![]() Главная Случайная страница Категории: ДомЗдоровьеЗоологияРнформатикаРскусствоРскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиРкологияРРєРѕРЅРѕРјРёРєР°Рлектроника |
Семинарское/Практическое занятие 7. (2 ч.)Тема:Наблюдение как метод социально-педагогического исследования.
РР‘:Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ для подготовки Рё обсуждения: 1. Наблюдение как общенаучный метод эмпирического исследования. Общее понятие. Требования Рє научному наблюдению. 2. Р’РёРґС‹ наблюдения. 3. Технология социально-педагогического наблюдения. 4.Возможности Рё ограниченность метода наблюдения РІ социально-педагогическом исследовании. РџР‘:Технология метода наблюдения: 1. Проанализируйте структуру Рё технологию метода наблюдения. РР· каких приемов РѕРЅРѕ состоит? Какова технологическая «цепочка» социально-педагогического наблюдения? Рзобразите ее графически. 2. Разработайте методику наблюдения РІ соответствии СЃ избранной проблемой исследования. Для этого: Р°) составьте подробный план наблюдения, отражающий содержание деятельности исследователя, последовательность действий, РёС… продолжительность Рё периодичность; Р±) программу РѕРґРЅРѕРіРѕ РёР· предполагаемых сеансов наблюдения.
БСК: 1. В чем заключается специфика эмпирического знания и эмпирических методов исследования? 2. Определите понятие «научное наблюдение». 3. Какие требования предъявляются к научному наблюдению? 4. Назовите типы описательных исследований, основанных на наблюдении. 5. В чем сущность метода наблюдения? 6. Определите категории «цель наблюдения», «объект наблюдения», «единица наблюдения», «контрольный список фактов». 7. Назовите способы фиксации результатов наблюдения. 8. Какие Вы знаете виды наблюдения? Чем они характеризуются? 9. Какова структура метода наблюдения? 10.Какова технологическая схема методики исследования, основанной на наблюдении? 11.В чем заключаются «плюсы» и «минусы» метода наблюдения?
Литература:
1. Диагностическая деятельность педагога / Рќ.Рњ. Борытко РџРѕРґ.ред. Р’.Рђ. Сластенина, Р.Рђ. Колесниковой. – Рњ.: Академия, 2006. – 288СЃ. – РЎ.74-133. 2. Рнгекамп Рљ. Педагогическая диагностика. Пер. СЃ нем. – Рњ.:Педагогика, 1991. 3. Литовченко Р’.Рќ. Наблюдение как метод социально-педагогического исследования. – Сацыяльна-педагагічная работа. – 1997. - 1. – РЎ. 26-31. 4. Методы СЃР±РѕСЂР° информации РІ социологических исследованиях. – РІ 2-С… РєРЅ.- Рњ.:Наука,1990. 5. Никифоров Рђ.Р“., Семенов Р’.Р•. Метод наблюдения РІ социально-психологических исследованиях: Учеб.РїРѕСЃРѕР±РёРµ.- Р›. РР·Рґ-РІРѕ Ленинградск. РЈРЅ-та, 1987.
Семинарское/ Практическое занятие 8. Тема:Методы опроса.(2 ч.)
РР‘: Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ для подготовки Рё обсуждения: 1. РЎР±РѕСЂ фактов путем вербальной коммуникации. Общая характеристика Рё классификация методов РѕРїСЂРѕСЃР°. 2. Р’РёРґС‹ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ. 3. Условия Рё факторы эффективности социально-педагогического РѕРїСЂРѕСЃР°. 4. Особенности респондентов социально-педагогического исследования. РџР‘:Технология разработки РѕРїСЂРѕСЃРЅРѕРіРѕ листа. 1. Составьте технологическую «цепочку» исследовательских действий РїСЂРё построении РІРѕРїСЂРѕСЃРЅРёРєР°. 2. РСЃС…РѕРґСЏ РёР· избранной темы исследования, разработайте опросный лист, используя СЃРІРѕСЋ технологическую «цепочку». 3.Подумайте, какие факторы необходимо учитывать РїСЂРё составлении РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ? Какие РІРёРґС‹ РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ Р’С‹ будете использовать?
БСК: 1. Определите понятие «вербальная коммуникация». 2. В чем сущность опроса? Назовите его формы. 3. Каким образом классифицируются методы опроса в социальных науках? 4. Какими условиями и факторами обеспечивается эффективность социально-педагогического опроса и качество научной информации? 5. Какова технология построения вопросника? 6. Какие фазы можно выделить в ситуации опроса? 7. Назовите виды опросов, применяемые в социально-педагогическом исследовании. 8. Охарактеризуйте функциональные вопросы. В чем их особенность? 9. В чем преимущества и недостатки открытых и закрытых вопросов? 10. Каковы правила применения прямых и косвенных вопросов?
Литература: 1. Бутенко Р.Рђ. Анкетный РѕРїСЂРѕСЃ как общение социолога СЃ респондентом.-Учебное РїРѕСЃРѕР±РёРµ для студентов Рё аспирантов РІСѓР·РѕРІ. Рњ.: Высш. шк.- 1989.-175 СЃ. 2. Как провести социологическое исследование.- Рњ.: РР·Рґ-РІРѕ полит. литературы, 1985. 3. Методы СЃР±РѕСЂР° информации РІ социологических исследованиях. – РІ 2-С… книгах.- Рњ.: Наука, 1990. 4. Никончук Рђ.РЎ. Социально-педагогические исследования РІ социуме. –Сацыяльна-педагагічная работа.- 1998.- N1. РЎ.27-41. 5. РќРѕРІРёРєРѕРІР° РЎ.РЎ. Методика составления социологической анкеты: РљСѓСЂСЃ практической социологии.- Рњ.: Международн.пед. академия, 1993. 6. Парникель Р®.Р›. Прикладная социология: РїРѕСЃРѕР±РёРµ для студентов. – РџСЃРєРѕРІ: РџРћРРџРљР Рћ, 1998.- 249 СЃ. 7. РџРѕРіРѕСЃСЏРЅ Р“.Рђ. Метод интервью Рё достоверность социологической информации. – Ереван: РР·Рґ-РІРѕ РђРќ РђСЂРјРЎРЎР , 1985. 8. Социология: Учебник/Отв.ред. Рџ.Р”. Павленок.- Рњ.: Рздательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – РЎ.824 – 1021. 9. Фридман Рњ.Рњ., Пушкина Рў.Рђ., Каплунович Р.РЇ. Рзучение личности учащегося Рё ученических коллективов. Рњ.:Просвещение, 1988. 10.РЇРґРѕРІ Р’.Рђ. Социологическое исследование: Методология. Программа. Методы. – [Доп. Рё РёСЃРїСЂ. РёР·Рґ.] – Самара: Самарский СѓРЅ-С‚, 1995. – 328 СЃ.
Семинарское занятие 9. Тема:Методы РѕРїСЂРѕСЃР° Рё РёС… технология.(2 С‡.) РР‘:Р’РѕРїСЂРѕСЃС‹ для подготовки Рё обсуждения: 1. Беседа как метод СЃР±РѕСЂР° фактов РІ социально-педагогических исследованиях. 2. Анкетирование. Специфика использования массовых РѕРїСЂРѕСЃРѕРІ РІ социальной педагогике Рё социальной работе. 3. Рнтервью. Р’РёРґС‹. Особенности применения РІ социально-педагогических исследованиях.
РџР‘: Разработка Рё апробация инструментария для реализации методов РѕРїСЂРѕСЃР°. 1. Рспользуя опросный лист, составьте план беседы РїРѕ проблеме исследования. 2. Разработайте анкету СЃ учетом особенностей объекта исследования. 3. Определите РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ для эспресс-интервью. Подумайте, как влияет статус интервьюера РЅР° результаты исследования. Р’ чем заключаются трудности интервьюирования детей Рё подростков? Каковы этические РЅРѕСЂРјС‹ поведения РІ процессе интервью?
БСК: 1. Дайте характеристику методу «исследовательская беседа». 2. Какова технология исследовательской беседы? 3. Каковы правила ведения беседы7 4. Назовите «барьеры» в общении, препятствующие получению достоверной информации. 5. Оцените достоинства беседы как метода эмпирического исследования? В чем недостатки метода? 6. Охарактеризуйте метод анкетирования. 7. Назовите виды вопросов, применяемых при разработке анкет. 8. Определите основные фазы анкетного опроса. 9. Какие правила следует соблюдать при проведении анкетирования? 10. Каковы особенности опроса детей и подростков? 11. Укажите достоинства и недостатки анкетного метода. 12. Охарактеризуйте метод интервью. 13. Назовите виды интервью. 14. Определите этапы проведения интервьюирования. 15. Сделайте вывод: Каковы достоинства и недостатки устного и письменного опроса.
Литература: 1. Как провести социологическое исследование.- Рњ.: РР·Рґ-РІРѕ полит. литературы, 1985. 2. Методы СЃР±РѕСЂР° информации РІ социологических исследованиях. – РІ 2-С… книгах.- Рњ.: Наука, 1990. 3. Никончук Рђ.РЎ. Социально-педагогические исследования РІ социуме. –Сацыяльна-педагагічная работа.- 1998.- N1. РЎ.27-41. 4. РќРѕРІРёРєРѕРІР° РЎ.РЎ. Методика составления социологической анкеты: РљСѓСЂСЃ практической социологии.- Рњ.: Международн.пед. академия, 1993. 5. РџРѕРіРѕСЃСЏРЅ Р“.Рђ. Метод интервью Рё достоверность социологической информации. – Ереван: РР·Рґ-РІРѕ РђРќ РђСЂРјРЎРЎР , 1985. 6. Социология: Учебник/Отв.ред. Рџ.Р”. Павленок.- Рњ.: Рздательско-книготорговый центр «Маркетинг», 2002. – РЎ.824 – 1021 7. Фридман Рњ.Рњ., Пушкина Рў.Рђ., Каплунович Р.РЇ. Рзучение личности учащегося Рё ученических коллективов. Рњ.:Просвещение, 1988.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |