program lab40;
type mas=array[1..100] of string;
var
s,sr:string;
i,f,k:integer;
m:mas;
procedure sl(s:string; var m:mas);
begin
sr:=''; k:=1;
for i:=1 to length(s) do
if s[i]<>' ' then sr:=sr+s[i]
else
begin
m[k]:=sr;
k:=k+1;
sr:='';
end;
m[k]:=sr;
end;
begin
writeln('Vvedite stroku');
readln(s);
sl(s,m);
for i:=1 to k do
begin
sr:=m[i];
f:=0;
if (sr[1]='b') or (sr[1]='B') then
f:=1;
if f=1 then writeln(m[i]);
end;
end.
Р‘РЛЕТ в„–11
1. Основы теории экспертных систем. Одним из наиболее значительных достижений искусственного интеллекта стала разработка мощных компьютерных систем, получивших название «экспертных» или основанных на «знаниях» систем.
РџРѕРґ экспертной системой (РРЎ) будем понимать программу, которая использует знания специалистов (экспертов) Рѕ некоторой конкретной СѓР·РєРѕ специализированной предметной области Рё РІ пределах этой области СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° принимать решения РЅР° СѓСЂРѕРІРЅРµ эксперта-профессионала.
Осознание полезности систем, которые могут копировать дорогостоящие или редко встречающиеся человеческие знания, привело к широкому внедрению и расцвету этой технологии в 80-е, 90-е годы
РћСЃРЅРѕРІСѓ успеха РРЎ составили РґРІР° важных свойства:
-РІ РРЎ знания отделены РѕС‚ данных, Рё мощность экспертной системы обусловлена РІ первую очередь мощностью базы знаний Рё только РІРѕ вторую очередь используемыми методами решения задач;
-решаемые РРЎ задачи являются неформализованными или слабоформализованными Рё используют эвристические, экспериментальные, субъективные знания экспертов РІ определенной предметной области
Основными категориями решаемых РРЎ задач являются: диагностика, управление (РІ том числе технологическими процессами), интерпретация, прогнозирование, проектирование, отладка Рё ремонт, планирование, наблюдение (мониторинг), обучение.
РћСЃРЅРѕРІСѓ РРЎ составляет подсистема логического вывода, которая использует информацию РёР· базы знаний (БЗ), генерирует рекомендации РїРѕ решению РёСЃРєРѕРјРѕР№ задачи. Чаще всего для представления знаний РІ РРЎ используются системы продукций Рё семантические сети. Допустим, БЗ состоит РёР· фактов Рё правил (если <посылка> то <заключение>). Если РРЎ определяет, что посылка верна, то правило признается подходящим для данной консультации Рё РѕРЅРѕ запускается РІ действие. Запуск правила означает принятие заключения данного правила РІ качестве составной части процесса консультации.
Обязательными частями любой РРЎ являются также модуль приобретения знаний Рё модуль отображения Рё объяснения решений.
Важную роль РїСЂРё создании РРЎ играют инструментальные средства. Среди Р.РЎ. для создания РРЎ наиболее популярны такие языки программирования, как LISP Рё PROLOG, Р° также экспертные системы-оболочки (РРЎРћ): KEE, CENTAUR, G2 Рё GDA, CLIPS, РђРў_ТЕХНОЛОГРРЇ.
Рассмотрим различные СЃРїРѕСЃРѕР±С‹ классификации РРЎ.
1)РџРѕ назначению РРЎ делятся РЅР°:
-РРЎ общего назначения.
-Специализированные РРЎ:
-проблемно-ориентированные для задач диагностики, проектирования, прогнозирования
-предметно-ориентированные для специфических задач, например, контроля ситуаций на атомных электростанциях.
2)По степени зависимости от внешней среды выделяют:
-Статические РРЎ, РЅРµ зависящие РѕС‚ внешней среды.
-Динамические, учитывающие динамику внешней среды и предназначенные для решения задач в реальном времени. Время реакции в таких системах может задаваться в миллисекундах, и эти системы реализуются, как правило, на языке С++.
3)По типу использования различают:
-Рзолированные РРЎ.
-РРЎ РЅР° РІС…РѕРґРµ/выходе РґСЂСѓРіРёС… систем.
-Гибридные РРЎ или, иначе РіРѕРІРѕСЂСЏ, РРЎ интегрированные СЃ базами данных Рё РґСЂСѓРіРёРјРё программными продуктами (приложениями).
4)По сложности решаемых задач различают:
-Простые РРЎ - РґРѕ 1000 простых правил.
-Средние РРЎ - РѕС‚ 1000 РґРѕ 10000 структурированных правил.
-Сложные РРЎ - более 10000 структурированных правил.
5)По стадии создания выделяют:
-Рсследовательский образец РРЎ, разработанный Р·Р° 1-2 месяца СЃ минимальной БЗ.
-Демонстрационный образец РРЎ, разработанный Р·Р° 2-4 месяца, например, РЅР° языке типа LISP, PROLOG, CLIPS
-Промышленный образец РРЎ, разработанный Р·Р° 4-8 месяцев, например, РЅР° языке типа CLIPS СЃ полной БЗ.
-Коммерческий образец РРЎ, разработанный Р·Р° 1,5-2 РіРѕРґР°, например, РЅР° языке типа РЎ++, Java СЃ полной БЗ.
Примером экспертной системы может являться программа AutoExpert.
Примерная памятка для самоанализа урока учителем
1. Какова характеристика реальных учебных возможностей учащихся? Какие особенности учащихся при планировании данного урока?
2. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Как он связан с предыдущими, на что в них опирается? Как этот урок работает на последующие уроки, темы, разделы? В чем специфика этого урока? Каков его тип?
3. Какие задачи решались на уроке:
- образовательные,
- воспитательные,
- задачи развития?
- Была ли обеспечена их комплексность? Взаимосвязь? Какие задачи были главными, стержневыми? Как учтены в задачах особенности класса, отдельных групп школьников?
4. Почему выбранная структура урока была рациональна для решения этих задач? Рационально ли выделено место в уроке для опроса, изучения нового материала, закрепления, домашнего задания и т. п.? Рационально ли было распределено время, отведенное на все этапы урока? Логичны ли «связки» между этапами урока?
5. На каком содержании (на каких понятиях, идеях, положениях, фактах) делался главный акцент на уроке и почему? Выбрано ли главное, существенное?
6. Какое сочетание методов обучения избрано для раскрытия нового материала? Дать обоснование выбора методов обучения.
7. Какое сочетание форм обучения избрано для раскрытия нового материала и почему? Необходим ли был дифференцированный подход к учащимся? Как он осуществлялся и почему именно так?
8. Как организован был контроль усвоения знаний, умений и навыков? В каких формах и какими методами осуществлялся? Почему?
9. Как использовался на уроках учебный кабинет, какие средства обучения? Почему?
10. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение урока?
11. За счет чего на уроке поддерживалась хорошая психологическая атмосфера общения? Как было реализовано воспитательное влияние личности учителя?
12. Как и за счет чего обеспечивалось на уроке и в домашней работе учащихся рациональное использование времени, предупреждение перегрузки учащихся?
13. Запасные методические «ходы» на случай непредвиденной ситуации.
14. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то какие и почему? Когда учитель планирует восполнение нереализованного?
3.Заполнить таблицу размерности n*n:
1 1 1 … 1
0 2 2 … 2
……….
0 0 0 … n
program lab39;
type mas=array[1..10, 1..10] of integer;
var n,i,j:integer;
a:mas;
begin
writeln('Vvedite razmernost matrici (<10): ');
readln(n);
for i:=1 to n do
for j:=1 to n do
begin
if j<i then a[i,j]:=0
else a[i,j]:=i;
end;
for i:=1 to n do
begin
for j:=1 to n do
write(a[i,j],' ');
writeln;
end;
end.
Р‘РЛЕТ в„–12
|