Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Акционерное общество (АО). Акции и облигации

Акционерное общество- общество, основанное на коллективном капитале в виде выпуска и последующей продажи ценных бумаг: акций и облигаций.

Акция- эмиссионная ценная бумага, дающая право ее владельцу на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации.

Фундаментальные свойства акций: акция - это титул собственности на имущество АО; акция - негасимая ценная бумага, у них нет конечного срока погашения; ограниченность ответственности, т.е. акционер не может потерять больше, чем вложил в акцию. Чтобы быть хозяином АО, необходимо держать контрольный пакет, т.е. сосредоточение в руках одного держателя такого количества акций, которое позволяет ключевым образом влиять на решение главных вопросов АО. Теоретически контрольный пакет должен содержать более 50% акций, а фактически он может иметь 20%.

Учредителями АО могут быть юридические и физические лица.

Высший орган управления делами АО - собрание акционеров.

Каждый акционер имеет право на получение дивиденда.

Дивиденд- часть прибыли АО, которая выплачивается акционерам ежегодно в соответствии с имеющимися у них акциями.

Он выплачивается деньгами или имуществом, если это оговорено в уставе. Размер дивидендов устанавливается Советом директоров. Промежуточный дивиденд выплачивается ежеквартально или один раз в полгода. Годовой дивиденд устанавливается общим собранием по рекомендации Совета директоров. Нужно знать номинальную стоимость акции и ее рыночную цену, или курс акции.

Номинальная стоимость акции - это первичная стоимость при ее выпуске.

Курсовая цена (курс акции) - это цена, по которой реально покупается и продается акция на рынке. Курс акции находится в прямойзависимости от величины дивиденда и обратнойот ставки банковского процента, выраженный в %.

 

Курс акции = Дивиденд / Ставка банковского процента • 100%.

 

Например, дивиденд равен 10 долл., ставка банковского процента - 5%, следовательно, курс акции равен 200 долл. Только так определяется рыночная цена акции.

Курс акций также зависит от таких факторов, как:

1) категория и тип акции - обыкновенная (простая) или привилегированная;

2) инфляция;

3) политическое состояние страны, военные действия и т.д.

Обыкновенная акция дает ее владельцу право голоса на собрании акционеров; делает его владельцем части собственности данного АО; дает ему право получить часть прибыли, именуемую дивидендами. Виды простых акций по режиму голосов: неголосующие, подчиненные, многоголосные.

Привилегированная акция - это ценная бумага, позволяющая получить установленный, дивиденд, допустим, 5% от номинальной стоимости акции, независимо от размеров получаемой прибыли АО. Она занимает промежуточное положение между обыкновенными акциями и облигациями: сначала доход выплачивается держателю облигации, затем по привилегированным акциям и в конечном итоге по обыкновенным. Самое главное, по последним ничего не выплачивается, пока владельцам привилегированных акций полностью не выплачена сумма дивидендов.

Облигация - это ценная бумага, по которой выплачиваются фиксированные доходы.

Доход по облигации называют процентом, или купоном, саму облигацию именуют купонной, или твердо процентной бумагой. Доход с облигации выплачивается держателю облигации своевременно, независимо от того, получает ли компания прибыль или не получает. Если компания не выполняет своих обязательств, ее можно привлечь к суду, как и любого должника. Держатели облигаций не имеют права контролировать решения корпорации.

 

Фирмы крупного и малого бизнеса

Причины расширения фирм

Как расширяются фирмы?Существует два пути.

Первый путь - предполагает увеличение «поля деятельности», или доли рынка, за счет объединения двух-трех и более фирм под одной крышей. Есть несколько способов такого объединения: горизонтальное, вертикальное и диверсификационное (конгломераты).

Второй путь - это производство новых товаров на основе своей специализации или расширения ассортимента товаров. Например, фирма, выпускающая маленькие электромоторы, используя свою специализацию, выходит на рынки таких товаров, как электрополотеры, сушилки и стиральные машины. Или фирма использовала свой опыт в технологии производства резиновых изделий и вошла в рынки спортивных товаров, обуви.

Почему фирмы расширяются:

1) чтобы сократить средние издержки и увеличить прибыль.

Рост масштабов производства дает возможность фирме выпускать больше продукции, что позволяет сократить средние издержки, или добиться экономии, и соответственно повысить прибыльность своего бизнеса;

2) чтобы обеспечить стабильность хозяйственной деятельности.

Крупные фирмы, имеющие больше ресурсов, легче справляются с колебаниями спроса на производимую продукцию. Более того, это важный стимул для расширения фирм, производящих несколько различных товаров, т.е. для многопрофильных фирм. Совокупный спрос на разнообразные товары всегда стабильнее, чем спрос на какой-нибудь один из них;

3) чтобы укрепиться на рынке.

Чем крупнее фирма, тем больше ее доля (контроль) на рынке. Установить свой контроль над всем рынком является важным стимулом для расширения фирмы. Фирма, контролирующая, скажем, 60-80% всего рынка, имеет гораздо больше власти, чем фирма, которой принадлежит только 10% рынка.

Как определить размер фирмы?Нет ни одного удовлетворительного способа определения размеров фирмы. Чаще всего для этого используется количество занятых в ней рабочих. Однако такая оценка может ввести в заблуждение, потому что в ней не учитывается следующие обстоятельства. Очень крупные предприятия, такие как нефтеочистительные и химические заводы, используют огромные объемы дорогого капитального оборудования при сравнительно небольшом количестве рабочих. По этой причине статистические данные о размерах фирм еще включают стоимость используемого ими капитала и выпуск продукции в денежном выражении.

Крупные фирмы и их виды

Фирмы могут быть объединениями разного типа: горизонтального, вертикального и конгломеративного.

Горизонтальное объединение.

Первоначально появились фирмы горизонтальноготипа - объединение предприятий, которые производят или реализуют одинаковую продукцию (см. схему 12.1). Например, обувная, сталелитейная, нефтяная, электрическая фирма и т.д. Уже само название фирмы говорит о ее специализации на выпуске одного продукта или услуги.

Есть несколько причин для такого объединения:

1) уменьшение средних издержек;

2) увеличение контроля над рынком, безусловно, уменьшает количество конкурентов;

3) закрытие нерентабельных заводов или фабрик и концентрация производства на более эффективных предприятиях.

Схема 12.1 - Горизонтальное объединение

Обувная корпорация
фирма А + фирма Б + фирма В + фирма Г + фирма Д + фирма Е

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...