Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В БИЗНЕСЕ

Предпринимательские способности как важнейший фактор про­изводства выражаются прежде всего в умении генерировать, накап­ливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея — форма отражения в мыслях явлений объективной действительнос­ти, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса.

Бизнес-идеи, как и другие идеи, — продукт мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулови внутренних побудительных сил— желаний, потребнос­тей, интересов, установок, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатковили возможностей улучшенияудовлет­ворения существующих (явных) и еще не осознанных потреб­ностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они — результат субъективного анализа предпринимателем объектив­ного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения по­требителей и других элементов общества (схемы 40, 41).

Схема 40

ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ НОВЫХ ИДЕЙ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ

Схема 41

ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ

Схема 42

ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ

Мотивация продуцирования, накопления и реализации идеи проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребностив процессе бизнеса и его результатами. По­требность, как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала по­требности переходят во влечение(поиск недостающих благ), за­тем — в стимул(образ необходимого блага) и мотивы(внутрен­няя побудительная сила, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки(готовности к определен­ным действиям) и осознанных интересов(предвосхищения по­лучения прибыли и других благ). Последние формируются у пред­принимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, о целях жизни и средствах их достижения) и ценностных ориентаций(устойчивого отношения к системе ма­териальных и духовных благ и идеалов, которых человек стре­мится достичь, и которые служат ему ориентиром в поведении и действиях).

Схема 43

ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

 

Предпринимательские ценности возникают на основе об­щефилософских и ценностных ориентаций общества собствен­ников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия (схема 43).

Наконец, вся совокупность факторов превращается в замы­сел и план действий. Далее следует волеизъявление — практи­ческое формирование стратегий и заложенной в них идеи.

Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес-идей технологически проходит в общем 4 укрупненных фазы (табл. 15).

Таблица 15

Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей при выработке стратегии предприятия

 

 

Формирование стратегии развития предприятия — итератив­ный поэтапный процесс.

На втором этапе разработки стратегии определяется миссия (философия, видение) предприятия — краткое описание хо­зяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении соци­альных задач региона, общества (схема 44).

Схема 44

НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ

 

 

Предприятие в таком случае выступает в виде системы и по­нимается как:

· производитель товаров (услуг, работ) для потребителей;

· социальная организация, в которой сотрудники могут про­явить и развивать свои потребности;

· конкурент другим товаропроизводителям;

· социальная единица, учитывающая интересы всего обще­ства;

· часть рыночной многоукладной экономики.

Миссиякоммерческих организаций в России обычно форму­лируется очень просто и весьма прямолинейно — максимум при­были! У опытных предпринимателей такой циничный подход вызывает в лучшем случае застенчивую улыбку, а для потреби­телей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но более того, — их цели про­тивоположны. Прибыль — чисто внутренняя проблемапредприя­тия, которую напоказ выставлять-то не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприя­тие является открытойсистемой, и успешно развиваться она может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами,— во внеш­ней среде. Если предприятие способно выполнять такую мис­сию, то оно одновременно будет получать необходимую при­быль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль — не цель, а сред­ство достижения цели. Не случайно, эффективные японские ме­неджеры получение прибыли считают не основной целью, а сопутствующим, побочным результатом своей деловой актив­ности. Главное внимание они сосредотачивают на решении та­ких долгосрочных задач, в которых прибыль прямо не звучит:

· проникновение на рынок с новым товаром;

· освоение и удержание необходимых сегментов рынка;

· своевременный уход с рынка с товарами, жизненный цикл которых находится на стадии спада;

· создание привлекательного образа компании и товара и др.

Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?». Например, Г. Форд, хо­рошо знавший значение прибыли, сформулировал миссию своей компании так: «Мы предоставляем людям дешевый транспорт!» При этом он всегда подчеркивал, что если кто это сделает, то прибыль не пройдет мимо него. Миссия определяет для себя — для предприятия, но она всегда ориентируется на клиента, на общество. Миссия известной фирмы «Сони» звучит так: «осуще­ствляя прогресс, служить всему миру». Или вот еще примеры:

· К миру через мировую торговлю.

· Что хорошо для страны, то хорошо для фирмы.

· Наши изделия делают мир более удобным для жизни.

· Потребители — источник жизненной организации.

Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагаю­щих правил действий, отражающих совокупность универсаль­ных высших общественных требований к поведению сотрудни­ков фирмы. Принципы предприятия включают в себя требования:

· к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выпол­няемым работам) и рынку;

· к управлению — система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.;

к сотрудникам — творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.;

· внешней среды — клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства.

Формулировка принципов должна быть, с одной стороны, можно более общей, чтобы конкуренты не смогли детально скрыть хозяйственные замыслы предприятия, а с другой — достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них сориентироваться.

Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести (чувства вины и гнева) бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие теория к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке — отказ от обмана, честное ведение, доверительность в совместной работе, уважение представительских интересов собственников инновационных идей.

Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентирами, которые существенно влияют на стратегическое введение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентаций (табл. 16).

 

Таблица 16

Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями1

1 Мескон М., Альберт М., Ходуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. С.266.

Окончание табл. 16

 

Миссия предприятия тесно связана и с его культурой — со­вокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж)предпри­ятия.

В реальной жизни она выражается в:

· поведении предприятия — единых принципах всех сотруд­ников;

· коммуникациях фирмы — стиле передачи информации;

· средствах наглядного представления предприятия — фир­менных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внеш­нем виде и т.п.

Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рын­ка, а во внутренней — интегративный эффект в результате ком­плементарного поведения сотрудников, координации всех пред­приятий фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, регионом и обществом. В данном случае миссия отражает стрем­ление предприятия произвести на внешний мир желаемое впе­чатление.

Третий этап— определение целей развития предприятия. Цель—это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США % всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей.

Всистеме бизнеса цель выполняет пять функций:

· инициативы— сопоставления существующего и желаемо­го состояния фирмы, мотива действий;

· критерияпринятия решения — оценки информации и вы­бора альтернатив, приоритетов в бизнесе;

· инструмента управления— руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса;

· координации —обеспечение безконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений;

· контроля— сопоставление оперативного состояния пока­зателей хозяйственной деятельности с целевым их уров­нем.

Вотличие от миссии цели выражают более конкретные на­правления деятельности предприятия (табл. 17).

 

Таблица 17

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...