Показатели, используемые при оценивании учебной презентации
Наличие вопросов разных по структуре:
• затрагивающих факты и действия;
• затрагивающих мнения и намерения.
Наличие вопросов разных по форме:
• линейная (в строчку);
• в виде таблицы (удобны для опрашивающего).
Наличие вопросов с разными функциями:
• налаживающие контакт;
• контрольные;
• фильтрующие (делят опрашиваемых на определенные группы по тем или иным признакам);
• вопросы-перечни.
Наличие вопросов вопросов разных по степени свободы:
• открытые;
• закрытые;
• полуоткрытые;
• вопросы-шкалы.
- Учет специфики изучаемого объекта.
- Длительность опроса.
- Последовательность размещения вопросов (в зависимости от уровня сложности).
- Четкость, логичность и правильность формулировки вопросов.
- Выделение разделов в структуре опроса.
11. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (дисциплинарного модуля):
а) основная литература
15. Александрова, В.Г. Инновационные идеи педагогики сотрудничества в современном образовательном процессе: учеб. пособие. – М.: МГПУ, 2011. – 89 с.
16. Архангельский, Г. Работа 2.0: прорыв к свободному времени. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 208 с.
17. Асмолов, А.Г., Семенов, А.Л., Уваров, А.Ю. Российская школа и новые информационные технологии: взгляд в следующее десятилетие. – М.: НексПринт, 2010. – 84 с.
18. Горюнова, М.А., Семенова, Т.В., Солоневичева, М.Н. Интеактивные доски и их использование в учебном процессе. – СПб, 2010. – 336 с.
19. Григорьев, С.Г., Гриншкун, В.В., Кузнецов, А.А. Образовательные электронные издания и ресурсы: Методическое пособие. М.: Дрофа, – 2009. – 156 с.
20. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов. – СПб, 2010. – 336 с.
21. Информатизация образования: новое направление подготовки педагогов, новая деятельность, новая кафедра [Электронный ресурс] / В.В. Гриншкун, В.С. Корнилов, О.Ю. Заславская, А.И. Азевич, Е.К. Андрейкина, С.А. Баженова, О.А. Богданова, С.А. Василевский, О.В. Львова, Д.Т. Рудакова, А.М. Фатеев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования». – 2010. – № 2(20) 2010. – С. 19–23. URL: http://resources.mgpu.ru/docfulldescription.php?docid=280377.
22. Киселев, Г.М., Бочкова, Р.В. Информационные технологии в педагогическом образовании. – М., 2012. – 308 с.
23. Патаракин, Е.Д. Социальные взаимодействия и сетевое обучение 2.0. – М.: НП «Современные технологии в образовании и культуре», 2009. – 176 с.
24. Плешаков, В.А. Теория киберсоциализации человека. Монография / Под общ. ред. А.В. Мудрика. – М.: МПГУ; HomoCyberus, 2011. – 400 с.
25. Полат, Е.С. Новые педагогические технологии [Электронный ресурс]: курс дистанц. обучения для учителей. – URL: http://scholar.urc.ac.ru/courses/Technology/index.html (Добавлено: 20.08.2009. – Проверено: 28.03.2014).
26. Сидорова, Е.В. Используем сервисы Google: электронный кабинет преподавателя. – СПб., 2010. – 288 с.
27. Уваров, А.Ю. Электронный учебник: теория и практика. – М.: УРАО, 1999. – 220с.
28. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2010. – 31 с.
29. Федеральный закон от 13.01.96 г. № 12-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – М.: УЦ Перспектива, 2013. 224 с.
б) дополнительная литература
23. Андреев, А.А. Электронные учебные средства и оценка качества сетевого обучения / А.А. Андреев, К.Ю. Лупанов, В.И. Солдакин // Материалы Всерос. науч.-метод. конф. «Телематика–2003». – СПб. – URL: http://tm.ifmo.ru/tm2003/db/doc/get_thes.php?id=34.
24. Воронина, Т.П., Кашицин, В.П., Молчанова, О.П. Образование в эпоху новых информационных технологий. – М.: Информатика, – 1995. –220 с.
