Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Критерий «последовательность и логичность изложения»

 

4. Последовательность и логичность изложения Баллы
а) части высказывания логически связаны, мысль развивается от части к части, нет нарушений последовательности внутри смысловых частей высказывания и необоснованных повторов
б) части высказывания логически связаны между собой, мысль развивается от части к части, но есть повторы и нарушения последовательности внутри смысловых частей высказывания
в) части высказывания логически связаны между собой, но мысль повторяется и не развивается, есть отступления от основной проблемы, предложенной в вопросе
г) грубые нарушения последовательности, нет связи между частями и внутри частей, есть повторения, отсутствует общая логика высказывания

 

Основная трудность в оценке этого аспекта работы экзаменуемого состоит в том, что нужно одновременно оценить замысел, смысловую цельность и композиционную стройность высказывания, логику, связность изложения. Нарушение последовательности изложения ведет к появлению в работе логических ошибок. Логическая ошибка – нарушение правил или законов логики, признак формальной несостоятельности содержащих ее определений, рассуждений, доказательств и выводов.

Логические ошибки обусловлены неправильным ходом мыслей в рассуждении и могут проистекать из-за неправильного истолкования или использования в качестве посылок данного рассуждения тех или иных утверждений; из-за нарушения законов логики в ходе рассуждения; из-за неправильного истолкования в качестве заключения утверждения, которое на самом деле не является выводом из данного рассуждения (напр., в доказательстве – подмена тезиса)». (Например: «Пушкин прекрасно знает и любит родную природу. Это доказывает, что природа и человек не могут жить друг без друга.»).

Критерий «следование нормам речи»

5. Следование нормам речи Баллы
а) допущена 1 речевая ошибка
б) допущено 2 – 3 речевых ошибки
в) допущено 4 речевых ошибки
г) количество допущенных речевых ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

 

Последний критерий проверяет, насколько хорошо экзаменуемый овладел умением строить не только логически связное, но и стилистически грамотное, нормативное речевое высказывание, навык которого формируется в процессе изучения литературы.

Грамотность и нормативность речи оценивается по количеству речевых ошибок и речевых недочетов, допущенных учащимися в тексте экзаменационной работы.

На оценку задания С5 распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках. Поэтому при подсчете ошибок не учитываются описки, однотипные и повторяющиеся ошибки, два речевых недочета могут приравниваться к одной речевой ошибке.

Типы ошибок (фактические, логические, речевые)

Типичными можно считать следующие ошибки, допускаемые при выполнении экзаменационной работы по литературе в формате ЕГЭ:

- недостаточное знание (а в ряде случаев незнание) текста художественных произведений;

- невладение историко-литературным и культурно-историческим контекстом;

- неверное или неточное использование литературоведческих терминов и понятий;

- неадекватное прочтение формулировок заданий;

- неумение построить собственное монологическое высказывание в письменной форме;

- изъяны в речевом оформлении письменных ответов разного объема.

Подробно данная методическая проблема раскрыта в пособии «Типичные ошибки при выполнении заданий единого государственного экзамена»: авторы: С.А. Зинин, Л.В. Новикова, О. Б. Марьина, 2009 год. Далее прокомментируем три типа ошибок.

Фактические ошибки

Нарушение требования достоверности в передаче фактического материала вызывает фактические ошибки, представляющие собой искажение изображаемой в высказывании ситуации или отдельных ее деталей.

К фактическим ошибкам можно отнести различного рода фактические неточности: неверно указанные годы жизни писателя или время создания художественного произведения, неверные обозначения топонимов, ошибки в употреблении терминологии, неправильно названные жанры, литературные течения и направления и т. д. Например, в работах 2008 года присутствовала типичная фактическая ошибка: экзаменуемые плохо припоминали фамилию одной из героинь романа И.А. Гончарова «Обломов»: вместо указания на Пшеницыну в экзаменационных работах можно было обнаружить, например, Хозяйкину. Экзаменуемые часто путают не только имена героев, но названия произведений (так, часть экзаменуемых 2008 г. не могли точно указать названия глав романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»).

Фактические ошибки можно разделять на грубые и негрубые. Безусловно, если экзаменуемый утверждает, что автором «Евгения Онегина» является Лермонтов, или называет Татьяну Ларину Ольгой – это грубые фактические ошибки. Если же вместо «Княжна Мери», выпускник написал «Княжна Мэри», то эта ошибка может оцениваться экспертом как фактическая неточность или описка и не учитываться при оценивании работы.

Вследствие плохого знания текста произведения экзаменуемые неправильно интерпретируют поступки и слова персонажей, события, «вкладывая» в текст отсутствующий в нем смысл; ошибочно или неполно определяют роль анализируемого фрагмента в художественном произведении; неверно выделяют структурные элементы текста (часть, главу и т.д.); искажают сюжет и проч. Например, в одной из работ утверждалось, что счастью Катерины и Бориса (пьеса А.Н. Островского «Гроза») помешали родители Бориса. К сожалению, немало примеров, показывающих отсутствие какой-либо ориентированности в тексте. Одно из заданий по пьесе Д.И. Фонвизина «Недоросль» требовало от экзаменуемых перечисления положительных персонажей комедии. У ряда учащихся получались весьма неожиданные комбинации: наряду с Милоном, Правдиным и Стародумом назывались (по принципу «что помню») Скотинин, Простакова, Вральман (не помогала даже наличие «говорящих» фамилий). Незнание текстов приводит к построению неудачных или ложных сопоставлений при выполнении заданий, требующих привлечения литературного контекста. В одном из вариантов экзаменационной работы был предложен вопрос: «Какие стихотворения русских поэтов носят характер лирической исповеди и какие мотивы сближают их со стихотворением С.А. Есенина «Письмо матери»? Некоторые экзаменуемые шли по пути перечисления поэтов наудачу, разумеется, не забывая Пушкина (в расчете на его «всеохватность») и попадали впросак, поскольку «материнской» темы поэт не коснулся в своей лирике (есть лишь такой адресат, как няня).

Итак, к типичным фактическим ошибкам относятся:

1) искажение историко-литературных фактов;

2) искажение имён собственных;

3) ошибки в обозначении времени и места события;

4) ошибки в передаче последовательности действий, в установлении причин и следствий событий и т.п.

Логические ошибки

Экзаменуемые, затрудняющиеся в понимании специфики и логики поставленного вопроса, обычно демонстрируют неумение логично и аргументированно строить собственное монологическое высказывание, неумение делать обобщения.

Контроль за соблюдением основных законов логического мышления – обязательный этап анализа сочинения. Лучшие работы экзаменуемых отличает четкость суждений, непротиворечивость, последовательность изложения мыслей и обоснованность тезисов и выводов.

Логические ошибки, по определению Д. Э. Розенталя, – это неразличение «близких в каком-либо отношении обозначаемых понятий. Нередко экзаменуемый не различает причину и следствие, часть и целое, смежные явления, родовидовые, видовые и другие отношения». (Например: «Так как Обломов – человек ленивый, у него был Захар – его слуга»).

Вариантность смысловой организации текста не безгранична: законы правильного мышления определяют ясное развитие мысли. Логическая доброкачественность информации, которую несёт текст, определяется её достоверностью, точностью и непротиворечивостью.

Каждая мысль текста при повторении должна иметь определенное, устойчивое содержание (предмет рассуждения не должен меняться произвольно в ходе повторения, понятия – подменяться и смешиваться).

Сбивчивость мышления, недостаточная осведомлённость могут привести к присутствию в сочинении двух противоположных суждений об одном и том же предмете, поданных экзаменуемым как истинные.

Точность подбора тезисов, чёткость их формулировки, конструктивная ясность текста способствуют логической определённости изложения, позволяют достичь последовательности развития мысли.

Сочинение должно быть доказательным (всякая истинная мысль должна быть обоснована другими мыслями, истинность которых доказана). При соблюдении этого требования все мысли, высказанные в тексте, вытекают одна из другой. Таким образом, в сочинении все мысли должны быть внутренне связаны друг с другом, вытекать одна из другой, обосновывать одна другую. Истинность суждений должна быть подтверждена надёжными доказательствами.

К характерным логическим ошибкам экзаменуемых относятся:

1) нарушение последовательности высказывания,

2)отсутствие связи между частями предложения,

3)неоправданное повторение высказанной ранее мысли,

4)раздробление микротемы другой микротемой,

5)несоразмерность частей высказывания,

6)отсутствие необходимых частей высказывания,

7)перестановка частей высказывания и т.п.

Речевые ошибки

Речевые ошибки следует отличать от ошибок грамматических, которые состоят в ошибочном словообразовании, ошибочном образовании форм частей речи, в нарушении согласования, управления, а также в нарушении связи между подлежащим и сказуемым, ошибочном построении предложения с деепричастным или причастным оборотом, однородными членами, а также сложных предложений, в смешении прямой и косвенной речи, в пропусках необходимых слов и нарушении границ предложения.

(См. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Пособие для учителя. – Москва.: Просвещение, 1986. С. 81).

Эти ошибки, несомненно, снижают качество работы, и грубейшие из них могут быть отнесены к речевым.

К изложению литературного материала прямое отношение имеют речевые и стилистические ошибки. Стилистические ошибки являются одним из видов речевых ошибок. Их разграничение важно для работ высокого качества. К речевым ошибкам лексического характера следует отнести:

1) употребление слова в несвойственном ему значении;

2) нарушение лексической сочетаемости;

3) употребление лишнего слова (плеоназм);

4) употребление рядом однокоренных слов (тавтология);

5) употребление слова (или выражения) иной стилевой окраски;

6) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм;

7) бедность и однообразие синтаксических конструкций;

8) неудачный порядок слов (та же работа, с. 87).

Еще раз подчеркнем, что разновидностью речевых ошибок являются стилистические. «Стилистические смешения, – как указывает В.И. Капинос, – это особая группа речевых недочётов, которые разрушает единство стиля высказывания» (та же работа, с. 86).

К стилистическим ошибкам следует относить:

1) употребление иностилевых слов и выражений;

2) неудачное использование экспрессивных, эмоционально-окрашенных средств;

3) немотивированное применение диалектных и просторечных слов и выражений;

4) смешение лексики разных исторических эпох.

Соблюдение единства стиля – самое высокое достижение пишущего. Поэтому стилистические смешения В.И. Капинос справедливо предлагает называть стилистическими недочётами.

 

ТЕСТЫ

ПО КУРСУ «ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА

ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

I вариант

4 курс. Специальность «Русский язык и литература»

 

1. Кому принадлежит определение методики преподавания литературы:

«Она предначертала бы нам, как на ландкарте, путь, по которому можно идти при наставлении юношества, дабы могли мы по оному достигать наших предметов»:

1. Ломоносову

2. Новикову

3. Сперанскому

4. Курганову

2. Какая из теоретических проблем не принадлежит современной методической науке:

1. Проблема восприятия произведений художественной литературы

2. Проблема диалога культур в литературном образовании школьников

3. Поиск новых структур урока литературы и моделирование инновационных форм проведения занятий

4. Воздействие трудового метода на формирование литературных способностей школьников

3. В «Очерках по методике литературного чтения» М.А.Рыбниковой излагается:

1. История методики преподавания литературы

2. Целостная система преподавания литературы в средних классах

3. Система внеклассной работы по литературе в старших классах

4. Методика изучения критических статей на уроках литературы в старших классах

4. Какой из этапов литературного развития читателя-школьника называется периодом нравственного эгоцентризма:

1. Начальные классы

2. 5-6 классы

3. 7-9 классы

4. 10-11 классы

5. Какой из перечисленных компонентов не входит в содержание анализа литературного произведения в школе:

1. Общий смысл произведения, его идейная направленность

2. Система образов

3. Биография писателя

4. Авторское видение мира и героев художественного произведения

6. Кому из методистов принадлежит определение метода:

«Метод – это способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы»:

1. Н.А.Станчек

2. М.А.Рыбниковой

3. Н.И.Кудряшеву

4. В.В.Голубкову

7. Определите, при анализе жанров каких родов литературы (лирика, эпос, драма) важно формировать у школьников умение:

1. Определять конфликт, лежащий в основе сюжета

2. Определять основной лейтмотив произведения

3. Находить элементы сюжета:

1. Эпос

2. Лирика

3. Драма

8. Чтобы учебник литературы помогал искать и находить идейно-тематический, художественно-эстетический и духовный смысл произведений, он должен содержать «умные» задания. Дайте образцы 3 заданий, имеющих не формальный подход, а радикальный, действенный.

9. Найдите соответствие принципов преподавания литературы конкретной группе:

принцип единства обучения и воспитания

принцип историзма

принцип вариативности дидактические

принцип целостности литературоведческие

принцип преемственности методические

принцип научности

принцип единства формы и содержания

принцип доступности

принцип единства речевого и литературного развития

 

10. Обзорные и монографические литературные темы изучаются:

1. В 5 классе

2. В 8 классе

3. В 11 классе

11. Дополните перечень инновационных типов уроков литературы:

1. Урок-путешествие

2. Урок-диспут

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

12. Программа под ред.А.Г.Кутузова предлагает начать знакомство с драматургическими жанрами:

1. С пьесы Н.В.Гоголя «Ревизор»

2. С комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

3. С пьесы-сказки Т.Г.Габбе «Город мастеров»

4. С пьесы-сказки А.Н.Островского «Снегурочка»

13. К какому пути анализа относятся вопросы и задания в работе над текстами типа:

- В чем для М.А.Булгакова состоит вина Мастера? Почему он заслужил лишь покой?

- Почему Татьяна, любя Онегина, отвергает его в восьмой главе романа?

- Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит «от нас с вами»?

1. Пообразный

2. Композиционный

3. Проблемный

4. «Вслед за автором»

14. Какой из вопросов или заданий не выявляет литературно-творческие способности и умения старшеклассников:

1. Почему Некрасов назвал стихотворение «Элегия» и чем оно отличается от традиционной элегии?

2. Составьте сценарный план экранизации одного из произведений русских писателей

3. Напишите эссе «Время, в которое я хотел бы жить» или обозрение «Последний театральный сезон»

4. Надиктуйте на аудиокассету монологи о романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита»

15. В школьном историко-литературном курсе впервые методика изучения литературно-критической статьи дается на примере:

1. В.Г.Белинский. «Взгляд на русскую литературу 1847 года» И.А.Гончаров. «Мильон терзаний»

2. Д.И.Писарев. «Базаров»

3. А.А.Блок. «Интеллигенция и революция»

16. Читатель-школьник должен уметь устанавливать при анализе историко-литературную преемственность, выявляя традиции и новаторство в творчестве писателя:

1. В 7 классе

2. В 8 классе

3. В 10 классе

4. В 5 классе

17. Какая из методических рекомендаций нарушает строгую последовательность изучения теоретико-литературного понятия в школе:

1.Общее представление о признаках теоретико-литературного понятия

2.Применение понятия при анализе конкретного литературного явления

3.Определение понятия и установление его характерных признаков

4.Закрепление существенных признаков теоретико-литературных понятий

18. Определите соответствие между авторами классификаций уроков литературы и концептуальными основаниями типологий.

1. Определение места урока в системе уроков Кириллова Г.Л.

по изучению темы, раздела

2. Специфика литературы как учебного предмета, Ильина М.М.

способа организации урока

3. Дидактические цели и место урока в системе Кудряшев Н.И.

уроков

4. Связь между преподаванием и учением, Голубков В.В.

соотношение конкретных видов деятельности

учителя и учащихся

19. Какому типу соответствует следующая структура урока на тему «Своеобразие Гончарова-романиста»:

- Особенности жанра гончаровского романа (сообщение учителя, беседа с классом)

- Приметы времени в романах Гончарова (работа по тексту, сообщения учащихся)

- Своеобразие композиции гончаровского романа (сообщения учащихся)

- Портрет и пейзаж в романах, речь героев, значение монологов и диалогов (доклады учащихся)

- Роль Гончарова в развитии жанра социально-психологического романа (сообщение учителя):

1.Урок-взаимообучение

2.Урок-семинар

3.Урок-диспут

4.Урок-КВН

20. Определите соответствие между темой и жанром письменных работ по литературе в старших классах:

1. «Главная книга года» Предисловие к самостоятельно составленному

сборнику стихов о природе

2. Природа глазами поэтов Рецензия

3. Какой грех я считаю самым тяжелым Обучающее сочинение – описание

4. Анализ эпизода «Дуэль Онегина и Ленского» Эссе

21. Какой из элементов читательского восприятия школьников В.Г.Маранцман не включил в систему выявления отношения к прочитанному произведению:

1. Эмоция

2. Осмысление содержания и формы

3. Воображение

4. Логическое мышление

22. Какой из приемов изучения литературного произведения не относится к группе приемов анализа художественного текста:

1. План чтения и техника произнесения

2. Анализ композиции

3. Устное словесное рисование

4. Выявление авторской позиции

23. Инсцинирование как прием анализа литературного произведения в школе относится к группе приемов:

1. Творческой интерпретации текста

2. Сравнения, сопоставления

3. Литературного творчества школьников

4. Выявления читательского восприятия

24. Какую из предложенных литературных тем Вы не определите проблемой факультатива в старших классах:

1. Пушкин и современная культура

2. Литература и театр

3. Пушкин и музыка

25. Составляя конспекты уроков по изучению поэзии Н.М.Рубцова, Вы соблюдаете принципы преемственности в истории русской литературы. Кто из поэтов должен быть в центре внимания на одном из уроков:

1. Кантемир

2. Тютчев

3. Маяковский

4. Горбовский

26. Кто является автором типологии уроков внеклассного чтения: уроки вводного типа, уроки подготовки учащихся к самостоятельному чтению и восприятию сложных произведений, уроки анализа, обобщающие уроки:

1. Н.И.Кудряшев

2. Н.К.Силкин

3. Г.Л.Кириллова

4. В.В.Голубков

27. Какой из принципов положен в основу литературного образования в основной школе в программе по литературе под ред. В.Я.Коровиной:

1. Принцип линейности

2. Принцип концентричности

3. Принцип комплексности

4. Принцип вариативности

28. Какому типу урока соответствуют вопросы и задания при изучении на заключительном этапе романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

- Замысел А.С.Пушкина

- Судьба Онегина и судьба Татьяны

- Как автор передает атмосферу эпохи, приметы времени?

- Автор, его гражданская и эстетическая позиция в романе

- Социально-исторические и психологические характеристики героев

- Утверждение Пушкиным принципов реализма, историзма, народности:

1. Урок – экскурсия

2. Урок – семинар

3. Урок – лекция

4. Урок – игра

29. На каком этапе изучения повести Н.В.Гоголя «Тарас Бульба» возможен следующий план урока:

Характеристика эпохи, отображенной в повести

Место повести в творческой биографии Н.В.Гоголя

Чтение монолога о товариществе:

1. Вступительное занятие

2. Выявление читательских восприятий

3. Анализ художественного текста

4. Заключительное занятие

30. Изучение каких жанров требует от учителя и учащихся особого эмоционального подключения, «вживания» в образ, осознания лейтмотива, особого рода «исполнительного» анализа:

  1. Эпических жанров
  2. Лирических жанров
  3. Драматургических жанров
  4. Публицистических жанров

 

 

Шкала оценок

Система оценки заданий трехбалльная: «0» - «1» - «2»

«0» баллов – за неправильный ответ

«1» баллов – за правильный ответ во всех заданиях, кроме № 8 и № 11.

«2» балла – за правильный, полный, точный ответ в заданиях № 8 и № 11.

 

Оценка «отлично» - 32-30 баллов

Оценка «хорошо» - 29-14 баллов

Оценка «удовлетворительно» - 23-12 баллов

Оценка «неудовлетворительно» -11 баллов

 

Тест

II вариант

4 курс.Специальность «Русский язык и литература».

1. Какой из методических трудов принадлежит В.П.Острогорскому:

5. «Выразительное чтение»

6. «Пособие для литературных бесед и письменных упражнений»

7. «Краткий учебник теории поэзии»

8. «Русские писатели как воспитательно-образовательный материал для занятий с детьми»

2. Какая из концепций не принадлежит методическим исканиям конца XIX – начала ХХ века:

1. Логико-стилистический анализ художественного текста на уроках литературы

2. Культурно-исторический комментарий в анализе художественных произведений на уроке литературы

3. Методика создания проблемной ситуации в анализе художественных произведений на уроке литературы

4. «Идейный анализ» художественных произведений на уроке литературы

3. Второй Всероссийский съезд учителей-словесников в Санкт-Петербурге состоялся:

11. в 1912 году

12. в 1936 году

13. в 1994 году

14. в 2003 году

4. Заключительные занятия как этап изучения литературного произведения не имеют целью:

4. Подведение итогов и формирование обобщений и выводов

5. Выявление читательских восприятий художественного текста

6. Ориентация учащихся на воссоздание целостности произведения

7. Доведение читательского восприятия до глубокого сочетания образных и понятийных элементов мышления

5. Классификация методов обучения литературе Н.И.Кудряшева основана на:

5. Характере обучающей деятельности учителя и учебной деятельности учащихся

6. Источнике знаний

7. Эмоционально-образном постижении произведений художественного слова

8. Определение характера совместной деятельности учителя и ученика в выборе приемов постижения литературы

6. При репродуктивном методе изучения литературы учащиеся получают знания:

1. В процессе самостоятельной работы

2. В готовом виде

3. В процессе исследовательской деятельности

4. В дискуссионной деятельности

7. К какому методу прежде всего относятся следующие приемы и виды деятельности учащихся: комментированное чтение, выразительное чтение, чтение учителя, мастеров художественного чтения, сравнение различных интерпретаций чтения:

1. Эвристический метод

2. Исследовательский метод

3. Метод творческого чтения

4. Репродуктивный метод

8. Интерпретация текста – это:

1. «Творческая воля автора»

2. Оценка произведения критиком

3. «Толкование воспринимающего сознания читателя и читающей публики»

4. «Установка на чтение»

Ненужное исключить.

9. Укажите форму работы, не используемую учителем при изучении критических статей в старших классах

1. Конспектирование

2. Реферирование

3. Инсценирование

4. Составление тезисов

10. Какой из типов урока предлагает обязательное наличие следующих компонентов: опрос, объяснение нового материала, закрепление изученного материала, комментарий к домашнему заданию, подведение итогов урока:

1. Интегрированный урок

2. Урок-конференция

3. Комбинированный урок

4. Урок-заочная экскурсия

11. Какая из школьных программ по литературе основана на изучении русской литературы в контексте мировой и в содружестве искусств:

1. Под ред. Т.Ф.Курдюмовой

2. Под ред. Г.И.Беленького

3. Под ред. В.Г.Маранцмана

4. Под ред. В.Я.Коровиной

12. Разрабатывая систему уроков литературы по изучению романа Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» и определяя проблемно-тематические связи с зарубежной литературой, Вы бы остановились на творчестве:

1. Стендаля

2. Голсуорси

3. Драйзера

4. Фолкнера

13. Кто является создателем системы филологического чтения при изучении русской словесности:

1. В.Я.Стоюнин

2. В.П.Острогорский

3. Ф.И.Буслаев

4. Ц.П.Балталон

14. С чего необходимо начинать анализ лирического произведения:

1. С определения общечеловеческих ценностей

2. С выявления читательских ассоциаций

3. С разбора художественно-выразительных средств

4. С чтения произведения учащимися

15. Методика преподавания литературы – это:

1. Прикладное литературоведение

2. Наука об истории и теории литературы

3. «Советы», помогающие в проведении уроков литературы

4. Организация учебного процесса, опирающаяся на данные психологии о читателе

Исключить ненужную характеристику

16. Какой из видов планирования работы учителя-словесника исключает обращение к методическим руководствам, для него достаточно только школьной программы по литературе:

1. Поурочное

2. Составление плана-конспекта

3. Календарное

4. Тематическое

17. Какой из этапов литературного развития читателя-школьника называется периодом наивного реализма:

1. Начальные классы

2. 5-6 классы

3. 7-9 классы

4. 10-11 классы

18. Вступительные занятия как этап изучения литературной темы не имеют целью:

1. Установку на чтение изучаемого произведения

2. Развитие интереса к творчеству изучаемого писателя

3. Изучение биографии писателя

4. Подведение итогов, формирование обобщений и выводов

19. Какой из принципов не относится к группе методических законов при изучении литературы в школе:

1. Принцип единства речевого и литературного развития

2. Принцип преемственности

3. Принцип историзма

4. Принцип вариативности

20. Какой путь анализа определяет следующая система уроков при изучении романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин»:

1 урок. День Онегина

2 урок. Семейство Лариных

3 урок. Письмо Татьяны

4 урок. Проповедь Онегина

5 урок. Сон и именины Татьяны

6 урок. Дуэль

7 урок. Татьяна в доме Онегина и в Москве

8 урок. Последняя встреча

Это:

1. «Вслед за автором

2. Пообразный

3. Композиционный

4. Проблемный

21. Читатель-школьник при постижении литературного произведения проявляет интерес к сложному внутреннему миру героя, стремится познать творческое мировосприятие автора:

1. В младшем возрасте

2. В подростковом возрасте

3. В старшем подростковом возрасте

 

22. Какая из форм организации учебного процесса в литературном образовании школьников является основной:

1. Факультативные занятия

2. Уроки

3. Уроки внеклассного чтения

4. Кружковая работа

23. Какой из жанров не формирует письменную речь школьников:

1. Публицистическая речь о герое

2. Публицистическое эссе

3. Публицистическая статья

4. Публицистическая зарисовка

5.

24. Упорядоченные способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся, направленные на достижение целей литературного образования – это:

1. Принципы преподавания литературы

2. Методы преподавания литературы

3. Средства обучения литературе

 

25. Назовите автора школьной программы по литературе, концепция которой основана на творческой деятельности школьников:

1. Под редакцией П.Г.Меркина

2. Под редакцией Г.И.Беленького

3. Под редакцией В.Г.Маранцмана

4. Под редакцией А.Г.Кутузова

 

26. Устное словесное рисование относится к группе приемов:

1. Сравнения, сопоставления

2. Литературного творчества учеников

3. Выявление читательских восприятий

4. Творческой интерпретации текста

 

27. С предметами какого цикла не обязательно учитывать связи методики преподавания литературы:

2. Психолого-педагогического

3. Естественно-математического

4. Культурологического

5. Лингвистического

 

28. В какой период методика как научная дисциплина приобрела самостоятельное значение:

1. В конце 11 века

2. В начале 17 века

3. В конце 18 века

4. В середине 19 века

 

29. Какое из основных дидактических правил методики преподавания литературы не принадлежит М.А.Рыбниковой:

1. Обучение должно быть воздействующим на различные стороны восприятия учащихся

2. Искусство методиста – показать сложное в простом, новое в знакомом

3. Соединить дедукцию с индукцией

4. Интегрировать принципы гуманитаризации и гуманизации в литературном образовании школьников

 

30. Выбор пути анализа литературного произведения не определяется:

1. Уровнем литературного развития школьников

2. Читательскими симпатиями учителя

3. Сформированностью аналитических умений школьников

 

Шкала оценок

Система оценки - двухбалльная:

«0»баллов - за неправильный ответ

«1» балл – за правильный ответ

 

Оценка «отлично» - 30-25 баллов

Оценка «хорошо» - 24-20 баллов

Оценка «удовлетворительно» - 19-10 баллов

Оценка «неудовлетворительно» - 9-0 баллов

 

Дополнительные примеры тестовых заданий

При выполнении тестов необходимо помнить, что правильных ответов на вопрос может быть несколько.

