Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кейнсианская теория выхода из экономического кризиса

Потребление, сбережения, инвестиции: общая характеристика

Категории «потребление», «сбережения» и «инвестиции» - это своего рода «ключ» в познании путей выхода из экономического кризиса

Под потреблением (С) в экономической теории понимается общее количество товаров, купленных и потребленных в течение какого-то периода времени.Размер потребления, или потребительских расходов, в основном зависит от уровня дохода и цен. Изменение в потреблении движется в том же направлении, что и изменение в доходе. Однако, когда доход увеличивается или уменьшается, его потребление будет увеличиваться или уменьшаться, но не с такой быстротой. Потребление зависит не только от дохода и цен, но и от так называемой предельной склонности к потреблению.

Предельная склонность к потреблению (МРС)выражает отношение изменения в потреблении к изменению в доходе, т.е.

 

МРС = Изменение в потреблении / Изменение в доходе.

 

Исходя из формулы видно, что МРС всегда меньше 1, так как доход больше потребления. Причем если МРС = 0, то все приращение дохода будет сберегаться; если МРС = 1/2, то увеличение дохода будет разделено между потреблением и сбережением поровну; если МРС = 1, то все приращение дохода потребляется.

МРС выступает как реальная категория, которой можно оперировать в макроэкономическом анализе.

Однако люди не только потребляют, но и сберегают часть своего дохода.

Под сбережением (S) понимается та часть дохода, которая не потребляется.Размер сбережений зависит от величины до-Хода, нормы процента, потребления и психологического фактора, так называемой предельной склонности к сбережению.

Предельная склонность к сбережению (MPS)представляет собой аналогично МРС отношение изменения в сбережениях к изменению в доходе, которое его вызвало, т.е.

 

MPS = Изменение в сбережениях / Изменение в доходе.

 

Если Y = С + S, т.е. доход распадается на потребление и сбережение, то изменения в потреблении + изменения в сбережениях = изменениям в доходе. Тогда сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равняется единице, т.е. МРС + MPS = 1. Отсюда МРС = 1 - MPS, a MPS = 1 - МРС. Взаимосвязь двух показателей позволяет сказать, что предельная склонность к потреблению и предельная склонность к сбережению - это сиамские близнецы.

Экономисты рассматривают сбережения как основу инвестиций. Размер инвестиций, или инвестиционного спроса, как и потребительского, зависит от объективных факторов - дохода, нормы процента, уровня изменения выпуска продукции, прибылей, запасов капитала и субъективного фактора - желания предпринимателей инвестировать или склонности к инвестированию. Последнему фактору придается большое значение в деятельности предпринимателей. Но определяющую роль в процессе принятия нового проекта играет предельная склонность к инвестированию (MPI).Это отношение изменения инвестиций к изменению в доходе, который будет ими вызван.

На предельную склонность к инвестированию влияют такие факторы, как политический климат в стране, победа на выборах той или иной партии. Слухи, опасения, даже недуг президента могут заставить фирмы не принимать новых проектов.

В связи с тем что совокупный спрос играет большую роль в экономическом развитии, целесообразно подробнее остановиться на кейнсианской теории выхода из экономического кризиса.

Мультипликатор Кейнса

По Кейнсу, между инвестициями (сбережениями) и национальным доходом существует прямая зависимость, обусловленная желаниями людей потреблять, сберегать и инвестировать. Эта зависимость отражена в модели мультипликатора.

Мультипликатор Кейнса- коэффициент, показывающий, во сколько раз возрастет национальный доход при данной предельной склонности к потреблению. Он представляет собой величину, обратную разнице между единицей и предельной склонностью к потреблению (МРС), т.е.

 

К = 1 / (1 - МРС),

 

или предельной склонностью к сбережению (MPS), т.е.

 

К = 1 / MPS,

где К - мультипликатор.

 

Мультипликатор Кейнса раскрывает зависимость между приростом независимых (автономных) инвестиций и приростом национального дохода (далее - доход). Прирост дохода прямо пропоционально зависит от величины мультипликатора и прироста автономных инвестиций, т.е.

 

ΔY = К камня ΔI,

 

где ΔY - прирост дохода;

К - мультипликатор;

ΔI - прирост автономных инвестиций.

 

Исходя из этой формулы мультипликатор определяется как отношение прироста дохода к приросту инвестиций, т.е.

 

К = ΔY (Прирост дохода) / ΔI (Прирост автономных инвестиций).

 

Каков же механизм действия принципа мультипликатора? Впервые ответ на этот вопрос дал Дж. М. Кейнс, родоначальник теории мультипликатора. Суть его рассуждений такова: первоначальное увеличение занятости, вызванное новыми инвестициями, скажем, правительственными расходами на общественные работы, неизбежно приводит к первичному, вторичному, третичному и т.д. росту занятости, потребления и дохода в связи с необходимостью удовлетворения потребностей в товарах и услугах первой необходимости. Новые инвестиции, подобно кругам от брошенного в воду камня, вызывают цепную реакцию в экономике. Если предельная склонность к потреблению (МРС) равна 2/3, то доход возрастет в 3 раза. Величина 3 и есть в этом случае мультипликатор. Итак,

 

Изменение дохода (ΔY) = Мультипликатор (К) х Первоначальное изменение в инвестициях (ΔI).

 

Не следует думать, будто первоначальное увеличение затрат будет расширять доход до бесконечности. Этого не произойдет, потому что часть прироста дохода сберегается и соответственно исчезает импульс для продолжения процесса мультипликации. Предельная склонность к сбережениям (MPS) устанавливает предел роста дохода.

Итак, величина, обратная знаменателю, равному 1 - МРС или MPS, называется мультипликатором автономных расходов или мультипликатором государственных расходов. Если государственные расходы рассматривать как автономные инвестиции, мультипликатор показывает, на какую величину изменился ВВП при изменении автономных инвестиций (государственных расходов G) при отсутствии изменений других переменных.

Графическая иллюстрация действия мультипликатора государственных расходов приведена на рис. 26.1.

Рис. 26.1.Действие мультипликатора государственных расходов (общая модель)

 

Чем выше предельная склонность к потреблению, т.е. чем ближе к единице величина МРС, тем больше значение мультипликатора, круче кривая совокупного спроса AD, тем большее влияние на уровень экономической активности как целевую переменную окажет изменение государственных расходов. В этом и заключается эффект мультипликатора государственных расходов.

Современная теория мультипликатора рассматривает явление мультипликации не только относительно изменений государственных расходов, но и относительно других факторов. В связи с этим известны налоговый, денежный, сбалансированного бюджета, внешнеторговый и другие мультипликаторы. В этом случае эффект мультипликаторарассматривается как влияние, вызванное изменением в объеме налоговых поступлений, денежного обращения, правительственных расходов и внешнеторговой деятельности, на равновесный национальный доход. Возникает понятие сложный мультипликатор- мультипликатор, при котором изменение национального дохода вызывает изменение не только объема потребления/сбережений, но также и чистого размера налоговых поступлений и объема импорта.

Принцип акселерации

Эффект мультипликатора находит свое продолжение в принципе акселерации. Сущность принципа акселерации: возросший доход, полученный в результате изменений в потреблении под влиянием роста автономных инвестиций, приводит не просто к росту, а к ускоренному (акселеративному) росту отраслей, удовлетворяющих производственные потребности. Принцип акселерации непосредственно связан с теорией мультипликатора. Рассмотрим механизм действия принципа акселерации. Отрасли, производящие потребительские товары, расширяются, а это в свою очередь вызывает увеличение спроса на капитальные товары, т.е. ресурсы, так необходимые для удовлетворения возросшего потребительского спроса. Таким образом, должно возрасти производство машин. И вот самое главное: увеличение темпов роста потребительского спроса - спроса на предметы потребления - вследствие роста дохода вызывает ускоренный, т.е. акселеративный, рост инвестиционных расходов. Другими словами, принцип акселерации раскрывает эффект влияния изменений в потреблении на уровень новых инвестиций. Для измерения масштабов такого эффекта служит коэффициент акселерации, или просто акселератор. Акселератор - коэффициент, раскрывающий зависимость между новыми инвестициями и приращением дохода, т.е.

 

I = a (Yt - Yt-1),

 

где I - рост новых инвестиций;

а - коэффициент акселерации;

Yt - величина дохода за данный период;

Yt-1 - величина дохода за предшествующий период.

 

Таким образом, увеличение дохода, как правило, ведет к кратному увеличению новых инвестиций. Основным теоретическим положением принципа акселерации является существование функциональной зависимости между потреблением и новыми инвестициями, причем увеличение спроса на потребительские товары ведет к еще большему увеличению спроса на новые инвестиционные товары (машины, оборудование).

Чтобы принцип акселерации нашел проявление, необходимо:

1) отсутствие товарных запасов: если имеются товарные запасы, то рост потребительского спроса на готовую продукцию может быть удовлетворен и расширения производства средств производства не наступит;

2) отсутствие излишней производственной мощности: если есть свободные производственные мощности, то их загрузят новым сырьем и дополнительной рабочей силой и не произойдет ускоренного роста производства в отраслях, производящих машины;

3) отсутствие роста производительности труда, технического прогресса, когда на одном и том же оборудовании можно получить больше продукции и удовлетворить возросший спрос;

4) наличие свободной рабочей силы.

Это, так сказать, идеальные условия для проявления принципа акселерации.

В отличие от теории мультипликатора, где рассматриваются автономные (внешние) инвестиции, принцип акселерации имеет дело со стимулированными инвестициями. Под стимулированными инвестициями понимаются инвестиции, которые зависят от дохода, т. е. являются результатом возрастания конечного спроса или объема продаж. Автономные инвестиции дают первоначальный толчок процессу расширения экономики. Они вызывают эффект мультипликации, а стимулированные инвестиции, являясь результатом возросшего дохода, приводят к дальнейшему росту дохода. Нетрудно догадаться, что в принципе акселерации инвестиции выступают как внутренние, или эндогенные. Если модель мультипликатора исходит из избытка ресурсов в депрессивной экономике, то модель акселератора предполагает наращивание новых капитальных ресурсов, например, строительство новых предприятий, производство нового оборудования. Эта модель является основной частью моделей экономического роста. Мультипликатор и акселератор обусловливают друг друга.

Инфляция

Определение инфляции

Инфляция- это повышение общего уровня цен. Инфляция - это всегда рост цен. Обратите внимание: это не означает, что повышаются все цены. Здесь есть маленькое исключение: цены на некоторые товары могут оставаться неизменными. Например, на гвозди или ластик. Но это ненадолго. Проходит определенное время, и цены на эти товары тоже увеличиваются. Таким образом, цены имеют тенденцию подниматься неравномерно. Одни подскакивают, другие поднимаются более умеренными темпами, а третьи вовсе не поднимаются. Но общий уровень цен растет.

Инфляция - это когда каналы денежного обращения переполнены лишними деньгами. Следовательно, происходит обесценение денег. Что это значит? Это когда не хочется нагнуться и поднять копейку с пола. На нее ничего не купишь. Это мусор, хотя и денежный. Цены растут, а доходы не меняются. Значит (и к большому сожалению!), можно купить все меньше товаров и услуг. Сокращается совокупный спрос, а вместе с ним и совокупное предложение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...