Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Презентация образца школьного анализа литературного произведения: жанр – по выбору

Методические рекомендации по осмыслению и истолкованию литературного произведения в старших классах школы

 

1. Исторические условия, основные общественные проблемы современности, привлекшие к себе внимание писателя.

2. Личность автора (его взгляды и мировоззренческие позиции). Литературное направление, к которому он принадлежит. Формирование литературного стиля (мировоззрение, выбор темы, образов, жанров и приемов творчества) на отдельных этапах писательской деятельности.

3. Тема, проблемы и основная идейная направленность произведения. Важно помнить, что тема - это основа познания, иначе говоря, предмет познания, а основным предметом познания в художественной литературе являются социальные характеры.

Темой художественного произведения может выступать ряд событий, явлений, предметов действительности (а также человеческого сознания и культуры), который стал основой авторского повествования, средством конкретной реализации определенного идейно-эстетического замысла писателя. Система же взаимосвязанных тем есть тематика.

Понимание школьниками художественного произведения в ходе анализа становится более ясным, осознанным, если его содержание представлять как круг острых, жизненных противоречий (проблем), стоящих перед автором и его героями и настоятельно требующих своего разрешения в сюжетном действии.

Идея литературного произведения - это единство всех сторон его содержания (тематики, проблематики и идейно-эмоциональной оценки), это образная, эмоциональная обобщающая мысль писателя, проявляющаяся и в выборе, и в осмыслении, и в оценке характеров.

4. Главные герои (характеры), в какой степени и в каком направлении разрешаются на их примере основные проблемы, тема и идея произведения? Типическое в жизни и характерах этих героев.

5. Второстепенные герои, их типичность. Связь их между собой и с главными героями. Помогают ли они и каким образом разрешению основных проблем произведения.

Анализ образа-персонажа наиболее важен для постижения литературного произведения. Поэтому необходимо учесть все составляющие компоненты его характеристики:

1) авторское представление героя, портрет, поведение, биографические материалы, речь, взгляды и убеждения (мировоззрение), мироощущения (настроения, «диалектика души») и т.д.;

2) структура образа (как писатель раскрывает характер, какие сцены и части текста важны для характеристики, определить их идейно-художественную роль, указать наиболее выразительные художественные детали);

3) отношение героя к другим персонажам произведения, «сцепление образов» (Л.Н.Толстой), окружение героя (люди, обстановка, природа); какое художественное значение для раскрытия характера они имеют;

4) художественная выразительность героя-образа (насколько живо воспринимается читателем, вызывает ли конкретные представления и рассуждения людей о жизни соответствующего времени, возбуждает ли мысли и чувства читателя; какими средствами эта выразительность достигнута);

5) идейно-обобщающий смысл образов: историческая обусловленность, идейная направленность, типичность.

При истолковании образа-персонажа обращаемся к самым различным приемам художественного изображения. Это описание внешности, обстановки, рассказ о поведении человека, его поступках, изображение его внутреннего мира, его манера говорить, самохарактеристика, высказывания о других персонажах, внутренние монологи, авторские отступления и характеристики, фамилия героя, другие художественные детали.

6. Сюжет и фабула произведения. Этапы развития сюжета: экспозиция, завязка, кульминация, развязка. В какой степени сюжет и его развитие помогают раскрытию характеров и идейной направленности произведения?

Сюжет и фабула... Оба эти термина обозначают совокупность событий художественного произведения. Некоторые учителя-практики пользуются ими как синонимами. Мы считаем, что уже на начальных этапах литературного развития школьников нужно говорить о сюжете и фабуле как о разных сторонах одного и того же явления. Это поможет учащимся воспринимать в произведении не только внешнюю сторону событий, но и их глубинный смысл. Сюжет - это цель автора, а фабула - средство достижения этой цели; фабула - это то, что было на самом деле, сюжет - то, как узнал об этом читатель. Сюжет произведения включает в себя не только те события, которые непосредственно в нем разворачиваются, но также и события духовного мира автора, его размышления, лирические отступления и т. д. Естественно, каждый из элементов сюжета выполняет определенную функцию, и задача учителя и ученика увидеть это в ходе анализа.

7. Другие компоненты: диалоги, пейзаж, вводные эпизоды (как сценические, так и описательные), авторские отступления, речь героев.

8. Язык писателя как средство раскрытия образов и идейной направленности произведения: своеобразие лексики, тропов, поэтического синтаксиса, ритмики. Для формирования аналитических умений учащихся среднего звена учителю необходимо дать или воспроизвести уже имеющиеся знания о следующих средствах выразительности:

- об иносказательной изобразительности и выразительности тропов (метонимия, синекдоха, метафора, ирония, сравнения, метафорические эпитеты и т. д.);

- о видах словесно-предметной изобразительности (олицетворение, образный параллелизм, развернутое сравнение, образы-символы, образы-аллегории, образы-эмблемы, гипербола, литота);

- о средствах создания интонационно-синтаксической выразительности (речевая интонация, эллипсис, анафора, эпифора, рефрен, градация, антитеза, оксюморон, инверсия, риторическое восклицание, вопрос, недоговоренность и т. д.);

- о лексических средствах образности (омонимы, омофоны, паронимы, синонимы, антонимы, неологизмы, историзмы, варваризмы, диалектизмы, фразеологизмы и т. д.);

- о средствах создания ритмичности художественной речи в прозе (логические паузы, логические ударения, обособления разного рода) и в стихах (ритмические паузы, рифмы - мужская/женская, бедная/богатая, полная/неполная), о системах стихосложения, стихотворных размерах, строфике и т, д.

9. Жанр и жанровое своеобразие произведения.

10.Традиции и новаторство художника слова. В чем он продолжил идеи предшественников и что ввел нового. Имеются ли у него новые темы и идеи, новые характеры, новые способы раскрытия характеров, новое в композиции, языке и т. д.? Создал ли новое направление в литературе или развил и углубил те или иные стороны в существующем направлении?

11. Значение творчества писателя для своего времени и для последующих поколений.

12. Художественное произведение и его интерпретация в других видах искусства (музыка, живопись, театр, кинематограф, телевидение и др.).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...