Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цена и неценовые факторы, влияющие на изменение величины спроса

Ценаслужит главным фактором изменения величины спроса, т.е. количества любого покупаемого продукта. Изменение величины спроса под влиянием цены означает передвижение на кривой спроса с одной точки на другую точку, т.е. переход от одной комбинации «цена - количество продукта» к другой их комбинации.

Кроме цены существуют и другие факторы, которые влияют на величину спроса. Их называют неценовыефакторы изменения спроса, или детерминанты. К ним относятся: 1) потребительские вкусы; 2) число покупателей; 3) доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары и 5) ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов.

Рассмотрим влияние на спрос каждой вышеназванной неценовой детерминанты.

1. Потребительские вкусы. Появление нового продукта нередко приводит к изменению спроса на другие товары. Например, появление компакт-дисков привело к сокращению спроса на пластинки.

2. Число покупателей. Увеличение на рынке числа покупателей вызывает повышение спроса, а их уменьшение - сокращение спроса.

3. Доходы потребителей. При росте доходов потребители, как правило, покупают больше товаров (бифштексов, стерео-установок, виски). И наоборот - при снижении доходов спрос на такие товары падает. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением денежного дохода, называются нормальными товарами.

4. Сопряженные товары.

Когда два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Именно так обстоит дело с сахаром и его заменителем, чаем и кофе и т.д. Когда два товара являются взаимодополняющими, между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная связь. Например, спрос на бензин и моторное масло сопряжен - это дополняющие друг друга товары. То же относится к видеомагнитофонам и кассетам, фотоаппаратам и фотопленке и т.д. Многие пары товаров вовсе не являются взаимосвязанными. Это независимые, самостоятельные товары. Можно считать, что для таких пар товаров, например бананов и наручных часов, изменение цены очень мало повлияет или вовсе не повлияет на цену другого товара.

5. Ожидания потребителей относительно будущих цен и доходов. Потребительские ожидания относительно таких факторов, как будущие цены на товары, наличие товаров и будущий доход, способны изменить спрос. Ожидания потребителей относительно возможности повышения цен в будущем могут побудить их покупать теперь же, чтобы «упредить» угрожающее повышение цен; и наоборот - Ожидание падения цен и снижения доходов ведет к сокращению текущего спроса на товары.

Изменение величины спроса под влиянием неценовых факторов спроса означает, что кривая спроса изменяет свое положение либо вправо (увеличение спроса), либо влево (сокращение спроса) (см. рис. 5.2а).

Эластичность спроса

Экономисты измеряют реакцию (чуткость) потребителей на изменение цены продукта, используя концепцию ценовой эластичности спроса. Эластичность спроса (Ed)- ответная реакция величины спроса на изменение цены. Она измеряется как отношение процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены:

 

 

Эластичный спрос- это когда незначительное изменение цены вызывает рост спроса. Например, если снижение цены на 2% ведет к росту спроса на 4%, то спрос является эластичным. При эластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет больше единицы. В данном случае он равен 2.

Спрос является неэластичным,когда процент изменения его величины меньше, чем процент изменения цены. Если снижение цены на 3% дает рост количества спрашиваемой продукции всего на 1%, то спрос неэластичен. При неэластичном спросе коэффициент эластичности всегда будет меньше единицы. В данном случае он составит 1/3. Итак, если Ed > 1, то спрос эластичен. Если Ed < 1, то спрос неэластичен.

Если спрос эластичен, то:

* повышение цены приведет к уменьшению общего дохода потребителей;

* снижение цены приведет к увеличению общего дохода.

При эластичном спросе для потребителей выгодна вторая ситуация - снижение цены.

Если спрос неэластичен, то:

* повышение цены приведет к увеличению общего дохода;

* снижение цены приведет к уменьшению общего дохода.

При неэластичном спросе для потребителей выгодна первая ситуация - повышение цены.

Спрос на товары или услуги будет эластичным, если у них есть несколько близких заменителей в том же диапазоне цен.

Спрос на товары, которые люди считают жизненно необходимыми, обычно неэластичен.

На эластичность спроса влияют следующие факторы:

1) наличие заменителей: чем больше товаров-заменителей, тем эластичнее спрос на данный товар;

2) удельный вес товара в расходах потребителя (обычно чем выше удельный вес, тем выше ценовая эластичность спроса);

3) размер дохода;

4) степень необходимости товара: является ли данный товар предметом роскоши (спрос на такие товары, как правило, эластичен) или предметом необходимости (спрос на большинство из них неэластичен);

5) размеры запаса: чем больше запас, тем более эластичен спрос.

Вывод: чем выше цена и меньше величина спроса, тем выше показатель эластичности.

Закон предложения

Предложениеозначает желание производителей произвести и продать определенные товары и услуги за определенную цену. Фирмы производят только те товары и услуги, которые приносят прибыль. Никто не будет производить товары и услуги только потому, что люди в них нуждаются. Собственников капитала это мало волнует. Величина предложения- это количество товара, которое предъявляется к продаже по какой-либо определенной цене в течение определенного времени. Например, мы можем сказать, что величина предложения товара X по цене Y составляет 1000 единиц данного товара (продукта) в неделю. Закон предложениягласит: между ценой и величиной предложения существует прямая связь. Он показывает, что производители хотят изготовить и предложить к продаже большее количество своего продукта по высокой цене, чем они хотели бы это делать по низкой цене. В экономической теории большое место занимает закон Сэя, предложенный известным французским экономистом начала XIX в. Жаном-Батистом Сэем, который утверждал, что «предложение порождает адекватный спрос», поскольку каждый экономический агент одновременно является и продавцом, и покупателем и его расходы всегда равны доходам. Иначе говоря, сумма, которую получает рабочий в виде заработной платы, равна стоимости продукции, которую он произвел. Поэтому предложение и спрос всегда совпадают. Однако в действительной жизни этого нет и быть не может.

Как и в отношении закона спроса, представим закон предложения в графическом изображении (рис. 5.3). Техника построения графика такая же, как и описанная выше, но, разумеется, количественные данные и возникающие между ними связи иные. Форма кривой предложенияопределяется стремлением фирм к максимальной прибыли. Это допущение помогает понять, почему кривая предложения направлена вверх слева направо,т.е. почему фирмы готовы предложить больше продукта при более высоких ценах.

 

Исходя из анализа рис. 5.3 видим, что кривая предложения S восходящая.

Коренное свойство закона предложениязаключается в следующем: с повышением цен соответственно возрастает и величина предложения; и напротив - со снижением цен сокращается предложение.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...