Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Принципы управления организацией
Пятая классификация принципов управления организацией[13] предполагает их разделение на четыре группы (рис. 2.5): • принципы статической и динамической организации; • принципы формирования процесса организации; • принципы рационализации деятельности организации; • принципы организационного аудита.
Рис. 2.5. Соотношение принципов Принципы статической и динамической организации. Организация как любая материальная система проходит все этапы жизненного цикла или часть их. Этапы можно объединить в две группы: статическую и динамическую. Первой группе соответствует статическая организация. В такой организации внутренние и внешние отношения рассматриваются в отрыве от их развития. Организацию, находящуюся в динамической группе жизненного цикла, называют динамической. В такой организации преобладают координирующие действия. Принципы приоритета: • принцип приоритета цели: в системе (цель – задача – функция) наивысший приоритет имеет цель, затем задача и далее функция (конкретная работа); • принцип приоритета функций над структурой при создании организаций: для конкретного набора функций создается набор структурных единиц. Если невозможно сформировать набор структурных единиц, адекватных набору функций, то вновь рассматриваются варианты по принципу приоритета цели; • принцип приоритета структур над функциями в действующих организациях: в реально действующих организациях со временем отлаживаются взаимосвязи между элементами структуры, лишние постепенно отмирают, а недостающие постепенно появляются; • принцип приоритета субъекта управления над объектом при создании структурного подразделения (звена): при создании организации собственник или учредители должны подбирать «под себя» персонал, выпускаемую продукцию, местоположение организации; • принцип приоритета объекта управления над субъектом для действующих организаций: руководители и главные специалисты организации должны подбираться под конкретные структурные подразделения с учетом их совместимости. Принципы соответствия: • принцип соответствия между поставленными целями и выделенными ресурсами: каждой цели должен соответствовать набор материальных, финансовых и кадровых ресурсов, призванных обеспечить выполнение набора задач; • принцип соответствия распорядительности и подчинения: у каждого работника должен быть один линейный руководитель и любое количество функциональных; • принцип соответствия эффективности производства и экономичности: для каждой организации должно быть найдено соответствие между эффективностью и затратами; • принцип оптимального сочетания централизации и децентрализации производства и управления: как показывает практика, очень маленькие и очень большие организации работают менее эффективно, чем их промежуточные по размеру аналоги; • принцип прямоточности: производственные и информационные процессы должны идти по кратчайшему пути с минимальным количеством вспомогательных операций; • принцип ритмичности: производственные и информационные процессы должны идти равномерно по заранее заданным временным интервалам; • принцип пропорциональности: производственные и информационные процессы должны идти по графику, чтобы не было простоев и затоваривания; • принцип синхронизации (системный принцип): среди производственных и информационных процессов необходимо выделить постоянный или временный центр синхронизации, под который должна подстраиваться работа других подразделений. Принципы формирования процесса организации. Процесс организации отражает количественные и качественные изменения объекта управления во всех его фазах, этапах и стадиях. Процесс организации состоит из следующих этапов: цель – ситуация – проблема – решение. Каждый этап состоит из набора процедур и операций. Набор процедур для всех этапов одинаков и включает: разработку, согласование, утверждение, организацию и принятие решений. Каждая процедура включает следующий набор операций: определение, формулировка, разработка альтернатив, накопление, хранение, обработка, анализ, оценка, разработка средств реализации и др. Принципы формирования процесса организации можно сформировать следующим образом: • процесс должен быть направлен на достижение целей, а не на устранение возмущающих воздействий; • при выявлении проблемы необходимо учитывать как можно больше управляемых и неуправляемых факторов, влияющих на процесс; • следует максимально сокращать влияние субъективного фактора на процесс; • процесс должен обеспечиваться оптимальной информационной средой; • процедуры и операции каждого этапа процесса должны быть обоснованны (согласованы, утверждены и т. д.); • обеспечение соответствия свойств процесса техническим и организационным ресурсам и организации. Принципы рационализации деятельности организации. В любой организации постоянно происходят различного рода изменения. Изменения – это объективный процесс и регулируется законом единства анализа и синтеза. Принципы рационализации формируют механизм таких преобразований. Этот механизм включает технологию мыслительных аспектов деятельности человека, технологию консультационной деятельности, социологическую и психологическую палитры восприятия перемен организацией, самоорганизацию работников в форме кружков качества и т. д. Существует три типа организации мыслительной деятельности человека: рационализм, иррационализм и сенсуализм. Каждый из них имеет глубокие исторические корни и накладывает существенный отпечаток на реализацию изменений в организации. • Рационализм – усовершенствование, формирование более целесообразной организации чего-либо. • Иррационализм – это познание реальности через аспекты духовной жизни человека: волю (волюнтаризм), интуицию, инстинкт, озарение. • Сенсуализм – это познание реальности только через восприятие, чувство, ощущение (сенсорика). Результативность организационной системы характеризуется действенностью и экономичностью затрат, прибыльностью, качеством трудовой жизни и внедрением новшеств. Принципы организационного аудита. Организационный аудит представляет собой контроль функционирования процессов управления или реорганизации предприятия на основе принятых норм, законов и принципов организации. Наиболее важные принципы организационного аудита следующие: • принцип выделения главного; • принцип соответствия; • принцип энциклопедичности; • принцип полноты; • принцип системности; • принцип централизации учета; • принцип стандартизации; • принцип своевременного использования учетных данных; • принцип эластичности; • принцип планирования; • принцип координации; • принцип включения. Принципы управления Социальной теории организации
Шестая классификация принципов управления организацией[14] включает в себя: • Принцип единоначалия, который означает, что: во-первых, только одно лицо в организации (подразделении) несет всю полноту ответственности за результаты деятельности и социальных процессов, происходящих в организации; во-вторых, каждый подчиненный получает указание лишь от одного начальника, которому непосредственно подчинен. • Принцип максимального делегирования полномочий в организации. В результате применения этого принципа в управлении организацией формируется многоуровневая иерархическая структура организации по скалярному принципу, а также тип координации, получивший название «координация средствами иерархии». Представители большинства школ теории организации считают, что при использовании принципа максимального делегирования полномочий в организации повышается эффективность координации и организационного контроля. В то же время неограниченное следование ему ведет к интенсивному росту этажей управленческой иерархии, что на определенном этапе создает проблему координации управленческой деятельности самих координирующих. • Принцип минимизации затрат на координацию определяет логику формирования организационной структуры. С учетом того, что разнообразие существующих организационных структур обусловливается разнообразием типов зависимостей в различных организациях, причем как между подразделениями одной организации, так и между организациями, тип оптимальной организационной структуры определяется доминирующим типом зависимости, а в качестве единого и универсального критерия оптимальности организационной структуры выступает минимизация затрат на координацию разнородной деятельности. • Принцип обеспечения согласияпредписывает сосредоточить внимание на обеспечении соответствия (согласия) между типом организационного контроля (степенью его жесткости и фрагментарности), с одной стороны, и уровнем развития персонала (его готовностью к сотрудничеству, достижению общеорганизационных целей, самостоятельной работе, профессионализму, мотивации деятельности) – с другой. Подобное согласие рассматривается как условие эффективной деятельности организации и ее выживания. • Принцип изоморфизма предполагает, что обязательным условием выживания организации, обеспечения эффективности ее деятельности и развития является выработка ею организационных форм, изоморфных (подобных, отвечающих ее требованиям) тому фрагменту внешней среды (экологической ниши), с которым она взаимодействует. • Принцип равновесиякак необходимое условие выживания функционирующих социальных организаций. В узком смысле равновесие в организации является показателем высокого уровня интеграции внутренней среды организации, сбалансированности разнонаправленных усилий ее различных подсистем и элементов, что обеспечивает поддержание целостности системы и синергический эффект. В широком смысле – показателем интеграции элементов внутренней среды организации и соответствия ее строения (способов деятельности) внешней среде. Нарушение равновесия рассматривается как организационная патология, подлежащая устранению. • Скалярный (ступенчатый) принципдоминирования целого над частями и элементами. Он проявляется в двух аспектах: принцип иерархического многоуровневого строения организацион-ной структуры в результате делегирования и распределения властных полномочий и авторитета в административных организациях; способ вертикального разделения управленческого труда в сфере координации разнородной специализированной деятельности, т. е. построения системы координации по иерархическому принципу.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |