Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Эпического произведения малой формы1. Какова тема произведения? Характерна ли она для русской литературы данного периода? Является ли она одной из актуальных тем мировой литературы? Можно ли считать ее ведущей в творчестве данного писателя или она необычна для него? 2. Проблема(-ы), волнующая(-ие) автора. Как она (они) раскрывается (раскрываются)? 3. Сюжет. Если имеет реальную основу, сказать об этом. 4. Какие эпизоды играют в произведении главную роль? Проанализируйте этот эпизод, который, на ваш взгляд, является центральным. Используйте при его анализе информацию, содержащуюся в последних пунктах плана. 5. Главные и второстепенные герои. Каковы их характеры? Как автор создает тот или иной образ? Какие литературные приемы он использует и для чего (особенности портрета, предыстория героя, поступки, взаимоотношения с другими персонажами, диалог, монолог, авторская характеристика, приемы психологического анализа)? 6. Позиция автора: выражена явно (повествование от первого лица), выражена неявно (об отношении автора к героям и авторской оценке событий можно судить по характеру описания (чего?), повествования (о чем?), композиционным особенностям (каким?). 7. Особенности стиля писателя: - лаконизм; использование коротких предложений - с какой целью; - авторская речь насыщена изобразительными средствами - какими, зачем. 8. Смысл заглавия произведения. 9. С какими произведениями данного автора (и других) вы могли бы сравнить анализируемое? 10. Интересно ли, на ваш взгляд, это произведение современному читателю? Если да - чем? Если нет - почему? Приложение к плану 1. В анализе должна быть отчетливо видна ваша позиция. Используйте обороты типа: - Я убежден, что... - Я думаю (полагаю)... - Мне трудно согласиться с.... - Особое впечатление произвел (о) на меня... - Грустно читать... - Трогает душу... и т.д. 2. Обязательны упоминания о роли тех или иных тропов и фигур (особенно это важно, когда речь идет о ключевых эпизодах).
Анализ эпизода художественного произведения - отдельная большая тема. Уже в VI классе надо научить ребят определять границы эпизода (тогда, по крайней мере, сам термин они начнут употреблять осмысленно). Во-вторых, в ходе обучения анализу необходимо позаботиться о предотвращении следующих ошибок: - подмена анализа пересказом; - чрезмерное расширение рамок темы: вместо анализа конкретного эпизода учащийся дает характеристику героев; - неумение определить роль и место данного эпизода в произведении; - анализ эпизода оказывается не вписанным в контекст произведения: учащиеся не могут через часть показать целое. В-третьих, учитель должен помнить: каждый урок анализа эпизода строится по-разному; выбор метода работы диктуется стилевой манерой писателя, основным содержанием анализируемого отрывка: где-то в центре окажется психологический анализ, где-то диалог, событие, поступок и т.д. Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно: · Развернуто и доказательно разобрать все его аспекты. · Определить границы эпизода, дать ему название. · Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода. · Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить: - кто они? - каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)? · Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала). · Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания: - автора; - персонажей, особенно если это эпизод-диалог. · Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода. · Охарактеризовать героев - участников эпизода: - их отношение к событию; - к вопросу (проблеме); - друг к другу; - кратко проанализировать речь участников диалога; - сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев; - выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую); - определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде. · Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки. · Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость. · Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода. · Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке. · Сформулировать основную мысль (идею) эпизода. · Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).
ТЕМА 3: Составление конспекта вступительного урока По литературе Цели : -познакомить с методикой проведения вступительного урока по литературе; - составить конспект вступительного урока по литературе к теме «М. М. Пришвин «Кладовая солнца». Задания: 1. В учебнике литературы для 6 класса прочитайте статью о М. М. Пришвине, а также ознакомьтесь с 1-3 частями повести «Кладовая солнца». 2. Индивидуальное задание : подготовьте небольшое сообщение (5-7 мин.) о биографии писателя, учитывая возможности и специфику подачи биографического материала в 6 классе. План занятия: 1. Беседа по вопросам : - Каково назначение вступительных занятий? - Чем обусловлен объем, содержание и методика их проведения в средних классах? - Какие виды и приемы работы характерны для этого этапа изучения художественных произведений? - Каковы цели изучения биографии писателя в школе? - От чего зависит отбор биографического материала к вступительному уроку? 2. Составление вопросов, направленных на анализ эпиграфа к теме урока. 3. Обсуждение текста биографии М. М. Пришвина, предложенного для вступительного занятия. 4. Знакомство со статьей учебника по биографии автора повести «Кладовая солнца», анализ вопросов к ней. 5. Методика проведения комментированного чтения на уроке. Подготовка учителя к комментированному чтению 1-3 части повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца». 6. Работа над заключительным этапом урока: подведение итогов, оценка ответов учеников, отбор учителем задания на дом. 7. Анализ конспекта урока, выполненного студентами.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |