Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Я не хочу такого общества, где бы я не мог делать зла, а такого именно, чтоб я мог делать всякое зло, но не хотел его делать сам.

 

Ф.М. Достоевский

 

…Общество, организованное на коммунистических началах, дает возможность своим членам всесторонне применять свои всесторонне развитые способности.

 

Фридрих Энгельс

 

«ВОЗЬМЕМ КАРАНДАШИ»

 

Что приготовить: рамки-вкладыши (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических рамок можно использовать и другие вкладыши не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки.

Взрослый кладет под лист картонную подкладку, затем обводит внутренний контур рамки. Убирает ее. Вкладыш совмещается с нарисованной фигурой и обводится карандашом другого цвета (начинать необходимо с левого нижнего угла вверх, не отрывая руки). Вкладыш убирается. Фигура заштриховывается без отрыва руки и перехода границ. Движение имитирует письмо. Ребенок повторяет упражнение самостоятельно.

 

 

 

 

 

Ю.Б. Дробышевская, Монтессори-педагог

Отличия детей, воспитывающихся в Монтессори-группах и в обычных группах детских садов

 

Юлия Борисовна Дробышевская в 1998 году окончила курсы Центра Монтессори (Москва) по дошкольной Монтессори-педагогике, работала Монтессори-учителем. После окончания МПГУ с 2003 года работает заведующей ГОУ № 504 в Москве.

Войдем в группу Монтессори. Утро. Дети приходят и здороваются с учителем. Кто-то чуть грустно, кто-то весело, кто-то спокойно и вежливо – у кого какое настроение. У учителя есть время почувствовать каждого ребенка, решить, как и когда к нему подойти или сегодня лучше совсем не вмешиваться в его работу. Дети свободно выбирают на открытых полках то, что хотят, обустраивают свое рабочее место. Оно может быть за столиком или на полу, где малыш аккуратно расстилает коврик. Начинается работа…

Чем же отличаются эти дети от детей из обычных детсадовских групп? Прежде чем ответить на этот вопрос, важно понять, почему вообще дети из этих групп могут отличаться от детей из обычных садов. Отличия обусловлены тремя факторами, присутствующими в Монтессори-группах:

1. Специально подготовленная среда, в которой оказываются дети.

2. Иные, чем в обычных группах, отношения между взрослым и ребенком.

3. Иные принципы обучения.

 

Устал на третьей минуте

 

Известно, что психика ребенка строится в ходе его деятельности. Но всегда ли в обычной группе детского сада у детей есть условия для содержательной и интересной работы? Даже на самом лучшем фронтальном занятии кому-то из детей изучаемая тема вообще не будет интересна, кто-то устанет на третьей минуте, а кто-то на пятой… И как бы педагог не «держал» группу, каждый ребенок получит индивидуальный эффект.

М.Монтессори предлагает детям развивающую среду, где у всех детей есть возможность познакомиться и с тем, к чему он уже готов, и с тем, к чему будет готов только завтра. Поскольку группа разновозрастная, у малышей всегда есть пример успешной работы старших детей с трудным дидактическим материалом. Есть и учитель, который в группе Монтессори становится не контролером, а помощником. Он проводит презентацию, показывая, как пользоваться материалом, чтобы дети не использовали его, как нищий королевскую печать в «Принце и нищем» Марка Твена. Как известно, он колол ею орехи.

В Монтессори-группе учитель не только направляет усилия ребенка, но обязательно учитывает его желания: презентация дается только тогда, когда у ребенка появляется интерес именно к этому дидактическому пособию. Занятия не ограничиваются только индивидуальными презентациями, есть общие занятия, но это не фронтальный урок, а скорее беседа или общая игра. Монтессори-педагог всегда прекращает занятие, если дети устали, хотя за каждым ребенком остается право тихо отойти и заняться другими делами или во время общей беседы работать с материалом, который он взял до ее начала. Увлеченного чем-то ребенка нельзя прерывать и тем более – навязывать другую деятельность, чтобы не травмировать еще не окрепшую детскую психику. Самое страшное для нас – нарушить концентрацию ребенка.

