Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ПСИХОЛОГИЯ ОДАРЕННОСТИ И ТВОРЧЕСТВА

Для направления подготовки

 

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

Программа подготовки

Педагогическая психология

Квалификация (степень) выпускника

Магистр

Форма обученияочная

Москва 2016


Рабочая программа дисциплины «Психодидактика» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

 

Разработчики:

МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования А.И.Савенков

МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования В.А. Кривова

 

 

Эксперты:

МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования В.М. Поставнев

МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологи образования О.В. Цаплина

 

 

Рабочая программа дисциплины «Психодидактика» одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования

Протокол № __ от «__» ________________ 2016 г.

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.психол.н., профессор А.И. Савенков

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.психол.н., профессор А.И. Савенков

 

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 2016 г.

 

Директор института д.п.н., д.психол.н., профессор А.И. Савенков

© ГАОУ ВО МГПУ, 2016

© Общеинститутская кафедра психологии образования, 2016


1. Цели и задачи освоения дисциплины «Психология одаренности и творчества»:формирование целостного представления о динамике, прогнозировании и развитии интеллектуально-творческих способностей у детей и взрослых.

Задачи освоения дисциплины:

- изучить современные концептуальные подходы к разработке теоретических моделей одаренности;

- ознакомить студентов с наиболее эффективными системами и методиками диагностики уровня одаренности людей разных возрастов;

- раскрыть современные представления о динамике и прогнозированию развития интеллектуально-творческих способностей у детей и взрослых;

- дать знания об опыте отечественной и международной практики выявления и обучения одаренных и талантливых учащихся разных возрастов;

- ознакомить с современными стратегиями развития одаренности;

- дать представление о проблеме разработки содержания образования с учетом развития интеллекта, и креативности;

- изучить наиболее эффективные формы и методы образовательной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуально-творческого потенциала личности.

 

2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «Психология одаренности и творчества» входит в пятый модуль «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», является вариативной дисциплиной модуля и изучается в III семестре. В процессе освоения дисциплины формируются основы научно-психологического знания и профессионального мышления будущих магистров. Содержание этой дисциплины будет востребовано при изучении психологических и педагогических дисциплин, изучаемых в рамках программы подготовки магистров «Дошкольная психология и педагогика» по направлению 44.04.02 Психолого-педагогическое образование.

Изучение дисциплины предполагает достаточный общеобразовательный уровень студентов, знания анатомии и физиологии человека, основ философии, общей психологии и сформированность базовых умений работы с текстом.

Необходимым условием обучения по данной дисциплине является успешное освоение дисциплин: Социальная психология образования, Организация профессиональной психолого-педагогической деятельности, Технология развития креативности обучающихся.

Данная дисциплина проходит одновременно с дисциплинами: Методология и методы научного исследования, Социализация и индивидуализация в реализации образовательных программ, Педагогическая антропология, Психология индивидуализации обучения и развития, Социально-психологические закономерности развития детско-взрослых сообществ, Психолого-педагогическое сопровождение образовательной деятельности в образовательной организации.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить следующие трудовые действия:

  • Разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении
  • Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
  • Формирование и реализация планов развивающей работы с обучающимися с учетом их индивидуально-психологических особенностей
  • Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)
  • Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников
  • Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

· Способен проводить диагностику психического развития детей и подростков (ПК-1)

· Способен конструктивно взаимодействовать со смежными специалистами по вопросам развития способностей детей и подростков (ПК-4)

· Способен выстраивать систему дополнительного образования в той или иной конкретной организации как благоприятную среду для развития личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося (ПК-11)

· Способен создавать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся как в групповом, так и индивидуальном варианте (ПК-12)

 

В результате изучения дисциплины студент должен:

знать:

- закономерности психического развития и проявления личностных свойств обучающихся;

- основы психолого-педагогической диагностики и основные признаки отклонения в развитии детей и подростков;

- методы диагностики психического развития различных категорий детей и подростков;

- требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики;

- требования к оформлению и ведению документации педагога-психолога (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты)

