Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный бюджет: профицит и дефицит

Государственный бюджет- смета (роспись) государственных доходов и расходов по источникам поступления и основным каналам распределения.

Государственный бюджет может быть сведен с излишком или недостатком.

Бюджетный профицит (излишек) -превышение доходов над расходами.

Бюджетный дефицит (недостаток) -превышение расходов над доходами.

В экономике развитых стран бюджетный профицит встречается значительно реже, чем бюджетный дефицит. Отметим, что государственный бюджет РФ на 2002 г. сведен с профицитом в размере 127 млрд руб. Это излишек может быть получен за счет высоких мировых цен за баррель нефти. Если «нефтяная» цена упадет ниже заложенной при расчете доходов государственного бюджета, то профицита может и не быть. В этой связи сосредоточим внимание на проблемах, связанных с бюджетным дефицитом.

В зависимости от государственного устройства бюджет бывает разных видов: федеральный, республиканский, местных органов власти (города, округа, края и т.д.). Целью государственных финансов является балансирование экономики, а не бюджета. В этой связи федеральный бюджет следует рассматривать как инструмент достижения и поддержания макроэкономической стабильности. Поэтому правительство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели. Одно вызывает беспокойство, что в развитых странах ежегодные бюджетные дефициты имеют Место в условиях относительно мирной экономики, которая функционирует близко к уровню полной занятости.

Крупные дефициты подталкивают вверх ставки процента, что:

а) вызывает вытеснение частного инвестирования, что не способствует частным инвестиционным расходам. Дефициты как бы сталкивают экономику на путь замедленного роста в долгосрочном плане;

б) увеличивает спрос на ценные бумаги со стороны иностранцев, так как более высокий уровень процента по правительственным и частным ценным бумагам делает финансовые инвестиции более привлекательными для иностранцев. Приток иностранных средств может способствовать финансированию и дефицита, и частных капиталовложений. Но такой приток средств вызывает прирост внешнего долга. А выплата процентов и погашение долгов иностранцам вызывает сокращение будущего национального производства;

в) возросший спрос на ценные бумаги вызывает рост международной стоимости национальной валюты, что обусловливает сокращение экспорта и рост импорта;

г) сокращение чистого экспорта сдерживает развитие внутренней экономики. Стимулирующее воздействие дефицита может быть сглажено как за счет эффекта вытеснения, так и отрицательного эффекта чистого экспорта, вызванного дефицитом. Крупные ежегодные бюджетные дефициты имеют тенденцию стимулировать импорт и сдерживать экспорт. И нередко ведут к распродаже национального богатства. Эта цепочка причин-следствий длинна, но она дает возможность понять внутренний ход развития явлений, связанных с бюджетным дефицитом.

Государственный долг: определение и проблемы, связанные с ним

Государственный (внешний) долг - это задолженность собственной страны другим странам.

Количественно государственный долг - накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов федерального правительства за вычетом всех дефицитов, которые имели место в стране. С социально-экономических позиций долг является бременем для каждой страны. Почему? За внешний долг, как за любой другой, обязательно наступает время выплаты процентов и самой суммы внешнего долга. А это означает передачу части национального дохода в распоряжение других стран. Тем не менее в последние годы во всех странах внешний долг и процентные платежи, связанные с ним, увеличиваются.

Проблемы, связанные с государственным долгом, заключаются в том, что выплаты процентов по государственному долгу:

1) увеличивают неравенство в доходах;

2) требуют повышения налогов, которые могут подорвать действие экономических стимулов;

3) вызывают перевод определенной части реального национального продукта за рубеж;

г) увеличивают ставки процента и вытесняют частные инвестиции.

Методы борьбы с бюджетным дефицитом и ростом государственного долга.

К методам борьбы с бюджетным дефицитом и государственным долгом относятся:

а) принятие ежегодно сбалансированного государственного бюджета;

б) увеличение доходной части бюджета за счет установления новых федеральных налогов или введения более высоких ставок действующих налогов;

в) использование методов разумной приватизации экономики посредством продажи государственных активов;

г) выход правительства на мировой рынок капиталов с целью получения дополнительных средств;

д) сокращение военных расходов.

Бюджетная политика России

Основными задачами бюджетной политики на среднесрочную перспективу являются обеспечение выполнения государством своих функций и достижение финансовой стабильности. В этих целях Правительство Российской Федерации намерено Реализовать меры, направленные на достижение сбалансированности бюджетов всех уровней и повышение эффективности Функционирования бюджетной системы, включающие:

* приведение обязательств государства в соответствие с его ресурсами путем отмены или приостановления нефинансируемых или частично финансируемых обязательств федерального бюджета;

* оценку эффективности бюджетных расходов, концентрацию ресурсов федерального бюджета на решении ключевых социально-экономических задач;

* внесение изменений в порядок финансирования расходов за счет средств федерального бюджета, устанавливающих необходимость регистрации операций в процессе исполнения бюджета в главной книге казначейства;

* обеспечение бездефицитности федерального бюджета;

* урегулирование кредиторской задолженности государства;

* постепенный отказ от практики предоставления государственных гарантий по иностранным связанным кредитам;

* четкое разграничение расходных полномочий между бюджетами всех уровней с наделением их соответствующими финансовыми ресурсами, завершение реформирования системы финансовой поддержки регионов;

* максимальную консолидацию внебюджетных фондов в бюджетах всех уровней, а также ликвидацию целевых бюджетных фондов федерального бюджета;

* завершение перевода всех получателей средств федерального бюджета на казначейскую систему, а также перевод бюджетов высокодотационных субъектов Российской Федерации на кассовое обслуживание через органы федерального казначейства;

* установление контроля за обязательствами бюджетных учреждений, финансируемых по смете, по которым государство как собственник несет субсидиарную ответственность;

* обеспечение прозрачности бюджетов всех уровней и внебюджетных фондов, а также процедур закупок товаров и услуг для государственных нужд.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...