Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Кредитная линия (line of credit)

Максимальная сумма, на которую может быть предоставлен кредит конкретному клиенту, Покупатель может приобрести товары только в пределах данной суммы,

 

Кредитная линия — это максимальная сумма, которую конкретная фирма позволяет одновременно иметь покупателю в качестве долга. По сути, она отображает максимальную степень риска, который согласна принять на себя фирма при работе с данным клиентом4.

Назначение кредитной линии позволяет значительно сократить процедуру от­ правки товаров клиенту, однако следует помнить, что ее необходимо постоянно пересматривать в соответствии с изменениями в состоянии фирмы-покупателя. То, что считается вполне приемлемым риском сегодня, может оказаться значи­ тельно менее приемлемым спустя год. Кроме общих процедур, связанных с пре­ доставлением кредита, всегда будут существовать специфические случаи, каждый из которых следует рассматривать индивидуально. В таких условиях фирма мо­ жет ускорить процесс путем четкого распределения ответственности.

 

Кредитование и взыскание дебиторской задолженности: субподрядчики

Функция оценки кредитоспособности (или взыскания) может быть целиком передана компанией другой фирме (на основании субподряда, так называемого аутсорсинга). Услуги данного рода в полном или частичном объеме предлагают компаниям многие третьи организации, например агентство Dun & Bradstreet. При этом для принятия решения о предоставлении кредита используется балльная система определения кредитоспособности в комбинации с прочей кре­ дитной информацией. Затем счета заносятся в главную книгу, платежи обраба­ тываются и начинаются мероприятия по взысканию задолженностей по просро­ ченным счетам. Как при использовании третьих компаний в любой бизнес- операции, в этом случае все обычно зависит от уровня компетенции. Если фир­ ма (даже довольно крупная) не обладает достаточной компетенцией в данной области, она может принять решение приобрести эту услугу у другой компании. Если же говорить о небольших и средних фирмах, то самостоятельное выполне­ ние процедур кредитования и взыскания по счетам дебиторов нередко оказыва­ ются для них излишне дорогостоящей операцией.

 

 

4 Одно из агентств по предоставлению информации о кредитоспособности предлагает сле­ дующее эмпирическое правило для определения денежного лимита суммы предоставляемого кредита — надо выбрать меньшее значение из двух следующих: 10% от суммы чистого соб­ ственного капитала фирмы либо 20% cm суммы чистого оборотного капитала заявителя.


460 Часть IV.Управление оборотным капиталом

 

Управление товарно-материальными запасами и их регулирование

Товарно-материальные запасы связывают между собой процессы производства и реализации продукции. Любая производственная фирма должна иметь опреде­ ленные товарно-материальные запасы на производственной стадии, известные под названием "незавершенное производство". Хотя товарно-материальные запасы других типов — "в пути", "сырье и материалы" и "готовая продукция" — в строгом понимании не настолько обязательны, их наличие способствует повышению гиб­ кости любой компании. Так, запасы "в пути" — т.е. запасы между различными ста­ диями производства и хранения — позволяют намного эффективнее использовать производственные графики и различные ресурсы. Без товарно-материальных за­ пасов данного типа каждый этап производства должен был бы ожидать, пока не будет закончено изготовление изделия на предыдущем этапе. Высокая вероят­ ность того, что такая ситуация может стать источником задержек в процессе про­ изводства и простоев, выступает стимулом, побуждающим фирмы иметь какое-то количество товарно-материальных запасов "в пути".

Благодаря товарно-материальным запасам обеспечивается гибкая заку­ почная политика фирмы. Без них компаниям приходилось бы приобретать то­ вары без резерва ("в обрез"), т.е. в строгом соответствии с потребностями про­ изводства и производственным графиком. Далее, наличие запасов готовой продукции обеспечивает гибкость производственных графиков и маркетинго­ вых мероприятий. Благодаря им объем производства не должен основываться непосредственно на объемах продаж. Большие товарно-материальные запасы готовой продукции позволяют эффективнее реагировать на покупательский спрос. Ведь если запасы какого-либо товара оказываются недостаточными, продавец может лишиться определенного объема продаж в данное время либо в будущем. Таким образом, мы видим, что фирмы имеют веские причины для создания всех упомянутых выше типов товарно-материальных запасов.

Можно назвать несколько основных преимуществ, обусловленных увеличени­ ем товарно-материальных запасов. Так, компания может достичь эффекта мас­ штаба производства, повысить эффективность закупочной политики и увеличить скорость выполнения заказов, т.е. наличие больших запасов повышает гибкость фирмы. Наиболее очевидными недостатками являются общие затраты на хране­ ние товарно-материальных запасов, куда входят как непосредственно складские затраты (хранение и переработка), так и упущенная прибыль в связи с тем, что часть капитала предприятия связана этими запасами и не может быть инвестиро­ вана по требуемой ставке доходности. Следует помнить и еще об одном недостат­ ке: опасности устаревания товара. Однако, учитывая все перечисленные выше преимущества, производственный и коммерческий директора компании обычно склонны приветствовать создание относительно больших товарно-материальных запасов. Кроме того, менеджеры по закупкам при приобретении товаров больши­ ми партиями, как правило, получают скидки, поэтому они также обычно согласны создавать крупные запасы. Именно финансовый руководитель должен сдержи­ вать излишнее стремление других специалистов в данном направлении. Обычно для этого следует выполнить анализ текущих издержек на товарно-материальные запасы, а также затрат на их хранение и обработку.


 

 

Глава 10. Управление дебиторской задолженностью... 461

 

В последние годы финансовые руководители получили дополнительную под­ держку их скептического отношения к созданию больших товарно-материальных запасов благодаря внедрению изобретенной в Японии системы управления запа­ сами, получившей названиеJLT (Just-in-Time — "точно в срок"). Эта система поло­ жила конец общепринятому мнению о том, что крупные товарно-материальные запасы являются своего рода буфером, способным защитить компанию от неопре­ деленности. Основная идея JIT заключается в выпуске (или получении) необхо­ димой единицы продукции (или сырья) именно в тот момент, когда в ней возника­ ет потребность, или "точно в срок". Благодаря такому подходу товарно- материальные запасы всех перечисленных выше типов могут быть сведены к ми­ нимуму, а в некоторых случаях даже до нулевого уровня. Одним из наиболее оче­ видных преимуществ в результате использования системы J IT является сокраще­ ние текущих издержек на товарно-материальные запасы. Однако на эту систему возлагаются большие надежды и в других аспектах, например в сфере повышения производительности, качества продукции и гибкости производства.

Так же как в случае с дебиторской задолженностью, товарно-материальные за­ пасы следует увеличивать только до тех пор, пока достигаемая в результате эко­ номия превышает общие затраты на владение дополнительными запасами. Нуж­ ный баланс достигается на основе приблизительной оценки размера фактической экономии, затрат на хранение и обработку дополнительных товарно-материаль­ ных запасов и уровня эффективности их регулирования. Очевидно, что для дос­ тижения оптимального соотношения необходимо, чтобы такие разные области деятельности фирмы, как производство, маркетинг и финансы, были сфокусиро­ ваны на выполнении общих основных целей. Далее вашему вниманию предлага­ ется обзор различных принципов управления товарно-материальными запасами, на основе которых можно достичь такого оптимального соотношения.

 

Классификация: чем управлять

Как мы уже отмечали, в типичной производственной компании обычно суще­ ствует несколько разных типов товарно-материальных запасов: "незавершенное производство", "в пути", "сырье и материалы" и "готовая продукция". Однако запа­ сы могут классифицироваться и другим способом: по долларовой стоимости инве­ стиций, сделанных в них фирмой.

Если бы фирме пришлось классифицировать товарно-материальные запа­ сы по уменьшению их стоимости на единицу запасов, то мы получили бы кри­ вую кумулятивного распределения, изображенную на рис. 10.5.

Мы видим, что в фирме, описанной с помощью этого рисунка, запасы груп­ пы А, на долю которой приходится всего около 15% общего количества товар­ но-материальных запасов, приходится 70% их стоимости. Следующие 30%, т.е. группа В, составляют 20% от стоимости товарно-материальных запасов. И на­ конец, более чем на половину всех запасов, т.е. на 55%, приходится всего 10% их совокупной стоимости.

Основываясь на этой типичной схеме, в соответствии с которой относительно незначительная доля товаров и материалов составляет подавляющую часть общей стоимости товарно-материальных запасов, представляется целесообразным, что фирма должна уделять больше внимания управлению более дорогой номенклату­ рой запасов. Для этого следует присвоить им классификационный индекс А и производить проверку товаров и материалов этой группы чаще других. При этом


 

 

462 Часть IV.Управление оборотным капиталом

 

товарами группы В и С можно управлять менее тщательно и проверять их реже. Такую систему часто и небезосновательно называют ABC-методом управления товарно-материальными запасами(ABC-method of inventory control).

 
 

Рис. 10.5. Распределение товарно-материальных запасов по их стоимости

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...