Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Таким образом, для успешного прохождения промежуточного контроля необходимо дать не менее 15 правильных ответов или дать полный и аргументированный ответ на два вопроса.ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ» РОССИЙСКАЯ ОТКРЫТАЯ АКАДЕМИЯ ТРАНСПОРТА (РОАТ МИИТ)
Кафедра «Философия, социология и история» Автор Матвеева Виктория Викторовна, кандидат философских наук, доцент
Уважаемый студент, мы предлагаем Вам учебно-методические материалы по дисциплине «Социология». Как работать с теоретическими и практическими материалами?
1. Прочитайте материал первой лекции. Обратите внимание на основные понятия и термины. 2. Читая содержание темы или ее части, особое внимание уделите понятиям и терминам. 3. Если, работая над какой-либо темой, вы встречаетесь с термином, который забыли или плохо поняли его значение, то обратитесь к словарю. 4. Откройте материалы контроля к первой лекции, ответьте на поставленные вопросы. 5. Далее изучайте материалы следующих лекций, обращаясь к контрольным вопросам после каждой изученной лекции. 6. Изучив теоретический материал, переходите к выполнению практических занятий. 7. Внимательно прочитайте рекомендации для подготовки к практическим занятиям, продумайте свой ответ на поставленные вопросы, выстройте аргументацию. 8. Для самостоятельного изучения вам предложен отдельный теоретический материал, который необходимо законспектировать с целью дальнейшего тезисного изложения материала. 9. Изучив весь теоретический материал, выполнив практическую работу, вы получаете допуск к зачету. На зачете вы должны четко, правильно и аргументированно ответить на два вопроса из представленных вопросов к зачету в рабочей программе. При наличии конспекта, посещении лекций и активной работы на практических занятиях, вы получаете возможность пройти зачет в форме теста. Вам будет предложено 30 вопросов. Критерии оценок знаний следующие: 50% правильных ответов (15 правильных ответа) – «зачет»; менее 50% правильных ответов (14 и менее ответов) – «незачет». Таким образом, для успешного прохождения промежуточного контроля необходимо дать не менее 15 правильных ответов или дать полный и аргументированный ответ на два вопроса.
Материалы Классическая социология.
Появление социологии было вызвано общественной потребностью понимания сущности и направлений крупномасштабных социальных перемен, происходящих в передовых странах во второй половине XVIII и первой половине XIX века (американские и французские буржуазные революции, промышленная революция в Западной Европе). Произошел цивилизованный сдвиг к индустриальному и гражданскому обществу. Началась эпоха интереса к социальному реформаторству, в котором многие общественные деятели стремились опереться на науку, изучающую функционирование и развитие общественного строя. Формирующееся гражданское общество составило социальную основу возникновения социологии, а позитивистская школа – теоретическую. Вторая половина XIX века в интеллектуальной истории Запада – время увлечения естествознанием и расцвета позитивистско – натуралистического мировоззрения. Под его влиянием развивалась социология. Широкое распространение получила эволюционная теория, опирающаяся на представление о единстве законов истории природы и человека и методов естественных и общественных наук. Виднейшим представителем натуралистической ориентации социологии был Герберт Спенсер (1820-1903), чье учение получило название «социальный дарвинизм». Эволюция для английского социолога – универсальный процесс, одинаково объясняющий все изменения как природной всеобщности, так и самых частных социальных и личностных феноменов. Он сторонник так называемого организмического подхода к социальным факторам и рассматривает общество по аналогии с единым биологическим организмом. Плодотворной была догадка и о том, что процесс развития («разрастания») любой единицы равен совокупности прогрессирующей дифференциации их функций : чем более развит организм ,тем он более сложен. Степень строгости и масштабы внутреннего управления являлись для Спенсера признаками различия между типами обществ. Например, он выделял общества «воинствующие»,регулируемые путем жесткого контроля и принуждения , и общества «индустриальные»,где контроль и централизация слабее. Со временем спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции, т.е. непрерывного поступательного движения обществ, модифицируется в теорию усложненной «многолинейной» эволюции, предполагающей в отдельных случаях даже возможность социальной деградации. Взгляды Спенсера, чрезвычайно популярные в свое время, позже были отвергнуты наукой, а во второй половине XX в. Вновь наметился интерес к его теории. Спенсер оказался предшественником структурного функционализма и системного анализа, занявших первостепенное место в современной социологии.
Структурный функционализм. Символический итеракционизм. Основы функционализма сформулировал Толкотт Парсонс (1902-1979). Его основная идея состояла в том, что над конфликтом доминирует согласие (консенсус). Парсонс исходит из того, что система не может функционировать и выжить, если не решены определенные основополагающие проблемы. Поэтому первой фазой анализа является выяснение, что это за проблемы. Парсонс выделяет четыре функциональные предпосылки. 1) Система должна уметь приспособиться к внешней среде - адаптивная функция (Адаптация). 2) Система должна уметь достигать целей, которые 3) Чтобы достичь цели, система должна обладать достаточным внутренним единством и упорядоченностью. Это ингегративная функция (Интеграция). 4) Внутреннее единство должно сохраняться и воссоздаваться посредством усвоения членами общества норм системы. Это функция сохранения порядка (латентность). Эти функции называют «схемой Эйджил» по четырем первым буквам их английских названий (AGIL). Они соответствуют специальным институтам, составляющим подсистему общества. Подсистемой, имеющей целью приспособление общества к среде, является экономика. Экономика - та часть общественной структуры, которая поставляет и распределяет материальные продукты, необходимые членам общества. Достижением целей занимаются политические институты. Они выбирают целевые установки общества и побуждают его членов работать на них. Интеграцией занимаются институты, которые берут на себя социальный контроль и поддерживают общую культуру. Поддержанием порядка занимаются социализирующие институты (семья, школа, религия). Они согласовывают структуру личностных мотиваций с ценностями общества. Это происходит, когда индивид в процессе социализации приобретает свою индивидуальность и усваивает нормы общества. Символический итеракционизм возник как реакция на структурно-функционалистские макротеории, пренебрегающие межчеловеческими взаимодействиями, интеракциями в создании и функционировании социальных структур. Создателем теории символического интеракционизма является Джордж Герберт Мид (1863-1931). Он рассматривал личность, как социальный продукт. По мнению Мида, процесс формирования личности включает 3 стадии, связанные спринятием на себя роли других людей и формированием «Я» и «Меня». Первая стадия- имитация (копирование, детьми поведения не понимая его). Вторая стадия - игровая (понимание детьми поведения как исполнение определённых ролей: врача, учителя и т.д.); в процессе игры дети воспроизводят эти роли. Третий этап- стадия коллективных игр (дети учатся осознавать ожидание не только одного человека, но и всей группы, на этой стадии приобретается чувство социальной идентичности). Процесс формирования личности связан с поведением человека. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на общении. Мы реагируем не только на поступки других людей, но и на их намерения. Когда вам знакомый подмигивает, вас интересует, что он подразумевает: может быть, он стремится поухаживать за вами, вместе посмеяться над шуткой, высмеять чьё-то поведение, не исключено, что он просто страдает нервным тиком. Мы «разгадываем» намерения других людей, анализируя их поступки и опираясь на свой прошлый опыт в подобных ситуациях. Мид выделил два типа действий: незначимый жест - представляет собой автоматический рефлекс в виде моргания. С точки зрения Мида более важную роль играет значимый жест. В этом случае люди не реагируют автоматически на воздействия извне. Они разгадывают значения поступка, прежде чем ответить на него. Поведение людей по отношению друг к другу и предметом окружающего мира определяется тем значением, которые они им придают Герберт Блумер (1900-1987), представитель Чикагской школы символического интеракционизма, утверждал, что социальный мир состоит из общения, демонстрирует такие же качества развития, творчества, какие мы находим в общении за обеденным столом. Этот взгляд разделяют теоретики интеракционизма, рассматривающие историческое развитие как определенное индивидуальным творчеством и, в свою очередь, детерминирующее его. В наиболее четкой форме предположения этой теории изложены в работе Герберта Блумера «Символический интеракционизм: перспективы и метод»: 1) Человеческая деятельность осуществляется в отношении объектов на основании тех значений, которые они им придают. 2) Эти значения есть продукт социального взаимодействия (интеракции) между индивидами. 3) Эти значения изменяются и применяются посредством интерпретации - процесса, используемого каждым индивидом в отношении знаков (символов), окружающих его. Наше сходное понимание символов облегчает общение, обычно мы понимаем значение чужих поступков, определяем, что подразумевает другой человек. Блумер рассуждает следующим образом: «Взаимодействуя друг с другом, индивиды вынуждены считаться с поступками или намерениями других людей…». Таким образом, активность других оказывает позитивное воздействие на наше собственное поведение; под влиянием поступков других кто-то может отказаться от своего намерения или замысла, пересмотреть его, отложить или ускорить его осуществление, а также изменить первоначальные планы. Действие других определяют планы людей- могут препятствовать или способствовать их реализации, влиять на их изменение, люди вынуждены как-то приспосабливать свои поступки к действию других. Таким образом, символический интеракционизм даёт реалистическое представление о взаимодействии между людьми. Основная идея сторонников символистического интеракционизма заключается в том, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которые они им придают. Но символический интеракционизм сосредоточен лишь на субъективных аспектах взаимодействия, уникальных для индивидов, вступающих в общение. На его основе не сделаны обобщения, применимые ко многим различным ситуациям. Для обоснования этого подхода необходимы дальнейшие исследования типичных образцов поведения и значений, которые им предают.
Феноменологическая социология.
Основателем феноменологической философии был Эдмунд Гуссерль (1859-1938). Развивая радикальные концепции, он ставил своей задачей создание философии, которая обращалась бы к корням нашего знания и опыта, считая, что научное знание все более отрывается от повседневности - источника наших познаний и что феноменология способна восстановить эту связь. Полвека спустя социологи использовали тот же самый аргумент, направив его против устоявшейся социальной теории, против структурного функционализма, утверждая его оторванность от социального опыта и социальной жизни. Альфред Шюц (1899-1959), один из учеников Э. Гуссерля, испытав сильное влияние идей американской философии и символического интеракционизма, попытался объединить их с феноменологическим пониманием своего учителя в своем основополагающем труде «Феноменология социального мира». А. Шюц считал, что используя метод феноменологической редукции, мы приходим к «потоку опыта», который является основным путем проявления «феномена» - объекта нашего осознания - через чувственное восприятие. Наше восприятие объекта, основанное на пяти чувствах, может только сказать нам, что он есть, определить его цвет, звук, форму и т. д. Однако этот объект ничто для нас, он лишь существует рядом с нами. Указывая объект, именуя его, придавая ему значение, мы входим с ним в определенное отношение, поскольку он начинает быть выражением каких-то наших черт и признаков, становится значимым объектом, вписываясь в мир, создаваемый нашим сознанием. Этот переход от чувственного опыта (незначимых объектов) к логическому упорядочению и определению (значимым объектам), который производится вначале в сознании отдельного индивида, а затем - во взаимодействии между индивидами, и является стержнем феноменологической социологии. Если другие теоретические подходы к человеческой деятельности рассматривают её, прежде всего, как отношение к внешним объектам и другим людям, то здесь действие - это, в первую очередь, воздействие сознания на чувственный опыт с целью получения знания, это внутренний процесс осознания, индивидуального или коллективного. Правда, перенесение деятельности вовнутрь, в наше сознание, затрудняет построение теории общества, но зато позволяет построить теорию личности и индивидуального поведения. Переход от личности к обществу А. Шюц описывает следующим образом. На определенной стадии развития индивидуальный «запас знаний» должен быть «разделен» с другими людьми. Совмещение различных миров осуществляется на основе «само собой разумеющихся понятий», создавая «жизненный мир» (Lebenswelt). Мы создаем и изменяем его в социальном взаимодействии, передаем из поколения в поколение через процесс социализации. Обыденный, повседневный мир, по Шюцу, является «высшей реальностью», наиболее важной для человеческого познания. Однако в «высшей реальности» существуют конечные области знания, в границах которых человек может позволить себе сомневаться и ставить под вопрос свои обыденные суждения. К ним относятся магия, религия и наука. Для социолога интерес представляет «конечная область знания», в которой он специализируется - социология. Он работает в области реальности, резко контрастирующей с повседневным миром. Его задача состоит в формулировании ясных и последовательных объяснении предмета, который по самой своей природе неясен и непоследователен. Своеобразно восприняты положения феноменологической социологии Шюца, двумя различными школами. Первую из них - школу феноменологической социологии знания - возглавили Питер Бергер (р. 1929) и Томас Лукман (р. 1927), вторую, получившую название «этнометодология» (по аналогии с этнографическим термином «этнонаука» - зачаточные знания в примитивных обществах), -Гарольд Гарфинкель (р. 1917).
Понятие социальной системы.
Общество представляет собой системную организацию социального взаимодействия и социальных связей, обеспечивающую удовлетворение всех основных потребностей людей, стабильную, саморегулирующуюся и самовоспроизводящуюся. Социальная система – это целостное образование, основным элементом, которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение. Социальная система обладает качествами, которых нет у включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определённую самостоятельность по отношению к составляющим её элементам, относительно самостоятельный способ своего развития. В качестве социальной системы общество обладает структурно-функциональной целостностью, которая реализуется через ряд дифференцированных функций. Дифференциация общественных функций сопровождается созданием социальных структур(экономических, политических, религиозных и других институтов), которые заполняются людьми, обладающими необходимыми качествами. Общество включает в себя все многообразие социальных связей и структур, т.е. оно шире рамок любого института, регулирующего отдельные виды взаимодействий. Общество обладает высоким уровнем внутренней саморегуляции, обеспечивающим поддержку и воспроизводство сложной системы социальных отношений. Общество постоянно воспроизводит социальное качество своих структур и соответственно, социальные качества индивидов и групп индивидов, включённых в их функционирование. Способность к воспроизводству социальных взаимодействий характерна для каждого института, общности в отдельности. Общество подчиняет своей логике вновь возникающие институты, организации, общности, заставляет их действовать в соответствии со сложившимися социальными нормами и правилами – таким образом, идёт процесс адаптации структурных элементов к формам и способам функционирования социальной системы. Общество как суперсистема представляет совокупность систем (социальная группа, социальный институт, личность). Социальные системы выступают в качестве структурных элементов общества. Каждая социальная система в определённых ситуациях выступает как целое. Общество можно представить в виде многоуровневой системы. Первый уровень - социальные роли, задающие структуру социальных взаимодействий. Социальные роли организованы в различные институты и общности, которые составляют второй уровень общества. Каждый институт и общность могут быть представлены в виде сложной системной организации: устойчивой и самовоспроизводящейся. Различия выполняемых функций, противостояния целей социальных групп требуют такого системного уровня организации, который поддерживал бы в обществе единый нормативный порядок. Он реализуется в системе культуры и политической власти. Культура задаёт образцы человеческой деятельности, поддерживает и воспроизводит нормы, апробированные опытом многих поколений. Политическая система законодательными и правовыми актами регулирует и укрепляет связи между социальными системами . Функционирование общества - это его постоянное самовоспроизводство, устойчивый процесс воссоздания структур, функциональных связей, составляющих организацию социальной системы. Общество утверждает себя как целостность в противостоянии окружающей среде. Самосохранение ,функционирование общества - это способность противостоять деструктивному влиянию извне. Функционировать - значит поддерживать равновесие системы с окружающей средой, обеспечивать её (системы) или его (общества)- стабильность. Социальная система - структурный элемент социальной реальности, определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи и взаимодействия. Существенными чертами любой системы являются целостность и интеграция. Целое больше суммы входящих в него частей. Это означает, что каждое целое обладает новыми качествами, которые механически несводимы к сумме его элементов, обнаруживают некий «интегральный эффект». Эти новые качества, присущие явлению как целому, обычно обозначаются как системные или интегральные. Система представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных элементов, находящихся в функциональных отношениях и связях друг с другом. Существует целая иерархия систем: одна система может быть элементом системы более высокого порядка; элементы любой системы, в свою очередь, выступают как системы более низкого порядка. Система обладает особыми системными качествами: порядок, организация системы как целого, выше, чем ее отдельных элементов. Любая система – от атома до общества – всегда представляет собой нечто большее, чем простая сумма составляющих ее элементов и подсистем. Важными системными принципами являются также структурность – возможность описания системы через установление ее структуры, т. е. сети связей и отношений системы, а также обусловленность функционирования элементов системы свойствами ее структуры. Система формирует и проявляет свои свойства в процессе взаимодействия со средой. Всем этим признакам отвечает человеческое общество, представляющее собой систему высшего «органического» типа, суперсистему, или социальную систему, включающую все виды социальных систем и характеризующуюся структурно- функциональной целостностью, устойчивостью, равновесием, открытостью, динамизмом, самоорганизацией, само воспроизводством, эволюцией.
