Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Социально-экономические функции «эффективного государства»

Государство, чтобы стать эффективным, должно выполнять следующие социально-экономические функции.

1. Это функция, обеспечивающая формирование частной собственности через приватизацию государственных предприятий, включая легализацию права частных лиц на создание новых предприятий, продажу большей части государственной собственности и демонополизацию производства в различных отраслях. Причем частная собственность должна стать господствующей как в промышленности, так и в сельском хозяйстве.

В этой связи необходимо уменьшить долю государственных расходов в ВВП и, таким образом, уменьшить размер государственного сектора. Это обязывает дать правильный ответ на вопрос: сколько должно быть государства в рыночной экономике? Считается, что оптимальный размер государственного сектора в развитой рыночной экономике должен составлять не более 15% ВВП. Однако существует прямая зависимость величины государственного сектора от уровня экономического развития: чем выше уровень экономического развития, тем меньше объективная потребность в государственном секторе. Это хорошо видно на основе анализа доли государственных расходов в ВВП по разным группам стран. Для российской экономики еще длительный период времени предполагается высокий уровень доли государственных расходов в ВВП и возможное его снижение в долгосрочной перспективе до 35%. Что же касается 15%, то, как показывает практика западноевропейских стран и США, это соответствует устойчивым темпам роста ВВП порядка 2,5-3,5% в год.

2. Функция, обеспечивающая создание условий для свободного предпринимательства, конкуренции, системы рынков, а также открытой экономики благодаря разумному антимонопольному регулированию и соблюдению личного интереса при принятии решений. Это означает, что государство должно создать и совершенствовать правовую базу хозяйствования с целью: а) повышения роли законов в деятельности всех субъектов рыночной экономики, способствующих упорядоченности их деятельности; б) стимулирования и поддержки реальных секторов экономики, способных обеспечить быстрый экономический рост за счет разумной денежно-кредитной, финансовой и валютной политики.

3. Выполнение социальных функций.

Вероятнее всего, реализация этих функций обеспечит создание в России системы рыночной экономики, в которой силы свободного рынка позволят создать условия для быстрого экономического роста и повышения жизненного уровня населения. При этом не следует забывать, что главная цель государства в переходный период - это достижение более высокой экономической результативности, способствующей обеспечению устойчивого роста благосостояния народа и повышение качества жизни. Эти целевые установки выражают устойчивые, непреходящие интересы нации. Заметим, что все функции государственной деятельности должны быть социально полезными.

Но как происходило становление государственного регулирования в России?

Стратегия участия государства в современном экономическом развитии России

Стратегия участия государства в современном экономическом развитии предполагает:

1) приведение функций государства в соответствие с его потенциалом;

2) разработку эффективных правовых норм борьбы с произволом властей и коррупцией.

Для России на первых этапах реформ стала преобладающей политика эйфории рынка. Политики и теоретики того периода (Горбачев, Ельцин, Гайдар, Попов и др.) пренебрегли историческим опытом насаждения рыночных отношений в Восточной Европе, в частности в Польше, и больше говорили о преимуществах рынка, чем о его недостатках. Рынок, по их мнению, панацея от всех бед. Только плюсы и никаких минусов.

Сейчас стало ясно, что такой восторг обернулся кризисом внутренней экономики и внешнеэкономических связей России с другими странами, что, по существу, является предметом стратегических опасений.

Вывод об усилении роли государства в экономике России сейчас не подвергается сомнению. Однако каковы формы реализации этого участия? На наш взгляд, это:

* достижение более высокой результативности;

* устойчивый рост благосостояния народа;

* повышение качества жизни общества.

Эти целевые установки выражают устойчивые непреходящие интересы нации. Однако не надо идеализировать те или иные формы хозяйствования, их нужно рассматривать вкупе, оценивать по результатам.

Государство несет основной груз ответственности за экономику страны и судьбу людей. Особенно оно ответственно за социальные последствия принимаемых экономических программ экономической политики. Мониторинг социально-экономических перемен за последние 10 лет дает впечатляющую картину неустойчивости социальной структуры общества, деформации общественных отношений.

В этой связи следует подчеркнуть, что выход из кризиса и будущее экономического развития во многом зависят от взаимодействия государства и многоукладной экономики.

Только эффективная деятельность государства, свобода выбора и предпринимательства, усиление роли личного интереса, новая мотивация трудовых отношений, создание благоприятных условий для конкуренции должны стать импульсом нового этапа экономического развития России.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...