Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственный сектор (правительственные закупки и трансфертные платежи) как нерыночный агент

Специфика смешанной экономики заключается в том, что частный сектор работает вкупе с государством, т.е. подвергается государственному регулированию. Следовательно, наряду с домохозяйствами, фирмами, международным сектором в смешанной экономике в качестве нерыночного агента можно рассматривать государственный сектор.

Государство (правительство) - нерыночный экономический агент, принимающий решения, способствующие прибыльному функционированию частного сектора, производству общественных благ и перераспределению частных благ среди членов общества. Классики экономической теории (А. Смит, Д. Рикардо) считали, что рыночная экономика должна развиваться на основе саморегулирования, т.е. без участия каких-либо внешних сил, в том числе и государства. Однако разразившийся в 1929-1933 гг. глубочайший кризис капиталистической экономики ознаменовал конец эры саморегулирования, или свободного предпринимательства, и показал неспособность рыночной системы развиваться без государства как экономического агента. Вмешательство государства в экономику объективно вызвано стремлением правительства смягчить неэффективность рыночной экономики и «несправедливость» в распределении национального богатства. Необходимость государственного вмешательства, т.е. регулирования рыночной экономики, теоретически обосновал английский экономист Дж. М. Кейнс в книге «Общая теория занятости, процента и денег». Эта теория получила в той или иной степени практическое применение в экономике всех развитых капиталистических стран. В 70-80-х гг. XX столетия стал наблюдаться как бы обратный процесс: усилился интерес к рыночному механизму. Причиной явилось снижениеэффективности государственного сектора. Однако это не означает, что происходит полное свертывание государственного вмешательства в рыночную экономику развитых стран.

Экономическая сила государстваопределяется долей национального дохода, сосредоточенной в государственном бюджете, т.е. «в его руках», что приводит к формированию государственного сектора.

Каким же образом государство сосредотачивает в своих руках часть национального дохода? Ответ чрезвычайно прост: в основном через систему налогов. Без налогов государство не сможет существовать. Поэтому идет постоянная борьба между государством и частным сектором за размер налоговой ставки: государство стремится ее увеличить, а частный сектор - уменьшить.

Налоги являются ресурсами, доходами государства. Эти доходы используются как в экономических, так и социальных целях. Часть собранных налогов, передаваемая для использования частным лицам, - трансфертны - представляет собой собственно перераспределительные потоки, так как они связаны с затратами или «инвестициями в человека», а также на поддержание жизнедеятельности временно неработающих или нетрудоспособных членов общества. К ним относятся, например, пособия по вынужденной безработице, пособия беженцам, инвалидам и т.д. Трансферты не всегда выдаются в обычной денежной форме. Иногда они имеют вид целевых средств платежа или просто выдаются в натуральной форме (например, детское питание).

Государственное вмешательство выступает в двух видах: косвенное и прямое.

Косвенное, или административное, регулирование - регулирование без инвестиций, без государственных расходов. Это законы, указы, постановления, распоряжения и т.д. Косвенное регулирование осуществляется через механизм законодательной и исполнительной власти с целью создания благоприятных условий для частного предпринимательства в стране. В арсенал косвенного регулирования можно отнести такие виды государственной деятельности, как налоговая, бюджетная, денежно-кредитная, валютная политика.

Прямое государственное регулирование - непосредственное участие государства в экономической деятельности и социальной сфере. Оно осуществляется в результате государственных расходов с целью уменьшения неравенства в распределении доходов и создания государственного сектора в экономике, так называемых общественных благ (инфраструктуры) как в экономической сфере, так и социальной.

Теперь более подробно рассмотрим косвенное и прямое государственное регулирование в смешанной экономике.

Косвенное регулирование.

1. Правительство использует механизм законодательной и исполнительной власти для обеспеченияэффективной частной деятельности. Оно определяет права частной собственности и предоставляет законный статус частным предприятиям; гарантирует соблюдение контрактов; устанавливает законные «правила поведения (игры)» между фирмами, производителями и потребителями, рабочими и менеджерами. Однако некоторые экономисты считают, что правительство чрезмерно регулирует взаимоотношения предприятий, потребителей и рабочих, подавляя экономические стимулы и подрывая эффективность производства.

2. Правительство проводит ряд антимонополистических, антитрестовских законовс целью защиты и усиления конкуренции в качестве эффективного регулятора поведения бизнеса. Это та сила, которая подчиняет производителей и поставщиков ресурсов диктату потребителя. Появление монополий резко изменяет эту ситуацию. Монополия как бы заменяет собой конкуренцию: продавцы (производители) манипулируют на рынке ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. В этой связи монополия порождает нерациональное распределение экономических ресурсов, и государство поддерживает высокую степень развития конкуренции. Государство всегда будет иметь свою долю национального дохода в современной рыночной экономике.

Прямое регулирование.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...