Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный контроль над экономической деятельностью

Государственный контроль над экономической деятельностью надо совершенствовать, но не столько путем увеличения жестких административных проверок, сколько эффективным функциональным путем.Придется, видимо, создавать единую систему государственного контроля с включением в его орбиту разных видов организационно-функционального контроля (финансового, экологического, санитарного, промышленного и т.д.).

Государственный контроль представляет деятельность государства в лице уполномоченных им органов по проверке соблюдения нормативных правовых актов, норм, стандартов и правил использования государственной собственности, а также по устранению и предупреждению различных нарушений. К основным его задачам относится: 1) оценка законности использования государственной собственности на возможно более ранней стадии, с тем чтобы иметь возможность принять корректирующие меры, а в отдельных случаях - привлечь виновных к ответственности; 2) анализ состояния дел в подконтрольной сфере и информирование высших органов государственной власти о результатах проверок и мерах по результатам этих проверок; 3) профилактика различных видов нарушений исполнительской дисциплины.

Все перечисленные элементы государственного контроля не раскрывают, на наш взгляд, его качественных особенностей и могут быть применимы, например, к контрольной деятельности дорожного инспектора или санитарного врача. Еще раз повторим, что качественные особенности государственного контроля, его сущность могут быть раскрыты только в органической взаимосвязи со всей деятельностью органов власти и управления.

Тотальный государственный контроль над экономикой - основа централизованной системы управления, характерной для социалистической (по современной терминологии «командной») экономики.

В условиях рыночного управления сфера действия государственного контроля сужается. В зависимости от сфер деятельности его целесообразно подразделить на государственный финансовый контроль, контроль за хозяйственной деятельностью и социальной сферой.

Государственный финансовый контроль направлен на обеспечение надлежащего исполнения федерального бюджета и защиты интересов казны страны в целом.

В сфере международных финансов большое место занимает государственный валютный контроль - это контроль за операциями с иностранной валютой и золотом, в которых участвуют его граждане.

Государственный контроль состоит из контроля за:

1) разработкой и внедрением механизмов развития конкуренции, системы рынка и цен;

2) структурными сдвигами в направлении устойчивого рыночного равновесия, эффективного функционирования всей экономики;

3) преодолением роста монополизма;

4) функционированием потребительского рынка, насыщением его товарами и услугами для населения;

5) функционированием естественных монополий, или инфраструктурными сетями. Примерами таких монополий в России являются РАО ЕЭС и Газпром.

Наряду с деятельностью государственного контроля в экономической сфере нельзя оставить в стороне его деятельность в социальной сфере.

Каковы же ориентиры России в становлении нового вида национального государственного контроля в условиях растущей глобализации мировой экономики?

На наш взгляд, к ним можно отнести:

1) обеспечение стратегии развития внутреннего рынка с опорой на протекционизм и упреждения чрезмерной открытости;

2) преодоление сырьевой и в то же время экспортноориентированной склонности российского народного хозяйства, сохранение которой ведет к реальной угрозе потери национального суверенитета;

3) использование рентных доходов и поиск новых внутренних источников для модернизации экономики России в сторону выпуска наукоемкой и технологически сложной продукции, уникальной по своим характеристикам, что создает наилучшие конкурентные позиции на мировом рынке;

4) восстановление и углубление интеграционных связей с бывшими странами социалистического лагеря, и прежде всего - со странами СНГ, несмотря на произошедшие цветные революции, преимущественно на основе рыночного интеграционного контроля, который дает дополнительные возможности для экономического развития всем участникам нового интеграционного сближения.

В этой связи необходимо разработать новую долгосрочную' программу конкурентоспособности и модернизации экономики с созданием единой системы государственно-рыночного контроля с новыми методами ее реализации. И лишь по мере усиления экономической мощи России, т.е. с более выгодных позиций, можно развертывать взаимодействие с мировым хозяйством.

Институциональные преобразования в структуре Российского государства

Настало время измерить своего рода степень институциональной обеспеченности деятельности государства, т.е. соответствие действующих институтов (государственных учреждений и правил их поведения) Конституции РФ.

С учетом новых функций государства сформирована новая система федеральных министерств для осуществления государственного управления и регулирования в сферах (отраслях). Создаются агентства как специализированные органы для оказания публичных услуг, службы и надзоры - для выполнения контрольных функций (сейчас их 25, предполагается оставить 4). Такая разноуровневая система федерального управления потребует четкого определения их статусов и взаимоотношений между собой с региональными органами и организациями и сделает ненужными многие комиссии и советы при Президенте и Правительстве РФ. Юридический финиш - принятие федерального закона о федеральных органах исполнительной власти, новых положений о министерствах, агентствах и др. В этой связи потребуется активизировать формы взаимодействия центра и регионов и последних между собой.

Следует обратить особое внимание на новые отношения власти с экономическими структурами. Формируется своего рода схема корпоративного управления, что требует новых структурных и правовых решений.

Предстоит продолжить реализацию мер в рамках судебной реформы. Нужен закон об открытости (гласности) работы государственных органов, доступности для граждан их информации, об обращениях граждан, о порядке рассмотрения споров граждан с государственными и муниципальными органами. В этом же направлении следует рассматривать формы взаимодействия государства и его органов с институтами гражданского общества.

Совершенствование взаимодействия с местным самоуправлением требует новых режимов. Связи с общественными объединениями и партиями, отраслевыми экономическими ассоциациями и бизнес-структурами должны быть эффективными. Все это не обессиливает, а укрепляет государство в его служении обществу.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...