Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 4: Составление конспекта урока-анализа

Художественного произведения

Цели :

- познакомить студентов с методикой проведения урока-анализа в среднем звене школьного образования;

- выработать умение методически верно составлять конспект урока-анализа по литературе.

Задания :

1. Познакомьтесь с 4-10 главами повести М. М. Пришвина;

2. Продумайте приемы анализа глав, которые могли бы быть использованы на уроках по изучению повести-сказки.

План занятия:

1. Эвристическая беседа со студентами со студентами по следующим вопросам :

- В чем особенность анализа эпического произведения в среднем звене?

- Какие приемы анализа эпических произведений Вам известны? Назовите наиболее эффективные из них.

- Какое место уделяется при этом в самостоятельной работе учащихся над эпизодом?

2. Распределение материала урока по времени.

3. Формулировка темы, целей каждого занятия.

4. Самостоятельная работа студентов по вариантам: создание фрагментов урока-анализа в 6 классе.

5. Оформление конспекта урока по изучению сказки были М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

6. Обсуждение фрагментов уроков, созданных студентами.

 

ТЕМА 5: Моделирование урока «Комментированное чтение

Очерка К. Г. Паустовского «Обыкновенная земля»»

Цели :

- развить способности и умения студентов, связанные со спецификой восприятия и понимания литературного произведения, аналитические умения, необходимые для преподавания предмета;

- научить студентов анализировать художественное произведение в единстве формы и содержания, а также выявлять авторскую позицию в тексте.

Задания :

1. Познакомьтесь с темой «К. Г. Паустовский «Мещерская сторона» (отрывки «Обыкновенная земля», «Заячьи лапы», «Бескорыстие»)» по учебнику литературы для 5 класса национальной школы.

2. Прочитайте статью по изучению данной темы из «Методических рекомендаций к учебной хрестоматии для 5 класса», проанализируйте её с точки зрения методики изучения текста.

План занятия:

1. Составление схемы компонентов урока (восстановление педагогических знаний). Оформление схемы-конспекта на карточке.

2. Самостоятельное выявление и формулировка основных характеристик урока.

3. Определение целевых установок. Сравнение 2-х вариантов формулировок целей урока.

4. Реализация в лабораторных условиях 2-3 вариантов фрагмента урока (вступительная часть, комментированное чтение, проверка восприятия) разными студентами.

5. Подведение итогов лабораторного занятия.

 

ТЕМА 6: Методика урока обучающего сочинения

Цели :

- познакомить студентов с методикой проведения обучающего сочинения;

- выработать умение составлять план-конспект урока развития речи по литературе.

Задания :

1. Проанализируйте требования школьной программы по развитию письменной речи учащихся 5-9 и 10-11 классах средней школы.

2. Актуализируйте знания «Норм оценок учащихся за устные и письменные работы по литературе»

3. Ознакомьтесь с главой «Развитие письменной речи учащихся» (раздел «Культура устной и письменной речи учащихся» из «Методики преподавания литературы» / Под ред. З. Я. Рез (1985) и раздела о развитии речи из «Теории и методики обучения литературе» под ред. О. Ю. Богдановой (2007). Найдите общее и различное в решении проблемы.

План занятия:

1. Эвристическая беседа по вопросам:

- Какие виды сочинения по литературе вам известны?

- Чем отличается работа учителя-словесника на уроке, посвященном написанию сочинения в 5-8 классах и 9-11 классах?

- Что включает в себя подготовительный этап по написанию письменной работы?

2. Составление плана-конспекта вступительного занятия по проведению обучающего сочинения (М. Ю. Лермонтов «Мцыри»):

а) работа над темой (сопоставление близких тем, нахождение ключевых слов в ней). Определение идеи сочинения,

б) составление плана сочинения (простого или сложного, тематического или цитатного),

в) отбор и анализ материала к написанию сочинения,

г) переработка варианта тезиса-конспекта урока,

д) создание заключительного этапа урока развития письменной речи учащихся в среднем звене.

3. Подведение итогов работы студентов на занятии.

4. Оцените письменную работу ученицы, используя нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по литературе.

 

Нормы оценки знаний, умений и навыков

Учащихся по литературе

 

Основной задачей проверки знаний, умений и навыков является установление уровня подготовки учащихся по литературе и объективная оценка их в соответствии с требованиями программы.

При оценке знаний учащихся необходимо обращать внимание на уровень сформированности у них нравственных идеалов, эстетических вкусов, умение понимать и ценить произведения художественной литературы.

На всех этапах литературного образования учитель поощряет самостоятельность наблюдения учащихся над текстом и личную оценку событий и поведения героев, направленную на раскрытие идейно-художественного содержания произведения; требует знания вопросов теории литературы, добиваясь того, чтобы они практически использо­вались в процессе анализа и оценки художественных произведений.

Оценка знаний по литературе и навыков письменной речи производится также на основании сочинений и других письменных работ (ответ на вопрос, реферат и др.). Являясь составной частью системы работы по литературе, они проводятся в определенной последова­тельности, и составляют важное средство развития речи.

Объем сочинений должен быть примерно таким:

в V классе - 0,5-1 страницы тетради;

в VI классе - 1,5-2 страницы тетради;

в VII классе - 2-2,5 страницы тетради;

в XIII классе - 2,5-3 страницы тетради;

в IX классе - 3-4 страницы тетради;

в X классе - 4-5 страницы тетради;

в XI классе - 5-7 страницы тетради.

Уменьшение объема сочинения против примерных норм не влияет на отметку за содержание, если оно отвечает требованиям, предъявленным для утверждения соответствующей оценки, равно как и превышение объема не ведет к повышению отметки.

Любое сочинение проверяется не позднее недельного срока в 5-8 классах и 10 дней в 9-11 классах и оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речь, вторая - за грамотность. В 9-11 классах оценка за содержание и речь относится к литературе, вторая к русскому языку.

Оценка устных ответов

При оценке устных ответов учитель руководствуется следующими основными критериями в пределах программы данного класса:

1. Знание текста и понимание идейно-художественного содержания изученного произведения.

2. Умение объяснить взаимосвязь событий, характер и поступки героев.

3. Понимание роли художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания изучаемого произведения.

4. Знание теоретико-литературных понятий и умение пользоваться этими знаниями при анализе произведений, изучаемых в классе и прочитанных самостоятельно.

5. Умение анализировать художественное произведение в соответствии с ведущими идеями эпохи.

6. Умение владеть монологической литературной речью, логичность и последовательность ответа, беглость, правильность и выразительность чтения с учетом норм техники чтения:

а) 5 класс - 100-110 слов в минуту;

б) 6 класс - 110-120 слов в минуту;

в) 7 класс - 120-130 слов в минуту; считая это средней скоростью в последующих классах.

ОТМЕТКОЙ «5» оценивается ответ, обнаруживающий прочные знания и глубокое понимание текста художественного произведения, умение объяснять взаимосвязь событий, характер и поступки героев и роль художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведений; умение пользоваться теоретико-литературными знаниями и навыками, при анализе художественного произведения привлекать текст для аргументации своих выводов; раскрывать связь произведения с эпохой (10-11 классах), свободное владение монологической литературной речью.

ОТМЕТКОЙ «4» оценивается ответ, который показывает прочное знание и достаточно глубокое понимание текста изучаемого произведения; умение объяснять взаимосвязь событий, характеры и поступки героев и роль основных художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; умение пользоваться основными теоретико-литературными понятиями и навыками при анализе прочитанных произведений; умение привлекать текст произведения, свободное владение монологической литературной речью. Однако допускается одна-две неточности в ответе.

ОТМЕТКОЙ «3» оценивается ответ, свидетельствующий в основном о знании и понимании текста изучаемого произведения, умении объяснять взаимосвязь основных событий, характеры и поступки героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-художественного содержания произведения, о знании основных вопросов теории, но недостаточном умении пользоваться ими в ходе анализа произведения, ограниченных навыках разбора и недостаточном умении привлекать текст произведения для подтверждения своих выводов. Допускается несколько ошибок в содержании ответа, недостаточно свободное владение монологической речью, ряд недостатков в языке и композиции ответа, несоответствие уровня чтения нормам, установленным для данного класса.

ОТМЕТКОЙ «2» оценивается ответ, обнаруживающий незнание существенных вопросов содержания произведения; неумение объяснить поведение и характеры основных героев и роль важнейших художественных средств в раскрытии идейно-эстетического содержания произведения; незнание элементарных теоретико-литературных понятий; слабое владение монологической литературной речью и техникой чтения, бедность выразительности средств языка.

ОТМЕТКОЙ «1» оценивается ответ, показывающий полное незнание содержания произведения и непонимание вопросов, предусмотренных программой, неумение построить монологическое высказывание, низкий уровень техники чтения.

ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ

При оценке сочинения учитывается:

1. общее впечатление;

2. характеристика плана (удачное - неудачное построение; его конкретность, логическая ясность);

3. соответствие сочинения плану;

4. соответствие плана и всего сочинения теме;

5. полнота раскрытия темы;

6. доказательность основной части сочинения;

7. логичность и последовательность изложения, которая складывается из следующих умений: умение выдвигать предположение, развивать мысль, делать выводы, аргументировать их;

8. активность использования литературного и фактического материала (степень знакомства с текстом);

9. наполнение цитатным материалом и грамотность его оформления;

10. использование литературно-критических статей;

11. соответствие работы жанровой структуре сочинения (введение, основная часть, заключение);

12. чёткость и ясность изложения;

13. стилевое единство;

14. характеристика языка сочинения (чистота, точность, выразительность, богатство лексики, соответствие языка и стиля сочинения избранной теме);

15. наличие ошибок (логических, фактических, стилистических, орфографических, пунктуационных);

16. внешнее оформление сочинения.

ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ, ДОПУСКАЕМЫЕ

ПРИ НАПИСАНИИ СОЧИНЕНИЙ

1.Неполное и неправильное раскрытие темы (поверхностное раскрытие темы, её неоправданное расширение, сужение, одностороннее раскрытие, непонимание темы, обращение к фактам, не имеющим к теме отношения).

2. Ложная идея сочинения, неверная оценка авторской позиции, идеи (смысла) художественного произведения, отсутствие чётко сформулированной идеи.

3. Нарушение логики и последовательности в изложении материала.

4. Слабая аргументация высказанных рассуждений.

5. Подмена анализа пересказом художественного или критического текста.

6. Несоразмерность композиции, отсутствие отдельных частей сочинения.

7. Фактическая ошибка (или несколько), искажение цитатного материала, слабое владение фактическим материалом.

8. Недостаточное или неуместное цитирование.

9. Отсутствие выводов и обобщений.

10. Бедность словарного запаса.

11 .Орфографические, стилистические и пунктуационные ошибки.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ СОЧИНЕНИЯ

ОЦЕНКА «5» СТАВИТСЯ

за сочинение, глубоко, аргументированно раскрывающее тему, демонстрирующее отличное знание текста художественного произведения и необходимых для раскрытия темы дополнительных материалов, построенное логично и последовательно с точки зрения изложения мысли, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме; цитирование должно быть исчерпывающим и уместным; фактические ошибки отсутствуют. Допускается наличие 1-2 речевых недочетов.

ОЦЕНКА «4» СТАВИТСЯ

за сочинение, достаточно полно раскрывающее тему, обнаруживающее хорошее знание литературного материала, правильно выстроенное композиционно, логичное и последовательное в изложении, написанное в соответствии с нормами литературного языка и выдержанное в стиле, соответствующем выбранной теме. Цитирование должно быть полным и правильным. Могут отмечаться незначительные нарушения в последовательности изложения мыслей. Допускаются 1-2 неточности по содержанию, не более 2 речевых недочетов, 2 орфографических ошибок, пунктуационных или стилистических

ОЦЕНКА «3» СТАВИТСЯ

за сочинение, раскрывающее тему в целом, но обнаруживающее при этом неполноту, односторонность её раскрытия или некоторые отклонения от темы, а также неточности в изложении фактического материала; может отмечаться недостаточность цитирования, слабое аргументирование; лексика бедна и не отличается разнообразием, речь недостаточно выразительна. Допускается не более 4 орфографических, 4 пунктуационных и 3-4 стилистических ошибок. Также учитываются речевые недочеты.

ОЦЕНКА «2» СТАВИТСЯ

за сочинение, в котором тема не раскрыта или не раскрыта полностью. Тема не соответствует вынесенной в заглавие. Также обнаруживается незнание художественного текста и дополнительного критического материала. В основе сочинения лежит пересказ, а не анализ. Нарушается последовательность изложения мыслей. Допущено много фактических неточностей. Написано сочинение без соблюдения норм литературного языка, с использованием бедного словаря и упрощенного синтаксиса. Сочинение, в котором имеется более 8-9 орфографических и пунктуационных ошибок, даже в том случае, если тема раскрыта, оценивается на «2».

Если обнаруживаются две или более идентичные работы, все они оцениваются на «2».

 

Письменная работа.

Анализ стихотворения В. Ходасевича «Вечер»

 

Под ногами скользь и хруст.

Ветер дунул, снег пошёл.

Боже мой, какая грусть!

Господи, какая боль!

Тяжек твой подлунный мир,

Да и ты не милосерд.

И к чему такая ширь,

Если есть на свете смерть?

И никто не объяснит,

Отчего на склоне лет

Хочется ещё бродить,

Верить, коченеть и петь.

 

Грустные размышления о скоротечности времени и неизбежности смерти, вечно молодой, живущей своей собственной жизнью природе и прошедшей молодости - вот тема данного стихотворения, написанного Владиславом Ходасевичем в 1922 году. Для тридцатишестилетнего поэта этот год был очень сложным, переломным, кризисным; разлука с родными, знакомыми, всем тем ужасающим, но до боли близким российским бытом давалась Ходасевичу нелегко. Покинув летом родную страну, осень и зиму поэт проводит в Берлине, где и начинается его нищенская, полная скитаний и поисков работы жизнь за границей. Разочарование, ностальгия приводят к появлению у Ходасевича пессимистических идей, одна из которых (идея несправедливой краткости и мучительности тяжелой жизни на Земле) положена в основу стихотворения «Вечер».

Что касается композиции, то в данном произведении нет развития сюжета как такового, есть лишь описание природы в начале и следующее за этим описание чувств автора, а также его переживания и поиска ответов на риторические вопросы.

Свое эмоциональное состояние Ходасевич передает с помощью восклицательных и вопросительных предложений, большей частью назывных; есть инверсия («… тяжек твой подлунный мир»), обращение к высшим силам («Боже мой…», «Господи…»).

В стихотворении используются: эпитет («подлунный»), устаревшие слова («тяжек», «милосерд»), аллитерация (звуки [с], [к]), ассонанс (звуки [е], [о], [у]), создающие подсознательно впечатление простора, ветра и безлюдности.

Автор в основном делает выводы не сам, а подводит к ним читателя, описывая свои переживания и впечатления, подталкивая к размышлениям. Действительно, «и к чему такая ширь, если есть на свете смерть?» Почему душа остается вечно молодой, «…хочется еще бродить, верить, коченеть и петь?» Мы не знаем ответа, можем воспринимать все окружающее только как данность, не требуя объяснений. Не совсем. Что говорит Ходасевич, можно согласиться.

Например, «тяжек твой подлунный мир…» Это кажется многим в минуту душевного неспокойствия, но в нормальном состоянии большинство людей воспринимают мир более оптимистично.

Так бывает и со мной: то все вокруг «окрашивается в розовые тона», то резко мрачнеет и становится тусклым. Начинается невыносимая тоска, самое страшное в которой - неопределенность. Стихотворение «Вечер» близко мне по гамме ощущений, переживаний, чувств так же, как и очень многое из поэзии Владислава Фелициановича Ходасевича.

Юлия. 11 класс.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...