Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






ТЕМА 10. Методика изучения литературы в старших классах

 

Основные виды деятельности : чтение и комментарий к статьям учебника «Теория и методика обучения литературе» под ред. О. Ю. Богдановой. – М., 2007.

Задания к теме:

1. Прочитать и составить тезисы главы 7 учебника (с. 177 - 266).

2. Передать основные положения статьи «Монографическая тема» (с. 181 - 232).

3. Определить главные методические рекомендации статьи «Обзорная тема» (с. 232 - 265).

4. Ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы, указанные на с. 245, используя материалы учебника и указанной на с. 245 литературы.

5. Рассказать о методике изучения литературно-критических статей в старших классах (с. 245 - 265).

6. Ответить на вопросы и выполнить задания для самостоятельной работы (с. 265 - 266).

7. Написать отзыв на одну из методических работ, указанных на с. 266.

8. Составить конспект урока по изучению обзорной темы, используя материалы статей Гаричевой Е. В. «Обзорный урок по поэзии Серебряного века. XI класс» // Литература в школе. 2002. № 3 и Холодякова И. В. «Образ человека на войне в русской классической литературе и прозе ХХ века» (там же).

9. Определить методику использования проверочных работ при изучении обзорных тем в 9 классе, используя статью Н. А Перепелкиной ««Входит в наш мирок миров разноголосица». Проверочные работы по обзорным темам» в журнале «Литература в школе», №2, 2009.

Ориентировочные вопросы к обсуждению:

1. Методологическое и методическое значение основ науки о литературе в системе школьного литературного образования и развития учащихся.

2. Историзм в преподавании литературы на разных этапах изучения курса.

3. Специфика курса на историко-литературной основе в VIII–XI классах. Историко-литературные сведения в монографических и обзорных темах.

4. Типы обзорных тем, их содержание и структура. Особенности методики проведения обзорных занятий.

5. Овладение учащимися старших классов (IХ–XI) историко-литературными знаниями при изучении монографических тем.

6. Методические приёмы работы на уроках литературы в старших классах.

7. Задачи, содержание и методика изучения литературно-критических статей в школе. Приёмы работы над литературно-критическими статьями.

8. Цели и задачи работы в профильной школе. Направления профилизации и структуры профилей по литературе. Инвариантные и элективные курсы.

 

Выполнить всем:

 

· Представить тематическое планирование при изучении одной монографической и одной обзорной темы.

 

Литература

Активные формы преподавания литературы : лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая и др. - М. : Просвещение, 1991. – 175 с.

Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы : метод. пособие / М. В. Амфилохиева. - СПб. : Паритет, 2003. – 160 с.

Анализ художественного произведения. Художественное произведение в контексте творчества писателя : книга для учителя / Е. И. Анненкова и др.; под ред. М. Л. Семановой. – М. : Просвещение, 1987. – 175 с.

Антипова, А. М. Теоретико-литературные и эстетические категории и понятия в школьном курсе литературы : учеб. пособие / А. М. Антипова. - М. : Флинта : Наука, 2003. – 264 с.

Беленький, Г. И., Снежневская, М. А. Изучение теории литературы в средней школе : (IV - X кл.) : пособие для учителя / Г. И. Беленький, М. А. Снежневская. - М. : Просвещение, 1983. – 256 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе : кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб. : МИРС, 2008. – 394 с.

Браже, Т. Г. Целостное изучение эпического произведения : пособие для учителя / Т. Г. Браже. – 2-е изд. , перераб. – СПб. : Глагол, 2000. – 335 с.

Волков, И. П. Приобщение школьников к творчеству : из опыта работы / И. П. Волков. — М. : Просвещение, 1982. – 144 с.

Демидова, Н. А. Изучение литературно-критических статей / Н. А. Демидова. – М. : Классика, 1995. – 249 с.

Доманский, В. А. Литература и культура : культурологический подход к изучению словесности в школе : учебное пособие / В. А. Доманский. - М. : Флинта: Наука, 2002. – 368 с.

