Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
отдельных управленческих мероприятий
Методы, которые применяются при анализе организационной структуры: • графическое моделирование – организация изображается как совокупность элементов и взаимосвязей между ними; • применение относительных и средних величин –при диагностике организационной структуры посредством таких величин необходима качественная однородность совокупности данных, для которых они исчисляются; • группировка –отбор явлений и процессов (а также их обусловливающих причин и факторов) по определенным признакам и их классификация, множество единиц объекта наблюдения расчленяется на однородные группы по основаниям группировки, которые могут быть качественными или количественными; • сравнение – сопоставление однородных величин для выявления существующего между ними различия (сравнение показателей оргструктуры исследуемой организации с лучшими в соответствующей отрасли); • метод цепных подстановок –выявление влияния отдельных факторов на конечную величину показателя при условии, что связь между ними имеет выраженный функциональный характер; • корреляционно-регрессионный анализ – определение тесноты и конкретного вида связи между показателями, не находящимися в функциональной зависимости; • применение аналогий –использование принципа сходства между отдельными объектами, т. е. если предметы сходны в одних определенных признаках, то они могут быть сходны и в других; • экспертные оценки –метод применяется, как правило, в тех случаях, когда оценка или анализ не могут быть выполнены на основе точных расчетов или когда выполнение подобных расчетов нецелесообразно в связи с низкой эффективностью, простое распространение прежнего или иного опыта, ранее существовавших закономерностей неприемлемо. Наряду с оценкой эффективности организационных структур управления в общем аспекте следует определить эффективность основных компонентов управления – функций и технологий. Правомерной является оценка эффективности выполнения отдельных управленческих функций. Для этого используется также комплекс показателей, отражающих специфику деятельности по каждой управленческой функции, например: • по функции планирования оценивается степень достижения поставленных целей (плановых задач); • по функции организации – оснащенность предприятия современным технологическим оборудованием, текучесть кадров; • по функции мотивации – используемые методы воздействия на коллектив (поощрения, наказания, их сочетание); • по функции контроля – количество нарушений трудовой, технологической дисциплины и др.[91] Кроме того, весьма показательно применение частных методик оценки эффективности отдельных управленческих мероприятий (например, по совершенствованию управления), нежели управленческого труда в целом. Эти мероприятия можно объединить в две группы: 1 группа – мероприятия, связанные с ростом результата деятельности организации; 2 группа – мероприятия, связанные со снижением затрат ресурсов (ресурсосбережение, снижение затрат организации). Мероприятия по совершенствованию управления могут быть оценены по двум направлениям: экономическая эффективность и социальная эффективность. Социальная эффективность проявляется в улучшении условий жизни и быта коллектива, улучшении условий труда, рационализации рабочего места, сохранении и укреплении здоровья человека, облегчении и повышении содержательности его труда и проч. Экономическая эффективность мероприятий по совершенствованию управления равна годовому экономическому эффекту, полученному от их реализации, в сравнении с затратами на эти мероприятия. Коэффициент эффективности совершенствования управления определяется по формуле где Эгод – годовой экономический эффект, полученный в результате проведения мероприятий; Зу – затраты на мероприятия по совершенствованию управления. К коэффициенту Кэ близок по смыслу показатель коэффициента общей эффективности КЭ, который используется для ориентировочной оценки эффективности проводимых мероприятий по совершенствованию управления: где ΔЭ – общая экономия, получаемая в результате реализации меро- приятий по совершенствованию управления, руб.; З – общие затраты на совершенствование управления. Годовой экономический эффект рассчитывается по формуле где С – годовая экономия от мероприятий по совершенствованию управления; Зу – затраты на мероприятия по совершенствованию управления; Ен – отраслевой нормативный коэффициент эффективности. Выбор конкретных методик расчета экономического эффекта зависит от нюансов системного подхода, игнорировать которые недопустимо. Выбор конкретных методик зависит прежде всего от того, какой характер имеют мероприятия и к какой подсистеме системы менеджмента они относятся – «входу», «процессу преобразования» или «результату». Экономическая эффективность от совершенствования научной организации управленческого труда (НОУТ) рассчитывается: ° на этапе анализа – с целью определения целесообразности перестройки организации труда; ° на этапе оптимизации – с целью выбора наиболее рационального варианта проектных решений (расчетная эффективность); ° на этапе функционирования – при определении фактической эффективности. Для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации труда существует несколько методик. В качестве основных общих показателей экономической эффективности в них рассматриваются рост производительности труда и годовой экономический эффект (приведенная экономия). В силу специфики управленческого труда и сложности определения его результатов расчет производительности труда для оценки эффективности мероприятий по совершенствованию организации управленческого труда практически невозможен. Годовой экономический эффект Эг можно рассчитать по формуле где С1, С2 – стоимость единицы работы соответственно до и после внедрения мероприятий по НОУТ, руб.; В2 – годовой объем работ после внедрения мероприятий по НОУТ в натуральном выражении; Ен – нормативный коэффициент сравнительной экономической эффективности (величина, обратная нормативному сроку окупаемости Тн), для мероприятий по НОУТ устанавливается равным 0,15; Тн = 6,7 года; Зед – единовременные затраты, связанные с разработкой и внедрением мероприятий, руб. По многим видам управленческого труда трудно выразить объем работы в натуральном выражении. В связи с этим рекомендуется использовать более укрупненный метод оценки, согласно которому экономическая эффективность мероприятий по НОУТ может быть определена по следующей формуле где Э – общая экономия, достигнутая за счет всех мероприятий по совершенствованию организации труда, руб.; Эв – экономия, достигаемая за счет высвобождения численности, руб.; Эдс – экономия, достигнутая за счет изменений должностной структуры управленческих работников в функциональных и производственных службах, руб.; Эт – экономия, полученная за счет более широкого и рационального использования средств оргтехники, экономии канцелярских и других материалов, руб.; З – сумма средств, затраченных на осуществление мероприятий по совершенствованию организации труда, руб. Расчет экономии Эв производится по формуле
где – численность высвобождаемых работников, чел.; ЗП – среднегодовая заработная плата одного работника с на- числениями, руб. Расчет экономии Эдс производится по формуле где Фзд и Фзп – соответственно годовой фонд заработной платы (с начислениями) до и после пересмотра должностной структуры, руб. Расчет экономии Эт производится по формуле где – стоимость технических средств и канцелярских принадлежностей для проведения мероприятий по их более рациональному использованию или изменению их числа (количества), руб.; 1 – стоимость технических средств и канцелярских принадлежностей, после осуществления мероприятий по более рациональному их использованию (в сравнимых ценах), руб. Затраты (З) на осуществление мероприятий НОУТ в расчете на год включают: ° Зм – затраты на механизацию труда; ° Зс – затраты на стимулирование работников; ° Зп – затраты на проведение исследований и прочие затраты. Вопросы для самопроверки
1. Дайте определение понятий «эффективность управленческой деятельности». 2. Охарактеризуйте особенности целевого подхода в оценке эффективности управленческой деятельности. 3. Охарактеризуйте основные виды эффективности. 4. Охарактеризуйте основные подходы к формированию системы показателей эффективности. 5. Охарактеризуйте технологию анализа и оценки организационной структуры и организационной структуры управления. 6. Охарактеризуйте методы, которые применяются при анализе организационной структуры. 7. Охарактеризуйте применение частных методик оценки эффективности отдельных управленческих мероприятий.
Список литературы
1. Баранников, А. Ф. Теория организации: учебник / А. Ф. Баранников. – М., 2004. 2. Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Доннелли -мл. – М., 2000. 3. Горшкова, Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий / Л. А. Горшкова. – М., 2003. 4. Дафт, Р. Организации: учебник для психологов и экономистов / Р. Дафт. – СПб., 2002. 5. Кунц, Г. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. В 2 т. / Г. Кунц, С. О’Доннел. – М., 1981. 6. Мазур, И. И. Реструктуризация предприятий и компаний: справочное пособие / И. И. Мазур, В. В. Шапиро и др.; под ред. И. И. Мазура. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. 7. Мельник, М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях / М. В. Мельник. – М., 1990. 8. Организационное управление. – М., 1998. 9. Основы теории управления: учебное пособие / под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2004. 10. Переверзев, М. П. Менеджмент: учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002. 11. Саймон, Г. А. Менеджмент в организациях / Г. А. Саймон, Д. У. Смитбург, В. А. Томпсон. – М., 1995. 12. Холл, Р. Х. Организации: структуры, процессы, результаты / Р. Х. Холл. – СПб., 2001.
Огарков Александр Александрович
теория управления организацией Учебник
Редактор Е. И. Кагальницкая Компьютерная верстка Е. Е. Таракановой
Лицензия ИД № 04112 от 27.02.01 г. Подписано в печать 15.11.2005. Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная. Гарнитура Times. Печать офсетная. Усл. печ. л. 29,6. Уч.-изд. л. 30,48. Тираж 500 экз.
ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» 400131 Волгоград, ул. Гагарина, 8.
Издательство ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы» 400078 Волгоград, ул. Герцена, 10.
Отпечатано с готовых диапозитивов в ООО «Экспресс-печать»
[1] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 496–497. [2] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 202–203. [3] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 301–303. [4] Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления: Учебник. – М., 2001. – С. 302. [5] Филонович С. Р. Лидерство и практические навыки менеджера: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 9. – М., 2000. – С. 13. [6] Большаков А. С., Михайлов В. И. Современный менеджмент: теория и практика. – СПб., 2002. – С. 145–152. [7] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2003. – С. 470–479. [8] Кудряшова Е. В. Лидер и лидерство: исследования лидерства в современной западной общественно-политической мысли. – Архангельск, 1996. – С. 117–130. [9] Зуб А. Т., Смирнов С. Г. Лидерство в менеджменте. – М., 1999. – С. 31–32; Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 203–204. [10] Макиавелли Н. Избранное. Государь. – СПб., 1999; Цзы Сан Искусство войны. – М. – СПб., 2003; Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. – М., 1996. [11] Крейнер С. Ключевые идеи менеджмента. – М., 2002. – С. 262–271. [12] Тренев Н. Управление конфликтами // Консультант директора. – 2000. – №7. – С. 19. [13] Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 8. [14] Хасан Б. И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность. – Красноярск, 1996. – С. 33. [15] Гришина Н. В. Психология конфликта. – СПб., 2000. – С. 17. [16] Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 677–678. [17] Тренев Н. Управление конфликтами // Консультант директора. – 2000. – №7. – С. 26–28. [18] Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х.–мл. Организации: поведение, структура, процессы. – М., 2000. – С. 295–298. [19] Тренев Н. Управление конфликтами // Консультант директора. – 2000. – №7. – С. 21. [20] Джордж Дж. М., Джоунс Г. Р. Организационное поведение. Основы управления: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 320–325. [21] Кочеткова А. И. Введение в организационное поведение и организационное моделирование: Учебное пособие. – М., 2003. – С. 679–680. [22] Слоненко А. Б. Способы разрешения конфликтов в коллективе // Консультант директора. – 2001. – №12. – С. 29–30. [23] Шепель В. М. Секреты личного обаяния. – М., 1994. [24] Гибсон Дж. Л., Иванцевич Д. М., Доннелли Д. Х.–мл. Организации: поведение, структура, процессы. – М., 2000. – С. 322. [25] Варламов К. И., Карпичев В. С. Личная тектология (самоменеджмент). – М., 1993. – С. 16. [26] Румянцева, З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / З. П. Румянцева, Н. Б. Филинов, Т. Б. Шрамченко. – М., 1999. – С. 67–69. [27] Дейнеко О. А. Рационализация труда руководителя. – М., 1983. – С. 13. [28] Румянцева, З. П. Общее управление организацией: принципы и процессы: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 3 / З. П. Румянцева, Н. Б. Филинов, Т. Б. Шрамченко. – М., 1999. – С. 72–74. [29] Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник. – М., 2004. – С. 109; Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М., 1993. – С. 37. [30] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 546. [31] Сундин Хокан. Организованный менеджер: Вначале подумай – затем приступай к работе. – М., 2002. – С. 21. [32] Личная тектология руководителя. Технологический практикум. – М., 1994. – С. 14–32. [33] Личная тектология руководителя. Технологический практикум. – М., 1994. – С. 37–41. [34] Вейл П. Искусство менеджмента. Новые идеи мира хаотических перемен. – М., 1993. – С. 34. [35] Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Для руководителя-практика. – М., 1991. – С. 21, 309–312. [36] Личная тектология руководителя. Технологический практикум. – М., 1994. – С. 46. [37] Карнеги Д. Как перестать беспокоиться и начать жить. – М., 1989. [38] Личная тектология руководителя. Технологический практикум. – М., 1994. – С. 80. [39] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 230. [40] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время). – М., 1995. – С. 48–56, 68. [41] Энкельман Н. Преуспевать с радостью / Н. Энкельман. Молитвенник для шефа / Пер. с нем. М. Биркенбиль. – М., 1993. – С. 109. [42] Адаир Дж. Эффективный тайм-менеджмент. – М., 2003; Коддлер И. Успешная организация вашего времени. – М., 2003; Кук М. Эффективный тайм-менеджмент: Как рационально спланировать свое рабочее и свободное время. – М., 2003. [43] Личная тектология руководителя. Технологический практикум. – М., 1994. – С. 61–62. [44] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время). – М., 1995. – С. 77–84, 91–97. [45] Зайверт Л. Ваше время – в Ваших руках: (Советы деловым людям как эффективно использовать рабочее время). – М., 1995. – С. 194–199. [46] Мескон, М. Х. Основы менеджмента / М. Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М., 1993. – С. 181–184. [47] Личная тектология руководителя. Технологический практикум. – М., 1994. – С. 177, 180–186. [48] Кабушкин Н. И. Основы менеджмента: Учебник. – Минск, 1996. – С. 155–158. [49] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 226. [50] Цыпкин Ю. А. Управление персоналом: Учебное пособие. – М., 2001. – С. 26–27. [51] Веснин В. Р. Менеджмент: Учебник. – М., 2004. – С. 405–406; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2002. – С. 47–57. [52] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 189–196; Пугачев В. П. Руководство персоналом организации: Учебник. – М., 1999. – С. 29–34; Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2002. – С. 92–94; Щекин Г. В. Основы кадрового менеджмента: Учебник. – Киев, 1999. – С. 8–9. [53] Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1995. – С. 21. [54] Управление персоналом: Учебник / Под ред. Т. Ю. Базарова, Б. Л. Еремина. – М., 1998. – С. 126–134. [55] Управление персоналом организации: Учебник / Под ред. А. Я. Кибанова. – М., 2002. – С. 95. [56] Мордовин С. К. Управление человеческими ресурсами: 17-модульная программа для менеджеров «Управление развитием организации». Модуль 16. – М., 2000. – С. 34–36; Шкатулла В. И. Настольная книга менеджера по кадрам. – М., 2000. – С. 5. [57] Травин В. В., Дятлов В. А. Основы кадрового менеджмента. – М., 1995. – С. 23. [58] Карпов А. В. Психология менеджмента: Учебное пособие. – М., 1999. – С. 196–201. [59] Общий и специальный менеджмент: Учебник / Общ. ред. А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухин. – М., 2001. – С. 130–131. [60] Мерсер Д. IBM: управление в самой преуспевающей корпорации мира. – М., 1991. [61] Никредин, Г. Д. Технологическое управление социальными процессами / Г. Д. Никредин, Г. Т. Галиев, Н. И. Бушин и др. – Уфа, 1997. – С. 8. [62] Макаревич В. Н., Слепенков И. М. Технологический подход к освоению социального пространства // Информатизация и технологизация социального пространства. – М., 1994. – С. 20–30. [63] Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. – М., 1998. – С. 459. [64] Джерри Д., Джерри Д. Большой толковый социологический словарь. Т. 2. – М., 1999. – С. 345. [65] Тарасенко Н. Ф. Природа, технология, культура. – Киев, 1985. [66] Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996. – С. 25. [67] Иванов В. Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 39, 448. [68] Иванов В. Н. Социальные технологии в современном мире. – М., 1996. – С. 26. [69] Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М., 1976. – С. 183. [70] Социальные технологии. Толковый словарь. – М., Белгород, 1995. – С. 176. [71] Тощенко Ж. Т. Социология: Общий курс. – М., 1998. – С. 459; Никредин, Г. Д. Технологическое управление социальными процессами / Г. Д. Никредин, Г. Т. Галиев, Н. И. Бушин и др. – Уфа, 1997. – С. 8. [72] Иванов В. Н., Патрушев В. И. Социальные технологии: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 457. [73] Никредин, Г. Д. Технологическое управление социальными процессами / Г. Д. Никредин, Г. Т. Галиев, Н. И. Бушин и др. – Уфа, 1997. – С. 44. [74] Марков М. Технология и эффективность социального управления. – М., 1983. – С. 48. [75] Никредин Г. Д. Социальные технологии как метод управления социальными процессами // Культура и социальные технологии: Сборник статей. – Волгоград, 1995. – С. 62. [76] Стефанов Н. Общественные науки и социальная технология. – М., 1976. – С. 183. [77] Шепель В. М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. Управленческая гуманитарология. – М., 1992. [78] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Уш-вицкого. – М., 2004. – С. 500, 506. [79] Горшкова Л. А. Анализ организации управления. Аналитический инструментарий. – М., 2003. – С. 72. [80] Гибсон, Дж. Л. Организации: поведение, структура, процессы / Дж. Л. Гибсон, Д. М. Иванцевич, Д. Х. Доннелли–мл.– М., 2000. – С. 22–23. [81] Смирнов Э. А. Разработка управленческих решений: Учебник. – М., 2000. – С. 238–239. [82] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Ушвицкого. – М., 2004. – С. 501. [83] Калигин Н. А. Принципы организационного управления. – М., 2003. – С. 226–228. [84] Штемманн П., Венцель М. Секреты преуспевающего менеджера. – М., 1998. [85] Назимов И. Н. Исследование и классификация профессий с целью эффективного использования и развития кадрового потенциала // Труд за рубежом. – 2000. – №1. [86] Переверзев М. П. Менеджмент: Учебник / М. П. Переверзев, Н. А. Шайденко, Л. Е. Басовский. – М., 2002. – С. 253. [87] Баранников А. Ф. Теория организации: Учебник. – М., 2004. – С. 569–572. [88] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Уш-вицкого. – М., 2004. – С. 504–505. [89] См.: Мазур И. И., Шапиро В. В. и др. Реструктуризация предприятий и компаний: справочное пособие / Под ред. И. И. Мазура. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. – С. 196–210. [90] Мельник М. В. Анализ и оценка систем управления на предприятиях. – М., 1990. [91] Основы теории управления: Учебное пособие / Под ред. В. Н. Парахиной, Л. И. Уш-вицкого. – М., 2004. – С. 502, 509–520. |
|||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |