Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный контроль над экономической деятельностьюГосударственный контроль над экономической деятельностью надо совершенствовать, но не столько путем увеличения жестких административных проверок, сколько эффективным функциональным путем.Придется, видимо, создавать единую систему государственного контроля с включением в его орбиту разных видов организационно-функционального контроля (финансового, экологического, санитарного, промышленного и т.д.). Государственный контроль представляет деятельность государства в лице уполномоченных им органов по проверке соблюдения нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил использования государственной собственности, а также по устранению и предупреждению различных нарушений. К основным его задачам относится: 1) оценка законности использования государственной собственности на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях - привлечь виновных к ответственности; 2) анализ состояния дел в подконтрольной сфере и информирование высших органов государственной власти о результатах проверок и мерах по результатам этих проверок; 3) профилактика различных видов нарушений исполнительской дисциплины. Все перечисленные элементы государственного контроля не раскрывают, на наш взгляд, его качественных особенностей и могут быть применимы, например, к контрольной деятельности дорожного инспектора или санитарного врача. Еще раз повторим, что качественные особенности государственного контроля, его сущность могут быть раскрыты только в органической взаимосвязи со всей деятельностью органов власти и управления. Тотальный государственный контроль над экономикой - основа централизованной системы управления, характерной для социалистической (по современной терминологии «командной») экономики. В условиях рыночного управления сфера действия государственного контроля сужается. В зависимости от сфер деятельности его целесообразно подразделить на государственный финансовый контроль, контроль за хозяйственной деятельностью и социальной сферой. Государственный финансовый контроль направлен на обеспечение надлежащего исполнения федерального бюджета и защиты интересов казны страны в целом. В сфере международных финансов большое место занимает государственный валютный контроль - это контроль за операциями с иностранной валютой и золотом, в которых участвуют его граждане. Государственный контроль состоит из контроля за: 1) разработкой и внедрением механизмов развития конкуренции, системы рынка и цен; 2) структурными сдвигами в направлении устойчивого рыночного равновесия, эффективного функционирования всей экономики; 3) преодолением роста монополизма; 4) функционированием потребительского рынка, насыщением его товарами и услугами для населения; 5) функционированием естественных монополий, или инфраструктурными сетями. Примерами таких монополий в России являются РАО ЕЭС и Газпром. Наряду с деятельностью государственного контроля в экономической сфере нельзя оставить в стороне его деятельность в социальной сфере. Каковы же ориентиры России в становлении нового вида национального государственного контроля в условиях растущей глобализации мировой экономики? На наш взгляд, к ним можно отнести: 1) обеспечение стратегии развития внутреннего рынка с опорой на протекционизм и упреждения чрезмерной открытости; 2) преодоление сырьевой и в то же время экспортноориентированной склонности российского народного хозяйства, сохранение которой ведет к реальной угрозе потери национального суверенитета; 3) использование рентных доходов и поиск новых внутренних источников для модернизации экономики России в сторону выпуска наукоемкой и технологически сложной продукции, уникальной по своим характеристикам, что создает наилучшие конкурентные позиции на мировом рынке; 4) восстановление и углубление интеграционных связей с бывшими странами социалистического лагеря, и прежде всего - со странами СНГ, несмотря на произошедшие цветные революции, преимущественно на основе рыночного интеграционного контроля, который дает дополнительные возможности для экономического развития всем участникам нового интеграционного сближения. В этой связи необходимо разработать новую долгосрочную' программу конкурентоспособности и модернизации экономики с созданием единой системы государственно-рыночного контроля с новыми методами ее реализации. И лишь по мере усиления экономической мощи России, т.е. с более выгодных позиций, можно развертывать взаимодействие с мировым хозяйством. Институциональные преобразования в структуре Российского государства Настало время измерить своего рода степень институциональной обеспеченности деятельности государства, т.е. соответствие действующих институтов (государственных учреждений и правил их поведения) Конституции РФ. С учетом новых функций государства сформирована новая система федеральных министерств для осуществления государственного управления и регулирования в сферах (отраслях). Создаются агентства как специализированные органы для оказания публичных услуг, службы и надзоры - для выполнения контрольных функций (сейчас их 25, предполагается оставить 4). Такая разноуровневая система федерального управления потребует четкого определения их статусов и взаимоотношений между собой с региональными органами и организациями и сделает ненужными многие комиссии и советы при Президенте и Правительстве РФ. Юридический финиш - принятие федерального закона о федеральных органах исполнительной власти, новых положений о министерствах, агентствах и др. В этой связи потребуется активизировать формы взаимодействия центра и регионов и последних между собой. Следует обратить особое внимание на новые отношения власти с экономическими структурами. Формируется своего рода схема корпоративного управления, что требует новых структурных и правовых решений. Предстоит продолжить реализацию мер в рамках судебной реформы. Нужен закон об открытости (гласности) работы государственных органов, доступности для граждан их информации, об обращениях граждан, о порядке рассмотрения споров граждан с государственными и муниципальными органами. В этом же направлении следует рассматривать формы взаимодействия государства и его органов с институтами гражданского общества. Совершенствование взаимодействия с местным самоуправлением требует новых режимов. Связи с общественными объединениями и партиями, отраслевыми экономическими ассоциациями и бизнес-структурами должны быть эффективными. Все это не обессиливает, а укрепляет государство в его служении обществу. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |