Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕЖДУНАРОДНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ И ФИНАНСИРОВАНИЕ

РОССИИ

В России в сложнейших условиях переходного периода к рыночной экономике возлагались большие надежды на приток внешних ресурсов. Официальные власти рассматривали их в качестве двигателя нвестиционного процесса и экономического роста.

Россия якобы была «обречена» стать крупнейшим импортером капитала. Реальная действительность развеяла эти иллюзии. Но опасны и изоляционистские настроения, усилившиеся после первых неудач интегрироваться в мировой рынок капиталов и осложнившихся отношений с международными финансовыми институтами.

Тенденции и этапы.В СССР внешние ресурсы поступали в форме банковских, а также экспортных кредитов, которые предоставляли коммерческие банки и экспортно-импортные банки. В небольших суммах Внешторгбанк размещал облигационные займы. В международные финансовые институты Советский Союз вступил накануне распада государства. Доступ к льготному официальному финансированию открылся только после смягчения «холодной войны». Прямые инвестиции не допускались преимущественно по идеологическим соображениям. Корпоративных портфельных инвестиций не было, поскольку отсутствовал объект подобного инвестирования — акционерные компании. В условиях кризиса, вызванного переходом к рыночной экономике, страна стала получать ОПР от Запада на двусторонней основе преимущественно в форме субсидий. Затем последовали кредиты международных финансовых институтов, прямые инвестиции, а также в связи с приватизацией портфельные инвестиции в акции российских компаний. Однако в связи с неурегулированностью долговых отношений с Лондонским клубом, представляющим интересы частных банков, кредитование с их стороны было ограничено.

В 1995 г. на кредиты МВФ приходилось свыше 70% поступающих в Россию внешних ресурсов (нетто-поток); на прямые инвестиции — 1/4. Приток ресурсов по другим частным каналам был ограничен. Подобная структура отражала кризисное состояние российской экономики, а также слабую интегрированность России в мировой рынок капиталов.

В 1996 г. происходит резкий рывок России в направлении интеграции в мировой финансовый рынок. Это выразилось прежде всего в секьюритизации финансового потока. С 1996 г. МФК признает Россию в качестве страны с развивающимся финансовым рынком, отслеживает процессы на ее фондовом рынке, публикует необходимые для инвесторов сведения.

В процессе интеграции стран с развивающимися рынками снижается роль

государственного сектора в качестве заемщика и соответственно повышается роль частного сектора. Эта тенденция отмечалась и в России, однако удельный вес государства в качестве заемщика пока очень высок. В первом полугодии 1998 г. на долю государственного сектора приходится 61 % внешних ресурсов, нефинансовых предприятий — 29%, банковского сектора — 10%. Это свидетельствует о том, что преобладающая масса внешних ресурсов

используется неэффективно на финансирование бюджетного дефицита .

 

Прямые инвестиции— это долгосрочные вложения, при осуществлении которых инвестор преследует стратегические цели. Для России, где много лет продолжается инвестиционный кризис, этот вид ресурсов наиболее предпочтителен. Однако прямое инвестирование не всегда ведет к росту капиталовложений и увеличению национального богатства. Оно может осуществляться путем перераспределения собственности (особенно при приватизации) без последующего инвестирования в компанию, что имело место в России.

Участие иностранного капитала разрешалось только в форме совместных предприятий (СП).

Доля иностранного партнера не могла превышать 49%. СП был предоставлен ряд льгот(налоговых, таможенных и др.). Постепенно порядок образования СП упрощался, льготы им расширялись. В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать фирмы со 100%-ным участием своего капитала.

В июле 1991 г. были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР и Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики об иностранных инвестициях в РСФСР. Этот закон действует и в настоящее время, хотя он устарел, и разрабатывается новое законодательство.

Портфельные инвестиции в долевые ценные бумаги.В России к портфельныминвестициям в акции относится долевое участие инвестора, не превышающее 10% акционерного капитала компании. Для привлечения портфельных инвесторов необходимо наличие акционерных компаний открытого типа и фондового рынка. Поэтому портфельное инвестирование в российскую экономику началось позже прямого. Фондовый рынок корпоративных ценных бумаг стал формироваться с началом приватизации в 1993 г.

Зарубежные инвестиционные фонды вплоть до финансового кризиса 1998 г. Проявили активность на российском рынке и способствовали его формированию и развитию.

Точные данные относительно объема портфельных инвестиций в акции в России

отсутствуют. В платежном балансе портфельные инвестиции фиксируются только с 1995 г.

За 1995—1997 гг. их приток составил 3,5 млрд долл. Другие оценки в несколько раз

превышают данный показатель. Накануне финансового кризиса нерезидентам принадлежало 2/3 находившихся в обороте акций.

Эмиссия долговых обязательств.Иностранные инвестиции в долговые ценные бумаги привлекают путем эмиссии на мировом рынке и привлечения нерезидентов на внутренний рынок. В России эти способы мобилизации ресурсов в большой степени использовались государственными институтами и в меньшей степени компаниями. Последние отдавали явное предпочтение долевым ценным бумагам, которые не сопряжены с ростом задолженности.

В 90-е годы 70—75% долгосрочных финансовых потоков на еврорынке приходились на займы в форме ценных бумаг (преимущественно еврооблигаций) и лишь 25—30% на кредиты. Стоимость еврооблигаций была ниже, чем стоимость других займов и кредитов, привлекаемых для финансирования бюджетного дефицита. Поэтому центральное правительство в 1997 г. и первой половине 1998 г. предпочитало этот источник.

Центральное правительство с ноября 1996 г. осуществило 9 выпусков еврооблигаций на сумму в 11,5 млрд долл. 6 займов были номинированы в долларах, 2 — в марках ФРГ, 1 — в итальянских лирах. Купоны по первым займам равнялись 9% годовых, последнего 12,75%.

Курс номинала был равен 82,9% при размещении первого займа и 67,5% при размещении последнего. Ухудшение размещения займов было связано с падением кредитного рейтинга России.

В результате кризиса рейтинг России снизился до ССС (в сентябре 1998 г. по

классификации «Стандарт энд Пурс»). При столь высокой степени риска привлечь средства с мирового рынка в форме еврооблигаций невозможно.

 

Банковские кредиты.Приток внешних финансовых ресурсов в СССР происходил главным образом за счет синдицированных кредитов международных банков и экспортных кредитов. Банки не без основания рассматривали СССР как надежного должника. Однако после серьезных нарушений в обслуживании внешнего долга в 1991—1992 гг. банки резко снизили объемы своего кредитования. Нетто-приток банковских кредитов в 1994 г. оказался близким к нулю, а в 1995 г. имел отрицательное значение.

Однако с 1996 г. банковское кредитование стало быстро возрождаться. Этому

способствовало укрепление международных позиций российских банков. Около 100 банков прошли международный аудит, примерно 40 из них получили рейтинги международных агентств. Если иностранные инвестиции в компании привлекались преимущественно в форме прямых или портфельных инвестиций в акции, то для банков источником увеличения их ресурсов явились кредиты международных банков. На 1 декабря 1997 г. Отношение иностранных пассивов к активам-нетто банковской системы России, достигнув максимального уровня, составило 14%, т.е. на уровне стран ЮВА накануне кризиса.

 

 

Тестовые задания

1. При снижении внешней задолженности России курс рубля к ведущим мировым валютам:

а) возрастает;

б) уменьшается;

в) не изменится;

г) изменится непредсказуемым образом.

2. При усилении инфляционных ожиданий в России курс рубля:

а) возрастет;

б) снизится;

в) не изменится.

3. Валюта РФ - это:

а) денежные знаки в виде банкнот, казначейских билетов и монет, находящихся в обращении на территории соответствующих иностранных государств;

б) иностранная валюта, ценные бумаги в иностранной валюте, драгоценные металлы;

в) находящиеся в обращении рубли в виде банкнот ЦБ РФ, средства в рублях на банковских счетах и банковских вкладах;

г) ценные бумаги в рублях для внутреннего пользования.

4. Платежный баланс РФ – это:

а) баланс требований и обязательств страны, составленный на определенную дату;

б) итоговая запись доходов и расходов резидентов в сделках с внешним миром за определенный период времени;

в) стоимостная оценка движения товаров и услуг (работ) между странами за определенный период времени;

г) баланс международных активов и пассивов страны, отражающий ее международное финансовое положение в категориях запаса.

5. В Российской Федерации к резидентам не относятся:

а) физические лица, постоянно проживающие в РФ;

б) физические лица, граждане иностранных государств и лица без гражданства, центр экономических интересов которых находится в РФ;

в) граждане России, постоянно проживающие за рубежом;

г) юридические лица, созданные в соответствии с законодательством Российской Федерации.

6. В платежном балансе РФ в 2006 г.:

а) сальдо по счету текущих операций было отрицательным, а по счету операций с капиталом и финансовыми инструментами положительным;

б) сальдо по счету текущих операций было положительным, а по счету операций с капиталом отрицательным;

в) сальдо по счету текущих операций и по счету операций с капиталом было положительным;

г) сальдо по счету текущих операций и по счету операций с капиталом было отрицательным.

7. Традиционно балансирующими статьями платежного баланса РФ являются:

а) изменение государственных золотовалютных резервов, операции с МВФ, статистические расхождения, чистые ошибки и пропуски;

б) прямые инвестиции, наличная иностранная валюта, задолженность по товарным поставкам, чистые ошибки и пропуски;

в) сальдо по счетам текущих операций и операций с капиталом и финансовыми инструментами;

г) общее сальдо.

8. В России платежный баланс разрабатывает:

а) правительство РФ;

б) Министерство финансов РФ;

в) Федеральная служба статистики;

г) ЦБ России.

9. Какие из перечисленных ниже лиц и организаций относятся к резидентам:

а) группа российских граждан, постоянно пребывающих на Кипре в качестве предпринимателей;

б) дипломатическое представительство Канады в Москве;

в) представительство московского завода «Калибр» в Швеции;

г) машиностроительный завод «Знамя труда», находящийся в Костроме.

10. Органами валютного регулирования в РФ являются:

а) Федеральная таможенная служба и Центральный Банк РФ;

б) Президент РФ и Государственная Дума РФ;

в) Совет Федерации РФ и правительство РФ;

г) Центральный Банк РФ и Правительство РФ.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...