Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Валютная политика Российского государства

Валютная политика государства представляет собой деятельность государства по целенаправленному использованию валютных средств. Она включает выработку основных направлений формирования и использования валютных средств, разработку мер, направленных на эффективное использование этих средств.

Конкретные направления валютной политики в России определяет валютно-экономическая комиссия, которая принимает нормативно-законодательные акты в области регулирования валютных операций и управления валютными ресурсами. Главным исполнительным органом валютного регулирования является Центральный банк (Банк России), а конкретными исполнителями - уполномоченные коммерческие банки и другие субъекты внутреннего валютного рынка.

Центральный банк РФ управляет валютными операциями, выдает коммерческим банкам лицензии на право осуществления операций в иностранной валюте на территории России и за ее границей, разрешение уполномоченным предприятиям на право торговли за валюту и на открытие текущих и депозитных счетов за границей. При недобросовестном выполнении коммерческим банком своих функций Банк России может лишить его валютной лицензии. В то же время Банк России оказывает воздействие на валютный рынок и чисто административными методами. Согласно инструкции, хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности обязаны продавать определенную часть валютной выручки от экспорта товаров, работ и услуг через уполномоченные банки. В то же время предприятия и организации не имеют права покупать безналичную иностранную валюту за рубли на внутреннем валютном рынке в целях спекулятивной игры на разнице курсов валют во времени.

Коммерческие банки как основные субъекты валютного рынка России строят свою деятельность в двух основных направлениях:

* обслуживание клиентской базы по валютно-обменным операциям;

* спекулятивная торговля иностранной валютой в целях получения дохода.

Если в первом случае банки имеют гарантированный доход (в виде комиссии или разницы в курсах), то во втором - их деятельность на рынке связана с определенными валютными рисками (потерь, связанных с изменением курсов иностранных валют по отношению к национальной валюте) и с рисками непоставки на свои счета купленных денежных средств в силу неплатежеспособности своих контрагентов.

Степень валютного риска непосредственно отражается на результатах будущих валютных операций. Для уменьшения риска неполучения купленной валюты от своего контрагента в России, как и в мировой практике, между банками-партнерами устанавливаются взаимные лимиты на конверсионные операции. Снижение степени риска по конверсионным операциям увеличивает ликвидность внутреннего валютного рынка, что является немаловажным критерием в его оценке и анализе. Для снижения своих валютных рисков аналитические отделы коммерческих банков занимаются прогнозированием динамики валютных курсов.

Универсального метода прогнозирования валютных курсов нет. Поэтому для уменьшения потенциальных валютных рисков эффективно прибегать к практическим методам их страхования (хеджированию). Сущность основных методов хеджирования сводится к тому, чтобы проводить валютно-обменные операции до того, как произойдет неблагоприятное колебание на рынке, либо компенсировать убытки от подобных колебаний за счет параллельных сделок с валютой, курс которой изменяется в противоположном направлении. Сделки типа swap, форвардные операции, торговля валютными фьючерсами и опционами - основные методы хеджирования проводимых валютно-обменных операций, которые удачно используются российскими коммерческими банками на внутреннем валютном рынке Связь коммерческих банков с хеджированием проявляется двояким образом: с одной стороны, банк может применять методы страхования валютных рисков в повседневной практике своей финансовой деятельности по управлению собственными валютными ресурсами; с другой стороны, хеджирование во многих случаях является той услугой, которую банки предлагают своим клиентам на валютном рынке.

Выполнение всех операций на валютном рынке, связанных с хеджированием рисков, требует особого внимания и умения, и не случайно западные бизнесмены называют хеджирование не наукой, а искусством, которым должен обладать каждый банк, желающий добиться успеха на валютном рынке.

 

Часть 5. Социально-экономическое развитие России

Концепция перехода России к рыночной экономике

Общая характеристика

Концепция перехода России к рыночной экономике - это концепция стратегического взаимодействия с Западом.

Отсюда эффективность концепции во многом зависит от характера и степени участия Запада в ее реализации. Концепция стратегического взаимодействия не нова. Она была сердцевиной плана Маршалла, государственного секретаря США. В 1947 г. он бросил вызов европейским государствам: совместно разработать план того, «как поставить на ноги экономку Европы», и в этом случае США предоставят свои финансовые ресурсы для такого плана действия «в той мере, в какой они сочтут это для себя практически целесообразным».

Среди стран, приглашенных участвовать в программе американской помощи, были Советский Союз и страны Восточной Европы. Однако Сталин отклонил американский план, и Советский Союз стал самостоятельно восстанавливать послевоенную экономику. И правильно сделал.

Не будем анализировать результаты плана Маршалла. Только отметим, что эта идея получила реальное воплощение в развитии стран Западной Европы.

Но идея стратегического взаимодействия вновь возродилась. В 90-х гг. XX столетия Советскому Союзу в лице первого Президента СССР М.С. Горбачева был предложен курс проведения рыночных реформ под названием «Согласие на шанс». Он разработан американцами из Гарвардского университета совместно с представителями из Советского Союза Григорием Явлинским, Михаилом Задорновым и др. и одобрен Международным валютным фондом.

Курс проведения экономических реформ предполагает перестроить экономику бывшего СССР на западный манер: взаимодействия рыночной системы управления с ограниченным государственным регулированием. Об это свидетельствует программа экономических реформ (1991-1997 гг.) к рассмотрению которой мы и приступаем.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...