25. Вестник Московского городского педагогического университета. Серия «Информатика и информатизация образования» [Электронный ресурс]. – URL: http://old.mgpu.ru/tree.php?rubric=1283.
26. Вестник российского университета дружбы народов. Серия: «Информатизация образования» [Электронный ресурс]. URL: http://elibrary.ru/contents.asp?titleid=25711.
27. Горюнова, М.А. Образовательная информационная среда: экскурс в терминологию и обоснование понятия [Электронный ресурс] // Региональная образовательная информационная среда. – Режим доступа: http://rois.loiro.ru/index.php?module= articles&action=view&cid=9&id=51.
28. Григорьев, С.Г., Гриншкун, В.В., Информатизация образования. Фундаментальные основы: Учебник для студентов педагогических вузов и слушателей системы повышения квалификации педагогов. – Томск: ТМЛ-Пресс, 2008. – 286 с.
29. Давыдов, В.В., Рубцов, В.В., Крицкий, А.Г. Психологические основы организации учебной деятельности, опосредованной использованием компьютерных систем // Психологическая наука и образование. – 1996. – № 2. – С.68–72.
30. Концепция информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы. Утверждена решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 16.10.2008 г. № 6/2 [Электронный ресурс] // Сайт Департамента образования города Москвы. – URL: http://www.educom.ru/ru/works/informatization/documents/programmi/ koncerciya2009.pdf.
31. Концепция создания и развития единой системы дистанционного образования в России [Электронный ресурс]. – URL: http://de.unicor.ru/science/groundwork/concept.html.
32. Машбиц, Е.И. Психолого-педагогические проблемы компьютеризации обучения. – М.: Педагогика, 1988. – 191 с.
33. Полает, Е.С., Бухоркина, М.Ю., Моисеева, М.В., Петров, А.Е. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. // Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2002. – 272 с.
34. Пэлфри, Дж. Дети цифровой эры [пер. с англ. Н. Яцюк]. – М.: Эксмо, 2011. – 368 с.
35. Роберт, И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы; перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994.
36. Роберт, И.В. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования. – М.: ИИО РАО «Энциклопедия учителя информатики» под редакцией И.Г. Семакина // «Информатика», приложение к газете «1 сентября». М., – 2007. – № 20.
37. Семенов, А.Л. ИКТ-компетентности учащихся. ИКТ как инструментарий универсальных учебных действий: подпрограмма формирования [Электронный ресурс] // Информационные технологии в образовании. – URL: http://ito.edu.ru/sp/publi/publi-0-Semenov.html.
38. Соколова, Т.Е. Комплексное использование разных источников информации на уроках в начальной школе: Учебно-методическое пособие. – Самара: Издательский дом «Федоров», 2008. – 96 с.
39. Татаринцева, Т.И. Цифровые образовательные ресурсы на уроках технологии [Электронный ресурс] / Т.И. Татаринцева. – Режим доступа: http://totem.edu.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=405&Itemid=28 (дата обращения 20.09.2009).
40. Толковый словарь терминов понятийного аппарата информатизации образования / составители И.В. Роберт, Т.А. Лавина. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2012. – 69 с.: ил.
41. Троян, Г.М. Универсальные информационные и телекоммуникационные технологии в дистанционном образовании: Учебное пособие для системы повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов. – М.: РИЦ «Альфа» МГОПУ, 2002. – 153 с.
42. Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском образовании» [Электронный ресурс]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/?utm_campaign=lawdoc_dynamic&utm_source=google.adwords&utm_medium=cpc&utm_content=1&gclid=CNLkmZTblL4CFcv7cgodr1QA4A.
43. Цифровые образовательные ресурсы в школе: методика использования. Начальная школа: сборник учебно-методических материалов для педагогических вузов / Отв.редактор Н.П. Безрукова. – М.: Университетская книга, 2008. – 160 с.
44. Человек и новые информационные технологии: завтра начинается сегодня. – СПб.: Речь, 2007. – 320 с.
в) информационные технологии, используемые при осуществлении образовательного процесса, и программное обеспечение
1. Операционная система не старше Windows XP.
2. Набор офисных программ Microsoft Office не старше версии 7.0, или Open Office, Libre Office.
3. Звуковой редактор.
4. Браузер Google Chrome, распространяемый бесплатно.
5. Программы чтения текстовых файлов: Adobe Reader, DJVU, Calibre.
6. Программа распознания изображенного текста ABBYY Fine Reader не старше версии 7.0.
7. Мультимедийный проигрыватель, например, Windows Media Player.
8. Антивирусная программа, в случае использования Windows.
9. Программа для чтения архивированных файлов, например, свободно распространяемый продукт Z-zip.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы
1. Всероссийский интернет-педсовет. – Режим доступа: http://pedsovet.org/
2. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов [Сайт]. – Режим доступа: http://school-collection.edu.ru/
3. Летописи [Сайт]. – Режим доступа: http://letopisi.ru
4. Методики применения цифровых образовательных ресурсов в информационно-телекоммуникационном сопровождении региональной системы образования. – Режим доступа: http://edu.of.ru/attach/17/5890.doc.
5. Обучение для будущего [Сайт]. – Режим доступа: http://www.iteach.ru/
6. Открытый класс [Сайт]. URL: http://www.openclass.ru/.
7. Портал Национального фонда подготовки кадров (НФПК) [Сайт]. – Режим доступа: http://www.ntf.ru/.
12. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Компьютерные классы с выходом в сеть Интернет.
Аудитории, специально оборудованные мультимедийными демонстрационными комплексами.
Учебные пособия.
Словари.
Мультимедийные и технические средства обучения.
Департамент образования города Москвы
Государственное автономное образовательное учреждение
высшего образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт педагогики и психологии образования
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА МОДУЛЯ[47]
«ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ И ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ»
Направление подготовки
44.04.02 Психолого-педагогическое образование
Профиль подготовки
Педагогическая психология
Дошкольная психология и педагогика
Педагогика и психология образования
Педагогика и психология высшей школы
Тьюторство в образовании
Начальное образование
Москва
Рабочая программа модуля составлена в соответствии с ФГОС ВО по 44.04.02 Психолого-педагогическое образование (уровень магистратуры) проект.
Разработчики:
ГБОУ ВО МГПУ доцент Поставнев Владимир Михайлович
Эксперты:
ФГБОУ ВПО МПГУ доцент Мякишева Наталья Михайловна
ГБОУ ВО МГПУ профессор Ларионова Людмила Игнатьевна
Рабочая программа модуля одобрена на заседании общеинститутской кафедры
психологии образования
Протокол № 6 от «20» января 2016 г.
Заведующий кафедрой: д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
СОГЛАСОВАНО:
Заведующий выпускающей кафедрой д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
Рабочая программа модуля утверждена ученым советом института педагогики и психологии
образования
Протокол № 6 от «24января 2016 г.
Директор института д.п.н., д.пс.н., профессор Савенков Александр Ильич
Общая характеристика модуля
1.1. Цель модуля: повысить качество подготовки магистрантов в области психолого-педагогического обеспечения деятельности по индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.
1.2. Задачи модуля:
1. Сформировать у обучающихся научные представления о закономерностях, психологических механизмах усвоения индивидом социально-культурного опыта и условиях, способствующих развитию личности в образовательной среде.
2. Сформировать у обучающихся профессиональные компетенции в вопросах обеспечения индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.
3. Способствовать развитию педагогической наблюдательности, способности распознавать задатки и способности обучающихся, формировать умения создавать условия реализации творческого потенциала обучающихся на основе использования новых методов и технологий индивидуализации и дифференциации обучения и воспитания.
4. Обеспечить повышение качества подготовки обучающихся на основе сочетания методов теоретической и практической подготовки при изучении дисциплин, раскрывающих современные подходы и технологии индивидуализации и дифференциации учебно-воспитательной работы с учащимися разных категорий.
5. Обеспечить практическое овладение обучающимися базовыми трудовыми функциями в условиях, адекватных их будущей профессиональной деятельности на основе сетевого взаимодействия образовательных организаций и практических занятий в школах-партнерах.
1.3. Общая трудоемкость модуля - 13 зачетных единиц.
1.4. Вид профессиональной деятельности обучающихся[48]: научно-исследовательская деятельность; психолого-педагогическое сопровождение дошкольного, общего, дополнительного и профессионального образования.
2. Планируемые результаты освоения модуля:
Компетенции обучающегося как совокупный ожидаемый результат обучения
по завершении освоения модуля.
Трудовое действие
| Наименование компетенции
ФГОС ВО, необходимой для выполнения трудового действия
| Планируемые результаты освоения образовательной программы
| Обобщенная трудовая функция 3.1. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в образовательных организациях дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования»
| Трудовая функция 3.1.3. Развивающая деятельность
| 1.1. Выявление в ходе наблюдения поведенческих и личностных проблем обучающихся, связанных с особенностями их развития
|
| | Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
| Знает и понимает:
- - закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Умеет:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
| Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)
| Знает и понимает:
- теоретические основы психолого-педагогической диагностики;
- причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- методы психолого-педагогической диагностики;
- требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
Умеет:
- проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности;
- определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- методикой проведения психолого-педагогической диагностики;
- технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
| Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
| Знает и понимает:
- имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды;
- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;
- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению
Умеет:
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;
- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;
- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;
- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;
- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
| 1.2. Освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью
| Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
| Знает и понимает:
- - закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Умеет:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
| Готов применять активные методы обучения в психолого-педагогической деятельности (ОПК-9)
| Знает и понимает:
- виды активных методов обучения и специфику их применения ;
Умеет:
- применять активные методы в обучении различных категорий обучающихся;
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- навыками использования активных методов в обучении различных категорий обучающихся
| 1.3. Оказание адресной помощи обучающимся
| Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)
| Знает и понимает:
- основные закономерности и особенности межличностного общения;
- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия
- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности;
Умеет:
- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;
- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;
- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
| 1.4. Применение инструментария и методов диагностики и оценки показателей уровня и динамики развития ребенка
| Способен проектировать и осуществлять диагностическую работу, необходимую в его профессиональной деятельности (ОПК-5)
| Знает и понимает:
- теоретические основы психолого-педагогической диагностики;
- причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- методы психолого-педагогической диагностики;
- требования к структуре и содержанию заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
Умеет:
- проводить психолого-педагогическую диагностику, необходимую для осуществления профессиональной деятельности;
- определять причины нарушений в обучении, поведении и развитии детей и подростков;
- готовить документы по результатам психолого-педагогической диагностики
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- методикой проведения психолого-педагогической диагностики;
- технологией подготовки психолого-педагогического заключения по результатам психолого-педагогической диагностики
| Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
| Знает и понимает:
- имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды;
- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;
- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению
Умеет:
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;
- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;
- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;
- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;
- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
| 1.6. Разработка (совместно с другими специалистами) и реализация совместно с родителями (законными представителями) программ индивидуального развития ребенка
| Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
| Знает и понимает:
- - закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Умеет:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
| Умеет организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых (ОПК-3)
| Знает и понимает:
- основные закономерности и особенности межличностного общения;
- необходимость учета возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия
- условия организации совместной деятельности детей и взрослых;
- закономерности формирования детско-взрослых сообществ и их социально-психологических особенности;
Умеет:
- организовывать межличностные контакты, общение (в том числе, в поликультурной среде) и совместную деятельность детей и взрослых;
- использовать знания возрастных, индивидуальных, этнокультурных различий субъектов образовательного процесса при организации их взаимодействия;
- создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) разновозрастные детско-взрослые общности обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников;
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- навыками организации межличностного общения (в том числе, в поликультурной среде) и совместной деятельности детей и взрослых;
- опытом организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека;
- навыками создания разновозрастных детско-взрослые общностей обучающихся, их родителей (законных представителей) и педагогических работников
| Умеет организовывать междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательной организации(ОПК-4)
| Знает и понимает:
- специфику взаимодействия специалистов в формировании системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
Умеет:
- организовывать и осуществлять междисциплинарное и межведомственное взаимодействие специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- опытом организации и реализации междисциплинарного и межведомственного взаимодействия специалистов для решения задач в области психолого-педагогической деятельности с целью формирования системы позитивных межличностных отношений, психологического климата и организационной культуры в образовательном учреждении
| 1.7. Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся
| Способен анализировать и прогнозировать риски образовательной среды, планировать комплексные мероприятия по их предупреждению и преодолению (ОПК-7)
| Знает и понимает:
- имеет представление о структуре и закономерностях развития образовательной среды;
- методологическую основу и методы психолого-педагогической диагностики образовательной среды;
- риски образовательной среды, технологию планирования комплексных мероприятий по их предупреждению и преодолению
Умеет:
- осуществлять психолого-педагогическую диагностику образовательной среды;
- использовать возможности образовательной среды в построении и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся;
- планировать комплексные мероприятия по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- методами оценки и прогнозирования рисков образовательной среды;
- опытом построения и реализации индивидуальных программ, ориентированных на познавательное и личностное развитие обучающихся на основе анализа возможности образовательной среды;
- опытом работы по предупреждению и преодолению рисков образовательной среды
| Обобщенная трудовая функция 3.2. «Педагогическая деятельность по проектированию и реализации основных образовательных программ»
| Трудовая функция 3.2.3. Педагогическая деятельность по реализации программ основного и среднего общего образования
| 2.1. Определение на основе анализа учебной деятельности обучающегося оптимальных (в том или ином предметном образовательном контексте) способов его обучения и развития
| Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
| Знает и понимает:
- - закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Умеет:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
| 2.2. Определение совместно с обучающимся, его родителями (законными представителями), другими участниками образовательного процесса (педагог-психолог, учитель-дефектолог, методист и т. д.) зоны его ближайшего развития, разработка и реализация (при необходимости) индивидуального образовательного маршрута и индивидуальной программы развития обучающихся
| Способен выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся (ОПК-1)
| Знает и понимает:
- - закономерности и движущие силы психического развития ребенка;
- - психологические основы организации эффективного взаимодействия субъектов образовательного процесса;
- - диагностические и развивающие возможности понятия «зона ближайшего развития»
Умеет:
- определять зону ближайшего развития познавательных процессов и личностных новообразований;
- использовать знания основных закономерностей познавательного и личностного развития обучающихся в реализации образовательного процесса
Владеет (навыками и/или опытом деятельности):
- технологией определения зоны ближайшего развития;
- опыт организации взаимодействия и образовательного процесса с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития обучающихся
| 2.3. Планирование специализированного образовательного процесса для группы, класса и/или отдельных контингентов обучающихся с выдающимися способностями и/или особыми образовательными потребностями на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава обучающихся, уточнение и модификация планирования
| Готов к саморазвитию, самореализации, использованию творческого потенциала (ОК-3)
| Знает: закономерности профессиогенеза; феноменологию и сущностные характеристики профессиональной деятельности, условия реализации творческого потенциала;
Умеет: адекватно оценивать и анализировать собственную профессиональную деятельность, находя в ней объективные достоинства и недостатки, планировать и реализовывать программы саморазвития, реализации творческого потенциала
Владеет: методами организации и планирования профессиональной деятельности, самосовершенствования и саморазвития
| Способен использовать научно-обоснованные методы и технологии в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2)
| Знает особенности организации деятельности психолого-педагогического направления и проведения диагностического исследования в образовательной среде, методы обработки и интерпретации данных
Умеет проектировать исследование и применять научно обоснованные методы сбора, обработки данных и их интерпретации в условиях психолого-педагогической деятельности
Владеет навыками проектирования диагностического исследования и современными методами психолого-педагогической диагностики
| | | | | | 4. Структура модуля[49]:
№№ п/п
| Название дисциплины, практики, НИР
| Распределение по семестрам
| Трудоемкость
(з.е.)
| Трудоемкость (часы)
| Распределение по курсам и семестрам
| Экзамен
| Зачет
| Курсовой проект
| Курсовая работа
| Всего
| Самостоятельная работа
| В аудитории
| лекции
| Практические занятия
| Лабораторные работы
| Индивидуальные занятия
| Курсовые экзамены
| I курс
|
2 курс
| 1-й семестр
| …
| …
| …
|
| Психодидактика
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социализация и индивидуализация в реализации образовательных программ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Психология индивидуализации обучения и развития
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Социально-психологические закономерности развития детско-взрослых сообществ
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|