Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена и неценовые факторы, влияющие на величину предложениz, или детерминанты предложения

Цена- основная детерминанта величины предложения любого продукта. Изменение величины предложенияпод влиянием цены означает передвижение предложения с одной точки на другую точку на постоянной кривой предложения.

Однако существуют другие (условно назовем их неценовыми) детерминанты, или факторы, влияющие на величину предложения. К ним относятся: 1) цены на ресурсы; 2) технология производства; 3) налоги и дотации; 4) цены на другие товары; 5) ожидания изменения цен; 6) число продавцов на рынке. Рассмотрим их подробнее.

1. Цены на ресурсы. Величина предложения фирмы основывается на издержках производства. Здесь действует следующая закономерность: снижение цен на ресурсы снижает издержки производства и увеличивает предложение, т.е. сместит кривую предложения вправо. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и сократит предложение, т.е. сместит кривую предложения влево.

2. Технология. Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, т.е. с меньшей затратой ресурсов.

3. Налоги и дотации. Предприятия рассматривают большинство налогов как издержки производства. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издержки производства и сокращает предложение. Напротив, дотации считаются «налогом наоборот». Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, то оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары. Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возможных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спортивные товары, может сократить предложение баскетбольных мячей, когда повышается цена на футбольные.

5. Ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время. Например, ожидание существенного повышения на продукцию автомобильной фирмы способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

6. Число продавцов. При данном объеме производства каждой фирмы чем больше число поставщиков, тем больше рыночное предложение. По мере вступления в отрасль большего количества фирм кривая предложения станет смещаться вправо. Чем меньше в отрасли количество фирм, тем меньше оказывается рыночное предложение. Это означает, что по мере выхода фирм из отрасли кривая предложения будет смещаться влево.

Различие между изменением в предложении и изменением величины предложения такое же, как различие между изменением в спросе и изменением величины спроса.

Изменение в предложении под влиянием неценовых факторов выражается в смещении всей кривой предложения: увеличение предложения смещает кривую вправо, уменьшение предложения смещает ее влево (см. рис. 5.26).

Эластичность предложения

Концепция ценовой эластичности предложения означает ответную реакцию предложения на изменение цены. Суть ее в следующем: если производители чувствительны к изменениям цен, то предложение будет эластично. И наоборот: если производители не чувствительны к изменениям цен, то предложение будет неэластично.

Эластичность предложения мы будем рассматривать так же, как эластичность спроса, помня при этом, что в данном случае между предложением и ценой существует прямая зависимость. Для измерения эластичности предложения (Es) можно использовать такую же формулу, как и для определения эластичности спроса:

1. Предложение называется эластичным, когда процент изменения его величины больше, чем процент изменения цены, т.е. если Es > 1, предложение эластично.

2. Предложение называется неэластичным, когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены, т.е. если Es > 1, предложение неэластично.

Предложение эластично в том случае, когда фирмы могут легко и быстро изменить величину предложения товара в ответ на изменение его цены. Предложение неэластично, когда нельзя быстро и легко изменить объем предлагаемого товара в связи с изменением его цены.

Что же влияет на эластичность предложения? Это время, которое необходимо производителям, чтобы отреагировать на изменение цены продукта. Величина времени зависит от следующих факторов:

1) наличия резерва производственных мощностей;

2) уровня запасов;

3) от того, какие это товары: промышленные или сельскохозяйственные.

Чем продолжительнее время, которым располагает производитель для того, чтобы приспособиться к данному изменению цены, тем больше изменится объем производства и тем больше соответственно эластичность предложения.

Предложение продукта эластично, когда их количество, предъявляемое к продаже, можно легко и быстро изменить. Это относится ко многим промышленным товарам (если отрасль не работает на полную мощность).

Предложение будет неэластичным, когда его количество нельзя легко и быстро изменить. Это относится к предложению таких профессий, которые требуют длительных сроков обучения. Это также относится к сельскохозяйственным продуктам, предложение которых нельзя увеличить по крайней мере в течение года, а иногда и нескольких лет.

Предложение промышленных товаров более эластично, чем сельскохозяйственных продуктов. В промышленности есть возможности справиться с падением спроса: уволить часть рабочих или перевести их на неполную рабочую неделю и отключить машины. При увеличении спроса можно вновь ввести в действие простаивающее оборудование, нанять больше рабочих или работать сверхурочно. Что касается сельскохозяйственных продуктов, то на эластичность предложения влияет продолжительность сезона выращивания культуры.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...