Типология общества. Структурная сложность общества предполагает разнообразие способов его классификации. Устойчивым в социологии является деление общества на традиционное и индустриальное (современное). В разработку этих понятий значительный вклад внесли немецкий социолог Ф. Теннис, французский социолог Р. Арон, американский экономист и социолог У. Ростоу. Традиционным считается общество с натуральным сельскохозяйственным укладом, примитивным ремесленным производством, неразвитым разделением труда, малоподвижной сословно-корпоративной структурой, иерархической системой власти, с основанным на традициях, обычаях и религиозных верования способом социокультурной регуляции. В западном сегодняшнем понимании - это примитивное отсталое общество, которому присущи низкие темпы развития производства, большая инертность, невосприимчивость к нововведениям. В отличие от традиционного, общество индустриального типа характеризуется ростом промышленности, радикальным изменением методов производства, гибкостью социальных структур и форм организации социальной жизни. Можно выделить следующие черты индустриального общества: развитая и сложная система разделения труда и профессиональной специализации; механизация и автоматизация производства и управления; массовое производство товаров на широкий рынок; высокая развитость средств транспорта и коммуникаций; рост урбанизации и социальной мобильности; увеличение доходов на душу населения и качественные сдвиги в структуре потребления; формирование гражданского общества. Получившая наибольшее распространение в период 60-х гг. теория индустриального общества в 70-е гг. дополняется концепцией постиндустриального общества, разработанной в американской (Д. Белл, А. Тоффлер) и западноевропейской (А. Турен, Ж. Фурастье) социологии. Возникновение постиндустриального общества исследователи связывают с рядом важных экономических и социальных изменений, происходящих в наиболее развитых странах. Существование этих изменений сводится к следующему: резкое возрастание роли знания и информации, появление и развитие «интеллектуальных технологий», позволивших преобразовывать профессиональную деятельность человека, его быт и досуг; смена доминантных секторов экономики: вместо индустриального сектора главным становится обслуживание, охватывающее сферы деятельности, непосредственно не связанные с производством, - торговлю, финансы, медицину, транспорт, науку, образование, отдых и т.д.; изменение социальной структуры общества, увеличение тех слоев и групп, которые заняты интеллектуальным трудом; сдвиги в системе социокультурных потребностей населения, возникновение ориентации на постматериальные ценности, связанные с охраной окружающей среды и повышения качества жизни. Типология, основанная на концепциях традиционного, индустриального и постиндустриального общества, в целом не выходит за рамки социального эволюционизма. Принципиально иной подход к типологии общества сложился в русле марксистской традиции. Основанием здесь служили два главных критерия: способ производства и форма собственности. В соответствии с ними выделялись пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая и коммунистическая. Переход от одной формации к другой должен осуществляться в результате социальной революции, которая выступает как разрешение конфликта между ростом производительных сил общества и устаревшей системой производственных отношений. Рассмотренные теории и концепции не исчерпывают многообразия типологии обществ. Некоторые социологи классифицируют общества по основному способу добывания средств к существованию, различая: 1) общества, живущие охотой и собирательством; 2) общества, существующие за счет примитивного земледелия и разведения скота; 3) аграрные общества; 4) промышленные общества. Многие исследователи подразделяют общества по политическим критериям на тоталитарные (полное подчинение общества и личности власти, всеобъемлющий контроль за гражданами со стороны государства), авторитарные (неограниченная власть одного лица или группы лиц над гражданами при сохранении автономии личности и общества во внеполитических сферах) и демократические (контроль гражданского общества над властью). В научной литературе встречается также деление обществ на простые и сложные, дописьменные и письменные, открытые и закрытые, стабильные и нестабильные, переходные и устойчивые и т.д. Типология общества может быть проведена по религиозным признакам (христианское или мусульманское общество), по этническому составу населения (мононациональное, многонациональное общество), по степени распространение языка общения (англоязычное, франкоязычное, русскоязычное общества и т.п.). Выбор той или иной классификации во многом определяется тем, под каким углом зрения и с какой стороны конкретно изучается общество как сложное структурное образование.
Вопросы для самоподготовки 1. Что представляет собой общество? 2. Дайте определение социальной системы. Выявите её элементы. 3. Охарактеризуйте три стадии развития общества. 4. Опишите процесс исторического развития человеческого общества. Как вы думаете, все ли общества развиваются в едином направлении, или у каждого свой неповторимый путь развития? Обоснуйте своё мнение.
Материалы Социальная мобильность. Социальная мобильность - это изменение индивидом, группой своей позиции в социальном пространстве. По направлениям социальных перемещений различают вертикальную и горизонтальную социальную мобильность. Вертикальная мобильность означает такое социальное перемещение, которое сопровождается повышением или понижением социального статуса. При этом переход на более высокую социальную позицию называется восходящей мобильностью, а на более низкую — нисходящей мобильностью. Горизонтальная мобильность предполагает социальное перемещение, не связанное с изменением социального статуса (например, переход на другую работу в той же должности, смена места жительства и т.д.). В соответствии с изменением социальным субъектом своей позиции в обществе различают индивидуальную и групповую мобильность. Первая характерна для стабильно развивающегося общества, вторая связана с кардинальными переменами в обществе, когда происходит изменение статуса целых социальных групп или классов. Так, в современном российском обществе наблюдается снижение социального статуса некогда престижных профессиональных групп и одновременно появление новых высокооплачиваемых групп, совершающих быстрое восхождение по иерархической социальной лестнице. Некоторые социологи выделяют также межпоколенную и внутрипоколенную мобильность. Первая предполагает сравнительное изменение социального статуса у различных поколений (например, сын рабочего становится инженером), вторая - изменение статуса в рамках одного поколения. Межпоколенная мобильность позволяет судить о степени перехода неравенства от одного поколения к другому. Если такая мобильность невысока, то это означает, что неравенство в данном обществе пустило глубокие корни и у человека мало шансов изменить свою судьбу. В случае высокой межпоколенной мобильности люди, как правило, достигают нового статуса благодаря собственным усилиям. Для количественной оценки процессов социальной мобильности обычно используют показатели ее скорости и интенсивности. Один из авторов теории стратификации П. Сорокин определял скорость мобильности как вертикальную социальную дистанцию, которую индивид проходит в его движении вверх или вниз за определенный промежуток времени. Приведем пример. Два молодых специалиста после окончания института приходят на работу. В течение пяти лет один из них становится заведующим отделом, другой поднимается до должности старшего инженера. В данном случае скорость мобильности у первого выше, так как он за указанный промежуток времени преодолел больше статусных уровней. Под интенсивностью мобильности понимается число индивидов, меняющих социальные позиции в вертикальном или горизонтальном направлении за определенный промежуток времени. Число таких индивидов в какой-либо социальной общности дает абсолютную интенсивность мобильности, а их доля в общей численности, данной социальной общности показывает относительную мобильность. Процесс мобильности часто рассматривается с точки зрения взаимосвязи ее скорости и интенсивности. Для этого используется совокупный индекс мобильности для данной социальной общности. Таким путем можно сравнить одно общество с другим и выяснить, в каком из них показатели мобильности выше. Такой индекс может быть рассчитан для экономической, профессиональной или политической области деятельности. Социальная мобильность - важная характеристика общества, показатель степени его открытости. В открытом обществе высоко ценится достигнутый статус, и существуют относительно широкие возможности для перехода из одной социальной группы в другую. Закрытое общество оказывает предпочтение предписанному статусу и всячески затрудняет переходы из одного социального слоя в другой. Примером социальной стратификации закрытого типа может служить кастовая система в Индии, которая юридически была отменена лишь в 1950 г. Современное общество предполагает подвижную систему стратификации и характеризуется высокими показателями социальной мобильности. Это связано, прежде всего, с потребностями социально-экономического и научно-технического развития, с необходимостью постоянного притока на ключевые социальные позиции высокообразованных специалистов и профессионалов, способных «генерировать идеи» и решать сложные задачи управления общественными процессами. Возможности социальной мобильности зависят как от социально-политической и экономической организации общества, так и от самого индивида, его способностей и личностных качеств. Способы преодоления барьеров в процессе социальных перемещений называют каналами социальной мобильности. Основные из них - получение образования, повышение квалификации, политическая карьера, предпринимательская деятельность, воинская служба, социально-территориальные перемещения (миграция), изменение социального окружения, брак с представителями более высокой статусной группы и др. В современном обществе особое значение приобретает образование, институты которого выполняют роль своеобразного «социального лифта», обеспечивающего вертикальную мобильность. Эта роль значительно возрастает в условиях перехода от индустриального общества к постиндустриальному (информационному), где научные знания и информация становятся решающим фактором экономического и социального развития. Процессы, связанные с высокой мобильностью в обществе, могут порождать определенные проблемы и противоречия. Переход на более высокую социальную позицию приводит не только к получению благ и привилегий, но и к росту ответственности. Не все люди морально готовы к повышению социального статуса, поскольку это предполагает новые обязанности и дополнительные нагрузки. Довольно проблематичен и сам процесс освоения новых манер, принятых в данной социальной группе, этикета и типов взаимоотношений. Не все могут приспособиться к новой ситуации, а это приводит к стрессам и снижению качества исполнения социальной роли. Кроме того, индивид, добившийся высокого статуса в обществе, испытывает страх перед возможностью социального падения, утраты достигнутых социальных позиций. Статусное беспокойство наиболее характерно для представителей среднего класса, ряды которого пополняют преимущественно выходцы из низших слоев общества. По причине социальной мобильности распадаются многие первичные группы. Так, если в дружеском кругу рабочих один из них становится мастером и начинает руководить действиями своих товарищей, то дружеские связи и отношения почти немедленно прекращаются. Особенно негативные последствия для индивида имеет нисходящая вертикальная мобильность. Социальное падение разрывает первичные связи с друзьями, многими родственниками, может разбивать семьи, возводить барьеры между родителями и детьми. Таким образом, социальная мобильность может принимать самые различные формы и порой носить противоречивый характер. Если общество позволяет индивидам двигаться вверх по социальной лестнице, относительно свободно преодолевая барьеры между слоями, то это вовсе не означает, что всякий человек, обладающий талантами и мотивацией, может легко преодолеть этот путь. Не каждый способен адаптироваться к новой социальной группе, налаживать новые связи и бороться со страхом, потерять свой новый статус. И, тем не менее, свободное перемещение в социальном пространстве — единственный путь развития для сложного общества, в противном случае его ожидает рост напряжения и конфликтов во всех сферах общественной жизни.
Понятие маргинальности.
Социальная мобильность может сопровождаться маргинальностью, под которой понимается «пограничное», промежуточное, структурно неопределенное состояние социального субъекта. К маргиналам относятся индивиды и группы, исключенные из системы привычных социальных связей и находящиеся на границах социальных слоев и структур. Среди маргиналов могут быть этномаргиналы, появившиеся в результате миграции в чужую этническую среду; биомаргиналы, чье здоровье перестает быть предметом заботы со стороны государства; социомаргиналы, связанные с незавершенностью социального перемещения; экономические маргиналы, порожденные потерей работы и материального благополучия; политические маргиналы, утратившие общепринятые нормы и ценности политической культуры; религиозные маргиналы, стоящие вне традиционных конфессий и др. В целом маргиналы испытывают большое психологическое напряжение и переживают своеобразный кризис самосознания, связанный с утратой социальной идентичности. У них могут проявляться такие черты, как повышенное беспокойство, возбудимость, агрессивность, стремление обойти зако и т.д. Процессы маргинализации получили заметное распространение в современном российском обществе, что способно привести к его дестабилизации. В настоящее время в России значительные масштабы приобрел такой вид социальной мобильности, как миграция - процесс перемещения людей, связанный с изменением места жительства. Выделяют три основных фактора, способствующих перемене места жительства: выталкивание, притяжение и пути миграции. 1. Выталкивание вызывается тяжелыми условиями существования индивида в его родных местах. Это связано с серьезными |
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |