Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Время совершения вечернего богослужения в течение года

 

В 9 главе церковного устава: «о еже како подобает знаменати на всяк день, зде же указание о вечерни и о утрени дней седмичных, и в нихже поем аллилуйя: и о первом часе», читаем: «пред вечером мало, кандиловжигатель, взем благословение от настоятеля, знаменует в кампан, и собравшимя братьям в притвор церковный, чредный священник восстав творит начало: Благословен Бог наш»…

Епархиальными начальствами неоднократно указывалось к сведению духовенства на необходимость начинать богослужение в определенное время. В некоторых из «практических руководств» это время определяется для церковного года таким образом: с 15 сентября до 15 ноября — 4 ч., с 15 ноября до 15 января — 3 ч., с 15 января до 15 марта — 4 ч., с 15 марта до 15 мая — 4,5 ч. Пополудни (о. Неополитанский, 123 стр.)

 

Разбор колоколов для звона

 

В воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии в первый большой колокол. Благовесть в большой колокол бывает также к царским часам и к литургии или вечерне в навечериях Рождества Христова и Богоявления, на «Во царствия Твоем», накануне Благовещения, в пятницы 5-ой и 6-ой недель Великого поста (Похвальная и Лазарева) и в Великую среду; к утрени и литургии в Похвальную и Лазареву субботы, в Великий четверток к утрени, литургии и к Страстям Господним, в Великую пятницу к царским часам и к вечерне, в Великую субботу к утрени и литургии, ко всем службам во всю Святую неделю Пасхи и в преполовение и отдание Пасхи. Кроме того благовестить в большой колокол к вечерням, на которых положены великие прокимны и в неделю Ваий. По воскресным дням к вечерне, если нет великого прокимна, благовесть в полиелейный или повседневный колокол, а к акафисту от начала повечерия до акафиста благовестить в большой колокол. В те же воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в празднества и отдания Господских и Богородичных праздников ко всем службам благовестить в полиелейный второй колокол, в него же благовестить к чтению Апостольских под светлый праздник.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный третий колокол.

 

Порядок звона

 

Благовесть к бдению производится 15 минут, затем следует троекратный — «в три стиха» звон во все колокола.

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный — «в два стиха» второй звон во все колокола.

Во время прокимна пред чтением Евангелия производится однократный — «в один стих» третий звон во все колокола.

На 9-ю песнь производится благовесть в 25 ударов в большой колокол.

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения быть проводному звону, который начинается с пением «Под твою милость» или кондака праздника по 1-м часе.

К обычному вечернему богослужению благовесть производится 15 минут, затем начинается 9-й час; по прочтении 9-го часа бывает троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производится благовесть, также и к утрени, при чем троекратный звон к утрени производится по прочтении полунощницы; если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна пред Евангелием; на 9-ю песнь производится благовесть в 25 ударов.

К поздней литургии благовесть производится 15 минут, затем начинаются часы, а по прочтении часов бывает троекратный звон.

На «Достойно», во время «Верую» производить благовесть от 50 ударов.

Когда служит архиерей, благовесть к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовесть в один колокол и продолжается до начала часов. После литургии бывает проводной звон.

Во всю светлую неделю Пасхи после всенощной и поздней литургии производится проводной звон, каковой бывает еще в дни: Рождества Христова, Восшествия на престол Государя Императора и коронования Их Величеств.

Великим постом, начиная с утрени понедельника до вечернего богослужения в пятницу, ко всем службам 15 минут ударят редко в повседневный колокол; когда начнут читать на часах 3-й час, ударят не спеша трижды в тот-же колокол, на начале 6-го часа — 6 раз, на начале 9-го — 9, а на «Во царствии Твоем» производить троекратно звон «в двое»; таковой же троекратный звон «в двое» производить и к началу утрени после полунощницы, на 9-ю же песнь не ударять.

Накануне полиелейных дней, на «Во царствии Твоем», звон «в двое» не производится, а в 50 ударов производится благовесть в полиелейный колокол, к вечерни же производится троекратный обычный звон; такой же порядок наблюдать, но с заменою полиелейного большим колоколом, когда преждеосвященную литургию служит архиерей, при чем тогда после литургии производить проводной звон.

К повечерию и утрени накануне полиелейных дней, обычно благовестить 15 минут в «полиелей», к началу утрени производить троекратный звон и единократный во время прокимна перед Евангелием и обычно благовестить на 9-ю песнь. В самые же полиелейные дни 15 минут обычно благовестить к часам в полиелейный колокол, на каждый час не ударять, на «Во царствии Твоем» не благовестить, а к началу литургии производить троекратный обычный звон.

На 9-ю песнь по субботам 1, 2, 3 и 4 недели Великого поста благовестить в повседневный колокол, а к литургии — в полиелейный, если же службу служит архиерей, то — в большой.

Во время чтения Страстей Господних, при начале каждого Евангелия, производить соответствующее число ударов в большой колокол по порядку Евангелий: к первому — 1 раз, ко 2-му — два и т. далее. По производстве же 12 ударов на 12-м Евангелии отзвонить однократно во все колокола, пока Св. Евангелие не будет положено на престол.

Во время пения славословия при выносах креста и в Великую субботу на утрени производить редкий перезвон, перебирая колокола, заключая каждый перебор однократным ударом во все колокола сразу. По подъятии же креста или плащеницы во все время несения до положения на учиненном месте производить беспрерывный звон во все колокола.

Начиная со Святых Страстей и кончая литургией в Великую субботу, благовесть к началу всех богослужений производить в большой колокол «через край». Во время чтения Евангелия за литургией в 1-й день св. Пасхи производить перебор всех колоколов от большого до малого по 10 ударов, по окончании каждой статьи чтения Евангелия производить однократный звон во все колокола, по окончании же последней статьи троекратный звон во все колокола.

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста — троекратный с малыми остановками звон во все колокола.

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» — однократный звон во все колокола, при ударах в большой колокол «через край».

При совершении молебнов на многолетии производится троекратный звон на царское многолетие и однократный на прочие многолетия, так чтобы каждому тройному «Многие лета» соответствовал отдельный однократный звон.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...