Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Направление подготовки /специальность Педагогическая психология Дошкольная психология и педагогика Психология и педагогика образования Педагогика и психология высшей школы Тьюторство в образовании Начальное образование Квалификация (степень) выпускника магистр Форма обучения очная Москва 2016 Программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования по направлению подготовки 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (квалификация (степень) «магистр») проект.
Разработчик: ГАОУ ВО МГПУ, профессор общеинститутской кафедры психологии образования Ключко О.И.
Рецензенты: ГАОУ ВО МГПУ, доцент общеинститутской кафедры психологии образования Поставнев В.М.
Программа одобрена на заседании общеинститутской кафедры психологии образования Протокол № от «__» ________________ 2016 г. Зав. кафедрой: профессор А.И. Савенков © ГАОУ ВО МГПУ, 2016 © Общеинститутская кафедра психологии образования, 2016 1. Цели и задачи освоения дисциплины: Цель дисциплины:формирование у студентов методологической культуры, способности самостоятельно планировать, организовывать и реализовывать научные исследования. Задачи дисциплины: 1. Обеспечить усвоение основных методологических требований к научному исследованию и критериев его оценки; способствовать развитию методологической культуры психолого-педагогического исследования и анализа образовательных новаций; 2. Овладеть практическими навыками планирования и организации всех этапов психолого-педагогического исследования; освоение различных методов научного исследования. 3. Развивать исследовательское мышление, профессиональную рефлексию и целеполагание, творчество и интерес к психолого-педагогическим исследованиям; 4. Формирование готовности к применению полученных знаний, навыков и умений исследовательской работы в практической деятельности в области образования
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина входит в модуль «Научно-исследовательская работа», является базовой дисциплиной модуля и изучается во 1-ом семестре. 3. Требования к результатам освоения дисциплины: В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить: обобщенные трудовые функции[16]: психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ; педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования; трудовые функции[17]: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных образовательных программ; развивающая деятельность; трудовые действия[18]: разработка и реализация личностной и метапредметной составляющей мониторинга результатов освоения основной общеобразовательной программы, установленных федеральными государственными образовательными стандартами; применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка; ведение профессиональной документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты). профессиональные компетенции[19]: · владение современными технологиями проектирования и организации научного исследования в своей профессиональной деятельности на основе комплексного подхода к решению проблем профессиональной деятельности (ОПК-6); · способность критически оценивать адекватность методов решения исследуемой проблемы (ПК-35); · способность разработать и представить обоснованный перспективный план исследовательской деятельности (ПК-37); · способность выделять исследовательскую проблему в контексте реальной профессиональной деятельности и проектировать программы ее изучения (ПК-41). знать: -уровни методологии научного познания; - современные методы исследования и возможности их применения для достижения различных исследовательских задач; - структуру и логику научного исследования, содержание его основных этапов; - этические нормы проведения психолого-педагогических исследований; уметь: - осуществлять поиск проблемы, выбор темы и разработку программы исследования; - обосновывать актуальность исследования, аргументировано выдвигать научную гипотезу и составлять замысел исследования; - выбирать и обосновывать методы научного исследования и обработки полученных данных; - организовывать сбор эмпирических данных и обеспечивать достоверность результатов исследования; владеть навыками: - построения теоретической модели исследования; - поиска, обработки, классификации и систематизации научно-теоретической и эмпирической информации; - подготовки, оформления и презентации отчета о проведенном исследовании. 4. Объем дисциплины и виды учебной работы
(Виды учебной работы указываются в соответствии с учебным планом) 5. Структура и содержание дисциплины 5.1. Разделы дисциплин и виды занятий
5.2. Содержание разделов дисциплины
5.3. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине Тема 1.Методология научного знания. Вопросы для обсуждения: 1. Понятие парадигмы и научной школы. 2. Уровни научного знания. 3. Принципы и типы научного исследования Список литературы: а) основная литература: 1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с. 2. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с. 3. Степин, В. С. Философия и методология науки : учебник. – М. : Академический проект, 2015. – 720 с. 4. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1. б) дополнительная литература: 1. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144. 2. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с.
Тема 2.Логика научного исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Этапы научного исследования. 2. Методологический аппарат исследования. Список литературы: а) основная литература: 1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с. 2. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с. б) дополнительная литература: 3. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144. 4. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с. 5. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004. 6. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М.: ИП РАН, 1994. – 148 с. 7. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учебник/ В. Н. Дружинин. – 2-е изд., доп. – СПб. : Питер, 2008. – 318 с.
Тема 3.Методы научного исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Классификация методов в науке. 2. Методы теоретического исследования. 3. Эмпирические методы. Список литературы: а) основная литература: 1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с. 2. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с. 3. Степин, В. С. Философия и методология науки : учебник. – М. : Академический проект, 2015. – 720 с. б) дополнительная литература: 1. Анастази А. Психологическое тестирование: В 2-х кн.; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. 2. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144. 3. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с. 4. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : Теория и методы: учеб. для студентов вузов / Т. В. Корнилова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 384 с. Тема 4.Виды представления результатов научного исследования. Вопросы для обсуждения: 1. Основные требования к содержанию, логике и методике изложения исследовательского материала. 2. Требования к содержанию и оформлению магистерской квалификационной работы. 3. Научная этика в изложении результатов НИР. Список литературы: а) основная литература: 1. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с. 2. Положение о выпускной квалификационной работе. – М.: МГПУ, 2012. 3. Материалы общеинститутской кафедры психологии образования ИППО МГПУ для магистрантов http://www.mgpu.ru/tree.php?rubric=2823 б) дополнительная литература: 5. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с. 6. Мухина, В. В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. В. Мухина // Народное образование. 2006. – № 7. – С. 123-131. 7. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И. Н.Кузнецов. – М. : Амалфея, 1998. – 272 с. 6. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе освоения дисциплины (дисциплинарного модуля)
Образовательные технологии
7. Методические рекомендации преподавателям по дисциплине[20] Для освоения обучающимися учебной дисциплины наиболее эффективно применение задания на примере тем магистерских исследований программы.
Индивидуальные творческие задания для магистрантов: Написание введения магистерской работы с методологическим аппаратом (цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, методы); описание этапов исследования, подбор и апробация методов исследования, написание заключения по итогам пилотажного исследования 8. Методические рекомендации для преподавателей для проведения текущего контроля успеваемости/промежуточной аттестации по дисциплине[21] Текущий контроль успеваемости в рамках дисциплины проводятся с целью определения степени освоения обучающимися образовательной программы. Учебные достижения обучающихся по всем видам учебных заданий в ходе текущего контроля оцениваются по балльно-рейтинговой системе в соответствии с Технологической картой. Текущий контроль успеваемости обучающийся проводится по каждой теме учебной дисциплины и включает контроль знаний на аудиторных и внеаудиторных занятиях, а также в ходе выполнения самостоятельной работы. Рубежный контроль по дисциплине проводится в рамках контрольных недель. Промежуточная аттестация обучающихся проводится в форме сдачи интегрированного экзамена, который сдается согласно расписанию в конце первого года обучения и служит формой проверки учебных достижений обучающихся по всей программе учебной дисциплины и преследуют цель оценить учебные достижения по модулю. 10. Методические рекомендации обучающимся по дисциплине, в том числе для самостоятельной работы обучающихся[22] Выполнение самостоятельной работы составляет большую часть освоения курса методологии научного исследования, для ее контроля предлагаются задания к каждому разделу: Задание для самостоятельной работы к разделу 1 1. Опишите основные парадигмы, существующие в психолого-педагогической науке. Приведите примеры научных исследований в рамках каждой парадигмы. 2. Опишите научную деятельность известного ученого (по своему выбору) на основе его биографии и научных достижений. Определите методологические основы его исследовательской деятельности. 3. Определите приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека. 4. Приведите примеры психологических, педагогических и психолого-педагогических исследований разного типа, обоснуйте свой пример. Задание для самостоятельной работы к разделу 2 1. Проанализировать реферат диссертации на близкую Вам тему и вычленить основные этапы исследования. 2. Определите проблему и тему своего исследования, обоснуйте ее актуальность. Сформулируйте объект, предмет, цель, задачи собственного исследования. 3. Опишите этапы собственного исследования в рамках магистерской диссертации. 4. Сформулируйте и обоснуйте гипотезу Вашего психолого-педагогического исследования. Определите ее тип, соотнесите ее с теоретико-методологической базой исследования. 5. Определите необходимую опытно-экспериментальную базу Вашего исследования. Задание для самостоятельной работы к разделу 3 1. На основе анализа литературы составьте теоретическую модель изучаемого явления и определите теоретико-методологическую базу своего исследования. 2. Составьте биографический список работ по проблеме своего исследования, включающий монографии, научную периодику, справочники, учебные пособия, Интернет-источники, соблюдая правила оформления ГОСТ для списка литературы. 3. Проанализируйте классификацию методов исследования Б. Г. Ананьева, определите, какие из них наиболее часто применяются в педагогике и психологии. 4. Определите и обоснуйте методы исследования, необходимые для собственного исследования. Подберите эмпирические методики в рамках своего предмета исследования. Определите их достаточность, валидность, надежность. Задание для самостоятельной работы к разделу 4 1. Изучите требования к оформлению магистерской квалификационной работы МГПУ. 2. Напишите краткий (не более 5 страниц) научный отчет по результатам собственного психолого-педагогического исследования, используя следующую структуру: актуальность, проблема, цель, методологическая база, методика исследования, результаты, интерпретация, выводы, литература. 3. Составьте рецензию на диссертацию по теме своего исследования. 4. Проверьте свой отчет в электронной базе «Антиплагиат» и представьте результат проверки с указанием процента авторства. 11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся: а) основная литература 1. Горелов Н.А., Круглов Д.В.Методология научных исследований.:Учебник. Серия: Бакалавр и магистр. Академический курс – М.: Юрайт, 2014 . – 290 с. 2. Ермолаев-Томин О.Ю. Математические методы в психологии. – М. Юрайт, 2013. – 511 с. 3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – М. : Академия, 2013. – 208 с. 4. Канке В.А. История, философия и методология педагогики и психологии:учебное пособие. Серия: Магистр. – М.: Юрайт, 2014. – 487 с. 5. Корнилова, Т. В. Методологические основы психологии : учеб. пособие / Т. В. Корнилова, С. Д. Смирнов. – М. : Юрайт, 2014. - 483 с. 6. Котюрова, М.П. и др. Культура научной речи: текст и его редактирование. – М.: Флинта, Наука, 2008. – 280 с. 7. Кохановский, В. П. Основы философии науки : учеб. пособие / В. П. Кохановский, Т. Г. Лешкевич, Т. П. Масяш, Т. Б. Фатхи. – Ростов н/Д. : Феникс, 2009. – 608 с. 8. Никифоров, А.Л. Методология научных исследований 9. Новиков, А.М. Методология научного исследования: учебник / Новиков А.М., Новиков Д.А.. – М.: URSS, 2015. - 272 с. 10. Новиков, А.М. Методология: словарь системы основных понятий / Новиков А.М., Новиков Д.А. –М.: URSS, 2015. – 208 с. 11. Степин, В. С. Философия и методология науки : учебник. – М. : Академический проект, 2015. – 720 с. 12. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования // Психологическая наука и образование. - 2012. - №1. 13. Шипилина, Л.А. Методология психолого-педагогического исследования: учеб. Пособие. – М. : Флинта, Наука, 2013. – 208 с.
б) дополнительная литература: 1. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 1; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского; Предисл. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 320 с. 2. Анастази А. Психологическое тестирование: Книга 2; Пер. с англ. / Под ред. К. М. Гуревича, В. И. Лубовского. – М.: Педагогика, 1982. – 336 с. 3. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. – СПб.: Питер, 2001. – 688 с. 4. Борытко, Н. М. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учебное пособие для ВПО / Н. М. Борытко. – М. : Академия, 2009. – 320 с. 5. Бурлачук Л.Ф. Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике. – М.: Питер, 2001. 6. Валеев, Г. Х. Методология и методы психолого-педагогических исследований: учеб. пособие / Г. Х. Валеев.– Стерлитамак : Стерлитамакский гос. пед. ин-т, 2002. – 134 с. 7. Волков, Б. С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов. – М. : Академический проект, 2006. – 352 с. 8. Загвязинский, В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие / В. И. Загвязинский. – М. : Академия, 2008. – 176 с. 9. Гласс, Дж. Статистические методы в педагогике и психологии / Дж. Гласс, Д. Стенли / ред. Ю. П. Адлера.- М. : Прогресс, 1976. – 494 с. 10. Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента. - М., 1982. 11. Грабарь, М. И. Применение математической статистики в педагогических исследованиях / М. И. Грабарь, К. А. Краснянская. – М. : Педагогика, 1977. – 136 с. 12. Гудвин Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. -СПб.: Питер, 2004. 13. Дахин, А. Д. Моделирование как педагогическая задача / А. Д. Дахин // Народное образование. – 2008. - № 9. – С. 180-187. 14. Дахин, А. Д. Педагогическое моделирование: сущность, эффективность и неопределенность / А. Д. Дахин // Народное образование. – 2002. - № 2. – С. 55-63. 15. Дружинин В. Н. Структура и логика психологического исследования. – М., 1993. 16. Дружинин, В. Н. Экспериментальная психология : учеб. для студентов вузов, обуч. по направлению и спец. "Психология" / В. Н. Дружинин. – СПб. : Питер, 2008. – 318 с. 17. Звягинцева, Е. Б. Методы изучения познавательных способностей школьников / Е. Б. Звягинцева // Народное образование. – 2009. – № 4. – С. 168-176. 18. Зинченко В. П., Смирнов С. Д. Методологические вопросы психологии. – М., 1993. 19. Кемпбел Д. Модели экспериментов в социальной психологии и прикладных исследованиях. – СПб.: Социально-психологический центр, 1996. 20. Корнилова, Т. В. Экспериментальная психология : Теория и методы: учеб. для студентов вузов, обучающихся по направлению и спец. "Психология" / Т. В. Корнилова; Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. – М. : Аспект Пресс, 2005. – 384 с. 21. Корнилова Т.В. и др. Методы исследования в психологии: Квазиэксперимент: учебное пособие. - М., 1998. 22. Краевский, В. В. Методология педагогики: новый этап : учеб. пособие / В. В. Краевский, Е. В. Бережнова. – 2-е изд., стер. – М. : Академия, 2009. – 394 с. 23. Краевский, В. В. Методологические характеристики научного исследования / В. В. Краевский // Народное образование. – 2010. – № 5. – С. 135-144. 24. Куликов, Л.В. Психологическое исследование (методические рекомендации по проведению). – СПб, 1994. 25. Леснович, А. В. Исследовательская деятельность школьников: международные проекты / А. В. Леснович, К. С. Сальникова, С. П. Конради // Народное образование. – 2010. – № 3. – С. 260-265. 26. Мухина, В. В. Психологический смысл исследовательской деятельности для развития личности / В. В. Мухина // Народное образование. 2006. – № 7. – С. 123-131. 27. Научные работы: методика подготовки и оформления / сост. И. Н.Кузнецов. – М. : Амалфея, 1998. – 272 с. 28. Никифоров, А.Л. Философия науки: история и методология : учебное пособие. – М., 1998. – 586 с. 29. Новиков, А. М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении: деловые советы / А. М. Новиков. – М. : АПО РАО, 1998. – 134 с. 30. Новиков, Д. А. Модели и механизмы научного управления проектами в вузах / Д. А. Новиков, А. Л. Суханов. – М. : ИУО РАО, 2005. – 203 с. 31. Новиков, Д. А. Статистические методы в педагогических исследованиях / Д. А. Новиков. – М. : МЗ-Пресс, 2004. – 196 с. 32. Полонский, В. М. Оценка качества научно-педагогических исследований / В. М. Полонский. – М. : Педагогика, 1987. – 144 с. 33. Регуш Л. А. Наблюдение в практической психологии. – СПб.: Образование, 1996. 34. Регуш, Л. А. Тренинг профессиональной наблюдательности. – Л., 1991. 35. Роговин, М. С. Метод наблюдения и деятельность наблюдателя // Вопросы философии. – 1988. – № 7. 36. Савенков, А. И. Психологические основы исследовательского подхода к обучению: учеб. пособие. – М. : Ось-89, 2006. – 182 с. 37. Столяренко, A. M. Психология и педагогика: учеб. пособие. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 423 с. 38. Тюкавина, М. Ф. Опытно-экспериментальная работа в современной школе / М. Ф. Тюкавина // Народное образование. – 2008. – № 6. – С. 185-192. 39. Фельдштейн, Д. И. Приоритетные направления развития психологических исследований в области образования и самообразования современного человека / Д. И. Фельдштейн // Вопросы психологии. – 2003. – №6. – С. 18-23. 40. Хок, Р. 40 исследований, которые потрясли психологию. Секреты выдающихся экспериментов. – СПб., 2003. 41. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М. : «Добросвет», 2003. в) программное обеспечение |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |