Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Интересы экономических агентов смешанной экономики, цели и средства их достижения

Экономические агенты преследует свои собственные экономические интересы.Интересы домашнего хозяйства заключаются в том, чтобы получить в свое пользование множество благ или наборов благ. Интересы фирмы лежат в области хозяйствования: производства продукта, его реализации и получения прибыли. Интересы государства (правительства) - в сфере перераспределения денежных благ. Оно стремится согласовать интересы разных слоев населения, т. е. перераспределять часть дохода от обеспеченных людей к менее обеспеченным людям. Такая безвозмездная передача ресурсов (средств) называется трансферт.Как правило, в развитой рыночной экономике получателями трансфертов от правительства являются домохозяйства. Объясняется это тем, что домохозяйства с точки зрения общества не только и не столько экономические, сколько основные демографические агенты. «Производство людей» - процесс длительный и не всегда выгодный с точки зрения текущей хозяйственной конъюнктуры. Это означает, что государство претворяет в жизнь идею справедливого распределения дохода. Именно так это понимает основная масса населения. Сфера любого интереса находится между целями и средствами их достижения.

Экономические цели агентов- цели, которые преследуют в своей деятельности экономические агенты: домохозяйства, фирмы, правительство. Каждый экономический агент стремится достичь своей цели с помощью определенных средств.

Целью домохозяйства является продолжение своего существования, т.е. выживание, максимальное удовлетворение своих потребностей. Средством достижения этой цели служит доход в виде заработной платы, дивидендов, ренты и процентов.

Целью фирмы является максимизация результатов при данных затратах или минимизация затрат при данном результате, т.е. получение максимума прибыли. Средства достижения этой цели лежат в области эффективного менеджмента и маркетинга.

Целью государства является рост общественного благосостояния. Средством достижения этой цели является набор эффективных инструментов экономической стратегии и экономической политики - политики правительственных расходов и налогообложения.

Какие же задачи решает государство в смешанной экономике?

Государство в смешанной экономике решает три задачи:

1) способствует повышению эффективности экономики;

2) обеспечивает справедливость в распределении доходов;

3) поддерживает макроэкономическую стабильность: а) полную занятость и б) стабильный уровень цен.

Как может правительство это осуществить? Ответ один - только через правительственные расходы и налогообложение, т.е. механизм фискальной политики.

Можно долго спорить, что важнее - частный или государственный сектор. Это бесполезно: современная экономика уже не может быть или только частной, как это было в капиталистических странах до Великой депрессии (1929-1933 гг.), или только государственной, как это было в социалистических странах, в частности, в СССР. Она может быть только смешанной.

Между тем стремительное увеличение государственного сектора и государственного регулирования в условиях рыночной экономики не может быть беспредельным. Рыночная экономика накладывает на функции государства определенные ограничения.

Государственное регулирование должно не заменять силы рынка, а скорее усиливать их действие. Разрастание бюрократического аппарата усложняет процесс принятия государственных решений. Поэтому «провалы» рынка могут быть усилены «провалами» государственной политики.

8. Фундаментальные вопросы экономики

Введение в проблему

Конкурентная рыночная система представляет собой механизм взаимодействия потребителей, производителей и поставщиков ресурсов с целью решения трех основных проблем рыночной экономики: ЧТОпроизводить? КАКпроизводить? ДЛЯ КОГОпроизводить?

Что производить?

Ответ: производитьнужно лишь те товары, которые могут принести прибыль и пользуются спросом, а те товары, производство которых влечет за собой убытки и которые не пользуются спросом, производиться не должны. Что же определяет получение прибыли или ее отсутствие на основании двух показателей:

1) общий доход;

2) общие издержки производства.

Общий доход- это доход, который фирма получает от продажи произведенного продукта или услуги. Он исчисляется умножением цены продукта на количество проданного продукта.

Общие издержки- это расходы (затраты) фирмы, связанные с приобретением ресурсов для создания продукта или услуги. Они исчисляются умножением цены каждого ресурса на количество ресурса, использованного в производстве, а затем суммированием затрат на каждый ресурс.

Сумма превышения общего дохода над общими издержками называется чистой, или экономической, прибылью.Экономическая прибыль служит свидетельством того, что отрасль процветает. Отсюда возникает тенденция к превращению в расширяющуюся отрасль. И наоборот - убытки ведут к появлению сокращающейся отрасли.

В решении проблемы «что производить» важную роль играет потребительский спрос.Увеличение спроса, т.е. увеличение числа «потребительских голосов», поданных за продукт, обеспечивает прибыль для отрасли, производящей этот продукт. Голоса потребителей играют ключевую роль в решении вопроса о том, какие продукты необходимо производить, а какие - не следует.

Как производить?

В рыночной экономике производить -значит применять новую технику и технологию производства. Применение новой технологии обеспечивает рост экономической эффективности в результате снижения издержек производства. Экономическая эффективность зависит не только от техники и технологии, но также от рыночных цен на ресурсы. Скажем, технология, требующая лишь применения нескольких физических ресурсов для производства данного объема продукции, может оказаться экономически неэффективной, если на нужные ресурсы существуют слишком высокие рыночные цены. Отсюда новое определение эффективности: экономическая эффективность означает максимум продукции при минимуме затрат.

Анализ показывает, что рыночная система способна приспосабливаться к изменениям в технологии и структуре предложения ресурсов. Но одно дело приспосабливаться к уже происходящим изменениям, и совсем другое дело - инициировать изменения, которые ведут к повышению производительности и более высокому уровню материального благосостояния общества. Вопрос: способна ли рыночная система обеспечить экономику новыми средствами производства, на которых основывается технический прогресс? Ответ: конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Конкуренты должны следовать примеру самой прогрессивной фирмы, в противном случае их сразу же постигнет «кара» в виде убытков, а в перспективе и в виде банкротства. В этой связи происходит постоянное перераспределение ресурсов из отраслей, где техника и технология производства менее эффективны, в более эффективные отрасли.

Вопрос: может ли предприниматель, выступающий новатором, получить через посредство рыночной системы в свое распоряжение ресурсы, необходимые для производства машин и оборудования, от которых зависит технический прогресс? Ответ: да, предприниматель может их получить. Прежде всего, тот предприниматель, который склонен выделить часть прибыли на накопление с целью расширения производства в будущем. Поступая так, он может в будущем обеспечить себе еще больший доход в виде прибыли, если инновации окажутся удачными.

Для кого производить?

Произведенный продуктраспределяется между членами общества для личного потребления и производственного накопления.

Личное потребление (С) зависит от двух факторов:

1) величины денежного дохода;

2) цен, по которым продаются продукты.

Производственное накопление (I) зависит:

1) от величины прибыли, используемой на накопление;

2) цен на ресурсы;

3) нормы (ставки) ссудного процента.

Цены на продукты играют ключевую роль в формировании структуры личного потребления, а цены на ресурсы - в формировании производственного накопления.

Способность рыночной системы сигнализировать об изменениях в потребительских ценах и вызывать надлежащую реакцию со стороны предприятий и поставщиков ресурсов называется направляющей, или ориентирующей, функцией цен.

Изменения в потребительских ценах диктуют расширение одних отраслей и сокращение других. Эти корректировки реализуются через ресурсный рынок, поскольку расширяющиеся отрасли предъявляют больший спрос на ресурсы, а сокращающиеся отрасли снижают на них спрос. Иначе говоря, изменения потребительских цен переориентируют ресурсы из сокращающихся в расширяющиеся отрасли.

При отсутствии рыночной системы, вероятно, правительственному плановому органу пришлось бы взять на себя задачу распределения ресурсов в конкретные виды производств.

Необходимо подчеркнуть, что рыночной системе как механизму распределения общественного продукта не свойственны какие-либо этические принципы. Те домохозяйства, которым удается накопить большое количество материальных ресурсов в результате высокооплачиваемого труда и бережливости, или использования особой деловой смекалки, или по наследству, или посредством обмана, получают крупные доходы и таким образом распоряжаются большими долями общественного продукта. Другие, лишенные какой-либо собственности и не имеющие достаточного образования, получают несущественные денежные доходы и соответственно маленькие доли национального продукта.

Риски в рыночной экономике

Любая экономическая деятельность сама по себе является источником возникновения рисков, которые могут иметь как благоприятные, так и неблагоприятные последствия.

Риск (risk)- опасность возникновения потерь как финансовых, так и материальных, в связи с непредвиденными изменениями условий социально-экономической деятельности, появлением неблагоприятных обстоятельств. Так, риск, связанный с инвестициями в данной стране и одинаковый для всех компаний, называется инвестиционным риском.

Риск, связанный с резкими колебаниями курсов валют, называется валютным риском, а с возможным обесценением ценных бумаг - фондовым. Фондовый риск представляет собой общий риск на все вложения в ценные бумаги, риск того, что инвестор не сможет их в целом высвободить, вернуть, не понеся потерь. Анализ фондового риска сводится к оценке того, стоит ли вообще иметь дело с портфелем ценных бумаг, не лучше ли вложить средства в иные формы активов (прямые денежные инвестиции, недвижимость, валюту). Риск, связанный с неверной оценкой инвестиционных качеств ценных бумаг, называется селективным. Для самой общей оценки селективного риска рекомендуется использовать шкалу изменения рисков в зависимости от вида ценных бумаг.

Но самый опасный риск для экономики - это политический риск. Его последствия могут быть самыми непредсказуемыми.

Экономическая эффективность и сама возможность функционирования экономики в значительной мере зависит от решения проблем управления коммерческими рисками. В странах с развитой рыночной экономикой уделяется много внимания исследованиям проблем управления риском коммерческой организации.

Для деятельности коммерческой организации недостаточно просто осознать неизбежность риска. Необходимо научиться управлять им. В современной терминологии процесс управления риском называют риск-менеджмент. В его основе лежит распознание, оценка и организация работы по снижению степени риска с целью увеличения доходов в неопределенной хозяйственной ситуации.

При способе, когда риск вероятного ущерба делится между его участниками, когда как бы происходит распределение риска, возможные потери каждого участника риска относительно невелики. Именно благодаря использованию данного метода финансово-промышленные группы не боятся идти на риск финансирования крупных проектов или новых направлений НИОКР.

Некоторые риски могут принести как прибыль, так и ущерб. Однако множество рисков может привести лишь к убыткам. Это так называемые чистые риски. Достаточно в этой связи вспомнить о риске ущерба собственности в результате пожара, наводнения, землетрясения, а также утраты дохода или состояния из-за предъявленных исков или смерти. Жизнедеятельность людей не может быть нормально осуществлена, если нет достаточного покрытия риска. Это объясняется тем, что чистые риски связаны с потребностью каждого человека в безопасности. По теории, предложенной известным ученым А. Маслоу, потребность в безопасности является одной из наиболее важных потребностей человека.

Чем выше уровень развития общества, тем разнообразнее риски, с которыми это общество сталкивается. В историческом, а также в географическом аспекте можно установить различные стадии развития риска. Лучше всего это можно проследить на примере развития концепции риска в развитых странах Запада. Несколько веков назад в центре проблем, связанных с управлением рисками, были только природные риски.

В современном обществе акцент все больше и больше смещается на социальные риски, такие как риски ответственности (ответственность за производимый продукт, ответственность работодателя по отношению к его служащим, ответственность за нанесение ущерба окружающей среде и т.д.). Эти изменения в характере рисков привели к важным изменениям в видах страхования, на которые существует спрос, например, страхование жизни и здоровья. Хотя риски являются универсальным явлением и существуют столь же долго, сколько существует само человечество, но только в последние годы страхование получило развитие как инструмент, позволяющий противостоять риску. До этого времени развивались различные виды индивидуальной защиты и взаимной помощи, для того чтобы справляться с опасностями жизни.

Как решаются фундаментальные вопросы в разных экономиках?

В свободной рыночной экономикевопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются только частным капиталом. Если мы говорим «свободная рыночная экономика», то это чистая экономика, т.е. без вмешательства государства, или экономика «laissez faire». Противоположностью рыночной экономики является командная экономика.

В командной экономикевопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются государством. Нередко такую экономику называют административно-бюрократической. Достаточно длительный период она господствовала в России (1917-1991 гг.) и других западноевропейских странах.

В настоящее время нет ни одной страны, где бы в чистом виде имела место свободная рыночная или командная экономика.

Современная экономика развитых стран - смешанная экономика.

В смешанной экономике,которая находится как бы посередине между рыночной и командной экономикой, вопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются во взаимодействии частного капитала и государства.

Самым дискуссионным вопросом в исследовании смешанной экономики является вопрос о роли и месте государственного сектора. Сторонники развития государственного сектора всмешанной экономике отстаивают его приоритетную роль, а противники, наоборот, отводят ему роль «ночного сторожа». В конечном итоге и та, и другая сторона пришли к консенсусу и установили исходную позицию: 1) государственный сектор обслуживает частный сектор и целью его функционирования не является получение прибыли; 2) государство призвано участвовать в решении тех задач, которые не удается решить частному сектору, т.е. участвовать в устранении «провалов» рынка. Поэтому в процессе деятельности государственным сектором решаются крупные макроэкономические проблемы: занятости и безработицы; структурной перестройки экономики; кредитно-денежной политики, налогов, социальной политики, инфраструктуры, национальной и экономической безопасности, международных экономических отношений.

Но самое главный акцент в экономической деятельности государства - это достижение социального эффекта.

На современном этапе экономического развития роль государственного сектора экономики усложняется и усиливается в связи с переходом развитых стран от индустриального общества к постиндустриальному. Это проявляется в повышении роли новой экономики - экономики, основанной на знаниях. Знания становятся важнейшим и основным ресурсом общества. Но производство знаний требует больших рисковых (венчурных) инвестиций. Неопределенность и длительный срок их окупаемости сдерживает проникновение частного сектора в эту сферу. Государство же, имея надежную финансовую базу, может взять на себя и оправдать такие инвестиции. Таким образом, государственный сектор становится решающим фактором развития общества в направлении к постиндустриальному обществу.

Кроме вышеназванных трех видов экономики, в реальной жизни имеет место переходная экономика.В частности, российская экономика последнего десятилетия XX в. относится к переходной экономике. Она развивается по сценарию смешанной экономики.

В переходной экономике Россиивопросы ЧТО, КАК и ДЛЯ КОГО производить решаются также во взаимодействии частного капитала и государства. Значительное влияние на становление переходной экономики оказала «молниеносная» приватизация. В процессе ее проведения была ликвидирована большая часть государственного сектора, сложившегося в Советском Союзе. И появилась квазичастная собственность. Почему квази (лат. quasi - как будто, будто бы)? Да потому, что частная собственность не рождается по воле одного или группы людей, как это произошло в России. Ее появление обусловлено объективными потребностями экономического развития общества. В России не было таких потребностей. Поэтому сложившаяся частная собственность в нашей стране носит субъективный характер. И на сегодняшний день она криминальна, а значит, безжизненна. И потребуется еще долгое время, чтобы частная собственность вкупе с новой государственной собственностью в России стала фундаментальной основой социально-экономического развития.

Поэтому неслучайно, что сегодня частный сектор отдает приоритет операциям, которые приносят сверхдоходы за короткий промежуток времени. Соответственно, игнорируются долгосрочные стратегические цели развития, реализуемые путем накопления и инвестирования прибыли. В итоге сохранение производственного потенциала страны от полного развала явилось одним из первостепенных назначений государственного сектора экономики. Сохранение значительного государственного сектора дает возможность государству использовать его для структурной перестройки и инновационного развития. Таким образом, условия функционирования российского государственного сектора являются достаточно противоречивыми. С одной стороны, необходимость разгосударствления, обусловленная изначальной монополией государственной собственности, с другой - необходимость усиления роли государственного сектора в экономике России, вызванная сложившимися обстоятельствами. Поэтому дать однозначное мнение об эффективности взаимодействия частного и государственного секторов российской экономики достаточно сложно.

Исходя из современной ситуации в российской экономике и учитывая специфику развития российского общества, роль государственного сектора будет укрепляться, особенно в направлении обеспечения высоких темпов экономического роста и решения социальных национальных проектов: образования, здравоохранения, ипотечного жилищного строительства и развития сельского хозяйства. ,

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...