Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тема 15. Инновационные процессы в теории и практике преподавания литературы в школе

21. Контрольная работа – деловая игра: «Итоговая аттестация в форме ЕГЭ». Выполнение и взаимопроверка заданий с развернутым ответом (студенты выступают и в роли экзаменуемых на этапе выполнения заданий С1, С2, С3, С4, С5, и в роли экспертов на этапе проверки)

Методические рекомендации по проверке заданий с развернутым ответом в системе контрольных измерительных материалов по литературе и по использованию системы оценивания выполнения заданий с развернутым ответом ЕГЭ по литературе

Задания с развернутым ответом позволяют выявить уровень овладения содержанием соответствующих курсов и степень сформированности не только предметных, но и сложных надпредметных интеллектуально-коммуникативных умений, поэтому при всех изменениях в структуре и содержании экзамена неизменным оставалась главная установка на выявление уровня сформированности у экзаменуемого умения писать сочинение на литературную тему, проверка которого осуществлялась экспертами по специально разработанным в ФИПИ критериям. С годами роль заданий с развернутыми ответами неизменно возрастала. В настоящее время более половины от общего количества максимальных первичных баллов (27 из 39) приходится на задания, требующие создания связных текстов, качество которых определяется экспертами, что указывает на основные приоритеты итоговой экзаменационной работы по литературе – сохранение в рамках ЕГЭ традиций школьного сочинения на литературные темы.

Задания с развернутым ответом проверяют умение учащегося анализировать, интерпретировать и комментировать текст литературного произведения.

В соответствии с этим выстроена система оценивания заданий с развернутым ответом. Ответ учащегося не должен являться пересказом текста или рассуждением о том, что нравится или не нравится экзаменуемому в конкретном произведении. Выпускнику необходимо знать особенности художественной структуры произведения, уметь пользоваться специальной литературоведческой терминологией, а также включать рассматриваемое произведение в литературный контекст.

В работе представлены три группы заданий с развернутым ответом: С1и С3; С2 и С4; С5.1-С.5.3. К каждой группе заданий разработаны свои критерии проверки и оценки выполнения заданий с развёрнутым ответом, которые представлены в общем виде и не обеспечены эталонами ответов (в соответствии со спецификой учебного предмета).

Выполнение заданий ограниченного объема (С1-С4) оценивается по одному критерию «точность и полнота ответа», который задается на 4 уровнях глубины (они различаются для заданий С1, С3 и С2, С4).

Ответ на задания С1–С3 должен соответствовать следующим требованиям:

- понимание специфики задания, точность и лаконизм ответа на центральный вопрос,

- наличие убедительной аргументации;

- точность в изложении литературных фактов.

Специфика заданий С1 и С3

Овладение умениями построения содержательного и грамотного связного высказывания на заданную тему при анализе художественных произведений и ответе на вопросы входит в комплекс целей, на достижение которых направлено изучение литературы. Основная специфика заданий С1 и С3 состоит в том, что экзаменуемый должен лаконично ответить на поставленный проблемный вопрос. Например:

· Почему Печорина относят к типу «лишних людей»? (М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени».)

· Как, с вашей точки зрения, автор относится к Лопахину? (А.П. Чехов «Вишневый сад».)

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом.

Понимание специфики заданий С1 и С3 – важнейшее условие его успешного выполнения. Минимально достаточным считается умение адекватно воспринять суть вопроса и дать на него прямой ответ. Многие задания построены таким образом, что без знания теоретико-литературных понятий и без умения использовать их при ответе на вопрос выполнить задание будет затруднительно.

В зависимости от конкретного вопроса, содержащегося в задании, основной тезис, содержащийся в ответе, может быть

· свободным изложением материалов учебных пособий;

· представлением собственной аргументированной точки зрения экзаменуемого.

В ряде случаев наблюдается стремление учащихся расширить проблематику вопроса. Если при этом указанное выше основное требование выполнено и не происходит «подмены» вопроса, то оценка по ведущему критерию (понимание специфики задания) не должна снижаться.

Ответ на задания С2–С4 должен соответствовать следующим требованиям:

- понимание специфики задания, точность и лаконизм ответа на центральный вопрос,

- привлечение литературного контекста с обоснованием оснований сопоставления;

- наличие убедительной аргументации;

- точность в изложении литературных фактов.

Отвечая на вопросы С1 – С4, учащийся может получить от 0 до 3 баллов в зависимости от качества выполнения задания.

Специфика заданий С2 и С4

Выполнение заданий С2 и С4 требуют включения рассматриваемого произведения в литературный контекст. Например:

· Какие героини русской классической литературы схожи с Софьей, героиней комедии А.С. Грибоедова?

· С2 В каких произведениях русских классиков город становится предметом художественного изображения?

Подобные задания требуют краткого связного ответа в объеме 5–10 предложений и являются своеобразным итогом работы с текстом. Задания этого типа (их в экзаменационной работе два) представляют собой по существу проблемный вопрос, который связан с конкретным произведением и при этом нацеливает на рассмотрение художественного текста в определенном литературном контексте, без обращения к которому нельзя в полной мере оценить целостность восприятия выпускниками курса литературы, их умение устанавливать аналогии, соотносить и сопоставлять различные литературные факты, осмысливать логику литературного процесса.

Термином «контекст» в литературоведении обозначают «осмысленные воспринимающим сознанием текстовые связи и соотношения, позволяющие судить о стилистических, содержательных, эстетических и иных особенностях произведения как в пределах данного текста, так и в сопоставлении с другими текстами в синхроническом и диахроническом аспектах» (Литературная энциклопедия терминов и понятий / под редакцией А.Н. Николюкина, М.: НПК «Интелвак», 2001).

Для успешного выполнения заданий данного типа экзаменуемые должны владеть умением устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, позволяющие воспринимать художественное произведение не как единичное явление искусства (литературы, живописи, музыки и др.), а как часть единого культурно-художественного пространства, т. е. часть истории человеческой цивилизации.

Выделенный параметр проверяет именно это умение учащихся. Если учащийся в целом отвечает на поставленный вопрос верно, но затрудняется в установлении аналогий с другими изученными произведениями, то его ответ оценивается минимальным количеством баллов. Привлечение литературного контекста должно быть аргументировано не только личной позицией экзаменуемого, но, в первую очередь, правильным пониманием смысла вопроса: о каком именно компоненте формы или содержания произведения идет речь, какой аспект творчества писателя предложен для рассмотрения.

  Критерии Баллы
Точность и полнота ответа на задание С1-С3  
  а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: аргументированно отвечает на вопрос, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы, фактические ошибки в ответе отсутствуют
  б) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания, но при ответе не демонстрирует достаточную обоснованность суждений, и /или отчасти подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает одну фактическую ошибку
  в) экзаменуемый упрощенно понимает задание, его суждения поверхностны, неточны, ответ слабо аргументирован, анализ подменяется пересказом, и /или допускает 2-3 фактические ошибки
  г) экзаменуемый неверно отвечает на вопрос, и/или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей, и /или подменяет рассуждения пересказом текста, и /или допускает 3 и более фактических ошибок
Точность и полнота ответа на задание С2-С4
  а) экзаменуемый обнаруживает понимание специфики задания: отвечает на вопрос, требующий привлечения литературного контекста, то есть называет не менее двух произведений и/или писателей, в творчестве которых нашла отражение указанная проблема или названный мотив, художественный прием и т. д. (2 и более позиций сопоставления), и дает содержательное обоснование для сопоставления, приводя необходимые аргументы; фактические ошибки в ответе отсутствуют
  б) экзаменуемый отвечает на вопрос, но ограничивается минимальным литературным контекстом (1 позиция сопоставления), указывая произведение и автора; дает лишь частичное обоснование сопоставления и / или допускает 1 фактическую ошибку  
  в) экзаменуемый отвечает на вопрос, привлекая минимальный литературный контекст (1 позиция), но указывает литературный контекст неполно (без фамилии автора или без названия произведения), и / или не дает содержательного обоснования, и / или допускает 2–3 фактические ошибки
  г) экзаменуемый не отвечает на вопрос или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

 

Выполнение заданий части 3 (С5.1-С.5.3) оценивается по пяти критериям, каждый из которых также задается на 4 уровнях глубины с тем, чтобы в соответствии с ними учащимся начислялись различные баллы, свидетельствующие о качестве выполнения задания (критерии в 2009 году не изменились). Специфика оценивания полноформатного сочинения требует развернутой системы критериев оценки, т. к. связана с многоаспектностью комплексного освоения художественного произведения.

При ответе на проблемный вопрос (С5.1-С5.3) выпускнику необходимо ориентироваться на следующие требования:

- оценивается понимание проблемы, предложенной в вопросе; знание проблематики произведения; степень самостоятельности суждения; умение аргументировать текстом произведения сформулированную точку зрения;

- оценивается логичность и последовательность ответа учащегося;

- определяется соответствие текста, созданного учащимся, речевым нормам.

Отвечая на проблемный вопрос, выпускник может получить от 0 до 15 баллов. Задание считается невыполненным (0 баллов), если по первому критерию работа оценена нулем баллов.

Среди пяти позиций, по которым оценивается выполнение заданий части 3, первая позиция (содержательный аспект) является главной. Если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) критерию выставляет «0» баллов, то задание С3 считается невыполненным. Задание дальше не проверяется. И по четырем другим позициям, соответствующим критериям 2, 3, 4 и 5, в протокол проверки выставляется «0» баллов.

При оценке выполнения заданий части 3 следует учитывать объем написанного сочинения. Экзаменуемым рекомендован объем не менее 200 слов. Если в сочинении менее 150 слов, то такая работа считается невыполненной и оценивается нулем баллов.

4.1 Критерий «глубина и самостоятельность понимания проблемы,

Предложенной в вопросе»

1. Глубина и самостоятельность понимания проблемы, предложенной в вопросе Баллы
а) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе; формулирует свою позицию с учетом позиции автора, выдвигая необходимые тезисы, приводя развивающие их доводы и аргументы; демонстрирует знание проблематики произведения и умение обосновывать суждения; фактические ошибки отсутствуют
б) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, и предлагает объяснение её смысла, но ограничивается общими тезисами, связанными с проблематикой произведения, не подкрепляет суждения необходимыми доводами, и / или допускает 1 – 2 фактические ошибки
в) экзаменуемый обнаруживает понимание проблемы, предложенной в вопросе, но объясняет её смысл поверхностно или крайне упрощённо или / и допускает 3 – 4 фактических ошибки
г) экзаменуемый не обнаруживает понимания проблемы, предложенной в вопросе, и / или даёт ответ, который содержательно не соотносится с поставленной задачей

Первая позиция (содержательный аспект) является главной: если при проверке экзаменационной работы эксперт по первому (содержательному) аспекту оценивания ответа ставит «0» баллов, задание считается невыполненным и сочинение дальше не проверяется.

Проблемный вопрос – это вопрос, требующий осмысления. Вопросы проблемного характера указывают на познавательное противоречие, которое выпускник должен осмыслить, предложив свою версию его разрешения. В зависимости от того, как экзаменуемый воспринимает то или иное художественное произведение, что считает главным, а что – второстепенным, как он отвечает на поставленный в задании вопрос, определяется, насколько глубоко он понимает предложенную в вопросе проблему. Каждый образ, каждая ситуация, о которой рассказано в произведении, является самостоятельной проблемой. Под термином «проблема» чаще всего понимают определенное идейное освещение той или иной стороны жизни. В этом смысле всякое литературное произведение многопроблемно. Если тематика произведения может быть соотнесена с рядом общих явлений действительности, то проблематика определяется личным интересом автора к происходящим событиям. Например, отвечая на вопрос «Какая проблема является главной в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»?», можно выделить целый ряд проблем: проблема поиска истины, проблема веры, проблема смысла жизни, проблема нравственного выбора человека и др.

Вопросы, заданные учащимся, не имеют одного единственно правильного ответа. Поэтому оценка за собственную (пусть и нетрадиционную) точку зрения не снижается, если учащийся объяснил, почему он считает именно так, а не иначе, что в произведении привело экзаменуемого к такому видению проблемы.

Понимание основной проблемы – важнейшее условие успешного выполнения задания с развёрнутым ответом. Минимально достаточным считается умение обнаружить проблему (понять, в чём заключается познавательное противоречие) и дать ответ на поставленный вопрос (аргументировать основной тезис высказывания).

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...