 

1. Изучение литературы на ступени основного общего образования направлено на достижение следующих целей:

а) освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

б) развитие и совершенствование русской устной и письменной речи учащихся, для которых русский язык не является родным;

в) воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

г) формирование навыка анализа художественного произведения.

2. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения являются:

а) высокая художественная ценность;

б) гуманистическая направленность;

в) позитивное влияние на личность ученика;

г) соответствие задачам развития ребенка и его возрастным особенностям.

3. Укажите основные виды деятельности по освоению литературных произведений:

а) выразительное чтение;

б) составление конспектов;

в) осознанное чтение художественных произведений различных жанров;

г) анализ и интерпретация литературных произведений.

4. В результате изучения литературы ученик должен знать:

а) род и жанр литературного произведения;

б) образную природу словесного искусства;

в) содержание изученных литературных произведений;

г) изученные теоретико-литературные понятия.

5. Сколько часов в неделю отводится на изучение литературы в социально-гуманитарном и филологическом профилях:

а) 4;

б) 6;

в) 10;

г) 12.

6. Какая модель педагогической деятельности реализуется на уроке литературы, если содержание педагогической деятельности – организация выполнения детьми заданий и требований педагога?

а) модель лидерской педагогической деятельности;

б) модель авторитарной педагогической деятельности;

в) модель партнерской педагогической деятельности;

г) модель демократической педагогической деятельности.

7. Какая модель педагогической деятельности реализуется на уроке литературы, если содержание педагогической деятельности – организация совместной исследовательской деятельности?

а) модель лидерской педагогической деятельности;

б) модель авторитарной педагогической деятельности;

в) модель партнерской педагогической деятельности;

г) модель демократической педагогической деятельности.

8. Какая модель педагогической деятельности реализуется на уроке литературы, если содержание педагогической деятельности – организация, решение общих проблем и задач?

а) модель лидерской педагогической деятельности;

б) модель авторитарной педагогической деятельности;

в) модель партнерской педагогической деятельности;

г) модель демократической педагогической деятельности.

9. Укажите ошибочное утверждение:

а) организация, решение общих задач и проблем происходит на уроке-задании;

б) организация выполнения детьми заданий и требований педагога происходит на уроке-проблематизации;

в) организация совместной исследовательской деятельности происходит на уроке-диалоге;

г) организация совместной исследовательской деятельности происходит на уроке-проблематизации.

10. Для какого типа урока характерно «лидерство» учителя в совместной деятельности?

а) урок-задание;

б) урок-проблематизация;

в) урок-диалог;

г) урок-контрольная работа.

ВАРИАНТЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ С МЕТОДИЧЕСКИМИ УКАЗАНИЯМИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

(ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ)

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

К ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

ПО «ТЕОРИИ И МЕТОДИКЕ ОБУЧЕНИЯ ЛИТЕРАТУРЕ»

Контрольная работа по теории и методике обучения литературе - форма самостоятельной исследовательской деятельности студентов очной и заочной формы обучения, выполняемая на завершающем этапе изучения курса.

При выполнении контрольной работы студент должен продемонстрировать следующие умения:

-определять актуальность выбранной темы;

-анализировать концепцию системы литературного образования в национальной школе, обозначенную в теоретическом вопросе;

-теоретически и экспериментально обосновывать содержание и технологии по предложенным темам во втором и третьем вопросе-задании

Работа выполняется в 8 семестре при заочной форме обучения.

Собеседование производится не менее чем за неделю до экзамена.

Контрольная работа должна быть выполнена на основе аналитических обзоров достижений науки о преподавании ли<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...