Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КРОВЛЯ ИЗ ВОЛНИСТЫХ АСБЕСТОЦЕМЕНТНЫХ ЛИСТОВ

 

Волнистые листы по своему размеру в 5 раз больше плоских; размеры их — 1200X680 мм, толщина — 5,5 мм, масса — 8,5 кг. К волнистым листам дополнительно изготовляют детали в виде уголков (типа У-120 и У-90), лотков и коньковых элементов КПО-1 и КПО-2.

Уголками отделывают трубы, покрывают ендовы или разже­лобки; лотками покрывают ендовы. Коньковые элементы исполь­зуют для покрытия верха крыш.

При укладке волнистых листов уменьшается (по сравнению с плоскими) количество стыков, что придает кровле большую во­донепроницаемость; волны придают листам большую жесткость, повышают сопротивление изгибу.

Рис. 167. Материалы для покрытия кровли волнистыми листами

 

Наружная (лицевая) сторона листов и деталей всегда гладкая (рис. 167).

Каждую сторону листа и детали обязательно крепят тремя-че­тырьмя гвоздями (шурупами) длиной от 70 до 90 мм, для кото­рых предварительно в гребнях волн сверлят отверстия на 2 — 3 мм больше, чем диаметр гвоздей (шурупов с полукруглыми голов­ками).

Уклон кровли для волнистых листов колеблется от 25 до 45°; чем круче скат, тем ниже водопроницаемость крыши, однако ма­териалов на крутой скат уходит больше. Настил делают из досок нужной толщины или брусков сечением не менее 60X60 мм, ко­торые располагают один от другого на расстоянии 530 мм. Для карниза брусок берут сечением 66 мм, для конька — сечением 70X90 мм.

Укладывают листы горизонтальными рядами, причем так, что­бы их кромки перекрывались на величину волны (в крайнем слу­чае полуволны).

При уклоне кровли до 30° каждый вышележащий ряд должен напускаться на нижележащий на 120 — 140 мм, а при более крутом уклоне — на 100 — 120 мм.

Свесы карнизов можно делать или сразу из волнистых ли­стов, или оборудуя предварительно желоб из оцинкованной (можно из покрашенной с обеих сторон черной) кровельной стали. На карнизный свес из кровельной стали первый волокнистый лист укладывают с напуском не менее 100 мм.

Рис. 168. Способы крепления листов:

1, 4 — бруски; 2 — скоба; 3, 6 — лист; 5 — гвоздь; 7 — свес фрон­тона

Листы на свесе карни­зов крепят двумя сталь­ными оцинкованными противоветровыми скоба­ми, которые должны на­ходиться точно против верхнего гребня волны.

Ходовые мостики кре­пят скобами толщиной 6 и шириной 40 мм. При креплении листов под шляпки гвоздей (шурупов) подклады-вают по две круглые или квадратные шайбы диаметром 25 — 30мм. Шайбы, соприкасающиеся со шляпкой гвоздя (шурупа), должны быть из оцинкованной кровельной стали, а соприкасающиеся с ли­стом — из резины или двух-трех слоев толя (рубероида).

Обрешетка и крепление к ней волнистых листов показаны на рисунке 168.

Листы можно укладывать вразбежку, когда их продольные кромки находятся в разных местах, или с совмещением кромок по всей длине. Последнее покрытие из асбестоцементных листов считается более красивым.

Покрытие вразбежкувыполняют так. Карнизный свес из кро­вельной стали не делают. Листы же кладут в следующей после­довательности. К свесу опалубки или карнизному бруску обрешет­ки прибивают уравнительные рейки или подкладки толщиной 6 мм и шириной от 25 до 50 мм (можно прибить и доску, но так, чтобы она была на 6 мм выше уложенной обрешетки). За­тем на расстоянии 70 мм от бруска свеса туго натягивают шнур или прибивают доску, позволяющие строго по прямой уложить первые листы. Уложенный по шнуру (доске) первый лист с напу­ском за обрешетку фронтона на одну волну крепят гвоздями или шурупами. Делают это так. На гребне второй волны у нижнего края листа сверлят отверстие, на гвоздь (шуруп) надевают шай­бу из кровельной стали, а затем из резины (толя, рубероида), покрытую с двух сторон густотертой масляной краской или жид­кой зам-азкой на натуральной олифе. В отверстие гвоздь забива­ют (шуруп завертывают) до тех пор, пока из-под шайбы не вы­ступит излишек краски или замазки. Краску (замазку) пригла­живают, обмазывая при этом шляпку гвоздя и стальную шайбу. Точно так же крепят лист и в других точках. Вбитые гвозди и шайбы закрашивают масляной краской одинакового с листами цвета.

Уложив по спуску первый ряд листов, приступают к укладке второго, затем третьего и т. д.

Покрытие с совмещением продольныхкромок требует обяза­тельной подготовки листов, заключающейся в срезке углов (рис. 169).

Порядок покрытия следующий. К свесу обрешетки прибивают уравнительную рейку толщиной 6 мм и шириной от 25 до 50 мм. Как и при покрытии вразбежку, в 700 мм от бруска натягивают шнур или прибивают доску. Затем определяют, с какой стороны будет вестись укладка листов: слева направо или наоборот. В пер­вом случае у листов срезают левые углы, во втором — правые.

В зависимости от величины нахлестки листов определяют и размеры срезаемых углов. Обычно их срезают по длине листа на 120 — 140 мм, а по ширине — на 103 мм, используя ножовку с мел­кими зубьями (рис. 169,а).

Рис. 169. Подготовка волнистых лис­тов к покрытию ими кровли:

а — срезание углов у листов; б — порядок укладки листов без срезанных углов; в — подготовка и укладка листов со срезанны­ми углами; г — порядок укладки листов со срезанными углалш (цифры показывают но­мера листов)

 

Листы можно укладывать и без срезки углов, но тогда между ними останется большой зазор, т. е. не будет плотной нахлестки (рис. 169,6). Это серьезный недостаток, поскольку в такие зазо­ры при ветреной снеговой погоде будет забиваться много снега, при таянии которого вода может попасть на чердак. Стыковые швы при больших зазорах нужно обязательно замазывать раствором или мастикой.

Кроме того, в местах стыкования необрезанных кромок обра­зуется довольно большое утолщение (в пределах 22 мм). Одно­временно кромки листа 4 (см. рис. 169,6) неплотно накроют лист 2 и лист 3, в результате этот лист будет на 16 мм, как бы висеть над обрешеткой. При большой снеговой или какой другой на­грузке лист 4 может лопнуть.

Рассмотрим конкретный пример укладки листов с совмеще­нием продольных кромок. Необходимо покрыть скат крыши в три ряда по четыре листа в каждом; направление кладки — слева на­право. Для работы необходимо 12 пронумерованных листов. У двух листов 1 не срезают углы, у четырех листов 2 срезают верхние левые углы; у четырех листов 3 срезают нижние правые углы; у двух оставшихся листов 4 срезают по два противополож­ных угла: вверху — левый, внизу — правый (рис. 169, в).

Подготовленные листы укладывают в следующей последова­тельности. Точно по шнуру кладут лист, помеченный цифрой 1, и прибивают его с левой стороны. Затем на него последовательно укладывают листы, помеченные цифрой 2. Эти листы должны пе­рекрывать кромку нижележащего листа всем срезанным углом.

Уложив первый ряд, приступают ко второму. В первую оче­редь кладут лист, помеченный цифрой 3, затем — два листа, по­меченные цифрой 4, и один лист, помеченный цифрой 2. Уложив и укрепив листы второго ряда, приступают к третьему: сначала кла­дут три листа, помеченных цифрой 3, затем лист, помеченный цифрой 1.

Укладывая второй, третий и последующие ряды, надо помнить, что их срезанные углы не должны примыкать своими кромками вплотную друг к другу, а иметь зазор 3 — 4 мм, необходимый на случай температурного расширения.

Покрытие справа налево ведут точно так же, только углы сре­зают с противоположной стороны листов.

Обделка труб — ответственная операция. При устройстве во­круг трубы воротника с трех ее сторон (боковых и нижних) кла­дут уголки У-120, а сверху — уголок У-90 (рис. 170). Прежде все­го с лицевой стороны трубы (если смотреть снизу ската) уклады­вают передний уголок У-120. При этом с боковых его сторон обя­зательно срезают верхние изогнутые части, причем так, чтобы бо­ковые, уголки У-120 плотно примыкали к переднему. Закрепив передний уголок, укладывают боковые, у которых также срезают верхние части, оставляя нижние длиной не менее 150 мм.

Затрубный уголок (У-90) ставят и крепят в самую последнюю очередь, причем так, чтобы он перекрыл ранее уложенные.