Зинин, С. А. Внутрипредметные связи в изучении школьного историко-литературного курса / С. А. Зинин. – М. : Русское слово, 2006. – 240 с.

Каплан, М. Е. Русская классика в средней школе : анализ программных произведений в 9-11 кл. : учебное пособие / М. Е. Каплан. – М. : Антиква, 1999. – 222 с.

Проблемы филологического образования в средней и высшей школе : Х Голубков. чтения / Моск. пед. гос. ун-т ; под общ. ред. Богдановой О. Ю. - Южно-Сахалинск, 2002. - 125 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о преподавании словесности на историко-литературной основе в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.

Черкезова, М. В. Проблемы преподавания русской литературы в инокультурной среде : методическое пособие / М. В. Черкезова. - М. : Дрофа, 2007. – 318 с.

 

ТЕМА 11. Методика изучения критических статей

В старших классах

Вопросы к теме:

1. Роль критики в формировании навыков научного анализа текста художественного произведения, выработке критического мышления у читателей-школьников.

2. Цель, задачи и основные этапы изучения литературно-критических статей и материалов на уроках литературы.

3. Место литературной критики в школьных программах. Основные методические принципы изучения литературной критики.

4. Методика усвоения содержания критических работ, знакомства с логикой развития авторской мысли, приёмами её оформления, системой аргументации.

5. Формирование в ходе работы над литературно-критическими статьями специальных читательских умений: устанавливать связь между эстетическими проблемами и социальными явлениями; соотносить писательскую позицию с собственным жизненным опытом; исследовать историко-литературный материал под определённым углом зрения; аргументировать предпочтение той или иной точки зрения.

6. Методика использования фрагментов литературно-критических работ в процессе анализа литературного произведения.

 

Задания к теме:

1. Разработайте задания учащимся по анализу текста романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени» на основе сопоставления фрагментов из литературно-критических статей В. Г. Белинского «Герой нашего времени». Сочинение М. Лермонтова; В. С. Соловьева «Лермонтов» и Д. С. Мережковского «Поэт сверхчеловечества».

2. Разработайте конспект урока сравнительного изучения статей Н. А. Добролюбова «Что такое обломовщина?» и А. В. Дружинина «Обломов». Роман И. А. Гончарова.

3. Подготовьте самостоятельно анализ содержания и жанрово-стилистических особенностей статьи И. Ф. Анненского «Гончаров и его Обломов». Дайте рекомендации по использованию ее на уроках при изучении романа И. А. Гончарова «Обломов».

4. Разработайте задания учащимся по анализу фрагментов из текста романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» на основе привлечения фрагментов из работы Д. С. Мережковского «Достоевский» и Н. Н. Страхова «Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание».

5. Составьте конспект урока изучения критики на уроках литературы по материалам статьи Ник. Зуева «Медный всадник» в русской критике. История истолкований» в журнале «Литература в школе», №12, 2005.

6. Напишите рецензию на одну из методических работ, посвященных изучению в школе литературно-критических материалов.

 

Выполнить всем:

· По материалам сайтов http://goncharov.spb.ru , http://griboedow.net.ru составить конспект урока по изучению критической статьи.

Литература

Данилова, Т. Б. Элективные курсы по литературе в системе предпрофильного обучения : учебно-методическое пособие / Т. Б. Данилова. – Томск : Издательство ТГПУ, 2005. – 208 с.

Демидова, Н. А. Изучение литературно-критических статей / Н. А. Демидова. – М. : Классика, 1995. – 249 с.

Богданова, О. Ю. Формирование понятия критического реализма в процессе изучения литературы в восьмом классе / О. Ю. Богданова. – М. : Просвещение, 1980. - 219 с.

Дановский, А. В. Изучение литературно-критических статей / А. В. Дановский // Межпредметные связи при изучении литературы в школе. – М. : Дрофа, 2007. – 237 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов об изучении критических статей на уроках литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.

 

TEМA 12: Урок литературы

 

Вопросы к теме:

1. Актуальные проблемы современного урока литературы как основной формы организации учебной деятельности школьников.

2. Что вам известно о классификации уроков литературы? Охарактеризуйте каждую из имеющихся педагогических и методических классификаций типов уроков.

3. Что лежит в основе классификаций уроков В. В. Голубкова и Н. И. Кудряшева?

4. Какие условия работы на уроке литературы являются наиболее благоприятными для общего и литературного развития школьников? Каковы главные методические требования к современному уроку литературы?

5. Чем обусловлен выбор структуры и формы урока? Что составляет содержание урока литературы. Чем достигается относительная завершенность каждого урока и органическая связь его со всей системой уроков по данной теме.

6. В каких отношениях находятся структура, технологии урока, его содержание и поставленные цели и задачи?

7. Какие виды опроса, домашних заданий, объяснение нового материала и контроля знаний существуют на уроке литературы.

8. Каковы этапы подготовки учителя-словесника к урокам? Основные принципы отбора учебного материала. Отработка этапов конспекта урока.

9. Урок литературы как диалог читательских суждений об искусстве слова.

10. Особенности проведения и подготовки нетрадиционных типов уроков.

 

Задания к темe:

1. Дайте методический анализ двух конспектов уроков, предложенных учителями Зининой Е. А. и Чуриковой М. В. на страницах 195-200 учебника по методике преподавания литературы под ред. Богдановой О. Ю. и Маранцмана В. Г. Т. 2.

2. Ознакомьтесь с планированием уроков учителя Н. Н. Кубышиной по обзорной теме «Серебряный век русской поэзии» в 11 классе (учебник, с. 202-204, т.2). Дайте анализ материалов уроков; определите их литературоведческую концепцию. Подготовьте свой вариант планирования.

3. Составьте конспект урока с видами работ, способствующими углублению восприятия учащимися текста художественного произведения.

4. Дайте по схеме анализ одного из уроков М. А. Рыбниковой.

 

Выполнить всем:

 

· Составить таблицу всевозможных классификаций урока литературы в современной школе.

Литература

Айзерман, Л. С. Современный урок литературы и проблемное преподавание / Л. С. Айзерман. - М. : Просвещение, 2008. - 119 с.

Активные формы преподавания литературы : лекции и семинары на уроках в ст. классах / Р. И. Альбеткова, С. Г. Герке, Л. П. Гладкая и др. - М. : Просвещение, 1991. – 175 с.

Амфилохиева, М. В. Традиции и инновации в преподавании литературы. 9-11 классы : метод. пособие / М. В. Амфилохиева. - СПб. : Паритет, 2003. – 160 с.

Браже, Т. Г. О литературе в школе : кн. для учителя / Т. Г. Браже. - СПб. : МИРС, 2008. – 394 с.

Лавлинский, С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельностный подход : учебное пособие для студентов-филологов / С. П. Лавлинский. – М. : Прогресс, 2003. – 384 с.

Онищук В. А. Урок в современной школе : пособие для учителя / В. А. Онищук. - 2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1986. – 211 с.

Свирина, Н. М. Культурный контекст на уроках литературы / Н. М. Свирина. - СПб. : Глагол, 2008. – 96 с.

Соответствующие разделы учебников по методике преподавания литературы (Голубков (1962), Рыбникова (1985), Никольский (1971), Рез (1985), двухтомник Маранцмана и Богдановой (1994), Богданова (2007)).

Статьи ведущих ученых-методистов о требованиях к современному уроку литературы в журналах «Литература в школе», «Русская словесность», «Русская литература», «Вопросы литературы», «Филологические науки» и других за последние два года.

Урок литературы в средней школе / под ред. Т. Ф. Курдюмовой. - М. : Просвещение, 1984. – 231 с.

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...