Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 7: Урок-лекция, урок-семинар, урок-диспут

Как формы урока литературы

Цели :

- раскрыть особенности таких форм уроков как урок-лекция, урок-диспут, урок-семинар;

- обучить студентов методике проведения данных форм урока.

Задания :

1. Познакомиться с содержанием книги «Активные формы обучения литературе» (составитель Р. И. Альбеткова).

2. Проработать материал к уроку-лекции по творчеству С. Есенина в 11 классе (1 вариант), к уроку-семинару по образу Чацкого из комедии «Горе от ума» в 9 классе (2 вариант) и уроку-диспуту о творчестве рок-поэтов в старших классах (3 вариант).

План занятия:

1. Обсуждение со студентами следующих вопросов :

- Какие формы уроков литературы в практике школьного образования вам известны?

- Охарактеризуйте лекцию как форму обучения. Какие виды лекции существуют?

- Каковы задачи, стоящие перед слушателями на лекции?

- Выделите умения и навыки, лежащие в основе работы учащегося на лекции?

- Какова деятельность учителя при проведении урока-лекции?

- Познакомьтесь с методикой проведения семинара по предложенной вам методической литературе, расскажите об особенностях проведения урока-семинара.

- Какой должна быть подготовка учащихся к этому виду урока?

- Что такое диспут? Какое значение приобрела эта форма занятия в школе?

- Назовите основные условия проведения урока-диспута по литературе.

2. Самостоятельная работа студентов по вариантам: 1 вариант - создание плана-конспекта урока-лекции в 11 классе, 2 вариант - составление плана урока к семинару в 9 классе, 3 вариант - разработка вопросов к диспуту на уроке в 10 классе.

3. Обсуждение результатов самостоятельной работы, анализ выполненных конспектов уроков.

4. Подведение итогов лабораторного занятия.

 

ТЕМА 8: Сопоставление различных методических

Концепций изучения одного и того же произведения

 

Цель :

- выявить умение студентов сопоставлять различные методические концепции изучения одного и того же произведения разными методистами.

Проверочная работа: «Сопоставление и рецензия на методические статьи по изучению творчества М. Ю. Лермонтова».

Статьи :

Леонов, С. А. К изучению поэзии Лермонтова в 9-10 классах / С. А. Леонов // Литература в школе. - 1999. - № 7.

Лопатина, Т. С. Изучение творчества М.Ю.Лермонтова в старших классах / Т. С. Лопатинра // Веч.сред.шк. - 1989. - № 5.

Маранцман, В. Г. Изучение стихотворения М. Ю.Лермонтова «Парус» / В. Г. Маранцман // Изучение литературы в 6 классе. - СПб. : Просвещение, - 1998. – 253 с.

Рез, З. Я. Изучение лирических произведений в школе / З. Я. Рез. – Л. : Просвещение, 1968. – 176 с.

Необходимо использовать : Методические рекомендации к учебным хрестоматиям для 6-11 классов общеобразовательной школы (разделы об изучении творчества Лермонтова).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ СТУДЕНТАМ

 

Учебно-методический комплекс дисциплины «Теория и методика обучения литературе» призван помочь студентам 3-4 курсов филологического факультета в освоении курса - одного из основных, изучаемых по специальности 050301.65«Русский язык и литература». УМКД ориентирован на профессиональную подготовку учителя литературы, которая подробно изложена в учебном комплексе.

При выборе основной рекомендуемой литературы автор УМКД исходит из следующего положения : учителю-словеснику в своей профессиональной деятельности необходимо использование как традиционных, так и инновационных подходов и методов в преподавании литературы в школе.

Предлагаемый учебно-методический комплекс призван определить основные ориентиры, опираясь на которые студенты смогут в дальнейшем самостоятельно определять наиболее продуктивные концепции преподавания словесности, а также усваивать и упорядочивать материал обширной научной и учебно-методической литературы по интерпретации диалектически сложных литературоведческих, историко-литературных фактов и явлений.

Каждому студенту необходимо изучить описание последовательности УМКД.

Материал курса разбит на 15 тем. Темы объединяются при изучении и обсуждении на 17 практических и 8 лабораторных занятий, как представлено в рабочей программе и в технологической карте изучения курса. Предложены две лекции-полилога и два семинарских занятия обзорных тем: «Основные этапы развития методики преподавания литературы», «Инновационные процессы в теории и практике преподавания литературы в школе».

Студент должен знать, что прежде чем приступить к выполнению заданий для самоконтроля, необходимо изучить материал лекций и сопоставить его с трактовками, предлагаемыми в источниках в списке рекомендованной литературы, указанной после каждой темы практических занятий и данной перед каждой лекцией.

В процессе освоения дисциплины необходимо регулярно обращаться к глоссарию, предложенному в УМКД, с тем, чтобы к концу изучения курса каждым студентом был составлен полный перечень терминов по теории и практике преподавания литературы в школе.

Ряд заданий, предлагаемых на практические занятия, включает материал, направленный на систематизацию знаний, полученных студентами в ранее изученных курсах : взаимосвязи теории и методики обучения литературе многообразны, прежде всего, с литературоведением, лингвистикой, теорией и методикой обучения русскому языку, педагогикой, психологией, эстетикой, социологией, культурологией, философией, искусствоведением, историей, историей религий, в частности с историей и культурой Православия.

После изучения материала по отдельным темам студентам предлагается выполнить тестовые задания. Специфика тестов заключается в том, что они содержат задания закрытого и смешанного типов : т.е. задания на выбор одного верного ответа, задания, содержащие несколько верных ответов, задания на установление соответствия и задания, в которых ответ должен быть дан в виде слова или словосочетания. Тема считается освоенной, если студент дает не менее 90 % правильных ответов.

Успешное освоение дисциплины предполагает активное, творческое участие студента путем планомерной, повседневной работы.

Изучение дисциплины следует начинать с проработки рабочей программы, особое внимание уделяя целям и задачам, структуре и содержанию курса.

Необходима постоянная работа с конспектами лекций. Важно просмотреть конспект сразу после занятий, отметить материал конспекта лекций, который вызывает затруднения для понимания. Попытаться найти ответы на трудные вопросы, используя рекомендуемую литературу. Если самостоятельно не удалось разобраться в материале, сформулировать вопросы и обратиться за помощью к преподавателю на консультации или ближайшей лекции.

Регулярно отводить время для повторения пройденного материала, проверяя свои знания, умения и навыки по контрольным вопросам.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ И АУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Самостоятельная работа студентов 3-4 курсов филологического факультета по Теории и методике обучения литературе – это многообразные виды индивидуальной и коллективной деятельности, осуществляемые под руководством, но без непосредственного участия преподавателя в специально отведенное для этого аудиторное или внеаудиторное время.

Это особая форма обучения по заданиям к лекциям, практическим и лабораторным занятиям, выполнение которых требует активной мыслительной деятельности. Всевозможные формы заданий предложены в учебно-методическом комплексе. Кроме того, указаны все виды контроля качества профессиональной подготовки, даны методические рекомендации к выполнению контрольных работ, написанию курсовых и дипломных проектов.

Чтобы выполнить то или иное задание по теории и методике обучения литературе, студенту необходимо повторение пройденного теоретического материала, установление главных вопросов выбранной темы или проблемы, определение глубины и содержания знаний по теме, составление тезисов по теме, отбор необходимой литературы.

При выполнении форм и видов самостоятельной работы студент должен постоянно общаться с преподавателем. Формы самые различные: текущее собеседование и контроль со стороны преподавателя, консультации; анализ, рецензирование, оценка, коррективы СРС и др.

Необходимо соблюдение этапов выполнения СРС :

знакомство с теоретическими вопросами плана практического или лабораторного занятия

выбор не менее трех индивидуальных заданий из перечня предложенных

подбор рекомендуемой литературы

выполнение задания рубрики «Выполнить всем»

определение вопросов, по которым нужно прочитать или законспектировать дополнительную литературу

определение даты сдачи контрольной работы по теме, индивидуальных заданий, творческих работ

Важно при организации СРС использовать различные формы, виды и методы :

· конспектирование

· реферирование литературы

· аннотирование книг, статей

· выполнение заданий поисково-исследовательского характера

· углубленный анализ научно-методической литературы, проведение эксперимента

Работа на лекции : составление или слежение за планом чтения лекции, проработка конспекта лекции, дополнение конспекта рекомендованной литературой.

Участие в работе семинара : подготовка конспектов выступлений на семинаре, рефератов, выполнение заданий.

Лабораторно-практические занятия : действие в соответствии с инструкциями и методическими указаниями, получение результата.

УИРС и НИРС при выполнении самостоятельной, контрольной, курсовой и дипломной работ.

Контрольная работа, творческие задания, все виды контроля – письменное выполнение.

При выполнении любого задания необходимо обращение к порталам и сайтам Интернета, представляющим материалы по методике преподавания литературы.

Часть заданий должна выполняться письменно.

 

Требования к письменным заданиям студентов по теории и методике обучения литературе следующие

 

Структура и содержание письменного задания

 

1. Объем зависит от поставленной задачи : от 3 до 5 страниц.

2. Текст состоит из краткого введения, основной части и краткого заключения.

3. Во введении приводится самостоятельная трактовка ключевых понятий и представляется проблема, составляющая, с точки зрения студента, существо задания.

4.Основная часть - систематизированное, творческое, аргументированное, критическое решение поставленной методической проблемы; выделяются связи понятий, их смыслов; представляются нравственные и технологические ценности явления, идеи, факта, раскрывается их духовное и культурное значение лично для студента, ставящего себя в предполагаемую заданием ситуацию.

5. В заключении даются краткие выводы и результаты решения проблемы.

Критериидля выставления оценок за письменные задания:

· знание проблемы,

· систематичность изложения,

· самостоятельность,

· творческий характер,

· аргументированность позиций,

· открытость,

· критичность,

· дополнение собственными смыслами,

· представление личностной позиции.

 

Показатели соответствия выполненных заданий критериям и оценкам.

 

«Отлично» за выполненное задание по теории и методике обучения литературе можно поставить, если:

- текст по одной из тем составлен самостоятельно (материалы пособий/лекций использованы в качестве небольших цитат); выражен творческий характер выполнения задания: выделена проблема, обострены явные и скрытые противоречия, установлены связи смыслов между ними, представлен поиск недостающей информации и использование ее для решения возникающих проблем; присутствует работа фантазии, воображения и интуиции; критически аргументирована собственная точка зрения; представленные преподавателем (пособием) явления дополнены собственным опытом и смыслами; позитивная направленность ориентации в духовных и культурных ценностях; высокий уровень достаточно систематизированных знаний.

 

ВОЗМОЖНЫЕ ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ лекционного КУРСА «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

(вопросы предложены по основным темам)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

СОВРЕМЕННОЙ МЕТОДИЧЕСКОЙ НАУКИ

 

1. Какое определение методики преподавания литературы вы считаете наиболее значимым?

2. Какая концепция преподавания литературы в школе соответствует вашим профессиональным интересам?

3. Назовите теоретические проблемы современной методической науки.

4. Какие психологические исследования представляют для вас наибольший интерес?

5. Какие литературоведческие концепции вы предпочитали бы использовать в будущей профессиональной деятельности?

 

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ

МЕТОДИКИ ПРЕПОДАВАНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Составьте подробную библиографию работ одного из методистов ХIХ-ХХ вв. Проследите эволюцию его взглядов на преподавание литературы в школе. Что из его опыта можно, по вашему мнению, использовать в современной школе?

2. Сопоставьте варианты изучения одного из произведений русской классической литературы («Бесы» А. С. Пушкина, «Тарас Бульба» Н. В. Гоголя, «После бала» Л. Н. Толстого и др.), описанные в работах методистов-словесников ХIХ-ХХ вв. В чем вы видите принципиальные различия этих вариантов? Что их сближает? Какие методические находки вы могли бы использовать в своей работе?

3. Познакомьтесь с несколькими учебниками по литературе для средних или старших классов, созданными в конце XIX — начале XX в. Каким вы видите идеальный вариант учебника по литературе? Как вы оцениваете высказывания отдельных педагогов о ненужности учебника?

 

ЭТАПЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

 

1. Дайте характеристику основных этапов литературного образования в современной школе.

2. Назовите основные цели вступительных занятий.

3. Определите содержание школьного анализа литературного произведения.

4. В чем вы видите основные задачи заключительных занятий?

 

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

 

1. Назовите известные вам основы классификации методов обучения литературе.

2. В чем вы видите основные достоинства аналитической беседы?

3. Определите возможности исследовательского метода на уроках литературы.

4. Как вы будете планировать деятельность учащихся в процессе чтения лекции учителем?

 

ВЗАИМОСВЯЗЬ ВОСПРИЯТИЯ И АНАЛИЗА

ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Назовите основные особенности восприятия читателями литературного произведения.

2. Как вы понимаете взаимосвязь восприятия произведения и его анализа на уроке?

3. Какова специфика восприятия литературы учащимися различного школьного возраста?

4. Охарактеризуйте особенности восприятия школьниками различных родов и жанров литературы.

5. Приведите пример углубления восприятия текста в процессе анализа одного из произведений, изучаемых в средних или старших классах.

 

ЧТЕНИЕ И ИЗУЧЕНИЕ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ

ПРОИЗВЕДЕНИЙ В ИХ РОДОВОЙ СПЕЦИФИКЕ

 

1. В какой мере методика анализа эпического произведения должна опираться на своеобразие рода и жанра?

2. Каковы особенности восприятия эпических произведений школьниками? Как их можно учесть в проведении анализа художественного текста?

3. Раскройте на конкретном примере, как можно сосредоточить внимание читателя на трех центрах: событиях, героях произведения, авторе.

4. Как помогает работа над эпизодом понять общую концепцию анализа эпического произведения?

5. Рассмотрите варианты организации чтения большого по объему эпического произведения.

6. Как можно построить работу над текстом эпического произведения в процессе изучения творческой биографии писателя или обзорной темы?

7. Какие аспекты школьного анализа эпического произведения привлекают вас в наибольшей степени (этические, эстетические, социальные, стилистические и др.)?

8. Каковы особенности уроков лирики в школе?

9. В какой мере методика анализа лирического текста может опираться на своеобразие рода произведения?

10. Какие особенности восприятия лирического произведения учащимися следует учитывать в процессе анализа?

11. Какова роль выразительного чтения на уроках лирики?

12. В чем вы видите основные особенности изучения драматических произведений в школе?

13. Назовите методы работы, которые помогают учесть трудности восприятия драмы учащимися.

14. Какую роль играет обращение к сценической истории пьесы на уроках чтения и анализа текста драмы?

 

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ СИСТЕМАТИЧЕСКОГО

КУРСА ЛИТЕРАТУРЫ В СТАРШИХ КЛАССАХ

 

1. Раскройте содержание и определите структуру курса литературы в IX-XI классах.

2. Как вы понимаете динамику в работе с учащимися от IX к XI классу?

3. Дайте характеристику одной из монографических тем.

4. Назовите формы и методы проведения уроков-биографий.

5. Какие типы обзорных тем представлены в школьных программах по литературе?

6. Раскройте содержание одной из обзорных тем и особенности анализа художественного текста на соответствующем уроке.

7. Приведите пример планирования внеклассной работы в ходе изучения обзорной или монографической темы.

 

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЬНОМ ИЗУЧЕНИИ

 

1. Какое место занимает теория литературы в школьном литературном образовании?

2. Назовите принципы изучения элементов теории литературы в школе, которые наиболее соответствуют вашим убеждениям.

3. В чем вы видите недостатки работы по теории литературы в школе?

4. Опишите систему и последовательность работы по теории литературы в школе.

5. Охарактеризуйте позицию одного из исследователей в решении вопроса об изучении теоретико-литературных понятий в школе.

6. Раскройте последовательность изучения в школе одного из теоретико-литературных понятий.

 

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В СОВРЕМЕННОЙ СРЕДНЕЙ ШКОЛЕ

 

1.Охарактеризуйте одну из классификаций типов уроков литературы.

2. Какие условия работы вы определите как наиболее благоприятные для общего и литературного развития школьников.

3.Дайте анализ одного из уроков литературы из приложения к журналу «Литература в школе» «Уроки литературы» за последний год.

 

РЕЧЕВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Разработайте конспект урока по подготовке одиннадцатиклассников к ЕГЭ по литературе для выполнения задания С5. Сочинение-рассуждение по проблемному вопросу.

2. Опишите 2-3 речевые ситуации, стимулирующие активную речевую деятельность школьников при изучении драматического произведения.

3. Дайте консультацию учащимся 11 класса по выполнению заданий С1 – С4 ЕГЭ по литературе.

 

РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ УЧАЩИХСЯ

В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Сформулируйте темы письменных работ для учащихся V-VII, IX и X классов по творчеству М. Ю. Лермонтова и Н. В. Гоголя (см. школьные программы по литературе). Подготовьте темы по творчеству этих же писателей для выпускного экзамена (XI класс).

2. Сформулируйте темы экзаменационных сочинений по материалам изучения литературы в XI классе, в том числе и темы «сквозные».

3. Разработайте методику урока по обучению девятиклассников изложению с элементами сочинения. Подберите текст для такого изложения.

4. Напишите сочинение на одну из тем, предложенных в данной главе учебника (см. материал о тематической классификации сочинений).

5. Разработайте конспект урока обучающего сочинения, желательно с использованием материала сочинения, написанного лично вами.

6. Проведите в школе урок обучающего сочинения, проведите урок-сочинение, соберите, проверьте и проанализируйте работы учащихся. Подготовьте конспект урока по анализу написанных сочинений, руководствуясь изложенными в главе требованиями к сочинениям на литературную тему.

7. Напишите рецензию на одно из пособий, посвященных работе над сочинениями.

 

ВНЕКЛАССНОЕ ЧТЕНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ

 

1. Проанализируйте одну из публикаций по проблемам социологии и психологии чтения. Какие тенденции в чтении современных школьников отмечены в этой публикации? Как результаты научных исследований могут быть использованы в практике работы учителя-словесника?

2. Познакомьтесь с вариантами списков литературы для внеклассного чтения, рекомендательными указателями книг для школьников. Сопоставьте эти списки с аналогичными списками, предлагавшимися словесниками конца XIX — начала XX в. (В. П. Острогорским, Ц. П. Балталоном, Ю. Н. Верещагиным, Н. В. Чеховым и др.). Составьте свой вариант списка литературы для внеклассного чтения в одном из классов.

3. Подготовьте вариант планирования системы уроков внеклассного чтения в одном из классов, учитывающий разнообразные виды связи классного и внеклассного чтения.

4. Разработайте цикл уроков внеклассного чтения по литературным сказкам в V классе. Как вы будете знакомить пятиклассников с биографиями писателей-сказочников? Как сделать уроки живыми, интересными, запоминающимися? Какие литературные игры, конкурсы, викторины можно провести на этих уроках?

5. Продумайте план урока внеклассного чтения в старших классах, посвященного обсуждению одной из литературных новинок. Подготовьте вопросы для самостоятельной работы старшеклассников с текстом.

 

Индивидуальные задания для самостоятельной

работы студентов – подготовка портфолио специалиста

(3 - 4курсы)

1. В рукописном или электронном виде (возможен ксерокс) варианты школьных программ по литературе с объяснительными записками (не менее двух).

2. Программы 2-х вариантов факультативов по литературе в старших классах (с указанием обязательной и дополнительной литературы).

3.Составить подробную библиографию работ (монографии, рекомендации, книги для учителя, книги для учащихся) по творчеству писателя, предложенного преподавателем, и методике его изучения в средней школе.

4.Подробная библиография статей (литературоведческих и методических) о творчестве писателя. Просмотреть журналы за последние 5 лет: «Литература в школе», «Филологические науки», «Русский язык в школе», «Русская речь», «Русская литература», «Русская словесность», «Литература» - Приложение к газете «1 сентября», «Наш современник», «Москва», «Нева», «Звезда» и др.

5. Квалификационная характеристика учителя-словесника.

6. Схема анализа урока литературы.

7. Тематическое планирование уроков литературы в 5-11 классах (класс и программа - по выбору).

8.Нормы оценки знаний и умений учащихся по литературе (нормативный документ).

9. Схема планирования изучения литературной темы в школе.

10. Конспект вступительного занятия при изучении творчества писателя в определенном классе (по выбору).

11. Конспект урока анализа художественного произведения конкретного писателя в конкретном классе (по выбору).

12. Конспект заключительного занятия при изучении творчества писателя.

13. Конспект урока внеклассного чтения.

14. Конспект урока развития речи.

15. Конспект внеклассного мероприятия по литературе.

16. Составить 20-30 тем письменных работ разных жанров по творчеству писателя в разных классах.

17. Образцы трех литературных викторин (1 для средних классов и 2 для старших).

18.Письменный анализ посещенного в школе урока при изучении творчества писателя (указать № школы, Ф.И.О. учителя). Анализ сделать по схеме.

19. Рецензии на 2 сочинения (письменные работы прилагаются).

20. План-конспект урока по изучению теории литературы при знакомстве с творчеством писателя в конкретном классе (по выбору).

21. Конспект урока, интегрирующего литературу и философию.

22. Программа факультатива по изучению мордовской литературы в средней школе (указать литературу).

23.Конспект урока по изучению современной русской литературы.

24.Схема анализа эпического произведения и конспект урока изучения конкретного эпического жанра (по выбору).

25. Схема анализа лирического произведения и фрагмент урока изучения конкретного лирического жанра (по выбору).

26. Конспект урока изучения драматического произведения в старших классах.

27.Описание обобщенного опыта работы одного из учителей-словесников Республики Мордовия (рекомендации по изучению опыта работы учителя-словесника).

28.Конспект урока М. А. Рыбниковой.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...