Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Формирование грамматического строя речи
Сколько слов?
Материал: 5–6 предметов (кукла, карандаш, куб, мяч и т. п.). Цель: дать понятие о слове. Взрослый объясняет, что все эти предметы имеют свои названия и просит ребенка назвать их. Надо обязательно отметить, что ребенок или дети правильно назвали все предметы и употребили много разных слов. Еще раз повторяются эти названия с опорой на предметы. Учитель говорит: «Теперь называть предметы буду я. Послушайте, сколько я скажу слов». Он произносит: «Дом, цветок. Сколько слов я сказал? Какое первое слово? Какое второе? А сейчас сами придумайте по одному слову». Дети придумывают по одному, затем по два слова. Учитель следит за тем, чтобы слова не соединялись союзом «и». Возраст: около 3 лет.
Кому что нужно?
Склонение существительных в единственном числе Упражнение проводится с предметами и без них. Предлагается несколько разнородных существительных и отрабатывается какой-либо падеж. Дети поочередно или в произвольном порядке отвечают на вопросы по образцу: – Чего не стало? (Двух ведер, пирамидки, мячика); – Кому что нужно? (Самолет – летчику, юбка – девочке); – О чем ты мечтаешь? (О книге, о мячике, о лете). На витрине апельсины… Окончания существительных множественного числа в родительном падеже Упражнение с картинками «Чего не стало» (чулок, блюдец, апельсинов). Упражнение с картинками «Закончи предложение». Стоит много… (кресел). На вешалке много… (полотенец). Работа по образцу: «На витрине – апельсины, мне не нужно апельсинов».
У лисы – лисята, а у львицы – львята
Названия детенышей животных во множественном числе ● Работа с картинками. Дети получают картинки с изображениями нескольких детенышей животных и по очереди называют их. ● Работа с мячом. Получивший мяч отвечает по данному образцу на вопрос типа: у лисы – лисята, а у львицы?
Мой шар, моя кукла, мое полотенце
Род имен существительных Род существительного определяется по согласованному с ним прилагательному, числительному «один» или притяжательному местоимению (мой, моя, мое). ●Работа с предметами или картинками. Учитель с детьми раскладывает предметы или картинки по родам. Образец: один карандаш – одна книга – одно яблоко; красный помидор – черная шапка – голубое ведро. Словосочетания произносятся вслух. ●Упражнение «Назови, какой». Работа с предметами, картинками или на слух. Учитель обращается к детям с вопросами: «Как сказать про дерево, какое оно? (Цветущее, пожелтевшее и т. д.). Как сказать о снеге, какой он? (Белый, грязный)». ●Подбор существительного к прилагательному. Вариант для старших детей. Учитель говорит: «Красный бант, красный карандаш… О чем еще можно сказать – красный?» Окончание прилагательного подчеркивается интонацией. Для читающих детей можно предложить работу с заранее приготовленными карточками с существительными для раскладывания на три столбика по родам или с существительными и прилагательными – для соотнесения. ● Вопросы-загадки. Выделяя интонацией окончание прилагательных, спрашивайте: «Голубое, кружевное, нарядное – что это, платье или кофта?»
Еще вкуснее
Сравнительные степени прилагательных Детям предлагается закончить предложения: «Лента длинная, а скакалка еще длиннее. Печенье сладкое, а мед… Сегодня погода хорошая, а завтра будет еще… и т. п.» Затем возможна работа только с прилагательными без контекста.
Что делать этому фанту?
Глагольные формы ● Кто что делает? Учитель подзывает одного ребенка и шепотом просит его начать, например, рисовать. Другому ребенку дается шепотом другое задание. Остальных детей спрашивает: «Что делает Саша?» Дети называют действия: рисует, сидит, играет, думает. Учитель говорит: «Вы назвали много разных слов: прыгает, танцует, играет… и т. д. Какое было первое слово? Какое – второе? Ко всем этим словам можно задать вопрос: что делает? Эти слова обозначают действия. Теперь я буду называть действия, а вы – ставить к ним вопросы». Учитель употребляет глаголы в разных лицах, временах и числах. Возраст детей: около 4,5 лет. ● Учитель, используя картинки или на слух, предлагает детям окончить предложения на одну из трудных глагольных форм. Например: «Эта девочка хочет петь, и все остальные тоже… хотят. Эти спортсмены бегут, и этот тоже… что делает?»
Пойди и принеси
Повелительное наклонение Одного ребенка учитель или дети просят сделать что-либо, употребляя глагол повелительного наклонения. Учитель просит детей прокомментировать его действия глаголами разного вида и времени. Можно обратить внимание детей на переходные и непереходные глаголы.
Двадцатью пятью…
Склонение местоимений и числительных. Учитель работает по аналогии с заданием «Кому что нужно?». На каждом занятии отрабатываются падежные формы только одного местоимения или числительного. – Чего не стало? (Двух ведер, трех пирамидок, пяти мячиков); – О чем ты мечтаешь? (Об одной книге, о двух мячиках).
СЛОВООБРАЗОВАНИЕ И АНАЛИЗ СЛОВА
Назови одним словом
Образование существительных Возможна работа с картинками или на слух. Предлагаются задания на образование существительных, например: – Кто катается на лыжах? (Лыжник) – Кто играет в футбол? – Кто учит детей? – Кто плавает по морю? – Как называется машина, которая выжимает сок? Вариант: для чего нужна эта машина, почему ее так назвали? И т. д. Образование прилагательных Аналогичные упражнения. Как назвать: – человека с красными щеками? (краснощекий); – с темными волосами? – того, кто любит труд? – предмет, сделанный из железа? И т. д.
Очень значимые части
Работа со значимыми частями слова (корень, приставка, суффикс). Учитель произносит несколько слов с общей значимой частью, выделяя ее голосом. Например: «Приехал, принес, прибавил, приседание, приказ». Просит определить, что в них общего. Потом дети по очереди или произвольно придумывают слова с одинаковой приставкой. Таким же образом учитель работает с суффиксами, с корнями. Читающие дети могут соотносить карточки с корнями слов, приставками и суффиксами. Возраст: 5–6 лет.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |