Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Кредитная линия (line of credit)Максимальная сумма, на которую может быть предоставлен кредит конкретному клиенту, Покупатель может приобрести товары только в пределах данной суммы,
Кредитная линия — это максимальная сумма, которую конкретная фирма позволяет одновременно иметь покупателю в качестве долга. По сути, она отображает максимальную степень риска, который согласна принять на себя фирма при работе с данным клиентом4. Назначение кредитной линии позволяет значительно сократить процедуру от правки товаров клиенту, однако следует помнить, что ее необходимо постоянно пересматривать в соответствии с изменениями в состоянии фирмы-покупателя. То, что считается вполне приемлемым риском сегодня, может оказаться значи тельно менее приемлемым спустя год. Кроме общих процедур, связанных с пре доставлением кредита, всегда будут существовать специфические случаи, каждый из которых следует рассматривать индивидуально. В таких условиях фирма мо жет ускорить процесс путем четкого распределения ответственности.
Кредитование и взыскание дебиторской задолженности: субподрядчики Функция оценки кредитоспособности (или взыскания) может быть целиком передана компанией другой фирме (на основании субподряда, так называемого аутсорсинга). Услуги данного рода в полном или частичном объеме предлагают компаниям многие третьи организации, например агентство Dun & Bradstreet. При этом для принятия решения о предоставлении кредита используется балльная система определения кредитоспособности в комбинации с прочей кре дитной информацией. Затем счета заносятся в главную книгу, платежи обраба тываются и начинаются мероприятия по взысканию задолженностей по просро ченным счетам. Как при использовании третьих компаний в любой бизнес- операции, в этом случае все обычно зависит от уровня компетенции. Если фир ма (даже довольно крупная) не обладает достаточной компетенцией в данной области, она может принять решение приобрести эту услугу у другой компании. Если же говорить о небольших и средних фирмах, то самостоятельное выполне ние процедур кредитования и взыскания по счетам дебиторов нередко оказыва ются для них излишне дорогостоящей операцией.
4 Одно из агентств по предоставлению информации о кредитоспособности предлагает сле дующее эмпирическое правило для определения денежного лимита суммы предоставляемого кредита — надо выбрать меньшее значение из двух следующих: 10% от суммы чистого соб ственного капитала фирмы либо 20% cm суммы чистого оборотного капитала заявителя. 460 Часть IV.Управление оборотным капиталом
Управление товарно-материальными запасами и их регулирование Товарно-материальные запасы связывают между собой процессы производства и реализации продукции. Любая производственная фирма должна иметь опреде ленные товарно-материальные запасы на производственной стадии, известные под названием "незавершенное производство". Хотя товарно-материальные запасы других типов — "в пути", "сырье и материалы" и "готовая продукция" — в строгом понимании не настолько обязательны, их наличие способствует повышению гиб кости любой компании. Так, запасы "в пути" — т.е. запасы между различными ста диями производства и хранения — позволяют намного эффективнее использовать производственные графики и различные ресурсы. Без товарно-материальных за пасов данного типа каждый этап производства должен был бы ожидать, пока не будет закончено изготовление изделия на предыдущем этапе. Высокая вероят ность того, что такая ситуация может стать источником задержек в процессе про изводства и простоев, выступает стимулом, побуждающим фирмы иметь какое-то количество товарно-материальных запасов "в пути". Благодаря товарно-материальным запасам обеспечивается гибкая заку почная политика фирмы. Без них компаниям приходилось бы приобретать то вары без резерва ("в обрез"), т.е. в строгом соответствии с потребностями про изводства и производственным графиком. Далее, наличие запасов готовой продукции обеспечивает гибкость производственных графиков и маркетинго вых мероприятий. Благодаря им объем производства не должен основываться непосредственно на объемах продаж. Большие товарно-материальные запасы готовой продукции позволяют эффективнее реагировать на покупательский спрос. Ведь если запасы какого-либо товара оказываются недостаточными, продавец может лишиться определенного объема продаж в данное время либо в будущем. Таким образом, мы видим, что фирмы имеют веские причины для создания всех упомянутых выше типов товарно-материальных запасов. Можно назвать несколько основных преимуществ, обусловленных увеличени ем товарно-материальных запасов. Так, компания может достичь эффекта мас штаба производства, повысить эффективность закупочной политики и увеличить скорость выполнения заказов, т.е. наличие больших запасов повышает гибкость фирмы. Наиболее очевидными недостатками являются общие затраты на хране ние товарно-материальных запасов, куда входят как непосредственно складские затраты (хранение и переработка), так и упущенная прибыль в связи с тем, что часть капитала предприятия связана этими запасами и не может быть инвестиро вана по требуемой ставке доходности. Следует помнить и еще об одном недостат ке: опасности устаревания товара. Однако, учитывая все перечисленные выше преимущества, производственный и коммерческий директора компании обычно склонны приветствовать создание относительно больших товарно-материальных запасов. Кроме того, менеджеры по закупкам при приобретении товаров больши ми партиями, как правило, получают скидки, поэтому они также обычно согласны создавать крупные запасы. Именно финансовый руководитель должен сдержи вать излишнее стремление других специалистов в данном направлении. Обычно для этого следует выполнить анализ текущих издержек на товарно-материальные запасы, а также затрат на их хранение и обработку.
Глава 10. Управление дебиторской задолженностью... 461
В последние годы финансовые руководители получили дополнительную под держку их скептического отношения к созданию больших товарно-материальных запасов благодаря внедрению изобретенной в Японии системы управления запа сами, получившей названиеJLT (Just-in-Time — "точно в срок"). Эта система поло жила конец общепринятому мнению о том, что крупные товарно-материальные запасы являются своего рода буфером, способным защитить компанию от неопре деленности. Основная идея JIT заключается в выпуске (или получении) необхо димой единицы продукции (или сырья) именно в тот момент, когда в ней возника ет потребность, или "точно в срок". Благодаря такому подходу товарно- материальные запасы всех перечисленных выше типов могут быть сведены к ми нимуму, а в некоторых случаях даже до нулевого уровня. Одним из наиболее оче видных преимуществ в результате использования системы J IT является сокраще ние текущих издержек на товарно-материальные запасы. Однако на эту систему возлагаются большие надежды и в других аспектах, например в сфере повышения производительности, качества продукции и гибкости производства. Так же как в случае с дебиторской задолженностью, товарно-материальные за пасы следует увеличивать только до тех пор, пока достигаемая в результате эко номия превышает общие затраты на владение дополнительными запасами. Нуж ный баланс достигается на основе приблизительной оценки размера фактической экономии, затрат на хранение и обработку дополнительных товарно-материаль ных запасов и уровня эффективности их регулирования. Очевидно, что для дос тижения оптимального соотношения необходимо, чтобы такие разные области деятельности фирмы, как производство, маркетинг и финансы, были сфокусиро ваны на выполнении общих основных целей. Далее вашему вниманию предлага ется обзор различных принципов управления товарно-материальными запасами, на основе которых можно достичь такого оптимального соотношения.
Классификация: чем управлять Как мы уже отмечали, в типичной производственной компании обычно суще ствует несколько разных типов товарно-материальных запасов: "незавершенное производство", "в пути", "сырье и материалы" и "готовая продукция". Однако запа сы могут классифицироваться и другим способом: по долларовой стоимости инве стиций, сделанных в них фирмой. Если бы фирме пришлось классифицировать товарно-материальные запа сы по уменьшению их стоимости на единицу запасов, то мы получили бы кри вую кумулятивного распределения, изображенную на рис. 10.5. Мы видим, что в фирме, описанной с помощью этого рисунка, запасы груп пы А, на долю которой приходится всего около 15% общего количества товар но-материальных запасов, приходится 70% их стоимости. Следующие 30%, т.е. группа В, составляют 20% от стоимости товарно-материальных запасов. И на конец, более чем на половину всех запасов, т.е. на 55%, приходится всего 10% их совокупной стоимости. Основываясь на этой типичной схеме, в соответствии с которой относительно незначительная доля товаров и материалов составляет подавляющую часть общей стоимости товарно-материальных запасов, представляется целесообразным, что фирма должна уделять больше внимания управлению более дорогой номенклату рой запасов. Для этого следует присвоить им классификационный индекс А и производить проверку товаров и материалов этой группы чаще других. При этом
462 Часть IV.Управление оборотным капиталом
товарами группы В и С можно управлять менее тщательно и проверять их реже. Такую систему часто и небезосновательно называют ABC-методом управления товарно-материальными запасами(ABC-method of inventory control). Рис. 10.5. Распределение товарно-материальных запасов по их стоимости |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |