Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Эпического произведения малой формы

1. Какова тема произведения? Характерна ли она для русской литературы данного периода? Является ли она одной из актуальных тем мировой литературы?

Можно ли считать ее ведущей в творчестве данного писателя или она необычна для него?

2. Проблема(-ы), волнующая(-ие) автора. Как она (они) раскрывается (раскрываются)?

3. Сюжет. Если имеет реальную основу, сказать об этом.

4. Какие эпизоды играют в произведении главную роль? Проанализируйте этот эпизод, который, на ваш взгляд, является центральным. Используйте при его анализе информацию, содержащуюся в последних пунктах плана.

5. Главные и второстепенные герои. Каковы их характеры? Как автор создает тот или иной образ? Какие литературные приемы он использует и для чего (особенности портрета, предыстория героя, поступки, взаимоотношения с другими персонажами, диалог, монолог, авторская характеристика, приемы психологического анализа)?

6. Позиция автора: выражена явно (повествование от первого лица), выражена неявно (об отношении автора к героям и авторской оценке событий можно судить по характеру описания (чего?), повествования (о чем?), композиционным особенностям (каким?).

7. Особенности стиля писателя:

- лаконизм; использование коротких предложений - с какой целью;

- авторская речь насыщена изобразительными средствами - какими, зачем.

8. Смысл заглавия произведения.

9. С какими произведениями данного автора (и других) вы могли бы сравнить анализируемое?

10. Интересно ли, на ваш взгляд, это произведение современному читателю? Если да - чем? Если нет - почему?

Приложение к плану

1. В анализе должна быть отчетливо видна ваша позиция. Используйте обороты типа:

- Я убежден, что...

- Я думаю (полагаю)...

- Мне трудно согласиться с....

- Особое впечатление произвел (о) на меня...

- Грустно читать...

- Трогает душу... и т.д.

2. Обязательны упоминания о роли тех или иных тропов и фигур (особенно это важно, когда речь идет о ключевых эпизодах).

 

Анализ эпизода художественного произведения - отдельная большая тема. Уже в VI классе надо научить ребят определять границы эпизода (тогда, по крайней мере, сам термин они начнут употреблять осмысленно).

Во-вторых, в ходе обучения анализу необходимо позаботиться о предотвращении следующих ошибок:

- подмена анализа пересказом;

- чрезмерное расширение рамок темы: вместо анализа конкретного эпизода учащийся дает характеристику героев;

- неумение определить роль и место данного эпизода в произведении;

- анализ эпизода оказывается не вписанным в контекст произведения: учащиеся не могут через часть показать целое.

В-третьих, учитель должен помнить: каждый урок анализа эпизода строится по-разному; выбор метода работы диктуется стилевой манерой писателя, основным содержанием анализируемого отрывка: где-то в центре окажется психологический анализ, где-то диалог, событие, поступок и т.д.

Чтобы проанализировать эпизод литературного произведения, нужно:

· Развернуто и доказательно разобрать все его аспекты.

· Определить границы эпизода, дать ему название.

· Охарактеризовать событие, лежащее в основе эпизода.

· Назвать основных (или единственных) участников эпизода и коротко пояснить:

- кто они?

- каково их место в системе персонажей (главные, заглавные, второстепенные, внесценические)?

· Раскрыть особенности начала эпизода (соответственно, и финала).

· Сформулировать вопрос, проблему, находящуюся в центре внимания:

- автора;

- персонажей, особенно если это эпизод-диалог.

· Выявить и охарактеризовать противоречие (иначе говоря, миниконфликт), лежащее в основе эпизода.

· Охарактеризовать героев - участников эпизода:

- их отношение к событию;

- к вопросу (проблеме);

- друг к другу;

- кратко проанализировать речь участников диалога;

- сделать разбор авторских пояснений к речи, жестам, мимике, позам героев;

- выявить особенности поведения персонажей, мотивировку поступков (авторскую или читательскую);

- определить расстановку сил, группировку или перегруппировку героев в зависимости от течения событий в эпизоде.

· Охарактеризовать структуру эпизода (на какие микроэпизоды его можно разбить?); провести краткий разбор композиционных элементов эпизода: его завязки, кульминации, развязки.

· Выявить художественные детали в эпизоде, определить их значимость.

· Выявить наличие художественных описаний: портрета, пейзажа, интерьера; охарактеризовать особенности и значение этих элементов эпизода.

· Понять авторское отношение к событию; соотнести его с кульминацией и идеей всего произведения в целом; определить отношение автора к проблеме (развернутый разбор) и остроту конфликта в авторской оценке.

· Сформулировать основную мысль (идею) эпизода.

· Проанализировать сюжетную, образную и идейную связь этого эпизода с другими эпизодами или иными элементами структуры произведения (с предисловиями автора, прологом, эпилогом, посвящением, эпиграфом, вставными фрагментами и т.п.).

 

ТЕМА 3: Составление конспекта вступительного урока

По литературе

Цели :

-познакомить с методикой проведения вступительного урока по литературе;

- составить конспект вступительного урока по литературе к теме «М. М. Пришвин «Кладовая солнца».

Задания:

1. В учебнике литературы для 6 класса прочитайте статью о М. М. Пришвине, а также ознакомьтесь с 1-3 частями повести «Кладовая солнца».

2. Индивидуальное задание : подготовьте небольшое сообщение (5-7 мин.) о биографии писателя, учитывая возможности и специфику подачи биографического материала в 6 классе.

План занятия:

1. Беседа по вопросам :

- Каково назначение вступительных занятий?

- Чем обусловлен объем, содержание и методика их проведения в средних классах?

- Какие виды и приемы работы характерны для этого этапа изучения художественных произведений?

- Каковы цели изучения биографии писателя в школе?

- От чего зависит отбор биографического материала к вступительному уроку?

2. Составление вопросов, направленных на анализ эпиграфа к теме урока.

3. Обсуждение текста биографии М. М. Пришвина, предложенного для вступительного занятия.

4. Знакомство со статьей учебника по биографии автора повести «Кладовая солнца», анализ вопросов к ней.

5. Методика проведения комментированного чтения на уроке. Подготовка учителя к комментированному чтению 1-3 части повести М. М. Пришвина «Кладовая солнца».

6. Работа над заключительным этапом урока: подведение итогов, оценка ответов учеников, отбор учителем задания на дом.

7. Анализ конспекта урока, выполненного студентами.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...