Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
ЦЕННОСТНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ В БИЗНЕСЕПредпринимательские способности как важнейший фактор производства выражаются прежде всего в умении генерировать, накапливать и разрабатывать новые идеи. В самом общем виде идея — форма отражения в мыслях явлений объективной действительности, которая включает в себя обобщение опыта предшествующего развития и осознания цепи дальнейшего преобразования бизнеса. Бизнес-идеи, как и другие идеи, — продукт мыслительной деятельности человека и определяются совокупностью внешних стимулови внутренних побудительных сил— желаний, потребностей, интересов, установок, ценностных ориентаций, мотивов, идеалов и эмоций. Новые деловые идеи возникают в процессе выявления недостатковили возможностей улучшенияудовлетворения существующих (явных) и еще не осознанных потребностей различных слоев населения и сфер деятельности. Они — результат субъективного анализа предпринимателем объективного современного состояния рынка, уровня развития техники, технологии и организации производства, сбыта, поведения потребителей и других элементов общества (схемы 40, 41). Схема 40 ВНЕШНИЕ ИСТОЧНИКИ НОВЫХ ИДЕЙ И ИХ ОТРАЖЕНИЕ В СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ Схема 41 ОСНОВНЫЕ СУБЪЕКТИВНЫЕ ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ИДЕЙ Схема 42 ФАКТОРЫ, ВЛИЯЮЩИЕ НА ПРОЦЕСС ПОДГОТОВКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ И РЕШЕНИЙ Мотивация продуцирования, накопления и реализации идеи проявляется в виде стремления предпринимателя удовлетворить свои потребностив процессе бизнеса и его результатами. Потребность, как нужда или нехватка материальных и духовных благ для существования личности, лежит в основе поведения человека и возникновения у него различных идей. Сначала потребности переходят во влечение(поиск недостающих благ), затем — в стимул(образ необходимого блага) и мотивы(внутренняя побудительная сила, обоснование личного поведения), которые принимают форму установки(готовности к определенным действиям) и осознанных интересов(предвосхищения получения прибыли и других благ). Последние формируются у предпринимателя с учетом ценностей (представления о значимости различных явлений, о целях жизни и средствах их достижения) и ценностных ориентаций(устойчивого отношения к системе материальных и духовных благ и идеалов, которых человек стремится достичь, и которые служат ему ориентиром в поведении и действиях). Схема 43 ОСНОВНЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
Предпринимательские ценности возникают на основе общефилософских и ценностных ориентаций общества собственников (учредителей), акционеров и партнеров предприятия (схема 43). Наконец, вся совокупность факторов превращается в замысел и план действий. Далее следует волеизъявление — практическое формирование стратегий и заложенной в них идеи. Деятельность предпринимателя по отбору и реализации бизнес-идей технологически проходит в общем 4 укрупненных фазы (табл. 15). Таблица 15 Фазы отбора, оценки и реализации предпринимательских идей при выработке стратегии предприятия
Формирование стратегии развития предприятия — итеративный поэтапный процесс. На втором этапе разработки стратегии определяется миссия (философия, видение) предприятия — краткое описание хозяйственной единицы, ее основных целей, предназначения, сферы деятельности, норм поведения и роли в решении социальных задач региона, общества (схема 44). Схема 44 НАЗНАЧЕНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ МИССИИ ПРЕДПРИЯТИЯ В РЫНОЧНОЙ СРЕДЕ
Предприятие в таком случае выступает в виде системы и понимается как: · производитель товаров (услуг, работ) для потребителей; · социальная организация, в которой сотрудники могут проявить и развивать свои потребности; · конкурент другим товаропроизводителям; · социальная единица, учитывающая интересы всего общества; · часть рыночной многоукладной экономики. Миссиякоммерческих организаций в России обычно формулируется очень просто и весьма прямолинейно — максимум прибыли! У опытных предпринимателей такой циничный подход вызывает в лучшем случае застенчивую улыбку, а для потребителей продукции (услуг) предприятия размер его прибыли не только не представляет интереса, но более того, — их цели противоположны. Прибыль — чисто внутренняя проблемапредприятия, которую напоказ выставлять-то не вполне прилично, а тем более записывать в учредительные документы. Любое предприятие является открытойсистемой, и успешно развиваться она может только в случае, если будет удовлетворять определенный спрос потребителей, находящихся за его пределами,— во внешней среде. Если предприятие способно выполнять такую миссию, то оно одновременно будет получать необходимую прибыль. Поэтому только в окружающей среде можно найти цель и миссию коммерческой организации. Прибыль — не цель, а средство достижения цели. Не случайно, эффективные японские менеджеры получение прибыли считают не основной целью, а сопутствующим, побочным результатом своей деловой активности. Главное внимание они сосредотачивают на решении таких долгосрочных задач, в которых прибыль прямо не звучит: · проникновение на рынок с новым товаром; · освоение и удержание необходимых сегментов рынка; · своевременный уход с рынка с товарами, жизненный цикл которых находится на стадии спада; · создание привлекательного образа компании и товара и др. Чтобы выбрать соответствующую миссию, надо ответить, по крайней мере, на два вопроса: «Кто клиенты фирмы?» и «Какие потребности она может удовлетворять?». Например, Г. Форд, хорошо знавший значение прибыли, сформулировал миссию своей компании так: «Мы предоставляем людям дешевый транспорт!» При этом он всегда подчеркивал, что если кто это сделает, то прибыль не пройдет мимо него. Миссия определяет для себя — для предприятия, но она всегда ориентируется на клиента, на общество. Миссия известной фирмы «Сони» звучит так: «осуществляя прогресс, служить всему миру». Или вот еще примеры: · К миру через мировую торговлю. · Что хорошо для страны, то хорошо для фирмы. · Наши изделия делают мир более удобным для жизни. · Потребители — источник жизненной организации. Фундаментальными истоками миссии предприятия являются его принципы и этика. Они выступают в качестве основополагающих правил действий, отражающих совокупность универсальных высших общественных требований к поведению сотрудников фирмы. Принципы предприятия включают в себя требования: · к выпускаемой продукции (оказываемым услугам, выполняемым работам) и рынку; · к управлению — система мотивации, принятия решений, контроля, оценки достижений и др.; к сотрудникам — творческое мышление, принятие на себя ответственности, мотивы, оценка производительности и др.; · внешней среды — клиентов, поставщиков, инвесторов, конкурентов, общества, государства. Формулировка принципов должна быть, с одной стороны, можно более общей, чтобы конкуренты не смогли детально скрыть хозяйственные замыслы предприятия, а с другой — достаточно четкой, чтобы клиенты и все адресаты смогли в них сориентироваться. Этика предприятия или мораль деловых взаимоотношений с помощью совести (чувства вины и гнева) бизнесмена в идеале позволяет соблюдать универсальные, безусловные высшие теория к поведению сотрудников фирмы в процессе предпринимательской деятельности. Этические ценности предприятия по отношению к партнерам на рынке — отказ от обмана, честное ведение, доверительность в совместной работе, уважение представительских интересов собственников инновационных идей. Миссия фирмы во многом определяется также ее ценностными ориентирами, которые существенно влияют на стратегическое введение руководителей и всех сотрудников. В теории и практике выделяют шесть видов ценностных ориентаций (табл. 16).
Таблица 16 Ценностные ориентации и их связи с целевыми предпочтениями1 1 Мескон М., Альберт М., Ходуори Ф. Основы менеджмента. М.: Дело, 1995. С.266. Окончание табл. 16
Миссия предприятия тесно связана и с его культурой — совокупностью типичных для предприятия ценностей, норм и идей, которые формируют репутацию (марку, имидж)предприятия. В реальной жизни она выражается в: · поведении предприятия — единых принципах всех сотрудников; · коммуникациях фирмы — стиле передачи информации; · средствах наглядного представления предприятия — фирменных знаках, оформлении продукции, ритуалах, внешнем виде и т.п. Имидж предприятия во внешней среде поддерживают его этичные отношения с конкурентами и доверие участников рынка, а во внутренней — интегративный эффект в результате комплементарного поведения сотрудников, координации всех предприятий фирмы, лучшей мотивации и самоотождествления работников с системой ценностей предприятия. Он выражает ответственность фирмы перед потребителями, партнерами, регионом и обществом. В данном случае миссия отражает стремление предприятия произвести на внешний мир желаемое впечатление. Третий этап— определение целей развития предприятия. Цель—это будущее желаемое состояние предприятия, мотив или повелитель поведения и действий его работников. В США % всех неудач в бизнесе связано с отсутствием у предпринимателей ясных целей. Всистеме бизнеса цель выполняет пять функций: · инициативы— сопоставления существующего и желаемого состояния фирмы, мотива действий; · критерияпринятия решения — оценки информации и выбора альтернатив, приоритетов в бизнесе; · инструмента управления— руководящие требования к действиям, определение направлений бизнеса; · координации —обеспечение безконфликтных отношений лиц, принимающих решения, согласование работ специализированных подразделений; · контроля— сопоставление оперативного состояния показателей хозяйственной деятельности с целевым их уровнем. Вотличие от миссии цели выражают более конкретные направления деятельности предприятия (табл. 17).
Таблица 17 |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-26 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |