Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Литературное творчество школьников

 

Вопросы к теме:

1. Как развитие речи школьников в процессе изучения литературы связано с их литературным развитием? Каким образом осуществляется взаимосвязь работы по развитию устной и письменной речи.

2. Каковы особенности речи школьников в 5-6, 7-8, 9-11 классах? Какие жанры

и письменной речи полезно использовать в каждый из этих периодов?

3. Какие умения и навыки должны приобрести школьники в процессе развития речи?

4. Чем отличаются критерии оценки устной и письменной речи школьников?

5. Какие из нетрадиционных жанров письменных работ вам представляются уместными, какие - слишком трудными? Какова роль литературного образца в совершенствовании письменной речи школьников?

6. Какие задания и материалы по развитию речи предлагают авторы школьных учебников-хрестоматий?

7. Назовите традиционные классификации письменных работ в школе на уроках литературы,

8. Какова методика проведения уроков обучающего сочинения и анализа письменных работ. Покажите на конкретных примерах.

9. Каковы типичные недостатки школьных сочинений и пути их преодоления. Сформулируйте основные требования к письменным работам школьников.

Задания к теме:

1. Проанализируйте все варианты школьных программ по литературе: как ориентируют они на литературное творчество, на развитие речи школьников?

2. Используя журналы «Литература в школе» и «Русская словесность» за последние пять лет, составьте аннотированную библиографию статей по проблеме развития речи школьников. Укажите, что в них представляется наиболее значимым, что спорным, что вызывает несогласие.

3. Дайте развернутую рецензию на школьное сочинение, написанное на «5», «4», «3», «2».

4. Напишите рецензии на книги Орлова Б. А. «Как писать сочинение по литературе». - М., 1977 и Колгановой Т. А. Сочинения разных жанров в старших классах. - М., 1997.

5. Законспектируйте статью Парубченко Л. Б. О чем писали сочинения школьники начала века // Литература в школе. 2002. № 2.

6. Составьте 15 проблемных вопросов для задания С5 ЕГЭ по литературе.

7. Составьте конспект урока обучающего сочинения на этапе подготовки к выполнению задания С5 ЕГЭ по литературе. Используйте такие виды деятельности старшеклассников на уроке, как : анализ перечня тем сочинений, обсуждение способов раскрытия конкретной темы, разработка вариантов вступления и заключения к сочинениям на разные темы, сравнение двух сочинений на одну тему, дописывание готового вступления и заключения к одному сочинению, включение необходимых терминов и понятий, «выравнивание» логики, моделирование перехода от одной мысли к другой, добавление тезиса или исключение лишних рассуждений, обоснование тезисов доказательствами или доказательное опровержение утверждения, формирование умения сжатия или развертывание оформленного тезиса, подбор иллюстраций из текста, исправление речевых и стилистических ошибок и др.

8. Выполните контрольную работу (см. ниже).

 

Выполнить всем:

 

· Разработать методику урока обучающего сочинения по анализу эпизода в старших классах и методику урока по написанию сочинения-эссе.

· Подготовить выразительное чтение с описанием исполнительского анализа одного из литературных текстов.

· Контрольная работа по взаимонаписанию рецензии на сочинение.

Литература

Айзерман Л. С. Сочинение о сочинениях / Л. С. Айзерман - М. : Педагогика, 1986. - 160 с.

Безымянная О. М. Методика работы над изложениями : авторские тексты, творческие задания, комплексный анализ текста / О. М. Безымянная, С. А. Лукьянов. - М. : Глобус. 2007. – 176 с.

Бершадская, Н. Р., Халимова, В. З. Литературное творчество учащихся в средней общеобразовательной школе : кн. для учителя. Из опыта работы / Н. Р. Бершадская, В. З. Халимова. - М. : Просвещение, 1986. - 176 с.

Калганова, Т. А. Сочинение различных жанров в старших классах : пособие для учителя / Т. А. Калганова. – М. : Просвещение, 1997. – 192 с.

Колокольцев Н.В. Об основах содержания и системы занятий по развитию речи учащихся в связи с изучением литературы в школе // Развитие речи учащихся на уроках литературы / Н. В. Колокольцев. — М. : Просвещение, 1980. – 219 с.

Леонов С. А. Развитие речи учащихся на уроке литературы : метод. пособие / С. А. Леонов. — М. : Высш. шк., 1988. — 127 с.

Озеров, Ю. А. Экзаменационное сочинение на литературную тему : пособие для поступающих в вузы / Ю. А. Озеров. - М. : Школа-пресс, 1995. – 253 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007))

Статьи ведущих ученых-методистов о проблемах развития устной и письменной речи школьников на уроках литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русский язык в школе», «Филологические науки» и других за последние два года.

Контрольная работа

Попробуйте оценить любое сочинение по предложенной ниже схеме, отмечая значком + (элемент оценки присутствует в данной работе, полностью в ней реализован), - (отсутствие данного элемента оценки в сочинении) и (+ -) – элемент оценки присутствует, но полностью в работе не раскрывается. Обоснуйте свою оценку работы. Попробуйте оценить свои школьные сочинения по данной схеме.

 

Схема анализа сочинения

Критерии оценки          
1. Уровень владения фактическим материалом: +, - (+ -)          
• Знание текста художественного произведения          
• Знание социокультурного контекста          
• Знание оценки критики          
2. Уровень сформированности литературоведческих навыков: +, - (+ -)          
• Владение специальными навыками анализа текста художественного произведения          
• Владение литературоведческой терминологией          
• Системность оценок и суждений          
3. Уровень сформированности личностной позиции: +, - (+ -)          
• Разносторонность знаний учащихся и привлечение их для раскрытия темы сочинения          
• Индивидуальность выбора в трактовке темы сочинения          
• Мотивированность личностных оценок          
4. Уровень сформированности речевой компетенции: +, - (+ -)          
• Композиция, последовательность, логичность работы          
• Соблюдение норм литературного языка          
• Речевые недочеты (к-во)          
5. Практическая грамотность          
• Грамматические ошибки (к-во)          
• Орфографические ошибки (к-во)          
• Пунктуационные ошибки (к-во)          

Как оцениваются сочинения

Сочинения по литературе оцениваются двумя оценками: первая выставляется за содержание работы и речь, вторая – за грамотность. В настоящее время в школе действуют следующие критерии оценки:

 

Оценка Основные критерии оценки
Содержание и речь Грамотность
  «5» 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Содержание излагается последовательно. 4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. 5. Достигнуты стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета. Допускаются: 1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибки
  «4» 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). 2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. 4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. 5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются: 2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуационные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки
  «3» 1. В работе допущены существенные отклонения от темы. 2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. 3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. 4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. 5. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускается не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются: 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в IV классе – 5 орфографических ошибок и 4 пунктуационные ошибки), а также 4 грамматические ошибки.
    «2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов. Допускаются: 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 5 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
    «1» В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов. Имеется более 7 орфографических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...