- предпосылки и условия развития общих и познавательных способностей;

- факторы образовательной среды, влияющие на проявление и развитие общих и познавательных способностей, креативности различных категорий обучающихся (обучающихся с особыми образовательными потребностями);

- методы развития творческих и познавательных способностей обучающихся;

- теоретические основы и методическое обеспечение деятельности психолого-медико-педагогического консилиума;

- психологические и организационные основы взаимодействия специалистов образовательной организации в интересах развития способностей детей и подростков различных категорий

- предпосылки и условия развития интересов, способностей и склонностей обучающихся;

- факторы, определяющие особенности освоения дополнительных образовательных программ;

-методы психолого-педагогической диагностики интересов, способностей и склонностей детей и подростков

- теоретические основы организации индивидуальной и групповой проектной деятельности;

- психологические основы исследовательского поведения;

- теорию проектно-исследовательской деятельности обучающихся;

- методы психолого-педагогического сопровождения групповой и индивидуальной проектно-исследовательской деятельности;

- особенности разработки и реализация планов проведения развивающих занятий на основе проектного подхода.

уметь:

- проводить диагностику психического развития различных категорий детей и подростков;

- определять уровень и динамику развития обучающихся;

- готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики и оформлять их в соответствии с требованиями

- использовать методы оценки познавательных и творческих способностей обучающихся;

- анализировать и профессионально ориентироваться в документации специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.);

- осуществлять деятельность в рамках психолого-медико-педагогического консилиума;

- использовать знания психологических и организационных основ взаимодействия специалистов образовательной организации в интересах развития способностей детей и подростков различных категорий

- определять факторы, влияющие на проявление и развитие интересов, способностей и склонностей;

- использовать методы психолого-педагогической диагностики возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся

- определять условия в системе дополнительного образования, способствующие развитию личности, способностей, интересов и склонностей каждого обучающегося

- отбирать и реализовыватьпроектно-исследовательские обучающие технологии, как в групповом, так и индивидуальном варианте;

- осуществлять (совместно с другими специалистами) психолого-педагогическое сопровождение групповой и индивидуальной проектно-исследовательской деятельности

 

владеть:

- методикой проведения диагностики развития различных категорий детей и подростков;

- технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам диагностики;

- опытом оформления и ведения документации педагога-психолога

- методами диагностики и развития возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся;

- методами оценки и развития возможностей, интересов, способностей и склонностей обучающихся в системе дополнительного образования

- опытомиспользования проектно-исследовательских обучающих технологий при разработке системы занятий, как в групповом, так и индивидуальном варианте;

- методами психолого-педагогической поддержки проектно-исследовательские обучающие технологии, как в групповом, так и индивидуальном варианте

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/ зачетных единиц Семестры
Аудиторные занятия (всего)      
В том числе:          
Лекции        
Практические занятия (ПЗ) -        
Семинары (С) -        
Лабораторные работы (ЛР) -        
Самостоятельная работа (всего)      
В том числе:          
Указываются виды самостоятельной работы          
Подготовка аннотаций        
Подготовка докладов и сообщений        
Подготовка презентаций        
Подготовка биографии исследователя        
Составление комплекта методик диагностики        
Подбор упражнений для развития интеллектуальной одаренности детей        
Вид промежуточной аттестации (зачет) Зачет      
Общая трудоемкость часы зачетные единицы        
       

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
Концепции одаренности и творчества - - -
Диагностика одаренности - - -
Прогнозирование развития одаренной личности в социально-культурной среде -    
  итого - - -