Рис. 170. Устройство воротника вокруг дымовой трубы из уголко­вых элементов

Рис. 171. Покрытие слухового окна:

1 — передний уголок У-120; 2 — боковой уголок У-120; 3 — скобы сечением 2X30 мм; 4 — шурупы 5X70 мм


Рис. 172. Покрытие конька:

1 — коньковый брус; 2 — скобы; 3 — толь; 4 — скоба

 

Указанный воротник можно делать из двух половинок — как при покрытии плоскими плитками.

Покрытие разжелобка нужно выполнять, используя лотки и с особой тщательностью, поскольку это самое капризное в смысле водонепроницаемости место. Прежде всего под разжелобок дела­ют сплошную обрешетку. При укладке первого лотка, начиная снизу вверх, его нижнюю кромку подрезают по контуру карниз­ного свеса (у последнего к коньку лотка приходится делать то же самое). Для крепления лотков в каждой их кромке сверлят по три отверстия, расположенных так, чтобы они закрывались листами.

Около разжелобков волнистые листы кладут сначала без крепления, намеленным шнуром отбивают линии обреза ли­стов с таким расчетом, что­бы их кромки перекрывали кромки уложенных лотков не менее чем на 150 мм. Обрезанные листы крепят к обрешетке.

Если нет заводских лот­ков, можно применять кро­вельную (лучше оцинко­ванную сталь). Однако и ее кромки должны пере­крываться листами на ука­занную выше величину.

Покрытие слуховых окон можно выполнять волни­стыми асбестоцементны-ми листами или кровельной оцинкованной сталью. Бо­ковые и передние стороны окна кроют уголками У-120, обрезая и укрепляя их так, как было сказано выше. Гладкие боковые стороны слуховых окон покрывают или плоскими плитками, или кровельной сталью (рис. 171).

Покрытие конька (рис. 172) выполняют в такой последовательности. Преж­де всего к коньку крепят брусок сечением 70X90 мм, а к последнему — стальные (сечением 60X40 мм) ско­бы для крепления ходовых мостиков. Скобы располагают на расстоянии 2 м друг от друга и крепят гвоздями длиной 90 — 100 мм, причем так, чтобы они не вышли на лицевую сторону бруска и не ослабили крепления скоб. К первому бруску прибивают так называемый коньковый бру­сок сечением 60ХЮО мм с закругленной верхней гранью, необхо­димой для более плотного прилегания коньковых элементов. Свер­ху этот брусок по всей длине покрывают полосками толя или ру­бероида (можно в два слоя) и кладут на него коньковые элемен­ты кпо.

Сначала укладывают коньковый элемент КПО-1, причем так, чтобы его широкий раструб был направлен в сторону фронтона. На другую сторону элемента кладут коньковый элемент КПО-2, перекрывая первый на 100 мм. Размечают отверстия для крепле­ния элементов к бруску, для чего через оба конца по продольной оси выпуклой части элемента сверлят по два отверстия. По два отверстия сверлят и на плоском отвороте каждого уложенного конька; эти отверстия должны проходить через гребни волн уло­женных листов основного покрытия. Крепят элементы гвоздями (шурупами) с двумя шайбами (одна из кровельной стали, дру­гая мягкая). Шайбы предварительно намазывают жидкой замаз­кой или густотертой краской. Зазоры между листами замазывают цементным раствором состава 1 :3, добавляя в него рубленую пеньку, паклю, очесы и т. п.

КРОВЛЯ ИЗ СТАЛЬНЫХ ЛИСТОВ

 

Это легкая несгораемая долговечная кровля. Срок службы кровли из оцинкованной стали — 25 — 30 лет и более, из черной — 18 — 25 лет. Через 10 лет оцинкованные стальные листы обычно красят масляной краской, затем эту операцию повторяют через каждые два-три года.

Кровля из черной стали требует систематической окраски через два-три года.

Уклон крыши для стальной кровли колеблется от 18 до 30; чем круче уклон, тем больше требуется материалов, но и тем доль­ше служит кровля, поскольку с нее быстрее стекает вода.

Обрешетку под стальную кровлю делают из сухих брусков, горбылей, досок, укладываемых со спуска строго на одном уровне с постепенным переходом к коньку.

При брусчатой обрешетке на места поперечных стыков листов надо класть доски (стык должен находиться на середине доски). В этом случае лист не будет прогибаться и пропускать воду даже при большой снеговой или другой нагрузке на него.

Сплошную обрешетку из досок или горбылей шириной 500 — 700 мм устраивают обычно под спуском или разжелобками. Она дороже брусчатой, но лучше предохраняет стальную кровлю от разрушения.

Некоторые застройщики считают, что кровля ржавеет только сверху. Это совершенно неверно. На нижнюю сторону листов разрушающе действуют различные пары, проникающие через чердач­ное перекрытие из кухни, столовой, жилых комнат. Вот почему снятые с кровли стальные листы в пространстве между обреше­тинами всегда ржавые. Сплошная же обрешетка, поглощая пары, предохраняет стальную кровлю от разрушения с нижней стороны и удлиняет срок ее службы в 2 — 3 раза, особенно если обрешетку дополнительно покрыть пергамином внахлестку не менее чем на 10 см или заделать швы между досками замазкой из мела, мел­ких опилок и олифы. Замазанные швы обрешетки лучше всего окрасить один-два раза масляной краской.

Подготовка стальных листов к покрытию заключается в сле­дующем. Стандартные размеры листа из черной или оцинкован­ной стали — 710X1420 мм. Если кровля без настенных желобков, на 1 м2 требуется в среднем 5,1 кг кровельной стали и 12 — 14 г гвоздей.

Оцинкованную сталь можно использовать без подготовки, а чер­ную обязательно олифят, добавляя в олифу сурик или охру. На­носят олифу на листы обычной тряпкой, кистью и т. п. Листы укладывают на верстак, покрывают их с двух сторон олифой и ставят на ребро для просушки под навесом или в сарае. Можно ставить лист к листу, но с обязательной установкой между ними деревянных прокладок.

На поверхность кровельных листов наложен тончайший слой смазки, предохраняющий их от ржавления при транспортировке и хранении. Перед проолифкой эту смазку рекомендуется удалить тряпкой, смоченной в бензине, а затем протереть листы сухой тряпкой. Если снимать смазку тряпкой, не смоченной в бензине, то на листах останется тончайшая пленка, препятствующая хоро­шему сцеплению краски с поверхностью стали.

Чтобы нижняя сторона листа, уложенного на обрешетку, не ржавела, ее после проолифки рекомендуется окрасить масляной краской один раз (лучше два) и хорошо просушить.

Если сплошная обрешетка покрыта пергамином, то листы (из черной стали, и оцинкованной) не олифят, а покрывают масляно-смоляным лаком № 6, в который добавляют сухой сурик.

У проолифленных листов кровельной стали отгибают кромки для фальцёвого соединения. Такой лист называется картиной. Применяют его для рядового покрытия. Картины могут состоять из двух листов и более.

Для укладки стальной кровли необходимы следующие основные инструменты: два кровельных молотка — большой (ручник) и ма­лый (подсекальник), киянка (деревянный молоток) и ручные кро­вельные ножницы. Желательно иметь большие ножницы, прикреп­ленные обычно к куску широкой толстой доски. Кроме основного инструмента, необходимы также зубило, пробойник, брусок стали квадратной формы (оправка) длиной 1700 мм, кусок уголковой стали такой же длины, верстак из толстых досок длиной не менее 2 и шириной 1 м, уложенных на козелки. Инструменты для работ с кровельной сталью показаны на рисунке 173. Стальную кровлю можно укладывать разными способами. Самый простой способ по­крытия — листы стали прибивают к обрешетке гвоздями. Можно также прибить к обрешетке бруски, отогнуть кромки листов, уло­жить последние между брусками, пригнуть кромки к брускам и прибить их гвоздями.

Рис. 173. Инструменты для покрытия кровли сталью:

а-ручник; б - подсекальник; в-киянка; г - верстак; д, «-ножницы ручные и ног ные; е — зубило; ж — пробойник; з — кернер

 

Но чаще всего листы кровельной стали соединяют друг с дру­гом фальцевымн швами, которые могут быть лежачими «(идущи­ми по длине ската) и стоячими (идущими по высоте ската). Раз­личают одинарные — более простые и менее надежные швы — и двойные — более сложные в изготовлении, но и более прочные. При таком способе лист к обрешетке крепят не гвоздями, а при помощи кляммеров — полосок кровельной стали длиной 150 — 180 и шири­ной 30 — 50 мм, один конец которых гвоздями прибивают к обре­шетке, другой загибают за стоячий фальц.


Рис. 174. Расположение рядов кровли при рядовом покрытии:

1 — лежащий фальц; 2 — стоячий фальц; 3 — обрешетка; 4 — листы свеса; 5 — кляммеры

Рис. 175. Заготовка листов и картин:

а. — заготовка листов; б — заготовка картин; в — заготовка листов для карнизного свеса


 

Рядовое покрытие (рис. 174) выполняют так. Листы кровель­ной стали соединяют друг с другом при помощи лежачих и стоя­чих фальцев. Лежачие фальцы делают по ширине листа, а стоя­чие — по его длине. Заготовленные листы располагают лежачими фальцами или по длине ската, или параллельно коньку. Эти фаль­цы должны быть сделаны так, чтобы на них не задерживалась вода, стекающая по кровле. Стоячие фальцы, придающие кровле жесткость, располагают по высоте ската, т. е. от свеса к коньку.

Картины можно класть по одной, но удобнее работать с заго­товками, состоящими из двух или более листов (рис. 175).

При заготовке стальной кровли на ту сторону верстака, к ко­торой прибит стальной уголок, кладут лист широкой его сторо­ной, причем так, чтобы его кромка свешивалась на 10 мм. Нанося удары киянкой по углам листа, делают так называемые маячные отгибы, препятствующие смещению листа. Затем по риске загиба­ют всю кромку, перевертывают лист, чтобы загнутая кромка была сверху, и пригибают ее ударами киянки к листу до образования зазора в 5 мм. Точно так же загибают вторую кромку листа, но ь противоположную сторону по отношению к первой.

Кромки для стоячих фальцев загибают по длинной стороне ли­ста только после того, как загнуты лежачие фальцы. Кромки за­гибают с двух сторон под прямым углом и в одном направлении. С левой стороны их загибают на высоту 20 — 25 мм, а с правой — на 40 — 50 мм, добиваясь, чтобы они не доходили до лежачих фальцев на 100 мм. Это предупреждает смятие загнутых лежачих фальцев и обеспечивает свободное зацепление отдельных картин или заготовок из них (рис. 175,а).

При укладке отдельных картин, или заготовок, лежачие фаль­цы следует располагать так, чтобы фальц второй картины был сверху.


Рис. 176. Крепление кляымеры:

с — обычным способом; б — улучшенным способом; 1 — кляммеры; 2 — обрешетка

Рис. 177. Загибание стоячих фальцев (последовательность выполнения показана буквами)


Соединив фальцы, их уплотняют (сбивают или сплющивают), в результате чего образуется замок (рис. 175,6). Заготовка ли­стов для карнизного свеса показана на рисунке 175,6.

При рядовом покрытии заготовки поднимают на крышу и укла­дывают их рядами от конька к свесу. Затем картины свеса соеди­няют замком с первыми картинами рядового покрытия. При соединении в замок фальцы желательно предварительно прома­зать замазкой. Уплотнять фальцы можно на обрешетке, но лучше, когда под них подкладывают стальную полоску длиной 900 — 1000 мм, шириной 50 — 60 мм, толщиной 4 — 5 мм. Собрав из картин (заготовок) полосу от конька до свеса и уплотнив фальцы, в ме­стах соединения картин поднимают ранее отогнутые гребни стоя­чих фальцев. Затем полосу укладывают на место, причем так, чтобы она нависала над карнизом и обрешеткой по скату на 70 — 100 мм. После этого берут проолифленную или прокрашенную клям­меру, отгибают на одном ее конце под прямым углом лапку дли­ной 20 — 30 мм, приставляют кляммеру плоской стороной к стоячему фальцу, а лапкой — к обрешетке и крепят кровельным гвоздем, вбивая его сверху лапки. Располагают кляммеры одну от другой на расстоянии 500 — 700 мм (рис. 176). Лапка кляммеры в даль­нейшем закрывается листом кровли (рис. 176, а). Такое крепление довольно просто, но имеет тот недостаток, что при нем ржавеют и гвозди, и кровельная сталь. К тому же, если обрешетка сделана из недостаточно сухого материала, то при его рассыхании гвозди могут легко выниматься, а кровля подниматься (особенно при ветреной погоде). В этом случае гвозди нужно забивать в обре­шетку под некоторым углом, а шляпку закрашивать густой масля­ной краской, замазывать замазкой или закрывать закрашенным с двух сторон куском картона. Лучше, когда кляммеру к обрешет­ке крепят не сверху, а сбоку, а оставшийся конец повертывают вокруг оси на 90°. В этом случае плоскость кляммеры приходится прямо в шов (рис. 176,6).

Вторую полосу приставляют к первой так, чтобы край ее с отогнутой малой кромкой примыкал к высокой кромке первой полосы. Желательно, чтобы лежачие фальцы находились не на одном уровне (один против другого), а были сдвинуты на 15 мм. Это обеспечивает более легкое и удобное загибание стоячих фаль­цев (гребней).

При совпадении лежачих фальцев труднее загнуть стоячие; кроме того, образуются толстые места, что приводит иногда к раз­рыву кромок.

Правильно уложенную вторую полосу плотно присоединяют к первой. Затем в местах установки кляммер следует загнуть высо­кие кромки на низкие на длину 100 — 150 мм. Скрепляя полосы, их надо как можно плотнее прижать к обрешетке, чтобы при ветре листы не поднимались и не гремели.

Около второй полосы кровли прибивают кляммеры, располо­женные по отношению к предыдущим в шахматном порядке, кла­дут третью полосу и также закрепляют ее.

К третьей полосе также крепят кляммеры, приставляют к ней четвертую полосу, закрепляют ее и т. д.

Кромки стоячих фальцев загибают после укладки каждой по­лосы, нескольких или всех полос. Последний способ предпочти­тельнее, так как закрывается сразу вся обрешетка.

Закрывать фальцы начинают от конька к свесу, стоя лицом к коньку (это позволяет видеть загибаемый фальц). Работа ведется в последовательности, указанной на рисунке 177.

В первую очередь высокую кромку перегибают на низкую. Для этого со стороны малой кромки на одном уровне с ней левой рукой плашмя приставляют большой молоток. Меньшим молотком в пра­вой руке высокую кромку загибают под прямым углом над низкой. Загнув таким образом гребень на длину 1 м, его окончательно загибают и уплотняют. Для этого надо возвратиться к началу об­разованного гребня, бок большого молотка приставить со стороны высокой кромки, а маленьким наносить удары по высокой, полно­стью загибая ее на малую кромку и уплотняя. В такой последо­вательности загибают весь стоячий фальц. Вместо большого мо­лотка обычно применяют брус-отворотку (рис. 178), которую мож­но легко изготовить самому.

При загибании большой кромки надо следить за тем, чтобы стоячие фальцы были прямыми, одинаковой высоты и хорошо уп­лотнены (для этого по одному и тому же месту обычно наносят два-три удара).


Рис. 178. Загибание стоячих фальцев при помощи бруса-отворотки

Рис. 179. Устройство конька

 


Конек оформляют после того, как будет уложена вся кровля. Прежде всего устраивают стоячий фальц. Для этого излишки кровли над коньком обрезают ручными ножницами, но так, что­бы с одной стороны ската можно было загнуть малую кромку, с другой — большую. Фальц делают как обычно. Стоячие фальцы (гребни) скатов предварительно, на расстоянии 100 мм от конька, пригибают к опалубке, т. е. делают их лежачими. Это позволяет загнуть стоячие фальцы на коньке (рис. 179).

Двойные фальцы— самые надежные. Различают лежачие и стоячие двойные фальцы.

Первые из них делают следующим образом. Прежде всего дважды загибают кромки листов. Затем листы соединяют, вдви­гая загнутые кромки одного листа в кромки другого, и уплотняют их (рис. 180). Такие фальцы никогда не разойдутся; если же их промазать замазкой, то они совершенно не пропускают воду.

Стоячие двойные фальцы (рис. 181) делают так. На одной сто­роне первого листа отгибают низкую кромку (высотой 33 мм), а на другом — высокую (45 мм). Высокую кромку загибают на низкую и уплотняют. Полученный стоячий фальц (гребень) заги­бают, еще раз, доведя его общую высоту до 26 мм. Загнутый гре­бень еще раз уплотняют.

Отверстия у дымовых труб заделывают воротниками из оцин­кованной или черной кровельной стали (см. рис. 166).

При покрытии крыши стальными листами (а также ремонте и окрашивании ее) необходимо надевать мягкую обувь — валяную или на мягкой резиновой подошве. Такая обувь не скользит по кровле и не вредит ей. Обувь же на кожаной подошве не только скользит по листам, но и царапает на них краску, что ускоряет ржавление металла в таких местах. Во время работы следует привязываться крепкой веревкой за прочные части крыши (в ос­новном за стропила). Для удобства рекомендуется использовать переносные стремянки-трапы. На одном конце такой стремянки крепят крючья, которыми зацепляют ее за обрешетку.

