работа с детьми раннего и младшего дошкольного возраста / А.Е. Иванова, О.Ю. Кравец, И.А. Рыбкина и др. – СПб.: КАРО, 2014. – 112 с.

Кыласова Л.Е. , Докутович В.В. Коррекционно-развивающая работа с детьми 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Программа. Планирование. – Волгоград.: Учитель, 2014. – 68 с.

  1. Лаврова Г.Н. Социально-личностное развитие детей дошкольного возраста. Коррекционно-развивающая работа в ДОУ компенсирующего вида. – М.: Владос, 2014. – 224 с.
  2. Шаграева О.А. Основы консультативной психологии. – М.: Академия, 2011. – 272 с.

 

б) дополнительная литература

1. Антропов Ю.Ф, Шевченко Ю.С. Психосоматические расстройства у детей и подростков. – М.: Из-во Института Психотерапии, Из-во НГМА, 2000. – 320 с.

2. Видра Д. Помощь разведенным родителям и их детям: от трагедии к надежде. По страницам научных трудов Гельмута Фигдора. – М.: Из-во Института Психотерапии, 2000. – 224 с.

3. Дубровина И.В. (ред.) Практическая психология образования. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

4. Кэдьюсон Х., Шеффер Ч. Практикум по игровой психотерапии. – СПб.: Питер, 2000. – 416 с.

5. Москаленко В.Д. Ребенок в «алкогольной» семье: психологический портрет // Психология семьи: Сборник статей. – М.: ООО «Вопросы психологии». – 2002. – С. 45-54

6. Нартова-Бочавер С.К., Несмеянова М.И., Малярова Н.В., Мухортова Е.А. Ребенок в карусели развода. – М.: Дрофа, 2001. – 192 с.

7. Оклендер В. Окна в мир ребенка: Руководство по детской психотерапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000. – 336 с.

8. Практическая психология образования. Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И. В. Дубровиной — СПб.: Питер, 2004. — 592 с.

9. Психолого-педагогическое сопровождение семей учащихся с ОВЗ в условиях инклюзивного обучения. – М.: Дрофа, 2008. – 286 с.

10.Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учеб. пособие: В 2 кн. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Гума-нит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. — 384с.

Шаграева О.А., Корнеева Т.В и др. Психология семейных отношений: учебное пособие для студентов высш. учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 368 с.

6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины

Наименование раздела дисциплины Формируемые компетенции
Проектирование профилактических и коррекционно-развивающих программ ОПК-1 ПК-2    
Реализация профилактических и коррекционно-разивающих программ     ПК-3 ПК-4

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практикум) Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
практическое Теоретические основы профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями дошкольников объяснительно-иллюстративное обучение с элементами проблемного обучения 3/3
практическое Разработка профилактических и коррекционно-развивающих программ игровые технологии 3/3
практическое Теоретико-методологические основания в реализации профилактических и коррекционно-развивающих мероприятий игровые технологии 3/3
практическое Специфика психического и личностного развития разных категорий дошкольников и ее учет в профилактической и коррекционно-развивающей работе решение практических задач 3/3
Итого: 12/100 %

8. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[148]

Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение игровых технологий – имитирующих реальные процессы проектирования и реализации профилактических и коррекционно-развивающих программ.

Однако не менее важно выстроить серьезную теоретическую, методологическую и методическую базу для такого рода профессиональной деятельности. В качестве этой базы выступают базовые знания по общей, детской, социальной, педагогической психологии. Опыт, накопленный в отечественной и зарубежной психологии. На занятиях целесообразно обсуждать место и роль педагогического знания в этом процессе, а также специфику тех отношений, которые складываются между педагогическим и психологическим знанием в образовательном процессе.

Важно оставить место в ряду заданий для самостоятельной работы для творческих заданий, содержание которых будет определяться спецификой усвоения пройденного материала. И тем насколько качественно он усвоен.

9. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[149]

Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы.

Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой.

Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях – в ходе выполнения самостоятельной работы.

Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель.

Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи зачета.

Зачет сдается согласно расписанию и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения за академический период.

10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[150]

Тестирование– это процесс, в ходе которого студент отвечает на поставленные вопросы. К каждому вопросу предлагаются варианты ответов, из перечня которых следует выбрать нужный ответ.

Портфолио– совокупность всех выполненных и оформленных должным образом заданий, полученных студентом для самостоятельной работы. В данном случае имеется в виду проекты, которые должны будут подготовить студенты в процессе самостоятельной работы. Их презентация и обсуждение будут осуществлять на занятии.

Имитационная игра– процесс воссоздания реальной ситуации взаимодействия педагога/психолога с родителями педагогами или ребенком по разрешению проблемных ситуаций, в процессе чего студент имеет возможность получить дополнительный опыт и отработать необходимые умения и навыки.

Индивидуальные творческие здания– обращение к произведениям художественной литературы, для поиска в них художественного описания ситуаций и проблем, решаемых в процессе изучения учебной дисциплины.

Имитационные задачи –решение проблем, о которых заявляют сами студенты, проблем, с которыми они сталкиваются в процессе выполнения соответствующих трудовых действий в процессе обучения.

11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

 

а) основная литература

  1. Долгонюк Е.В. Моторная алалия. Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста. Учебно-методическое пособие. – СПб.: Детсво-Пресс, 2013. – 144 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...