5.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины (элемента модуля) Содержание раздела
Концепции одаренности и творчества   Учения «о гении» древних философов (Конфуций, Сократ, Платон, Аристотель, Авиценна и др.). Эволюция представлений о художественной и научной одаренности в европейской философии (Уарте Х., Дидро Д., Гельвеций К.А.., Ломоносов М.В., Баумгартен А., Кант И., Гегель Г. и др.). Первые экспериментальные исследования одаренности и творчества (Гальтон Ф. и др.). Концептуальные модели одаренности конца ХIХ начала ХХ века (Бине А., Клапаред Э., Штерн В., Россолимо Г.И., Спирмен Ч. и др.). Основные современные концепции одаренности. Концепции «интеллектуальной одаренности» (Гарднер Х., Гилфорд Дж., Пиаже ж., Холодная М.А. и др.). Интеллект и креативность, взаимосвязь и взаимозависимость (Гилфорд Дж., Дружинин В.Н., Торренс Е.П., Юркевич В.С. и др.). Модель человеческого потенциала Дж. Рензулли. Многофакторные модели одаренности (Таненбаум А., Фельдхьюсен Дж., Хеллер К. и др.). Современные отечественные модели одаренности и творчества (Бабаева Ю.Д., Богоявленская Д.Б., Дружинин В.Н., Матюшкин А.М., Лейтес Н.С., Савенков А.И., Юркевич В.С. и др.). Одаренные люди: особенности мышления и поведения. Творческая одаренность виды и формы: одаренность «общая» и «специальная»; одаренность «скрытая» и «явная»; одаренность «потенциальная» и «актуальная»; одаренность «ранняя» и «поздняя». Дисинхрония. Особенности психосоциального развития одаренных людей (социальная автономность, лидерство, перфекционизм и др.). Особенности развития познавательной сферы одаренных людей (познавательная потребность, высокая концентрация внимания, склонность к задачам дивергентного типа и др.). Физическое развитие и умственная одаренность.
Диагностика одаренности История диагностики одаренности. Диагностика умственной одаренности в истории психологии (Уарте Х., Гальтон Ф. и др.). Становление и развитие систем диагностики интеллекта и креативности (Бине А., Термен Л., Россолимо Г.И., Штерн В., Клапаред Э., Векслер Д., Мейли Р., Равен Дж. и др.). Современные подходы, методы и методики диагностики одаренности детей и взрослых. Диагностика интеллекта (Айзенк, Г.Ю., Анастази А. и др.) и креативности (Гилфорд Дж., Торренс Е.П., Богоявленская Д.Б. и др.). Диагностики умственной одаренности на основе имплицитных моделей (Штерн В., Фельдхусен Дж., Савенков А.И. и др.). Организационно-педагогические схемы диагностики детской одаренности («принцип турникета» Рензулли Дж., Рис С.; «проект RAРYHT»; «идентификационная модель» Савенкова А.И. и др.).
Прогнозирование развития одаренной личности в социально-культурной среде Основные предикторы выдающихся достижений. Проблема прогнозирования развития личности в современной психологической науке. Теоретические основания построения прогноза развития личности. Интеллект и креативность, как предикторы жизненной успешности. Социальный интеллект и эмоциональный интеллект как предикторы жизненной успешности. Проблема ранних высоких достижений. Возрастная динамика интеллекта и креативности в норме и патологии. Проблема средовой и генотипической детерминации развития когнитивных функций. Проблема средовой и генотипической детерминации развития интеллекта и креативности. (Горн Г., Гудинаф Д., Зайонц Р., Лоэлин Д., Николс Р., Ньюмен Г., Роуз Р., Пломин Р., Уилерман Ф., Шилдс Д. и др.). Психогенетика общих и специальных способностей. Основные теории взаимодействия генотипа и среды. Содержание образования, формы организации и методы обучения как факторы развития одаренности. Основные концептуальные подходы к разработке содержания современного школьного образования. Современные концептуальные модели содержания образования и проблема обучения одаренных детей («когнитивно-аффективная модель» Ф.Уильямса, «три вида обогащения учебных программ» Дж. Рензулли и С. Рис, «модель обогащения содержания образования» А.И. Савенкова и др.). Принципы разработки учебных программ для одаренных детей (Пассов Х., Карне М., Шведел А. и др.). Викарное научение и подражание как факторы развития креативности. Дифференциация обучения и одаренные дети (виды, формы, уровни и др.). Программы развития интеллекта и креативности взрослых. Интеллектуальная одаренность и научно-техническое творчество. Теория интеллектуального порога (Перкинс Р., Дружинин В.Н.). Поисковая активность как основа творчества. Исследовательское поведение и творчество. Особенности творчества в науке. Художественная одаренность и художественное творчество. Диагностика и развитие художественных способностей в современной психологии (Мелик-Пашаев А.А. и др.). Художественное образование как фактор развития художественной одаренности. Специфика творчества в искусстве. Практический интеллект и его основные формы. Прототипические формы практического интеллекта. роль интуиции в обучении. Интуиция и творчество. Эмоциональный интеллект и социальная компетентность. Практический интеллект и проблема жизненной успешности. Самоактуализация и творчество как стиль жизни.

 

5.3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)

Наименование дисциплинарного модуля Количество часов/зачетных единиц Формируемые компетенции Общее количество компетенций
ПК-1 ПК-4 ПК-11 ПК-12
Концепции одаренности и творчества     * *  
Диагностика одаренности   * * * *
Прогнозирование развития одаренной личности в социально-культурной среде   * * * *

Образовательные технологии

Вид занятия Тема занятия Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. часов/в том числе в интерактивной форме
Практическое занятие Концепции одаренности и творчества Мультимедийные технологии, дискуссионные технологии 10 час /10
Практическое занятие Творческие способности и их диагностика Мультимедийные технологии, Решение практических задач 12 час /12
Практическое занятие Обучение одаренных детей Мультимедийные технологии, дискуссионные технологии, Решение практических задач 14 час / 14

7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине (модулю)

Преподаватель данной дисциплины должен делать акцент на дидактических принципах активности, проблемности, прочности и системности; использовать технологии и методы обучения в соответствии с разделами курса; адаптировать методы обучения, выработанные при преподавании гуманитарных дисциплин; ставить перед студентами психологические задачи, которые они обязаны выполнять в течение всего курса; согласовывать содержание тем, по которым проводится занятие, с задачами по формированию компетенций, использовать информационные технологии:

- компьютерное сопровождение в программе Microsoft Office (Word, Excel, PowerPoint),

- электронные учебники.

Рекомендуется использовать следующие технологии обучения:

- дискуссия

- решение практических задач

-мультимедийные технологии

Дискуссия. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании. Дискуссия (от лат.discussio – рассмотрение, исследование) – способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решений в группе посредством обсуждения какого-либо вопроса или проблемы. Дискуссия обеспечивает активное включение студентов в поиск истины; создает условия для открытого выражения ими своих мыслей, позиций, отношений к обсуждаемой теме и обладает особой возможностью воздействия на установки ее участников в процессе группового взаимодействия.

Мультимедийные технологии – это совокупность современных средств аудио- теле-, визуальных и виртуальных коммуникаций, используемых в процессе организации, планирования и управления различных видов деятельности. Технология мультимедиа позволяет вводить, сохранять, перерабатывать и воспроизводить текстовую, аудиовизуальную, графическую, трёхмерную и иную информацию. Свойство интегрировать эти виды данных, компактно и длительно хранить их на электронных носителях, не разрушающихся со временем и не ухудшающих свои характеристики при копировании, позволяет утверждать, что они могут отражать богатейшие национальные богатства России в мультимедийных БД.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):

а) основная литература (учебная)

1. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – СПб.: Питер, 2012. [Электронный ресурс]:

http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf

2. Ларионова Л.И. Культурно-психологические факторы развития интеллектуальной одаренности. – М.: Институт психологии РАН, 2011. – 320 с.

3. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям "Педагогика и психология", "Психология", "Социальная педагогика", "Педагогика". 13-е изд., перераб. и доп. - М.: Академия, 2013. – 655 с.

  1. Психология детей младшего школьного возраста учебник и практикум для бакалавров / под общ. ред. А.С. Обухова. – М.: Издательство Юрайт, 2014. – 583 с.

б) дополнительная литература

1. Анастази А., Урбина С., Психологическое тестирование. (7-е международное издание). –СПб., 2006.

2. Бабаева Ю.Д., Войскунский А.Е. Одаренный ребенок за компьютером. –М., 2003.

3. Бине А. Измерение умственных способностей. –СПб., 1998.

4. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей. –М., 2001.

5. Бодалев А.А., Рудкевич Л.А., Как становятся великими или выдающимися? –М., 2003.

6. Бурлачук Л.Ф., МорозовС.М. Словарь-справочник по психо­логической диагностике. -Киев, 1989.

7. Кадневский В.М. История тестов. –М., 2004.

8. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. –М., 2000.

9. Матюшкин А.М. Мышление, обучение, творчество. –М., 2003.

10. Одаренность; рабочая концепция. -М., 1998.

11. Савенков А.И. Психология детской одаренности. – М.: Генезис, 2010. – 440 с.

12. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и школе. –М., 2000.

13. Социальный интеллект. Теория, измерение, исследования. Под ред. Д.В. Ушакова и Д.В. Люсина. –М. 2004.

14. Ушаков Д.В. Интеллект; структурно-динамическая теория. –М., 2003.

15. Ушаков Д. В. Психология интеллекта и одаренности / Ушаков Д. В - М.: Институт психологии РАН, 2011. - 464 с.

16. Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей. -Москва-Воронеж. 2004.

17. Щебланова Е.И. Психологическая диагностика одаренности школьников: проблемы, методы, результаты исследований и практики. –М., 2003.

18. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. -М., 2002.

в) перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса и программное обеспечение

Microsoft Word, WordPad, Internet Explorer, медиаплеер, электронные словари.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://elibrary.ru/defaultx.asp

ЭБС IPRbooks http://www.iprbookshop.ru/

ЭБС Znanium.com. http://znanium.com/

Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

Российская государственная библиотека http://www.r sl.ru/

Научная педагогическая библиотека им. К. Д. Ушинского http://www.gnpbu.ru/

Вестник московского университета. Серия 14. Психология http://mhp-journal.ru

Вестник московского городского педагогического университета (МГПУ). Серия «Педагогика и психология».

Журнал «Развитие личности»http://rl-online.ru/

научная библиотека http://cyberleninka.ru

психологическая лаборатория http://vch.narod.ru/

Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

Электронная библиотека www.gumer.info

Электронная библиотека www.koob.ru

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Аудитории оснащены ноутбуком, проектором и экраном для изучения основных тем лекционных занятий по дисциплине, для подготовки и возможности использования информационно-коммуникационных технологий на лекциях и практических занятиях, демонстрация мультимедиа, видеороликов по видам занятий.

Департамент образования города Москвы

Государственное автономное образовательное учреждение

высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт педагогики и психологии образования

Общеинститутская кафедра психологии образования

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Теории и техники психологического консультирования в образовании»

 

Направление подготовки /специальность

44.04.02 Психолого-педагогическое образование

 

Профиль подготовки

Педагогическая психология

Очная форма обучения

 

 

Москва

2016

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры), утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «21» ноября 2014 г. № 1505.

 

 

Разработчики:

ГБОУ ВО МГПУдоцентАзарова Людмила Николаевна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

 

Эксперты:

ФГБОУ ВПО МПГУпрофессорПодымова Людмила Степановна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

ГБОУ ВО МГПУпрофессорКоджаспирова Галина Михайловна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании общеинститутской кафедры

психологии образования

(название кафедры)

Протокол № ____ от «_____» _______________ 20 ___ г.

 

Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом института педагогики и психологии

(название института)

образования

Протокол № _____ от «_____» _______________ 20___ г.

 

Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич

(ученая степень, звание, Ф.И.О.)


1. Цель и задачи освоения дисциплины:

Цель: формирование профессиональной компетентности студентов в сфере психологического консультирования.

Задачи:

- Дать представление о структуре процесса психологического консультирования.

- Познакомить с опытом, накопленным в зарубежной и отечественной психологии, в сфере оказания психологической помощи;

- Вооружить будущих специалистов техниками и приемами оказания психолого-педагогической помощи.

2. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса» и изучается в 3-ем семестре.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

обобщенную трудовую функцию[122]: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ;

трудовую функцию: Психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ[123]:

- Разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников; Оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты); Разработка совместно с педагогом индивидуальных учебных планов обучающихся с учетом их психологических особенностей; Консультирование администрации образовательного учреждения, педагогов, преподавателей, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся; Консультирование обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе и другим вопросам[124]:

- Способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6);

- Способен оказывать психологическое содействие оптимизации педагогического процесса (ПК-8);

- Способен консультировать педагогов, администрацию, обучающихся по вопросам оптимизации учебного процесса (ПК-9);

-Способен определять проблемы и перспективы профессиональной ориентации и профессионального самоопределения подростков в системе общего и дополнительного образования (ПК-10).[125]

Знать:

- предпосылки и условия реализации воспитательной функции семьи;

- основные направления деятельности образовательной организации по взаимодействию с родителями (законными представителями) в решении вопросов воспитания ребенка;

- психолого-педагогические основания дифференциации и индивидуализации обучения;

- характеристики познавательной деятельности, обусловленные индивидуальными особенностями обучающихся;

- психолого-педагогические требования к разработке рекомендаций субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка;

- психологические и педагогические основы организации педагогического процесса;

- технологии анализа образовательных и личностных проблем обучающихся;

- критерии и показатели эффективности образовательного процесса;

- психолого-педагогические условия эффективного усвоения знаний;

- характеристики познавательной деятельности, обусловленные индивидуальными особенностями обучающихся;

- технологии анализа учебного процесса, образовательных и личностных проблем обучающихся, проблем управления учебным процессом и профессионального развития педагогов;

- теорию и техники консультирования педагогов, администрации, воспитанников/обучающихся, родителей (законных представителей) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, вопросам оптимизации учебного процесса

- научные основы профессионального самоопределения и методы профессиональной ориентации подростков;

- теорию и техники консультирования обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе;

- требования к оформлению и ведению документации педагога-психолога по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению подростков.

 

Уметь:

- организовать взаимодействие с родителями (законными представителями) в интересах воспитания обучающихся;

- оказывать помощь семье в решении вопросов воспитания ребенка с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

- использовать в практической работе технологии учета возрастных особенностей обучающихся

- разрабатывать рекомендации субъектам образования с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей;

- использовать метод наблюдения для анализа образовательных и личностных проблем обучающихся

- осуществлять (совместно с психологом и другими специалистами) психолого-педагогическое и социальное сопровождение оптимизации педагогического процесса

- использовать психолого-педагогические методы для определения эффективности образовательного процесса;

- анализировать возможности и ограничения используемых педагогических технологий, методов и средств обучения с учетом возрастного и психофизического развития обучающихся

- использовать психолого-педагогические методы для определения эффективности учебного процесса;

- использовать знания учебного процесса, образовательных и личностных проблем обучающихся, проблем управления учебным процессом и профессионального развития педагогов в консультативной деятельности;

- вести консультативную работу с педагогами, администрацией, воспитанниками/обучающимися, родителями (законными представителями) по психологическим проблемам обучения, воспитания и развития обучающихся, вопросам оптимизации учебного процесса;

- использовать методы профориентации и психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения подростков;

- вести консультативную работу с обучающихся по проблемам самопознания, профессионального самоопределения, личностным проблемам, вопросам взаимоотношений в коллективе;

- вести документацию педагога-психолога по профессиональной ориентации и профессиональному самоопределению подростков.

 

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы[126]

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
 
Контактная работа (всего) 180/3     180/3  
В том числе:          
Лекции 0/0     0/0  
Практические занятия (ПЗ) 48/0,8     48/0,8  
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего) 48/0,8 48/0,8      
Самостоятельная работа (всего) 132/2,2 132/2,2      
В том числе[127]:          
Подготовка к тестированию 20/0,5     20/0,5  
Анализ фильмов 20/0,5     20/0,5  
Подготовка к ролевой игре 32/0,9     32/0,9  
Выполнение индивидуальных творческих заданий 30/0,8     30/0,8  
Решение ситуативных задач 30/0,8     30/0,8  

5. Структура и содержание дисциплины

5.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Ле

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...