Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Основные направления движения общества: прогресс, регресс.

 

Под социальным развитием понимается такое изменение общества, которое приводит к появлению новых общественных отношений, институтов, норм и ценностей.

Социальному развитию как реальному процессу присущи три характерные черты — необратимость, направленность и за­кономерность.

Необратимость означает постоянство процессов накопления, количественных и качественных перемен, направленность - те линии, по которым совершается это накопление, закономер­ность - не случайный, а необходимый процесс накопления та­ких перемен.

Принципиально важная характеристика социального разви­тия - период времени, в течение которого осуществляется разви­тие. Необходимо также учитывать, что основные черты социаль­ного развития выявляются только по прошествии определенного времени. Результатом процесса социального развития является новое количественное и качественное состояние социального объекта, изменение его структуры и организации.

В социологии по-разному решается вопрос о причинах и факторах социального развития. Представители конфликтологи­ческого направления исходят из признания решающей роли социального конфликта в развитии общества.

Значение конфликта современные конфликтологи видят в том, что он предотвращает консервацию и стагнацию общества и ведет к его обновлению.

К этому направлению относится и марксистская социология, которая главный источник социального развития усматривает в единстве и борьбе противоположностей внутри любого социаль­ного явления или процесса. В экономической сфере - это конф­ликт между производительными силами и производственными отношениями, в социально-политической - борьба антагонис­тических классов и их партий, в духовной - борьба противопо­ложных идеологий, выражающая непримиримость соответству­ющих классовых интересов.

Сторонники структурного функционализма считают, что социальное развитие обусловлено внутренним взаимодействием тесно связанных элементов социальной системы. Стабильность в рамках «социального равновесия» не исключает изменений в обществе. При этом социальные изменения функционалисты рассматривают как «подвижное равновесие», которое может от­носиться к любой социальной системе. Задача институтов конт­роля и стабилизации, по их мнению, как раз и состоит в том, чтобы с помощью правовых норм упорядочивать общественные отношения и тем самым предотвращать социальные конфликты. В случае же возникновения конфликтов в обществе необходимо урегулировать их так, чтобы это не дезинтегрировало всю соци­альную систему.

С понятием «социальное развитие» тесно связано понятие «социальный прогресс». Социальный прогресс предполагает та­кую направленность социального развития, для которой характе­рен переход от низших форм к высшим, от менее совершенных к более совершенным. В целом под социальным прогрессом пони­мается совершенствование социального устройства общества и улучшение условий жизни человека.

Для определения прогрессивности того или иного общества в социологии традиционно использовались два наиболее общих критерия: 1) уровень производительности труда и благосостоя­ние населения; 2) степень свободы личности. Однако в совре­менных условиях, по мнению ряда социологов, эти критерии со­циального прогресса нуждаются в уточнении и дополнении.

Первый критерий социального прогресса в целом продолжа­ет сохранять свое значение в качестве показателя, отражающего состояние экономических и социальных сфер жизнедеятельнос­ти общества. Хотя при этом необходимо учитывать принципи­альные изменения, которые происходят в данных сферах. Так, по мере формирования и развития постиндустриального обще­ства значительно возрастает роль интеллектуального труда, а также различных видов деятельности в сфере социального обеспечения и обслуживания. Если в индустриальном обществе главным показателем благосостояния населения является уро­вень потребления, то в постиндустриальном — качество жизни, измеряемое услугами в области здравоохранения, просвещения, образования, культуры, спорта и т.д. С изменением соотношения физического и умственного труда, пропорций сфер занятости, показателей благосостояния населения усложняется проблема выведения усредненного социально-экономического критерия для определения прогрессивности общества. Это требует разра­ботки специальных систем социальных показателей, которые могут служить основой для оценки состояния того или иного общества. Такая работа ведется в настоящее время российскими социологами, в частности, в Институте социально-политичес­ких исследований РАН.

Второй критерий - степень свободы личности - в течение продолжительного времени считался комплексно отражающим прогрессивность социально-политических изменений в обще­стве. Однако современные социологические исследования пока­зывают, что человек сегодня нуждается не только в свободе, но и в ответственности. В связи с этим второй критерий прогресса может опре­деляться как уровень развития социально-политических средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей членов общества в свободе и ответственности.

Наконец, российские социологи все чаще высказывают точку зрения о необходимости критерия, который отражал бы духовно-нравственные, ценностно-мотивационные аспекты экономичес­кой и социально-политической деятельности людей. В результате в социологии сегодня выявляется третий общий критерий соци­ального прогресса — уровень нравственности в обществе. Именно этот показатель может стать интегральным критерием социального прогресса.

Конечно, выделение этих критериев далеко не исчерпывает многообразия подходов к проблеме оценки социального про­гресса. В мировой социологии выдвигались и другие критерии прогрессивности общества, такие, как уровень знаний, степень дифференциации и интеграции общества, характер и уровень социальной солидарности, рост производительных сил и сте­пень освобождения человека от действия стихийных сил приро­ды и общества и др.

В настоящее время все больше внимания уделяют разработке конкретных показателей общественного прогресса, таких как уровень развития: производства, распреде­ления и услуг; науки и информатизации; жизненного стандарта; средней продолжительности жизни; социальных и политичес­ких прав и свобод личности и т.д.

В целом ведущей тенденцией является стремление придать критериям социального прогресса гуманистический смысл. От­мечая противоречивый характер становления современной ци­вилизации, социологи считают, что перспективы ее развития бу­дут позитивны лишь в том случае, если в центре ее в XXI в. окажутся не машины, а люди. Прогрессивными могут быть при­знаны такие изменения, которые способствуют подлинной гар­монии между личностью, обществом и природой.

