Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Практическое занятие - УСР. (2 ч.)

Тема:Анализ эмпирических методов исследования.

 

ИБ:Вопросы для обсуждения:

1. Анализ продуктов деятельности в структуре эмпирического исследования.

2. Качественный и количественный анализ документов..

3. Этапы обработки данных, полученных с помощью эмпирических методов.

 

ПБ:Анализ исследовательского потенциала эмпирических методов.

1.По предложению преподавателя ознакомьтесь с педагогическими дневниками как с документами. Опишите их по плану:

а) вид документа;

б) цель составления документа;

в) содержание документа;

2. выделите единицы информации, характеризующие социальную ситуацию развития детей и подростков;

3. Зафиксируйте и проанализируйте факты, свидетельствующие о нарушении прав ребенка

4. Рассмотрите педагогический дневник как продукт деятельности. Используя алгоритм метода анализа продуктов деятельности, охарактеризуйте особенности человека, составлявшего документ (качественный анализ).

 

УСР: (2 ч.) 1 этап – Самостоятельно проанализируйте эмпирические методы составив и заполнив таблицу “Анализ методов исследования”, включающую следующие графы:

- Метод, его исследовательская сущность;

- Положение в классификации;

- Основные характеристики метода, виды;

- Приемы, правила;

- Средства;

- Особенности технологии;

- Способы фиксации результатов»

- Способы обработки результатов;

- Достоинства;

- Недостатки, ограниченность метода;

- Целесообразность использования в социально-педагогическом исследовании.

Для реализации данного задания раздвиньте представленную таблицу, включив в нее указанные графы:

Метод, его исследовательская сущность Достоинства метода + Недостатки метода -

Этап – представьте результаты для обсуждения в группе и проверки преподавателя

БСК:

1. В чем заключается метод изучения продуктов деятельности?

2. Каковы требования к изучению продуктов деятельности7

3. Определите исследовательский потенциал метода изучения продуктов деятельности.

4. Дайте определение понятию «документ».

5. Назовите виды документов, используемые в социально-педагогических исследованиях.

6. Какую информацию можно получить для социально-педагогического исследования, изучая документы?

7. Назовите методы анализа документов.

8. В чем состоит сущность контент-анализа?

 

 

Литература:

 

1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования.- М.,1995.- С.62-74.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь.- М.,1980.

3. Методы сбора информации в социологических исследованиях.- в 2-х кн. – М.:Наука,1990.

4. Курсовые и дипломные работы:От выбора темы до защиты:Справочное пособие/авт.сост. И.Н. Кузнецов.- Мн.: Мисанта, 2003.

5. Никончук А.С. Социально-педагогические исследования в социуме. – Сацыяльна-педагагiчная работа. – 1998 - №1.-С.27-41.

6. Семенов В.Е. Метод изучяения документов в социально-психологических исследованиях:Учеб. пособие.- Л.:Изд-во Ленинградского ун-та,1983.

7. Фридман М.Н., Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученических коллективов.- М.:Просвещение,1988.

 

 

Семинарское/Практическое занятие 10. (2 ч.)

Тема:Диагностические методы исследования.

Микроконференция.

 

Доклады:

1. Тестирование как метод социально-педагогического исследования.

2. Проективные тесты и техники.

3. Шкалирование, рейтинг, экспертная оценка.

4. Социометрия и референтометрия.

 

ПБ:

1. Разработайте несколько тестовых моделей для выявления скрытого в детской натуре, которые бы начинались словами: «Что бы ты сделал, если бы у тебя была шапка-невидимка, в ситуации …?»

2. Проанализируйте предложенные преподавателем детские рисунки и сделайте диагностические выводы.

3. Продолжите заполнение таблицы – анализ методов исследования

 

БСК:

1. Что значит понятие «диагностика»?

2. В чем суть социально-педагогической диагностики?

3. Какова структура процесса социально-педагогической диагностики?

4. Определите понятие «социальная соотносительная норма».

5. В чем заключаются этапы сравнения, анализа, прогнозирования, интерпретации в процессе диагностики?

6. Назовите признаки теста.

7. Какова технология тестирования?

8. Какие виды тестов применимы в социально-педагогических исследованиях?

9. Каковы современные подходы к применению тестовых методик?

10. Определите достоинства и недостатки тестирования как метода исследования.

11. Дайте определение методу шкалирования. Каково его назначение в социально-педагогических исследованиях?

12. Назовите виды шкал.

13. Определите сущность метода экспертной оценки, укажите его другое название.

14. Объясните, каким методом измеряются социальные отношения. В чем его суть?

15. Какие правила были предложены Дж. Морено для эффективного проведения социометрии?

16. Как составляется социометрическая матрица, социограмма?

17. В чем заключается референтометрия?

18. Каковы приемы проведения социометрии с людьми разного возраста?

Литература:

1. Аванесов В.С. Тесты в социологическом исследовании. М., 1982.

2. Анастази А. Психологическое тестирование. М., 1982.

3. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике. Киев, 1989.

4. Ингекамп К. Педагогическая диагностика. М., 1991.

5. Клигер С.А., Косолапов М.С. и др. Шкалирование при сборе и анализе социологической информации. М., 1978.

6. Кочетов А.И. Педагогическая диагностика в школе. М., 1992.

7. Ниринберг Дж., Калеро Г. Читать человека как книгу: Сокр. Пер. с англ. М., 1990.

8. Познай себя и других (сборник методик). Сост. С.Ф. Спичак. М., 1995.

9. Рабочая книга социолога. М., 1983.

10. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. М., 1980.

11. Степанов С.С. Диагностика интеллекта методом рисуночного теста. М., 1995.

12. Шмелев А.Г. Основы психодиагностики. М., 1996.

 

 

Семинарское занятие 5. (2 ч.)

Тема:Комплексные методы исследования в социальной педагогике.

 

ИБ: Вопросы для обсуждения:

1. Изучение, анализ и обобщение педагогического опыта как комплексная методика социально-педагогического исследования.

2. Биографический метод исследования личности. Социальная история, социальная биография.

3. Метод изучения случая.

 

 

ПБ:

1. Проанализируйте достоинства и недостатки комплексных методов.

2. Сделайте письменный анализ комплексных методов в виде таблицы:

Метод, его исследовательская сущность Достоинства метода + Недостатки метода -

 

3. Составьте примерную схему анализа педагогического опыта Какие методы и этапы исследования он предполагает?

БСК:

1. Определите понятия « педагогический опыт», «изучение, анализ и обобщение опыта».

2. Какие виды педагогического опыта могут быть предметом изучения?

3. Какова технология изучения передового опыта?

4. Назовите критерии передового педагогического опыта.

5. В чем заключается анализ опыта социально-педагогической работы в учреждениях образования и социальной сферы?

6. Проанализируйте метод социальных биографий. Какие эмпирические и диагностические процедуры и операции он предполагает?

7. В чем суть метода изучения случая?

 

Литература:

1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.

2. Загвязинский В.И. Учитель как исследователь. М., 1980.

3. Курсовые и дипломные работы:От выбора темы до защиты:Справочное пособие/авт.сост. И.Н. Кузнецов.- Мн.: Мисанта, 2003.- С. 30 –57.

4. Никончук А.С. Социально-педагогические исследования в социуме.// Соц.-пед. работа. - №1 – 1998. – С. 27-41.

5. Семенов В.Е. Метод изучения документов в социально-психологических исследованиях: Учеб. Пособие. Л., 1983.

6. Скаткин М.Н. Изучение, обобщение и внедрение передового педагогического опыта. М., 1977.

7. Фридман М.М, Пушкина Т.А., Каплунович И.Я. Изучение личности учащегося и ученического коллектива. М., 1988.

8. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования. Описание объяснение, понимание социальной реальности.- М.: Добросвет, 2001.

 

Семинарское занятие 6. (2 ч.)

Тема:Экспериментальные методы исследования.

 

ИБ:

Вопросы для обсуждения:

1. Общее понятие о научном эксперименте.

2. Сущность и виды экспериментов в социально-педагогических исследованиях.

3. Содержание и этапы опытно-экспериментальной работы.

4. Требования к социально-педагогическому эксперименту.

5. Критерии эффективности опытно-экспериментальной работы.

 

Рефераты:

1. Лабораторный и естественный эксперимент.

2. Методика сравнительного эксперимента.

3. Моделирующий эксперимент.

 

ПБ:

1. Разработайте методологический аппарат исследования, опираясь на те данные, которые были сформулированы Вами на предыдущих занятиях.

2. Определите факты, которые Вам необходимо получить, чтобы решить проблему конструктивно.

3. С помощью каких методов Вы планируете получить новую информацию?

4. Продумайте концепт тех знаний, которые Вы получите в результате своего исследования.

5. Обсудите, каким образом с помощью полученных знаний можно изменить социальную реальность. К каким результатам это приведет? В чем будет роль Вашего социального проекта? Кто его сможет реализовать? Какие необходимы ресурсы? Какие дополнительные исследования нужно провести?

 

БСК:

1. Определите понятие «научный эксперимент».

2. Какие виды эксперимента существуют в социальных науках?

3. Каково содержание и этапы опытно-экспериментальной работы?

4. Проанализируйте методические подходы, обеспечивающие эффективность экспериментальных исследований.

5. Назовите критерии результативности эксперимента.

6. В чем заключается эксперимент «экс пост факто»?

7. как организовать эксперимент по принципу:

· единственного различия;

· единственного сходства;

· сопутствующих изменений?

8. Определите понятие «мысленный эксперимент».

9. В чем заключается метод комплексного социального моделирования?

 

Литература:

1. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования. М., 2001.

3. Маслак А.А. Основы планирования и анализа эксперимента в педагогике и психологии. Курск, 1998.

4. Методы сбора информации в социологических исследованиях. М., 1990.

5. Хагуров А.А. Социальный эксперимент: логико-методологические и социальные проблемы. Р н/Д., 1989.

6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социальных исследований. М., 1998.

 

Семинарское занятие 7. (2 ч.)

Тема:Методы обработки и представления результатов исследования.

 

ИБ: Микроконференция.

Темы докладов:

1. Качественные методы и качественный анализ.

2. Количественный анализ и его виды.

3. Основыне виды изложения результатов исследования.

4. Научная работа, ее план, структура и содержание.

 

ПБ: Разработка плана-проекта научной работы.

1. Изучите материалы лекции и рекомендуемую литературу. Определите, каковы основные структурные компоненты, составляющие отчет по научной работе.

2. В соответствии с темой исследования разработайте и обсудите в микрогруппе, подходы к рубрикации научного произведения. Дайте название предполагаемым главам (разделам, параграфам).

Литература:

1. Гласс ДЖ., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии. М., 1978.

2. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психологического исследования. М., 2001.

3. Новиков А.М. Как работать над диссертацией (В помощь начинающему педагогу-исследователю). М., 1994.

4. Паренмель Ю.Л. Прикладная социология: пособие для студентов. Псков, 1998.

 

Практическое занятие 7. (2 ч.)

Тема:Планирование исследования и разработка исследовательского проекта.

 

ИБ:Вопросы для обсуждения:

1. Понятие об организации и технологии научного исследования.

2. План и программа исследования.

3. Исследовательский проект и его структура.

4. Критерии эффективности социально-педагогического исследования.

 

ПБ:

1. Объединитесь в микрогруппы в соответствии с Вашими исследовательскими интересами для разработки модели исследовательского проекта.

2. Распределите роли и обязанности по выполнению проектной работы.

3. Используя Ваши предыдущие разработки, сконструируйте:

· методологическую часть Вашего проекта;

· методическую часть исследовательского проекта.

4. Оформите результаты проекта, используя метод постерной наглядности.

5. Представьте Ваш проект в учебной группе.

 

Литература:

1. Андреева А.Г. Программа конкретного социального исследования. Лекции по методике конкретных социальных исследований./ Под.ред. Г.М. Андреевой. М., 1972.

2. Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. М., 1995.

3. Шаленко В.Н. Программа социологического исследования. М., 1987.

 

 

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ ТЕЗАУРУС

 

 

Абстрагирование – общенаучный метод познания, представляющий собой мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей, отношений изучаемых предметов с одновременным мысленным выделением существенных, интересующих исследователя сторон, свойств, связей этих предметов.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...