Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ СТРАН АТР В БОРЬБЕ

С ПОДРОСТКОВОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

С.А. Корягина,

Россия, г. Иркутск

 

Изучение современного опыта в борьбе с преступностью несовершеннолетних в странах Азиатско-Тихоокеанского региона можно сказать, что в вопросах создания системы профилактики этими государствами используются не только методы уголовной репрессии, но и меры административного воздействия, направленные на устранение негативных свойств и качеств личности несовершеннолетнего, причин и условий его преступного поведения.

Так, например, в Китайской народной республике насчитывается 680 исправительных заведений, которые делятся на три категории: 110 тюрем, 533 лагеря перевоспитания физическим трудом и 37 исправительных центров для молодых правонарушителей. Направление в трудовые лагеря и центры по перевоспитанию молодежи — это не уголовная мера, а административная. Правонарушители направляются в эти учреждения решением административной комиссии по ходатайству их семей или предприятия, где они работают, как правило, на 1—2 года (максимальный срок — 4 года). Следует отметить, что в воспитательные учреждения ежегодно направляются в среднем 50 тыс. человек.[42] Данная мера применяется в отношении несовершеннолетних лиц, которые совершили незначительные преступления.

Кроме этого, в Китае были созданы учебно-трудовые школы для трудных подростков, которые являются эффективной профилактической мерой в борьбе с подростковой преступностью. Так, несовершеннолетний направляется в данное учреждение по решению комитета соседей по собственной инициативе, по представлению директора общеобразовательной школы, по заявлению соседей или родителей. Пребывание несовершеннолетнего в такой школе 2-3 года по усмотрению администрации школы. Основной идеей профилактических мероприятий является трехступенчатый подход к исправлению трудного подростка. В первый период (до двух недель) у учеников формируют навыки исполнять указания учителей, раскрывают сущность и общественную опасность совершенных ими проступков или преступлений. В течение второго периода акцент делается на психотерапевтические методики: ученики анализируют свою личность, рассказывают учителям, кто и когда оказал на них дурное влияние, в чем оно выразилось, какие отрицательные качества в результате этого сформировались. Третий этап — основной. Подросткам раскрывают главные задачи, стоящие перед коллективом школы и перед каждым учеником, — избавиться от отрицательных качеств. Оставшееся время отводится формированию и закреплению социально полезных навыков. Иными словами можно сказать, что при надлежащем исполнении своих профессиональных обязанностей представителям разного профиля предоставляется возможность, мягко воздействовать на несовершеннолетнего, выравнивая имеющиеся деформации его личности. Более того, учебно-трудовые школы финансируются за счет взносов родителей и заработанных денег учеников этих школ. Криминальный рецидив после таких школ имеет место, но уровень его невысок: в первый год после выпуска — 1%, в течение второго года — 7%, в течение третьего — 5%.[43]

Анализируя современное законодательство Кореи, следует отметить, что одним из приоритетных направлений в предупреждении преступности несовершеннолетних в этом государстве является разработка уголовно - пра­вовых мер, адекватно реагирующих на преступное поведение несовершеннолетнего, особенно совершившего малозначительное деяние. К таким мерам относятся: помещение несовершеннолетнего на попечение покровителя; посещение лекций; общественные работы; кратковременная пробация (помещение под надзор на срок до одного года); пробация (помещение под надзор на срок до двух лет); помещение несовершеннолетнего на попечение специализированного социального учреждения для детей; помещение в специальное лечебное учреждение; помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до одного месяца; помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до шести месяцев; помещение в исправительное учреждение для несовершеннолетних на срок до двух лет. Защитные меры в настоящее время применяются к подросткам, совершившим противоправные деяния более чем в 30% случаев.[44]

В Японии действуют семейные суды и пункты по руководству детьми, находящиеся в ведении Министерства народного благосостояния, призванные принимать активное участие в деятельности по ранней профилактике.

Практика этого государства свидетельствует, что семейные суды действуют очень эффективно. В них рассматривается весь комплекс проблем, связанных с семьей и детьми. Преимущество данных моделей юстиции заключается в объединении специалистов специализированных судов и общественных служб, имеющих не только профессиональные знания, но и опыт работы в этой области.

Появление в Российском уголовном законодательстве 1996г. норм, закрепляющих особенности уголов­ной ответственности несовершеннолетних, свидетельствует о последова­тельном воплощении в жизнь требований международных соглашений в области обращения с несовершеннолетними преступниками. Подтверждением этому является регламентация в УК РФ положение о том, что «несовершеннолетнему, совершившему преступление, может быть назначено наказание, либо к нему могут быть применены принудительные меры воспитательного воздействия» (ч.2 ст. 87 УК РФ). Т.е. система мер уголовно-правового характера, применяемых судом к несовершеннолетним правонарушителям, направленных на достижение целей уголовного наказания путем оптимального сочетания государственного принуждения и методов педагогического воздействия.

Часть 2 ст. 92 УК РФ предусматривает возможность изоляции подростка от общества пу­тем помещения его в специальное учебно-воспитательное учреждение закрыто­го типа органа управления образованием.

Несовершеннолетний может быть помещен в указанное учреждение до дос­тижения им возраста 18 лет, но не более чем на три года. Закон допускает возмож­ность, как сокращения определенного судом срока пребывания виновного в спе­циальном учреждении при достижении поставленных целей, так и его продления по причине необходимости завершения общеобразовательной и профессиональной подготовки.

Кроме этого в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа по решению суда могут быть направлены несовершеннолетние правонарушители в возрасте от 11 до 14 лет, совершившие общественно-опасные деяния, но не подлежащие уголовной ответственности в силу не достижения соответствующего возраста, и осужденные подростки старше 14 лет, совершившие деяния и освобожденные от уголовного наказания[45].

В соответствии с п.3 ст.15 Федерального закона к специальным учебно-воспитательным учреждениям закрытого типа органов управления образованиям относятся:

1. специальные общеобразовательные школы закрытого типа;

2. специальные профессиональные училища закрытого типа;

3.специальные (коррекционные) образовательные учреждения закрытого типа.

Анализ статистических данных свидетельствуют, что по Иркутской области за 11 месяцев 2009 г. из детских государственных учреждений совершило побег 838 подростов, что составляет 53 % от всех заявленных в розыск несовершеннолетних. Примерно каждый третий подросток совершает побег из детских учреждений повторно в 2009 г.

Более того, из специальной (коррекционной) образовательной школы закрытого типа, расположенной в г. Иркутске для мальчиков, наблюдается негативная тенденция самовольных уходов из школ. Так, в 2009 г. было зарегистрировано побегов подростков в 7 раз больше, чем в 2008 г. (с 15 до 80 воспитанников – 16 % от всех заявленных в розыск из детских государственных учреждений). Отмечается, что в этот период подростки, совершали преступления против личности, а также против собственности.

Представляется, что реабилитационная работа должна осуществляться в комплексе, т.е. во взаимодействии не только всего персонала школы, но и внешкольных институтов. Основной формой внутришкольного взаимодействия являются психолого-медико-педагогические совещания, в которых принимают участие врач, психолог, классные руководители, воспитатели, мастер производственного обучения. Образовательный и воспитательный процессы осуществляться в учебной и внеучебной деятельности воспитанников, с которыми работают опытные профессиональные педагоги – учителя, воспитатели. Особенности педагогического режима состоит в том, что должна исключатся возможность свободного выхода воспитаннииков за пределы территории, т.е. за ними осуществляется круглосуточный надзор.

Кроме этого, интервьюирования сотрудников ПДН, было выяснено, что возникают ситуации, когда специальное профессиональное учреждение закрытого типа временно не может принять несовершеннолетнего преступника направленного по приговору суда, причем объективные условия не позволяют оставить подростка и в прежнем социальном окружении. В таком случае несовершеннолетнего преступника помещают в центр временного содержания, где он находится не более 30 суток как временно ожидающий направления в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа, и прохождения повторного медицинского освидетельствования. Однако принятое судом положительное решение о направлении несовершеннолетнего в указанное учреждение остается неисполненным из - за волокиты со стороны органов управления образованием. Этому способствуют также ограниченное число таких учреждений, имеющихся далеко не в каждом субъекте Российской Федерации, а также их переполняемость. Поэтому необходимо создание специальных профессиональных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа в каждом субъекте РФ. Этой же позиции придерживаются и судьи[46], так как, по их мнению, возникают проблемы с исполнением приговора. Отсутствие логического завершения уголовного дела приводит несовершеннолетнего преступника к совершению повторных преступлений.

Думается, что использование положительного опыта зарубежной практики предупреждения первичной преступности несовершеннолетних, совершенствование совместной работы отечественных и зарубежных ученых, практических работников представляется необходимым условием в достижении положительных результатов в борьбе с преступностью несовершеннолетних.

Думается, что осуществление подобных мер позволит повысить эффективность профилактики подростковой преступности, в том числе профилактики повторных преступлений несовершеннолетних.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...