 

Вопросы для самоподготовки

 

1. Раскройте содержание понятий «Социальное развитие» и «Социальный прогресс» в социологической науки.

2. Какие существуют точки зрения на процессы развития общества?

3. Охарактеризуйте основные формы развития общества.

4. Выделите основные направления развития общества.

5. Дайте типологию и эволюцию обществ, принятых в социологии.

 

Литература

1. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология. М., 2005.

2. Зборовский Г.Е., Орлов Л.П. Социология. М., 2010.

3. Казаринова Н.В., Филатова О.Г., Хренов А.Е. Социология. М., 2003.

4. Комаров М.С. Введение в социологию. М., 1994.

5. Кравченко А.И. Социология. М., 2001. Разд. II, IV.

6. Общая социология / Под ред. А.Г. Эфендиева. М., 2000.

7. Социология / Под ред. В.Н. Лавриненко. М., 2000.

8. Социология / Под ред. А.В. Миронова, В.В. Панфёровой, В.М. Утенкова. М,. 1996.

9. Социология / Под ред. Г.В. Осипова, Л.И. Москвичёва. М., 1996.

10. Тадевосян Э.В. Социология. М., 1996.

11. Тощенко Ж.Т. Социология. М., 1998.

12. Фролов С.С. Социология. М., 1996.

13. Карцева В.Г. Основы социологии. М., 1997.

14. Козлова О.Н. Социология. Учеб. пособ. М.: Омега-Л, 2004.

15. Лапин Н.И. Эмпирическая социология в Западной Европе. Учеб. пособ. М.: ГУ ВШЭ, 2004.

 

Литература для дополнительного чтения.

1. Аверин А.Н. Социальная политика органов местного самоуправления в муниципальном образовании. М., 2004.

2. Гидденс Э. Социология. М., 1999.

3. зарубина Н.Н. Социокультурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М., 1994.

5. Радаев В.В. Экономическая социология. М., 1997.

6. Радаев В.В., Шкаратин О.Н. Социальная стратификация. М., 1995.

7. Смелзер Н. Социология. М., 1998.

8. Социальная структура и социальная стратификация. М.,1992.

9. Трансформация социальной структуры и стратификация российского общества. М., 1998.

10. Социология. Учебник. СПБ.: Союз, 2003.

11. Шкаратан О.И. Российский порядок: Вектор перемен. М., Вита-пресс, 2004.

 

Методические рекомендации по изучению разделов самостоятельно.

Законспектируйте каждый раздел по предложенному плану. (Алгоритм работы тот же, что и при изучении лекций. См. выше.)

 

Тема 1. Социология как наука. Социологические исследования. Объект, субъект и предмет социологии. Элементы социологического знания. Уровни социологического знания. Социальные законы и категории. Основные функции и методы социологии в современном обществе. Социологические исследования . Программа исследования. Цели, объекты и предметы исследования. Методы исследования. Место социологии в структуре социо-гуманитарных дисциплин. Тема 2. Социология общества.   Общество как социальная система. Критерии, признаки, черты общества: территория, способность поддерживать и воспроизводить внутренние взаимосвязи, автономность и высокий уровень саморегуляции, большая интегрирующая сила, пополнение в основном за счет титульной нации, как социальная система. Основные подхода к пониманию общества как социального целого: системный, детерминистский (марксистский), функциональный и конфликтологический. Социологические теории марксизма. Марксистская концепция общественно-экономических формаций общества. Характеристика трех стадий развития общества – доиндустриального (традиционного), индустриального и постиндустриального (информационного). Теория культурно-исторических типов Н.Я.Данилевского, О.Шпенглера, А.Тойнби.   Тема 3. Социальная структура общества.   Социальная структура общества. Социальные группы как совокупности индивидов определенным образом взаимодействующих друг с другом. Виды социальных групп. Социальная стратификация. Понятие, исторические типы: рабство, касты, сословия, классы. Марксистское и современное понимание классов. Критерии деления на классы – высшие, средние, низшие. Стратификация в современной России. Социальная мобильность и ее виды. Социальная стратификация и мобильность в концепции П.Сорокина. Понятие маргинальности в отечественной социологии. Причины, источники и состав маргинальных групп. Маргинальная личность.   Тема 4. Социология личности. Понятие человека и личности в социологии. Основные подходы, теории и концепции личности: социальных типов М.Вебера, психологическая теория З.Фрейда, Марксистская теория личности. Ролевые теории личности. Теория символического интеракционизма. Структура личности: биологические и социальные начала. Социологические типологии личности. Идеальная и нормативная личность. Иерархия потребностей личности в концепции А.Маслоу. Понятие социализации личности, ее цели и задачи. Первичная и вторичная социализация личности. Адаптация и интериоризация личности. Интегральный статус. Предписанный, приобретенный статус. Социальные функции. Социальный и личный статус, социальный престиж.  
Тема 5. Социология семьи.   Понятие семьи. Возникновение, исторические формы семьи и брака. Функции и тенденции семьи. Семья как социальный институт. Мотивы брака и причины развода. Проблемы стабильности семьи.   Тема 6. Этносоциология .  
Этнос: сущность, виды, подходы к пониманию. Особенности этнических отношений народов России. Национальный вопрос как совокупность экономических, политических, правовых, идеологических, религиозных и других проблем. Межнациональный конфликт, его уровни, причины возникновения, факторы формирования, цели и возможные результаты.  

Список литературы представлен в рабочей программе.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...