Уход, ремонт и окрашивание стальной кровли.Стальная кров­ля и нанесенная на нее масляная краска не одинаково расширя­ются от нагревания солнцем. Металл расширяется сильнее, по­этому через какое-то время он разрывает устаревшую, потерявшую эластичность краску. В трещины, образованные в краске, попадает влага, и сталь начинает ржаветь. Такие места надо сразу же очистить мягкой стальной щеткой, удалить пыль и закрасить 1 — 2 раза масляной краской.

Систематически мягким веником с кровли следует удалять пыль и грязь, которые задерживают влагу.

Рис. 180. Устройство двойных лежачих фальцев (последовательность выполне­ния показана буквами):

1 — 1-я половина фальца; 2 — 2-я половина фальца

Рис. 181. Устройство двойных стоячих фальцев (последовательность выполне­ния показана буквами)

 

Ремонтируют кровлю в такой последовательности. Не­большие проржавевшие (худые) места на кровле можно заклеить заплатами из мешковины или какой-либо плотной ткани. Опреде­ляют проржавевшие места так. В солнечный день два человека осматривают очищенную от грязи и пыли кровлю. Один из них с палкой ходит по чердаку, а второй с мелом в руке — по кровле. Находящийся на чердаке, найдя проржавевшее место, стучит по нему палкой, а находящийся на кровле обводит его мелом. Все отмеченные места очищают стальной щеткой, удаляют пыль и за­крашивают краской, которая сохнет два-три дня. Из мешковины или плотной ткани нарезают заплаты нужного размера, готовят густоразведенную краску, кладут в нее на 1 — 2 ч заплаты. Затем излишнюю краску отжимают, кладут заплаты на ремонтируемое место, тщательно приглаживают (особенно края) и дают ей высох­нуть. После чего окрашивают.

Заплаты можно наклеивать и по-другому. Ремонтируемое ме­сто закрашивают густоразведенной краской, кладут на нее сухую заплату, тщательно приглаживают ее кистью или шпателем и оставляют на просушку. Однако первый вариант обеспечивает бо­лее качественный ремонт.

Небольшие отверстия на гребнях можно замазать обычной за­мазкой или также заклеить заплатой.

Окрашивают старую кровлю в такой последователь­ности. Перед окрашиванием кровлю очищают от прилипшей пыли и грязи, обметают мягким веником: свежая краска, нанесенная на неочищенную кровлю, плохо сцепляется с ранее нанесенной.

Спуск кровли рекомендуется красить в один слой через год, в два слоя — через два года. Дело в том, что на спусках дольше задерживается влага и краска быстрее приходит в негодность. Срок службы масляных красок на натуральной олифе: охра и му­мия — три года, железный сурик — пять лет, медянка — 10 лет.

После хорошей просушки наклеенных заплат кровлю рекомен­дуется еще раз обмести мягким веником или волосяной щеткой. Приготовленной краской окрашивают всю кровлю (вместе с за­платами). Краску следует наносить как можно более тонкими слоями, тщательно втирая ее. Обычно краску наносят в два или три слоя. Сперва окрашивают спуск, а затем всю кровлю — от конька к спускам. Во время работы кисть держат так, чтобы во­лос был перпендикулярен поверхности. Нажимать на кисть нужно одинаково, причем периодически вращать ее в руках (чтобы волос стирался равномерно).

Окрашивать кровлю можно различными красками, но самое широкое распространение получил железный сурик.

Расход красок в зависимости от их вида приведен в таблице 24.

Краску готовят так. В густотертую массу добавляют олифу, и все хорошо перемешивают до однородного состояния (сгустки тщательно растирают). Затем краску рекомендуется процедить на частом сите. Белила предварительно размешивают с олифой до совершенно однородного состояния. Если в жидкую краску друтого цвета добавляют белила, то смесь необходимо тщательно пе­ремешать до совершенно одинакового цвета.

Чтобы во время работы пигмент не садился на дно посуды, краску следует периодически перемешивать.

Таблица 24

Потребность материалов для окраски 10 м2 кровли, г

 

 

Материал При окрашивании
один раз два раза
Белилами
Олифа
Белила цинковые тертые
Краски тертые
Суриком
Олифа
Сурик железный тертый

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...