 

Воспитание концентрации

 

Нам иногда не верят, что дети могут довольно долго концентрироваться на каком-то материале и увлеченно работать с ним. И действительно, если проводить обычный фронтальный урок, то можно заметить, что некоторые дети не выдерживают даже укороченного 25-минутного урока. Они устают, теряют внимание и концентрацию.

В одной из своих книг Монтессори рассказывала, как наблюдала за трехлетней девочкой, занятой повтором упражнения, – она вставляла деревянные цилиндры в соответствующие отверстия. Монтессори попросила детей специально громко петь и прыгать вокруг девочки. Затем Мария подняла девочку вместе с креслицем, на котором та сидела, и поставила на стол. Малышка вообще не замечала этих манипуляций и не отвлеклась, пока не закончила задание, данное самой себе. Монтессори насчитала сорок два повтора упражнения. После выполнения упражнения ребенок выглядел успокоенным, радостным и полным сил.

В Монтессори-группах даже младшие дети через несколько месяцев после прихода в группу значительное время концентрируются на работе. И объяснить это можно тем, что мы имеем дело с качественно разной концентрацией. Если большинство детей на фронтальном уроке заставляют концентрироваться на том, что им неинтересно или непонятно, то у наших детей концентрация носит спонтанный характер. И занимаются они тем, что им интересно. Их самостоятельно выбранная деятельность действительно строит психику.

 

Воспитатели и педагоги

 

Оставить свои домашние заботы и личные проблемы за порогом класса – это одно из профессиональных качеств учителя в Монтессори-группах. И продиктовано оно пониманием того, что дети хорошо чувствуют наше настроение, еще лучше чувствуют фальшь, а уж тем более явное раздражение и гнев. Ведь мы отвечаем за то, чтобы в группе была комфортная атмосфера.

 

Самостоятельность

 

В нашей разновозрастной группе носителями правил не всегда бывают взрослые. Часто основы нашей жизни вновь пришедшим детям объясняют наши «старички». Порою они делают это так педагогически грамотно, что впору у них поучиться. Социальная роль учителя в группах вполне естественна для детей, и для ее освоения мы не проводим специальные ролевые игры, у нас есть «уроки вежливости» или «социальные упражнения».

Дети не всегда знают, как здороваться, чтобы не мешать другим, как чистить нос, чтобы не вызывать отвращения, как попросить помощи и множество других «как», которые находятся за границами их повседневного опыта. Вот здесь и помогает подобие ролевой игры. В таких случаях, правда, бывают забавные отклонения. Как-то я попросила старших детей показать младшим, как мы предлагаем помощь, если нам надо, например, перенести столик. Показать вызвались двое старших мальчиков, и когда один предложил помочь другому, тот вежливо отказался и понес стол сам с заметными усилиями. Он изменил правила игры, но мы должны понимать, что ребенку было важно показать свою силу, а не правильно сделанное упражнение. Хотя, по сути, он сделал все правильно. Вторая пара показала «правильный» вариант и перенесла столик вдвоем.

Благодаря стимулирующему материалу и его автодидактичности, то есть возможности без вмешательства учителя проверить правильность сделанной работы, мы обеспечиваем индивидуальный темп продвижения каждого ребенка. Во время самостоятельной работы ребенок привыкает не бояться ошибки и воспринимает ее как естественный элемент процесса познания.

 

Воспитание осознанной дисциплины

 

Тех, кто в первый раз попадает к нам, удивляет, что, с одной стороны, дети свободно передвигаются по группе, берут с открытых полок любые пособия и самостоятельно работают с ними, а, с другой стороны, в группе нет беспорядочного движения, нет праздного шатания детей по классу. Все сосредоточены и заняты.

Поэтому нас часто спрашивают: «А почему ваши дети не фехтуют красными штангами, не разбрасывают по всей группе материалы? Вы их что, специально отбирали?»

В обычных группах дети не виноваты в том, что не знают, чем заняться. Просто им меньше повезло: в их группах нет замечательных дидактических материалов, предложенных М.Монтессори еще сто лет назад.

 

После детского сада

 

Иногда, говоря о знаниях или навыках детей, утверждают, что к 3 или 4 годам дети должны якобы уметь или знать то-то и то-то. Мы не ставим таких задач. Конечно, у нас есть ориентиры, связывающие возраст и навыки детей. Но для нас неприемлема сама позиция: дети должны.

Несмотря на это, можно с уверенностью сказать, что наши дети раньше сверстников овладевают навыками письма и чтения, отличаются богатым и развитым словарным запасом и умением выражать свои мысли. Они естественным образом развивают математические способности, и некоторые к выходу из дошкольного учреждения могут складывать, вычитать, умножать и делить в пределах 9999, используя дидактический материал.

Как ни странно, школа заинтересована в том, чтобы затормозить развитие детей. Например, нас просят не учить детей писать, объясняя это тем, что у каждого учителя начальных классов своя методика обучения письму. А наших «слишком грамотных» детей потом трудно бывает обучать.

Подавляющее большинство детей после Монтессори-групп без особенного труда попадает в престижные школы – без репетиторов и специальной подготовки. Они легко контактируют с другими детьми и педагогами, реже проявляют агрессию и думают, прежде чем что-то сделать. Они привыкли руководствоваться выработанными правилами, которые остаются для них моральными нормами на всю жизнь.

Многолетние наблюдения за выпускниками Монтессори-групп показывают, что в начальной школе они достаточно успешны и хорошо учатся. Они часто приходят навестить «свой» детский сад, чтобы еще раз окунуться в знакомую атмосферу. Наш детский сад становится семейным: вслед за старшими детьми родители, довольные результатами воспитания подросших детишек, приводят младших. Это и признание хорошей работы, и возможность сохранять семейные связи.

Недавно мама одного нашего ребенка, учительница начальных классов, сделала два важных для нас замечания. Она заметила, что дети, не воспитанные по Монтессори-педагогике, испытывают сложности при чтении не печатных, а прописных букв. Наши же дети легко читают и те, и другие тексты. Почти до третьего класса они пользуются тем багажом математических знаний, которые получены ими в Монтессори-группе.

Некоторые дети перед выпуском из детского сада при помощи дидактического материала осваивают алгебраические формулы (не зазубривая, а понимая их!), изучаемые в седьмом классе.

 

Самодостаточность

 

Очевидно, что дети после Монтессори-групп имеют значительные преимущества перед детьми из обычных детских садов. Сохранятся ли они, зависит уже не от нас, а от школы и силы характера ребенка. Мы же делаем все возможное для развития способностей ребенка, закладывая базу для формирования его характера и отношения к жизни. Дети, получившие воспитание по методу Монтессори, с одной стороны, самостоятельны и раскованны, а с другой – дисциплинированны и ответственны.

Приведу простой пример. К нам в Монтессори-группу приехала телевизионная съемочная группа. Сюжет, который они начали снимать, был надуманный: детей одели и загримировали под звезд популярной музыки и попросили устроить подлинный кавардак. По сценарию они рвали, разбрасывали бумагу и всячески резвились. Вот здесь-то и возникла очень интересная проблема: одному из старших мальчиков сюжет показался настолько абсурдным, что он в середине съемки заявил, что больше не хочет принимать участие в этом безобразии. Это не было кокетством или пустым упрямством, он просто не видел в этом смысла. Уговорить его все же удалось. Но только после объяснения необходимости его участия, поскольку, если он откажется от съемок на улице, то придется переснимать заново весь отснятый ранее материал в помещении. Такого ребенка трудно будет впоследствии втянуть в какую-нибудь подозрительную неформальную организацию или внушить ему мнимые жизненные ценности. Он всегда будет оценивать увиденное и услышанное, а главное – свои поступки.

Мы всегда говорим с детьми серьезно и живем с ними по общим для всех правилам. Это то самое верховенство закона, о котором пока только мечтают взрослые.

 

 

На полях

 

…Все грязные, потные, страшные – вот что такое футбол…

 

Спортивный комментарий

 

«ВОТ КАКИЕ ДЫРОЧКИ»

 

Чему будем учиться: тренировать руку при обводке плоских фигур.

Что приготовить: рамки (десять рамок с вкладышами различной геометрической формы). Кроме классических можно использовать и другие вкладыши не очень сложной конфигурации. Цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки. Шило или крупная кнопка с головкой.

Перед показом упражнения побеседуйте с ребенком о внимательном обращении с колющими предметами. Дайте осторожно попробовать острый конец.

Взрослый кладет на лист бумаги плоскую форму и обводит ее карандашом с левого нижнего угла вверх и направо, не отрывая руки. Под бумагу с рисунком кладем подкладку из картона или линолеума. Обкалываем по контуру шилом. В завершении работы отсоединяем полученную фигуру от листа бумаги. Ребенок может работать с различными фигурами или их комбинациями.

 

 

…Не успела закончиться тридцать третья минута первого тайма, как началась тридцать четвертая…

 

Спортивный комментарий

 

…Нападающие и полузащитники с трудом передвигаются по полю, словно им отдавили все любимые мозоли на конечностях.

 

Спортивный комментарий

 

«ЦЕПОЧКА СЛОВ»

 

Чему будем учиться: различать звуки в слове на слух и подготавливаться к грамотному написанию слов. Закреплять представление о соотношении звука и его символа.

Что приготовить: коробку с отделениями (по числу звуков), в каждом из которых лежат предметы, начинающиеся на один из звуков. В каждом отделении по несколько маленьких предметов, названия которых начинаются на эту букву.

Ребенок выкладывает предметы в таком порядке, чтобы последующее слово начиналось со звука, на который оканчивается предыдущее. Например: куб – белка – ананас – самолет – телефон – носок.

 

 

 

«ПОДВИЖНЫЙ АЛФАВИТ»

 

Чему будем учиться: подготавливаться к грамотному письму и чтению, анализ и синтез звуков.

Что приготовить: вырезанные из картона или линолеума письменные буквы. Гласные – красные, согласные – синие. Каждая буква в нескольких экземплярах.

Примечание. Если ваш ребенок знает одну гласную буквы и две – три согласных, этого достаточно для написания слов из подвижного алфавита.

Ребенок берет несколько экземпляров знакомых ему букв (например о, д, с, м). Взрослый говорит: «Сейчас мы с тобой напишем слово “дом”». Взрослый несколько раз медленно, протяжно произносит это слово, выделяя голосом каждый звук. Ребенок выкладывает слово из подвижного алфавита. Это и будет первое слово, которое малыш написал сам. Помогите ему найти другие слова, которые можно составить из этих букв. Эта работа является стимулом для изучения новых букв. Вернитесь к буквам из шершавой бумаги и выучите еще две-три буквы, из которых можно сложить новые слова.

 

 

…К нашей бегунье Мастерковой перед стартом лучше не обращаться – вас может долбануть током в 1000 ватт…

 

Спортивный комментарий

 

…Светит солнце. На небе ни одной тучки. Дует легкий ветерок. Прохладно… В общем, опять все против нашей команды. …

 

Спортивный комментарий

 

«ВЫШИВКА»

 

Материал. Рамки-вкладыши, цветные карандаши, листы бумаги и подкладка из картона того же размера, что и рамки. Шило, иголка, разноцветные нитки. Необходимо выбрать иголку с большим ушком и показать ребенку, как вставлять нитку.

Как в предыдущем упражнении, обкалываем контур, делая отверстия на расстоянии одного сантиметра друг от друга (для упражнения желательно использовать более плотную бумагу). Берем иголку с ниткой и начинаем вышивать по контуру, не пропуская сделанные отверстия.

Ребенок может, комбинируя формы и цвет ниток, получить оригинальный орнамент.

 

 

 

…Ну что ж, судье видней. Уже в четвертый раз видней, чем нам…

 

Спортивный комментарий

 

…Никто не ожидал от белорусов такой прыти в матче со шведами, и я, ваш комментатор, тоже отношусь к этим никто…

 

Спортивный комментарий

 

…Спартаковский форвард нащупал изъян между ног защитника и быстро им воспользовался. Да, это и есть спартаковская школа…

 

Спортивный комментарий

 

«ВИНТИК, ЕЩЁ ВИНТИК»

 

Чему будем учиться: развивать кисть, концентрировать внимание, координацию движений.

Что приготовить: две коробки с разными крупными шурупами и гайками.

Ребенок берет из одной коробки шуруп, подбирает к нему парную гайку из другой коробки и навинчивает ее на шуруп. После показа взрослого это упражнение ребенок может выполнять самостоятельно.

 

 

 

Сознательная дисциплина – разве это не есть истинная свобода?

Николай Рерих

 

«СРАВНИ С ОБРАЗЦОМ»

 

Чему будем учиться: концентрировать внимание на письме, утончать моторику.

Что приготовить: стандартный разлинованный лист с написанными на нем словами, вставленный в прозрачную полиэтиленовую папку, тонкий маркер.

Ребенок берет материал и обводит слова. Затем вынимает лист и сравнивает свое написание с образцом.

 

 

 

…Тренер мюнхенской «Баварии» сказал, что англичанин Бекхэм, конечно, великий футболист, но если к нам на игру приедет его жена, известная певица, то нам такой бродячий цирк не нужен…

 

Спортивный комментарий

 

…Нам показывают VIP-ложу «Баварии». После очередного пропущенного немцами мяча у всех присутствующих в VIP-ложе выражение лица крайне туповатое…

 

Спортивный комментарий

 

«ПИШЕМ БУКВЫ И СЛОВА»

 

Что приготовить: поднос, на котором тонким слоем насыпана манка или песок.

Чему будем учиться: развивать интерес к написанию букв и слов. Тренировать движения руки при написании букв.

Взрослый называет букву, а ребенок пишет ее на манке пальчиком или палочкой. Затем поднос встряхивается. Взрослый предлагает ребенку написать слово, неоднократно проговорив его и выделив голосом каждый звук. При этом ребенок, еще не умея читать, пишет самостоятельно короткие слова, зная не все буквы.

 

 

 

…Рядом со мной сидит наставник этой команды. Вячеслав, у вас такое выражение лица, может, поделитесь?..

 

Спортивный комментарий

 

…Негритянского боксера вы можете отличить (от польского) по светло-голубой каемке на трусах…

 

Спортивный комментарий

 

…Вот так бразильцы стоят и поют свой гимн! Приятно ведь смотреть! Нечасто увидишь, как наши футболисты точно так же исполняют гимн своей страны.(Кому-то в сторону.) А? (Опять в микрофон.) К тому же, как мне тут подсказывают, оно и понятно – в нашем гимне пока и слов нет…

 

Спортивный комментарий

 

 

Чему я хочу научить – так это переходить от неявной бессмыслицы к бессмыслице явной.

Видгенштейн

 

…Наша сборная в очередной раз порадовала болельщиков. На этот раз она порадовала итальянских болельщиков…

 

Спортивный комментарий

 

 

Как собранное вместе отчаяние многих людей не приведет к надежде, так и совокупность мнимых ценностей не обернется истинной ценностью.

Мунье

 

…Время матча истекло, но судья в перерыве, видимо, добавил, и сколько продлится матч, сказать невозможно…

 

Спортивный комментарий

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...